15 ноября 2023 г. |
Дело N А84-2141/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 15 ноября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой Ю.П.
при участии в заседании от:
Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и скверы" - Панибога Владимира Александровича, представителя по доверенности от 15.06.2023 N 58Д-23;
общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Чистый город" - Борзова Сергея Анатольевича, представителя по доверенности от 07.11.2023; Лозицкой Инны Владимировны, представителя по доверенности от 07.04.2023;
иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 июля 2023 года по делу N А84-2141/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (299029, Севастополь, проспект Генерала Острякова, 33, кв. 80; ОГРН 1159204026046, ИНН 9204556385)
к Государственному бюджетному учреждению города Севастополя "Парки и скверы" (299020, Севастополь, ул. Мельникова, 56; ОГРН 1169204061443, ИНН 9204563390),
обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие Чистый город" (299040, Севастополь, ул. Маршала Геловани, 1; ОГРН 1149204004168, ИНН 9204002193)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента городского хозяйства города Севастополя (299011, Севастополь, ул. Ленина, 2; ОГРН 1149204009932, ИНН 9204005268),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (295000, Республика Крым, Симферополь, ул. Александра Невского, 1; ОГРН 1149102010606, ИНН 9102007869)
о признании недействительным муниципального контракта
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс", истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению города Севастополя "Парки и скверы", обществу с ограниченной ответственностью "Предприятие Чистый город" о признании недействительными муниципальных контрактов на оказание услуг по санитарному содержанию территорий города Севастополя от 28.12.2022 N 88 ГК-22 и от 30.12.2022 N 97 ГК-22. Исковые требования мотивированы нарушением ответчиками требований действующего законодательства в сфере государственных закупок при заключении контрактов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Департамент городского хозяйства города Севастополя и Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10 июля 2023 года по делу N А84-2141/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорный контракт заключен неконкурентным способом - с единственным исполнителем и по максимальной цене, что имеет своим последствием не только вред, причиняемый бюджету в виде заключения контрактов по стартовым ценам, но также возможность увеличения или срыва сроков выполнения работ и оказания услуг, создает невозможность для участия других исполнителей, которые имеют возможность оказать услуги возможно более качественно и по меньшей стоимости. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 апелляционная жалоба истца принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Представители ответчиков против доводов апелляционной жалобы возражали.
Истец и третьи лица явку уполномоченных представителей в судебное заседание 08.11.2023 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
28 декабря 2022 года между Государственным бюджетным учреждением города Севастополя "Парки и скверы" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Предприятие Чистый город" (исполнитель), в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 20.05.2022 N 191-ПП "О мерах по реализации положений части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", протоколом заседания Комиссии Департамента городского хозяйства города Севастополя по согласованию закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в Перечне дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд города Севастополя у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)" от 27.12.2022 N 5, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" заключен контракт на оказание услуг по санитарному содержанию территорий города Севастополя N 88 ГК-22 (далее - Контракт N 88 ГК-22), согласно которому исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях Контракта услуги по санитарному содержанию территории города Севастополя, а заказчик обязуется принять и оплатить их.
Согласно пункту 1.2 Контракта N 88 ГК-22, состав и объем услуг определяется в описании объекта закупки (Приложение N 1) и Расчете цены (Приложение N 2).
Место оказания услуг: территория города Севастополь, в соответствии с Описанием объекта закупки, точный адрес указывается в заявке заказчика (пункт 1.3 Контракта N 88 ГК-22).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Контракта N 88 ГК-22, срок оказания услуг с 01.03.2023 по 31.12.2023.
Услуги оказываются по заявке заказчика в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1).
30 декабря 2022 года между Государственным бюджетным учреждением города Севастополя "Парки и скверы" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Предприятие Чистый город" (исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по санитарному содержанию территорий города Севастополя N 97 ГК-22 (далее - Контракт N 97 ГК-22), согласно которому состав и объем услуг определяется в описании объекта закупки (Приложение N 1) и Расчете цены (Приложение N 2).
Место оказания услуг: территория города Севастополь, в соответствии с Описанием объекта закупки, точный адрес указывается в заявке заказчика (пункт 1.3 Контракта N 97 ГК-22).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Контракта N 97 ГК-22, срок оказания услуг с 01.01.2023 по 28.02.2023.
Услуги оказываются по заявке заказчика в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1).
Полагая, что ответчиками спорные контракты заключены с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также о защите конкуренции, истец обратился с настоящим иском в суд.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
В целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлены особенности заключения, изменения, расторжения государственных и муниципальных контрактов, их исполнения и ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В частности, Законом N 44-ФЗ установлены правила осуществления государственными и муниципальными заказчиками закупок преимущественно с использованием конкурентных процедур, а также установлен исчерпывающий перечень случаев, допускающих возможность совершения закупки посредством внеконкурентной процедуры, в том числе, у единственного поставщика.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 ГК РФ, торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
В данном случае закупка осуществлена заказчиком путем размещения заказа у единственного поставщика. Статья 93 Закона N 44-ФЗ устанавливает перечень случаев, когда заказчик вправе осуществлять закупку у единственного участника.
У единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчиком может осуществляться закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Для заказчиков Республики Крым и города Севастополя предусмотрены дополнительные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) содержащиеся в частях 66, 67 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, в части осуществления закупок оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по содержанию автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по благоустройству территорий для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, установленном Законом о контрактной системе, или осуществление выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренного статьей 24 Закона N 44-ФЗ, в порядке, который согласован с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и установлен нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В соответствии с пунктом 3.2. СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46) установлено, что решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в целях обеспечения соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
Таким образом, положениями части 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ предусмотрено установление дополнительной возможности осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании решения и в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории.
В целях реализации положений части 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ постановлением Правительства города Севастополя от 20.05.2022 N 191-ПП "О мерах по реализации положений части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вместе с "Перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд города Севастополя у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)", "Порядком осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в Перечне дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд города Севастополя у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)") был утвержден перечень дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд города Севастополя.
Согласно пункту 3 указанного перечня дополнительным случаем осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является санитарная очистка территории города Севастополя. Заказчики осуществляют закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика в соответствии с Порядком, установленным Разделом 2 постановления Правительства N 191-ПП, в случаях, установленных Перечнем, при наличии заключения Комиссии по согласованию закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Комиссия) о возможности осуществления закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика.
Комиссия создается главным распорядителем бюджетных средств города Севастополя (далее - ГРБС), состав и положение утверждается правовым актом ГРБС.
Указанная Комиссия создана и утверждена приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 05.07.2022 N 197-ОД "О создании комиссии Департамента городского хозяйства города Севастополя по согласованию закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в Перечне дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд города Севастополя у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденном постановлением Правительства Севастополя от 20.05.2022 N 191-1111".
Таким образом, нормативное регулирование данных правоотношений позволяло заказчику услуг - ГБУ "Парки и скверы", осуществить закупку данного вида услуг у единственного поставщика.
12 декабря 2022 года в Приказ Департамента городского хозяйства города Севастополя от 24.05.2019 N 228-ОД "Об утверждении перечня мест общего пользования и перечня мероприятий по благоустройству, проводимых на их территории за счет средств бюджета города Севастополя, и признание некоторых приказов Департамента городского хозяйства города Севастополя утратившими силу" (далее - Приказ N 228-ОД) были внесены изменения, в соответствии с которыми на санитарное содержание ГБУ "Парки и скверы" были переданы территории Нахимовского, Ленинского, Гагаринского районов, ранее обслуживаемых муниципалитетами.
В связи со срочностью осуществления закупки ГБУ "Парки и скверы" приняло решение о заключении контракта на санитарное содержание территорий города Севастополя с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с постановлением Правительства N 191-1111. При выборе исполнителя для оказания услуг по санитарному содержанию ГБУ "Парки и скверы", в том числе, изучило рынок исполнителей, оказывающих аналогичные услуги в городе Севастополе.
ГБУ "Парки и скверы" установлено, что ООО "Предприятие Чистый город" имеет опыт выполнения контрактов по санитарной очистке и санитарному содержанию территорий города Севастополя на суммы контрактов до 600 млн рублей.
Для подготовки расчета начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) учреждением были разосланы запросы ценовой информации 6 организациям занимающимся санитарным содержанием и очисткой и получены 3 коммерческих предложения; наименьшая цена на оказание услуг по санитарному содержанию территорий города Севастополя была предложена ООО "Предприятие Чистый город".
С целью согласования осуществления закупки услуг по санитарному содержанию территории ГБУ "Парки и скверы" направило в Комиссию предложение о заключении контракта на осуществление закупки услуг у единственного исполнителя, по форме согласно Приложению N 1 к Порядку, утвержденному постановлением Правительства N 191-1111, с приложением необходимого комплекта документов. Документы и информация, представленные ГБУ "Парки и скверы", были рассмотрены Комиссией, по результатам рассмотрения было принято решение о согласовании осуществления закупки услуг по санитарному содержанию у единственного поставщика.
На основании изложенного, основания для признания контрактов от 28.12.2022 N 88 ГК-22 и от 30.12.2022 N 97 ГК-22 на оказание услуг по санитарному содержанию территорий города Севастополя у суда отсутствуют.
В соответствии с принципом обеспечения конкуренции, установленным частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
С учетом установленного частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрета на совершение любых действий, ограничивающих конкуренцию, формальное соответствие оспариваемых сделок ограничениям, установленным пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N44-ФЗ, само по себе не исключает постановки вопроса о их недействительности, в связи с чем по иску об оспаривании таких сделок подлежит установлению факт их соответствия части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права. Каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств того, что при совершении оспариваемых сделок допущены нарушения запрета, установленного частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ, в материалах рассматриваемого дела не содержится.
Довод апеллянта, что заключенными контрактами нарушены его права не принимается судом, поскольку доказательств его соответствия требованиям, предъявляемым к исполнителю, наличие у него соответствующего опыта апеллянт не имеет, суду не представил.
Доводы заявителя апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, они опровергаются материалами дела, не содержат фактов, которые в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, основаны на ошибочном толковании правовых норм.
Судом апелляционной инстанции основания для переоценки доказательств не установлены. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права истолкованы и применены судом правильно.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно нормам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению заявителю жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 июля 2023 года по делу N А84-2141/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2141/2023
Истец: Общество с гораниченной ответственностью "Прогресс"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение города Севастополя "Парки и скверы", ООО "Предприятие Чистый город"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Управление Федеральной Антимонопольной Службы по Республике Крым и г. Севастополю