г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2023 г. |
Дело N А56-43248/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Тарасовой М.В.,
судей Герасимовой Е.А., Кротова С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Цивилевой Т.Е.
при участии:
от Управления ФНС по Санкт-Петербургу - представителя Загидуллиной Л.И. по доверенности от 22.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной Инспекции ФНС N 21 по Санкт-Петербургу (регистрационный номер 13АП-29047/2023) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2023 по делу N А56-43248/2023 (судья Терешенков А.Г.), принятое по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной Инспекции ФНС N 21 по Санкт-Петербургу о признании ООО "НОРМАНН-ЗАКАЗЧИК" несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной Инспекции ФНС N 21 по Санкт-Петербургу (далее - уполномоченный орган) 05.05.2023 обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "НОРМАНН-ЗАКАЗЧИК" (далее - должник, ООО "НОРМАНН-ЗАКАЗЧИК") несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Решением арбитражного суда от 19.07.2023 заявление уполномоченного органа признано обоснованным, в отношении ООО "НОРМАНН-ЗАКАЗЧИК" открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, уполномоченный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт о прекращении производства по делу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы уполномоченный орган указывает, что отсутствие у ООО "НОРМАНН-ЗАКАЗЧИК" имущества, за счет стоимости которого возможно финансирование мероприятий конкурсного производства, делает процедуру убыточной для бюджета Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного заседания представитель уполномоченного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, обращаясь с заявлением о признании должника банкротом, уполномоченный орган, не указывая вид упрощенной процедуры, сослался на положения статей 227, 228, 230 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), предусматривающих порядок рассмотрения заявления о признании отсутствующего должника банкротом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве, и должно содержать информацию о наличии таких средств, с указанием источника финансирования.
Аналогичные требования установлены пунктом 2 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 573 от 21.10.2004.
В подпункте "а" пункта 2 названного Постановления определено, что финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа, осуществляется в соответствии со сметой расходов и доходов уполномоченного органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", по смыслу пункта 2 статьи 227 Закона о банкротстве при отсутствии финансирования процедур банкротства отсутствующего должника заявление о признании такого должника банкротом судом возвращается; дела о признании банкротом отсутствующих должников, возбужденные до вступления в силу Закона о банкротстве, по которым не принято решение о признании этого должника банкротом, подлежат прекращению производством.
Ранее ФНС России в лице Межрайонной Инспекции ФНС N 21 по Санкт-Петербургу уже обращалось с аналогичным заявлением о признании должника банкротом, которое определением от 23.08.2023 по делу N А56-75507/2021 было возвращено уполномоченному органу.
Обращаясь с настоящим заявлением, уполномоченный орган просил признать должника банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника (в отличие от предыдущего заявления) и указал в заявлении, что руководителем должника Бросалиным Борисом Петровичем не исполнена обязанность, предусмотренная статьей 9 Закона о банкротстве, по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, что влечет субсидиарную ответственность контролирующего должника лица по обязательствам общества.
В ходатайстве от 14.07.2023, поступившем в суд первой инстанции до даты судебного заседания, уполномоченный орган сослался на отсутствие у должника зарегистрированных объектов налогообложения, указал, что финансирование из бюджета не предусмотрено; одновременно, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя уполномоченного органа.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - постановление N 91), поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 Закона о банкротстве) к такой ответственности. В этом случае заявление должно быть принято арбитражным судом.
Из материалов дела не следует, что перед судом первой инстанции уполномоченным органом ставился вопрос о прекращении производства по делу о несостоятельности должника в соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве; на момент проверки обоснованности заявления в материалы дела не было представлено бесспорных и достаточных доказательств в подтверждение недостаточности имущества должника для покрытия расходов по делу о банкротстве. Правовые основания для его разрешения по инициативе суда при наличии обоснования наличия источника финансирования за счет привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности, также отсутствовали.
Учитывая, что уполномоченный орган в заявлении обосновал основания для привлечения конкретного лица - руководителя должника к субсидиарной ответственности, суд первой инстанции обоснованно рассмотрел заявление уполномоченного органа по существу и открыл конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.
Как разъяснено в пунктах 14 и 15 Постановления N 91, если в ходе рассмотрения дела о банкротстве, в том числе при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом, обнаружится, что имеющегося у должника имущества (с учетом планируемых поступлений) недостаточно для осуществления расходов по делу о банкротстве, судья по своей инициативе либо по ходатайству участвующего в деле лица назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу. О времени и месте указанного судебного заседания суд извещает должника, арбитражного управляющего, представителя собрания (комитета) кредиторов (при его отсутствии - всех конкурсных кредиторов и уполномоченные органы), представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника и конкурсного кредитора или уполномоченный орган, обратившихся с заявлением о признании должника банкротом.
В определении о назначении судебного заседания участвующим в деле лицам предлагается сообщить, согласны ли они осуществлять финансирование дальнейших расходов по делу о банкротстве, и разъясняется, что если никто из них не даст согласия на такое финансирование, производство по делу о банкротстве будет прекращено на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве. Согласие дается в письменном виде с указанием суммы финансирования.
Судья вправе обязать лицо, давшее согласие на финансирование расходов по делу о банкротстве, внести на депозитный счет суда денежные средства в размере, достаточном для погашения расходов по делу о банкротстве.
При наличии письменного согласия участвующего в деле лица (кроме уполномоченного органа) на финансирование дальнейших расходов по делу о банкротстве производство по делу о банкротстве на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве прекращению не подлежит и дело подлежит дальнейшему рассмотрению в общем порядке.
В отсутствие такого согласия либо при невнесении давшим его лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.
Принимая во внимание, что в настоящее время в рамках дела о банкротстве поступили заявления кредиторов о включении требований в реестр требований кредиторов, (заседание по обособленному спору N А56-43248/2023/тр.1 о включении требования ООО "Норманн-ЮГ" в реестр требований ООО "Норманн-ЮГ" назначено на 27.11.2023; заседание по обособленному спору N А56-43248/2023/тр.2 о включении требования ПАО "Донхлеббанк" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в реестр требований кредиторов назначено на 04.12.2023), вопрос о прекращении производства по делу не может быть решен иначе, чем в порядке, установленном в Постановлении N 91.
Апелляционный суд полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены верно, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2023 по делу N А56-43248/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Тарасова |
Судьи |
Е.А. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43248/2023
Должник: ООО "НОРМАНН-ЗАКАЗЧИК"
Кредитор: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 21 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, ООО "Норманн-ЮГ"
Третье лицо: Ассоциацию "Межрегиональная Северо-Кавказская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Содружество", ИФНС N15 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, к/у Макарова Г.Л, ППК "Роскадастр" по Санкт-Петербургу, ПАО "ДОНХЛЕББАНК"
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11638/2024
03.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3962/2024
19.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-44529/2023
16.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29047/2023
19.07.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-43248/2023