г. Пермь |
|
21 ноября 2023 г. |
Дело N А50-14834/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Герасименко Т.С.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края, принятое в порядке упрощенного производства.
от 25 августа 2023 года
по делу N А50-14834/2023
по заявлению Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" (ОГРН 1025901366248, ИНН 5906031511)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
о признании недействительным решения от 15.05.2023 N 590023400043403 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, снижении размера штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальное учебно-воспитательное учреждение "Уральское подворье" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Фонд, Отделение) о признании недействительным решения от 15.05.2023 N 590023400043403 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного 2 законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть подписана 14.08.2023, мотивированное решение вынесено 25.08.2023), заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Фонд указывает, что судом при вынесении судебного акта допущены существенные нарушения норм материального права.
Судом первой инстанции, по мнению апеллянта, не учтены следующие обстоятельства. 01.02.2023 Отделением Фонда для подтверждения сведений о праве застрахованного лица на пособие по временной нетрудоспособности по ЭЛН N 910157890889 за счет средств отделения Фонда посредством электронного взаимодействия через СЭДО был направлен запрос о процессе N159883896. Срок ответа на запрос - 06.02.2023 Страхователь направил ответ на запрос отделения Фонда 10.02.2023, то есть после истечения трехдневного срока, установленного п. 22 Правил N 2010. Как следует из ходатайства Учреждения от 27.04.2023 г. N 01-21-304 в феврале 2023 в программе ЗиКГУ ЕИС УФХД ПК произошел технический сбой, в результате которого запрос N159883896 поступил в Учреждение только 10.02.2023. Таким образом, Учреждение подтверждает факт несвоевременного получения запроса отделения Фонда о процессе N159883896. В свою очередь отделением фонда был направлен запрос в службу технической поддержки СФР, ответ на который содержит сведения о поступлении запроса о процессе N 159883896 в программное обеспечение страхователя 01.02.2023. Следовательно, довод заявителя о том, что запрос от отделения фонда им получен только 10.02.2023, не соответствует фактическим обстоятельствам. Исковое заявление не содержит сведений о том, какие меры предприняты Учреждением для своевременного исполнения обязанности, предусмотренной ч.8 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, а также об уважительности причин бездействия страхователя после получения сведений о закрытом листке нетрудоспособности. Технический сбой в программном обеспечении юридического лица, осуществляющего обмен сведениями в электронном виде между страхователем и страховщиком, не является обстоятельством, которое в соответствии с п. 1 ст. 26.26 Закона N 125-ФЗ может быть оценено как смягчающее обстоятельство.
Учреждением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (20.11.2023).
Из материалов дела следует, что Учреждение является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем/застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение за период с 01.02.2023 по 28.02.2023, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока представления сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Патокиной Н.С. (при сроке представления не позднее 06.02.2023, сведения фактически представлены 10.02.2023). Указанное обстоятельство нашло отражение в акте от 05.04.2023.
15.05.2023 по результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение N 590023400043403, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Считая, что решение Фонда от 15.05.2023 N 590023400043403 не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 названного Закона).
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования в отношении страхователей, которым в данном случае является учреждение.
Частью 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлен нормами Закона N 255-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за 5 счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено настоящей статьей.
Правила получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 (далее - Правила, правила N 2010).
Согласно пункту 3 Правил информационное взаимодействие страхователей и страховщика в электронном виде осуществляется с использованием системы электронного документооборота страховщика.
В соответствии с пунктами 17, 19 Правил после размещения электронного листка нетрудоспособности в государственной информационной системе "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - информационная система страховщика) и завершения идентификации застрахованного лица и подтверждения факта его трудоустройства у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) оператор информационной системы страховщика направляет информацию об открытии электронного листка нетрудоспособности страхователю (страхователям) с использованием системы электронного документооборота.
Согласно пункту 22 Правил страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика необходимые сведения для назначения и выплаты пособий.
Сведения, указанные в пункте 22 настоящих Правил, размещаются страхователем в объеме, указанном в запросе страховщика, который направляется страхователю одновременно с данными о закрытии электронного листка нетрудоспособности. При наличии у страховщика этих сведений они не запрашиваются у страхователя (пункт 23 Правил).
При этом в соответствии с пунктом 10 Правил в случае представления не в полном объеме страховщику сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня их получения вручает страхователю либо в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, застрахованному лицу (лицу, добровольно вступившему в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) под расписку либо направляет в электронной форме или по почте заказным письмом извещение о представлении недостающих сведений и документов по форме, утверждаемой страховщиком.
Страхователю либо в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, застрахованному лицу (лицу, добровольно вступившему в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), представившим страховщику неполные сведения и документы в электронной форме, извещение направляется в электронной форме.
При получении извещения в электронной форме страхователь или в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, застрахованное лицо (лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) подтверждает в электронной форме его получение в течение 3 рабочих дней со дня получения такого извещения. В случае отсутствия подтверждения о получении извещения страховщик в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для такого подтверждения, направляет извещение по почте заказным письмом. 7
Извещение, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма.
Страхователь или в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, застрахованное лицо (лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) представляет страховщику недостающие сведения и документы в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.
В случае представления застрахованным лицом (лицом, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) не в полном объеме страховщику сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, в электронной форме с использованием единого портала страховщик направляет извещение в электронной форме в личный кабинет указанного лица на едином портале.
Подтверждение получения извещения и представление недостающих сведений и документов также осуществляются с использованием единого портала.
Нарушение страхователем установленного срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет ответственность на основании части 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Согласно статье 26.22 Закона N 125-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается виновное совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) страхователя, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно (если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)) или по неосторожности (если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших 8 вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать), что следует из частей 1 - 3 статьи 26.24 названного Закона.
При этом частью 4 статьи 26.24 Закона N 125-ФЗ вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.
К обстоятельствам, исключающими вину лица в совершении правонарушения, статья 26.25 Закона N 125-ФЗ относит в том числе иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения; при наличии таких обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
По смыслу пунктов 10, 22, 23 Правил обязанность по размещению в информационной системе страховщика необходимых сведений для назначения и выплаты пособий поставлена в зависимость от факта получения страхователем запроса страховщика (Фонда). При наличии у страховщика этих сведений они не запрашиваются у страхователя.
Судом первой инстанции установлено, Фондом не оспорено, что Учреждение и Патокина Н.С. (работник) состоят в трудовых отношениях.
С 18.01.2023 по 01.02.2023 Патокина Н.С. находилась на больничном листе. Период нетрудоспособности подтвержден электронным листом нетрудоспособности N 910157890889.
01.02.2023 в автоматическом режиме страхователю направлен запрос сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности Патокиной Н.С. Информационная система страховщика присвоила процессу по данному страховому случаю N 159883896.
Электронный листок нетрудоспособности N 910157890889, оформленный на имя Патокиной Н.С., закрыт лечебным учреждением 01.02.2023.
01.02.2023 Фонд для подтверждения сведений о праве застрахованного лица на пособие по временной нетрудоспособности посредством электронного документооборота направил запрос в проактивном процессе N 159883896.
Согласно представленным страхователем сведениям для электронного взаимодействия с Фондом Учреждение использует подсистему ЗиКГУ ЕИС УФХД ПК.
В соответствии с журналом регистраций событий ЗиКГУ ЕИС УФХД ПК за период с 01.02.2023 по 11.02.2023, а также историей изменений документа "Входящий запрос ФСС для расчета пособия от 01.02.2023" спорный запрос получен страхователем 10.02.2023.
В период с 01.02.2023 по 09.02.2023 пользователь запускал обмен по проактивному процессу, однако данные по процессу N 159883896 загружены в систему страхователя только 10.02.2023 в 08:16:34.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у заявителя отсутствовала объективная возможность направить в адрес Фонда сведения для назначения пособия по временной нетрудоспособности Патокиной Н.С. по электронному листку нетрудоспособности N 910157890889 до 10.02.2023. Возможность обработки указанного запроса возникла у страхователя не ранее его получения, то есть 10.02.2023.
Сведения для назначения и осуществления выплаты пособия по временной нетрудоспособности направлены в адрес Фонда по преактивному процессу в тот же день, 10.02.2023.
Суд первой инстанции, принимая решение, обоснованно руководствовался тем, что до получения запроса страховщика обязанность по размещению сведений для назначения и выплаты пособий у страхователя отсутствует. Таким образом, возникновение у страхователя обязанности по размещению сведений связано не с датой направления запроса Фондом, а с датой его получения страхователем, поскольку только после получения соответствующего запроса у страхователя появляется объективная возможность для исполнения требований закона, на что правомерно указал суд первой инстанции.
С учетом изложенного оспариваемое решение фонда правомерно признано недействительным, как не соответствующее действующему законодательству.
Доводы апеллянта, касающиеся отсутствия технических сбоев в системе опровергаются материалами дела.
В соответствии с письмом ГКУ "ЦБУиО" (учреждение, оказывающее заявителю услуги по ведению бухгалтерского (бюджетного), налогового, статистического учета, планированию финансово-хозяйственной деятельности и составлению отчетности) N 01.01-04-276 "О направлении информации", направленного в адрес заявителя 26.05.2023 г., при загрузке электронного листка нетрудоспособности и запроса по проактивному процессу N 159883896 в программе ЗиКГУ ЕИС УФХД ПК произошел технический сбой.
В связи с наличием технического сбоя, связанного с загрузкой документов от ответчика в программе ЗиКГУ ЕИС УФХД ПК, заявитель получил электронный листок нетрудоспособности и запрос по проактивному процессу N 159883896 только 10.02.2023 г., что подтверждается письмом ГБУ ПК "ЦИР ПК" от 31.05.2023 г. N 20-08-01-03исх-176 "О направлении информации по СЭДО ФСС в ЕИС УФХД ПК", в котором указана фактическая дата получения заявителем запроса по проактивному процессу N 159883896.
Получение заявителем запроса по проактивному процессу N 159883896 10.02.2023 г. также подтверждается историей изменения документа "Входящий запрос ФСС для расчета пособия от 01.02.2023 г.", в которой указана дата загрузки документа в ЗиКГУ ЕИС УФХД ПК - 10.02.2023 г. в 08:16:34, эта дата и является датой получения заявителем запроса по проактивному процессу N 159883896, на что указано выше.
Кроме того, данные "Журнала регистрации событий за период с 01.02.2023 г. - 11.02.2023 г." ЗиКГУ ЕИС УФХД ПК свидетельствуют о том, что пользователи регулярно запускали обмен по проактивному процессу за период с 01.02.2023 г. по 09.02.2023 г., однако данные по процессу N 159883896 не поступали.
С учетом этого соответствующие доводы заинтересованного лица обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Всем доводам заявителя суд первой инстанции дал надлежащую оценку, верно установил фактические обстоятельства дела на основании совокупности доказательств, представленных в материалы дела лицами, участвующими в деле. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы жалобы об обратном суд апелляционной инстанции отклоняет на основании вышеизложенного.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы отделение Фонда на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края, в порядке упрощенного производства (резолютивная часть подписана 14.08.2023, мотивированное решение вынесено 25.08.2023), по делу N А50-14834/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14834/2023
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ (ОБЩЕСТВЕННО-ОПАСНЫМ) ПОВЕДЕНИЕМ "УРАЛЬСКОЕ ПОДВОРЬЕ"
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю