г. Чита |
|
21 ноября 2023 г. |
Дело N А10-2726/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Каминского В.Л., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Бурятской таможни и Дальневосточной оперативной таможни на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2023 года по делу N А10-2726/2023 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) об отмене постановлений Бурятской таможни (ОГРН 1020300891346, ИНН 0323053338) по делам об административных правонарушениях от 08, 14, 15, 17 февраля 2023 года, решений Дальневосточной оперативной таможни (ОГРН 1032501276609, ИНН 2536072201) от 25, 26 апреля, 10, 11 мая 2023 года,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Маликовой Ю.В., представителя по доверенности от 23.10.2023, Барсук М.П., представителя по доверенности от 23.10.2023,
от заинтересованных лиц:
от Бурятской таможни: Харпухаева Д.М., представителя по доверенности от 20.12.2022, Лебедева Д.С., представителя по доверенности от 20.12.2022,
от Дальневосточной оперативной таможни: Хозеевой Т.А., представителя по доверенности от 23.12.2022, Сабуровой Н.Г., представителя по доверенности от 23.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Бурятской таможне (далее - заинтересованного лицо, Бурятская таможня) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10718000-212/2023 от 15 февраля 2023 года, решение Дальневосточной оперативной таможни (далее - Дальневосточная оперативная таможня) от 25 апреля 2023 года N 10710000/109ю/16Б.
Определением суда от 16 мая 2023 года заявление принято к производству арбитражного суда с рассмотрением в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 05 июля 2023 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Определением от 30 августа 2023 года дела N N А10-2720/2023, А10-2721/2023, А10-2726/2023, А10-2731/2023, А10-2732/2023, А10-2734/2023, А10-2735/2023, А10- 2736/2023, А10-2737/2023, А10-2738/2023, А10-2739/2023, А10-2740/2023, А10-2741/2023, А10-2742/2023, А10-2743/2023, А10-2744/2023, А10-2745/2023, А10-2746/2023, А10- 2747/2023, А10-2748/2023, А10-2749/2023, А10-2751/2023, А10-2752/2023, А10-2755/2023, А10-2761/2023, А10-2988/2023, А10-2989/2023, А10-2990/2023, А10-2991/2023, А10- 2992/2023, А10-2995/2023, А10-2996/2023, А10-2998/2023, А10-2999/2023, А10-3000/2023, А10-3002/2023, А10-3003/2023, А10-3004/2023, А10-3013/2023, А10-3014/2023, А10- 3015/2023, А10-3017/2023, А10-3019/2023, А10-3022/2023, А10-3024/2023, А10-3025/2023, А10-3026/2023, А10-3030/2023, А10-3031/2023, А10-3032/2023, А10-3034/2023, А10- 3035/2023, А10-3036/2023, А10-3037/2023, А10-3038/2023, А10-3040/2023 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением общего номера - А10- 2726/2023.
Решением суда от 18 сентября 2023 года требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенные органы обжаловали его в апелляционном порядке, указав на необоснованное применение судом положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку единое контрольное мероприятие в отношении общества не проводилось, а правонарушения выявлены при проведении проверки документов и сведений на этапе изучения различных транзитных деклараций.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель выразил согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представители таможенных органов доводы апелляционных жалоб поддержали, представители заявителя доводы апелляционной жалобы оспорили по мотивам, приведенным в отзыве.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
В соответствии с приказом Бурятской таможни от 20 августа 2020 года N 528 "О создании постоянной зоны таможенного контроля на территории железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российский Федерации Наушки (Республика Бурятия) и в соответствии с генеральным разрешением N 10718000/131221/00007/4 железнодорожной (далее - ж/д) станции Наушки Восточно-Сибирской дирекции Управления движением структурного подразделения Центральной дирекции Управления движением - филиала ОАО "РЖД" разрешено временное хранение в период с 1 января 2022 года по 30 апреля 2022 года включительно товаров в ином месте - в постоянной зоне таможенного контроля (далее по тексту - ПЗТК) на территории, расположенной в пределах границ прямоугольной формы на железнодорожных путях с N 3 по N 13, N41, N42 железнодорожной станции Наушки ОАО "РЖД", общей площадью 67235 кв. м., расположенной по адресу: 671820, Республика Бурятия, Кяхтинский район, п. Наушки, ул. Вокзальная, 33.
16 ноября 2022 года в 03 часа 40 минут местного времени в таможенный орган - таможенный пост ЖДПП Наушки Бурятской таможни (далее - т/п ЖДПП Наушки) перевозчиком ОАО "РЖД" для совершения таможенных операций, связанных с прибытием на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) по поездной передаточной ведомости (далее - ППВ) N 2399/431 от 15.11.2022 путем представления документов на бумажных носителях, предъявлен товар "семена подсолнечника в лузге серого цвета с белыми полосками", ввезённый из Китая на таможенную территорию ЕАЭС в железнодорожных контейнерах N N TKRU4292585, TKRU4307330, TKRU4442073, MSCU8566480, TKRU4516807, TKRU4241839, TKRU4555634, TKRU4442828, TCLU9364362, RZDU5252529, SEKU5555474, TKRU4322951, TKRU4383833, YYZU6001109, RZDU5252832, RZDU5212296, TKRU4033901, RZDU5249398, TKRU4586996, TKRU4512993, TKRU4085438, TKRU4618326, TKRU4506500, SEKU5555129, APHU4591124, TKRU4447331, TKRU4402342, RZDU5204813, TKRU4103188, TKRU4346819, TKRU4298393, TKRU4382740, HLSU5109118, TKRU4530301, TKRU4404767, TKRU4358208, TKRU4370841, TKRU4524042, APHU6134317, GATU8274795, TKRU4466178, TKRU4519339, TKRU4391607, TKRU4568760, TKRU4032696, TKRU4542935, TKRU4337545, TKRU4233474, TKRU4113020, RZDU5227803, TKRU4523853, TKRU4108770, TKRU4028422, TKRU4369239, TKRU4535366, RZDU5257557, RZDU5252581 на железнодорожных платформах N 985631190, 98561772, 91983841, 53076527, 98561772, 54276217, 9856390, 95979092, 91970152, 92644392, 98021132, 94950904, 91983841, 98139058, 98564107, 91970152, 94950904, 53076527, 54276217, 91985041, 59187831, 98033475, 98021132, 91780254, 94087095, 92644392, 59873125, 91955260, 9408709, 54928866, 91984187, 91977801, 98033475, 91984187, 59873125, 91955260, 98139058, 91977801, 98152374, 94182623, 94182623, 53000188, 53000188, 98140593, 98034234, 98564107, 98338957, 92982792, 92982792, 98338957, 91985051, 98140593, 91785204, 54928866, 98034234, 91785204, по железнодорожным товаротранспортным накладным (далее - ТТН) N N 31242924 от 26.10.2022, 31242954, 31279484 от 05.11.2022, 31242975 от 26.10.2022, 31242928 от 26.10.2022, 31242938 от 26.10.2022, 31242945 от 26.10.2022, 31279481 от 05.11.2022, 31242989 от 26.10.2022, 31242984 от 26.10.2022, 31242972 от 26.10.2022, 31242977 от 26.10.2022, 31279482 от 05.11.2022, 31242965 от 26.10.2022, 31242986 от 26.10.2022, 31242988 от 26.10.2022, 31242947 от 26.10.2022, 31242970 от 26.10.2022, 31242971 от 26.10.2022, 31242969 от 26.10.2022, 31243000 от 26.10.2022, 31242973 от 25.10.2022, 31242963 от 26.10.2022, 31279444 от 05.11.2022, 31242967 от 26.10.2022, 31242926 от 26.10.2022, 31242996 от 26.10.2022, 31242927 от 26.10.2022, 31242994 от 26.10.2022, 31242925 от 26.10.2022, 31242979 от 26.10.2022, 31279443 от 05.11.2022, 31242961 от 26.10.2022, 31242957 от 26.10.2022, 31242952 от 26.10.2022, 31242923 от 26.10.2022, 31242934 от 26.10.2022, 31279515 от 05.11.2022, 31279500 от 05.11.2022, 31242920 от 26.10.2022, 31243063 от 26.10.2022, 31242943 от 26.10.2022, 31242936 от 26.10.2022, 31242941 от 26.10.2022, 31242950 от 26.10.2022, 31242929 от 26.10.2022, 31243016 от 26.10.2022, 31242931 от 26.10.2022, 31242981 от 26.10.2022, 31242922 от 26.10.2022, 31242959 от 25.10.2022, 31242956 от 26.10.2022, 31242976 от 26.10.2022, 31242974 от 26.10.2022, 31242980 от 26.10.2022, 31242982 от 26.10.2022, в составе импортного поезда N 1055 (индекс 9370/431/9369).
16.11.2022 в 04 часа 45 минут в соответствии с Правилами осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 872, вышеуказанный товар для проведения государственного контроля карантинной продукции был предъявлен таможенным органом представителю Россельхознадзора на бумажных носителях.
Согласно 1111В N 2399/431 от 15.11.2022 прибытие поезда N 1055 на таможенную территорию ЕАЭС зарегистрировано 16.11.2022 в 00 часов 23 минуты местного времени, уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС в виде электронных документов и сведений (электронный пакет на прибытие RU/121122/002093045, сообщение о прибытии N 10718020/121122/5001899) на 62 товарные партии, предусмотренное ст. 89 ТК ЕАЭС, поступило в программное средство КПС "Совершение операций" 16.11.2022 в 02 часа 03 минуты местного времени.
С учетом того, что уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС в виде электронных документов и сведений (электронный пакет на прибытие RU/121122/002093045, сообщение о прибытии N 10718020/121122/5001899) на импортный поезд N 1055 (индекс 9370/431/9369), в том числе на товар "семена подсолнечника в лузге серого цвета с белыми полосками", перемещаемый в контейнерах NNTKRU4292585, TKRU4307330, TKRU4442073, MSCU8566480, TKRU4516807, TKRU4241839, TKRU4555634, TKRU4442828, TCLU9364362, RZDU5252529, SEKU5555474, TKRU4322951, TKRU4383833, YYZU6001109, RZDU5252832, RZDU5212296, TKRU4033901, RZDU5249398, TKRU4586996, TKRU4512993, TKRU4085438, TKRU4618326, TKRU4506500, SEKU5555129, APHU4591124, TKRU4447331, TKRU4402342, RZDU5204813, TKRU4103188, TKRU4346819, TKRU4298393, TKRU4382740, HLSU5109118, TKRU4530301, TKRU4404767, TKRU4358208, TKRU4370841, TKRU4524042, APHU6134317, GATU8274795, TKRU4466178, TKRU4519339, TKRU4391607, TKRU4568760, TKRU4032696, TKRU4542935, TKRU4337545, TKRU4233474, TKRU4113020, RZDU5227803, TKRU4523853, TKRU4108770, TKRU4028422, TKRU4369239, TKRU4535366, RZDU5257557, RZDU5252581 поступило в программное средство КПС "Совершение операций" 16.11.2022 в 02 часа 03 минуты местного времени, перевозчик ОАО "РЖД" в период времени с 03 часов 00 минут до 15 часов 00 минут местного времени 16.11.2022 обязан был совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой.
Между тем, транзитные декларации N 10718020/161122/0054869, 0054882, 0054920, 54900, 0054873, 0054880, 0054876, 0054918, 0054908, 0054905, 0054890, 0054899, 0054917, 0054895, 0054906, 0054907, 5001826, 0054889, 0054891, 0054893, 0054912, 0054896, 0054888, 5001899, 0054892, 0054871, 0054911, 0054872, 0054910, 0054870, 0054901, 5001823, 0054894, 0054886, 0054879, 0054868, 0054878, 5001825, 0054921, 5001899, 0054914, 0054885, 0054881, 0054883, 0054877, 0054874, 0054913, 0054875, 0054903, 0054867, 0054887, 0054884, 0054897, 0054898, 0054902, 5001899 с местом назначения - таможенный пост Октябрьский (Екатеринбургская таможня) на товар "семена подсолнечника в лузге серого цвета с белыми полосками", перемещаемые в указанных контейнерах, поданы в таможенный орган в электронном виде посредством КПС "Транзитные операции" 16.11.2022 по истечении 12-ти часов с момента уведомления таможенного органа о прибытии товаров.
С целью выяснения обстоятельств о причинах несоблюдения установленных требований и условий помещения товаров в иное место временного хранения или их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой, в адрес ОАО "РЖД" направлен запрос от 21.11.2022 N 16-02-11/04714 "О предоставлении сведений".
Согласно ответу - письму ОАО "РЖД" от 29.11.2022 N 1892 следует, что "...поезд N 1055 индекс 9370-431-9369 прибыл на станцию Наушки Восточно-Сибирской железной дороги 16.11.2022 в 00-23 мин. мест. вр., с грузом - семена подсолнечника. В составе поезда следовала 31 платформа с 62 контейнерами. Оригиналы перевозочных документов на поезд N 1055 в распоряжение агентов по передаче груза на пограничной станции Наушки поступили 16.11.2022 00-40 мин. мест. времени. Оформление поездной передаточной ведомости агентами станции Наушки осуществлялось 16.11.2022 с 00 -45 до 02-35 мин. мест. вр. 16.11.2022 с 01-25 до 03-30 мин. мест. вр. осуществлялось оформление транзитных деклараций, документальная проверка поезда N 1055 сотрудниками ООО "Цифровые Технологии Логистики". Доставка перевозочных документов на поезд N 1055 агентами станции Наушки для таможенного оформления в т/п ЖДПП осуществлена 16.11.2022 в 03-35 мин. мест. вр. Товары, прибывшие в составе поезда N 1055 индекс 9370-431-9369, не были размещены на временное хранение в установленный законом срок ввиду отсутствия в распоряжении сотрудников станции перевозочных документов на состав. Транзитные декларации на товары, прибывшие в составе поезда N 1055 индекс 9370-431-9369 поданы сотрудниками ООО "Цифровые Технологии Логистики" в таможенный орган спустя 12 часов 11 минут после поступления запроса о подаче электронных транзитных деклараций от сотрудников т/п ЖДПП Наушки. Таможенное оформление поезда N 1055 сотрудниками т/п ЖДПП Наушки осуществлялось 16.11.2022 с 18-30 до 20-30 мин. мест. вр....".
Таможенным органом установлено, что согласно ППВ N 2399/431 от 15.11.2022 товар "семена подсолнечника в лузге серого цвета с белыми полосками" в составе импортного поезда N 1055 (индекс 9370/431/9369), прибыл на таможенную территорию Союза 16.11.2022 в 00 часов 23 минуты местного времени. Предварительная информация (RU/121122/002093045) на импортный поезд N 1055 индекс 9370/431/9369 поступила в программное средство таможенного органа КПС "Совершение операций" 12.11.2022 в 20 часов 22 минуты местного времени.
С учетом установленных обстоятельств таможенный орган пришел к выводу, что 16 ноября 2022 года в 15 часов 01 минуту местного времени перевозчиком ОАО "РЖД" (107174, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр.1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, КПП 770801001, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.09.2003) совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ, выразившееся в непринятии мер по соблюдению установленных требований и условий помещения товаров в иное место временного хранения, определенных ст. 88 ТК ЕАЭС, пп. 2 п. 9 ст. 85 Федерального закона N 289-ФЗ.
Бурятской таможней извещено ОАО "РЖД" о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении.
19, 23, 26, 31 января 2023 года сотрудником таможенного поста ЖДПП Наушки Бурятской таможни в отношении ОАО "РЖД" в отсутствии представителя общества составлены протоколы об административном правонарушении N 10718000-136/2023, N 10718000-124/2023, N 10718000-125/2023, N 10718000-134/2023, N 10718000-135/2023, N 10718000-133/2023, N 10718000-132/2023, N 10718000-131/2023, N 10718000-130/2023, N 10718000-126/2023, N 10718000-127/2023, N 10718000-128/2023, N 10718000-129/2023, N 10718000-140/2023, N 10718000-139/2023, N 10718000-137/2023, N 10718000-204/2023, N 10718000-248/2023, N 10718000-205/2023, N 10718000-249/2023, N 10718000-218/2023, N 10718000-214/2023, N 10718000-215/2023, N 10718000-216/2023, N 10718000-217/2023, N 10718000-174/2023, N 10718000-173/2023, N 10718000-172/2023, N 10718000-171/2023, N 10718000-170/2023, N 10718000-175/2023, N 10718000-177/2023, N 10718000-178/2023, N 10718000-176/2023, N 10718000-179/2023, N 10718000-180/2023, N 10718000-181/2023, N 10718000-182/2023, N 10718000-183/2023, N 10718000-184/2023, N 10718000-212/2023, N 10718000-210/2023, N 10718000-206/2023, N 10718000-213/2023, N 10718000-211/2023, N 10718000-207/2023, N 10718000-208/2023, N 10718000-209/2023, N 10718000-259/2023, N 10718000-250/2023, N 10718000-251/2023, N 10718000-252/2023, N 10718000-257/2023, N 10718000-260/2023, N 10718000-258/2023, N 10718000-261/202, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ, выразившееся в непринятии мер по соблюдению установленных требований и условий помещения товаров в иное место временного хранения, определенных ст. 88 ТК ЕАЭС, пп. 2 п. 9 ст. 85 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ (далее - Федеральный закон N289-ФЗ).
Постановлениями и.о. заместителя начальника Бурятской таможни от 08.02.2023 N 10718000-136/2023, N 10718000-124/2023, N 10718000-125/2023, N 10718000-134/2023, N 10718000-135/2023, N 10718000-133/2023, N 10718000-132/2023, N 10718000-131/2023, N 10718000-130/2023, N 10718000-126/2023, N 10718000-127/2023, N 10718000-128/2023, N 10718000-129/2023, N 10718000-140/2023, N 10718000-139/2023, N 10718000-137/2023, от 14.02.2023 N 10718000-204/2023, N 10718000-248/2023, N 10718000-205/2023, N 10718000-249/2023, N 10718000-218/2023, N 10718000-214/2023, N 10718000-215/2023, N 10718000-216/2023, N 10718000-217/2023, N 10718000-174/2023, N 10718000-173/2023, N 10718000-172/2023, N 10718000-171/2023, N 10718000-170/2023, N 10718000-175/2023, N 10718000-177/2023, N 10718000-178/2023, N 10718000-176/2023, N 10718000-179/2023, N 10718000-180/2023, N 10718000-181/2023, N 10718000-182/2023, N 10718000-183/2023, N 10718000-184/2023, от 15.02.2023 N 10718000-212/2023, N 10718000-210/2023, N 10718000-206/2023, N 10718000-213/2023, N 10718000-211/2023, N 10718000-207/2023, N 10718000-208/2023, N 10718000-209/2023, от 17.02.2023 N 10718000-259/2023, N 10718000-250/2023, N 10718000-251/2023, N 10718000-252/2023, N 10718000-257/2023, N 10718000-260/2023, N 10718000-258/2023, N 10718000-261/2023 ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, ОАО "РЖД" обратилось с жалобами в Дальневосточную оперативную таможню.
Решениями Дальневосточной оперативной таможни от 25.04.2023 N 10710000/110ю/17Б, N 10710000/118ю/25Б, N 10710000/116ю/23Б, N 10710000/111ю/18Б, N 10710000/112ю/19Б, N 10710000/101ю/31Б, N 10710000/119ю/26Б, N 10710000/97ю/27Б, N 10710000/126ю/39Б, N 10710000/117ю/24Б, N 10710000/98ю/28Б, N 10710000/113ю/20Б/, N 10710000/114ю/21Б, N 10710000/99ю/29Б, N 10710000/115ю/22Б, N 10710000/100ю/30Б, от 26.04.2023 N 10710000/128ю/41Б, N 10710000/102ю/32Б, N 10710000/103ю/33Б, N 10710000/121ю/34Б, N 10710000/122ю/35Б, N 10710000/123ю/36Б, N 10710000/124ю/37Б, N 10710000/127ю/40Б, N 10710000/125ю/38Б, от 10.05.2023 N 10710000/81ю/59Б, N 10710000/69ю/47Б, N 10710000/70ю/48Б, N 10710000/79ю/57Б, N 10710000/80ю/58Б, N 10710000/78ю/56Б, N 10710000/77ю/55Б, N 10710000/76ю/54Б, N 10710000/75ю/53Б, N 10710000/71ю/49Б, N 10710000/72ю/50Б, N 10710000/73ю/51Б, N 10710000/74ю/52Б, N 10710000/84ю/68Б, N 10710000/83ю/61Б, N 10710000/82ю/60Б, от 11.05.2023 N 10710000/91ю/68Б, N 10710000/90ю/67Б, N 10710000/89ю/66Б, N 10710000/88ю/65Б, N 10710000/87ю/64Б, N 10710000/104ю/69Б, N 10710000/106ю/71Б, N 10710000/107ю/72Б, N 10710000/105ю/70Б, N 10710000/108ю/73Б, N 10710000/92ю/74Б, N 10710000/93ю/75Б, N 10710000/94ю/76Б, N 10710000/95ю/77Б, N 10710000/96ю/78Б указанные постановления об административном правонарушении изменены в части штрафа.
ОАО "РЖД" оспорило постановления и решения в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств.
Статьей 16.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступает порядок осуществления таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение и их хранением.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении установленных законодательством требований и условий по помещению товаров на хранение.
Субъектом ответственности по статье 16.14 КоАП РФ являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по помещению товаров на хранение.
Согласно пункту 1, пп. 11 пункта 7 статьи 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 100 ТК ЕАЭС товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
Согласно пункту 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС.
Пунктом 5 статьи 80 ТК ЕАЭС установлено, что документы необходимые для совершения таможенных операций представляются в виде электронных документов или на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 3 приказа ФТС от 05.08.2020 N 1572 "Об утверждении порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении железнодорожных транспортных средств и перемещаемых ими товаров в международном грузовом сообщении при представлении документов и сведений в электронном виде" документы и сведения представляются перевозчиком в электронной форме в ЕАИС таможенных органов.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 88 ТК ЕАЭС, перевозчик или иные лица, указанные в статье 83 ТК ЕАЭС, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, если иной срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом, либо в отношении международных почтовых отправлений, обязаны совершить одну из таможенных операций, связанных с: 1) помещением товаров на временное хранение; 2) перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов о таможенном регулировании; 3) таможенным декларированием товаров; 4) помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ; 5) вывозом товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии с пп. 2 части 9 статьи 85 Федерального закона N 289-ФЗ одна из таможенных операций, предусмотренных пунктом 5 статьи 88 ТК ЕАЭС, должна быть совершена в течение двенадцати часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии в отношении товаров, прибывших воздушным и железнодорожным транспортом.
Исходя из положений пункта 3 статьи 4 ТК ЕАЭС, течение срока, исчисляемого часами, начинается с часа, следующего за часом наступления события, которым определено его начало.
Суд первой инстанции установил по материалам дела, что 16 ноября 2022 года в 03 часа 40 минут местного времени в таможенный орган - таможенный пост ЖДПП Наушки Бурятской таможни (далее - т/п ЖДПП Наушки) перевозчиком ОАО "РЖД" для совершения таможенных операций, связанных с прибытием на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) по поездной передаточной ведомости (далее - ППВ) N 2399/431 от 15.11.2022 путем представления документов на бумажных носителях, предъявлен товар "семена подсолнечника в лузге серого цвета с белыми полосками", ввезённый из Китая на таможенную территорию ЕАЭС в железнодорожных контейнерах N N TCRU4292585, TCRU4307330, TCRU4442073, MSCU8566480, TKRU4516807, TCRU4241839, TCRU4555634, TCRU4442828, TCLU9364362, RZDU5252529, SEKU5555474, TKRU4322951, TKRU4383833, YYZU6001109, RZDU5252832, RZDU5212296, TKRU4033901, RZDU5249398, TKRU4586996, TKRU4512993, TKRU4085438, TKRU4618326, TKRU4506500, SEKU5555129, APHU4591124, TKRU4447331, TKRU4402342, RZDU5204813, TKRU4103188, TKRU4346819, TKRU4298393, TKRU4382740, HLSU5109118, TKRU4530301, TKRU4404767, TKRU4358208, TKRU4370841, TKRU4524042, APHU6134317, GATU8274795, TKRU4466178, TKRU4519339, TKRU4391607, TKRU4568760, TKRU4032696, TKRU4542935, TKRU4337545, TKRU4233474, TKRU4113020, RZDU5227803, TKRU4523853, TKRU4108770, TKRU4028422, TKRU4369239, TKRU4535366, RZDU5257557, RZDU5252581 на железнодорожных платформах N 985631190, 98561772, 91983841, 53076527, 98561772, 54276217, 9856390, 95979092, 91970152, 92644392, 98021132, 94950904, 91983841, 98139058, 98564107, 91970152, 94950904, 53076527, 54276217, 91985041, 59187831, 98033475, 98021132, 91780254, 94087095, 92644392, 59873125, 91955260, 94087095, 54928866, 91984187, 91977801, 98033475, 91984187, 59873125, 91955260, 98139058, 91977801, 98152374, 94182623, 94182623, 53000188, 53000188, 98140593, 98034234, 98564107, 98338957, 92982792, 92982792, 98338957, 91985051, 98140593, 91785204, 54928866, 98034234, 91785204, по железнодорожным товаротранспортным накладным (далее - ТТН) N N 31242924 от 26.10.2022, 31242954, 31279484 от 05.11.2022, 31242975 от 26.10.2022, 31242928 от 26.10.2022, 31242938 от TKRU4370841, TKRU4524042, APHU6134317, GATU8274795, TKRU4466178, TKRU4519339, TKRU4391607, TKRU4568760, TKRU4032696, TKRU4542935, TKRU4337545, TKRU4233474, TKRU4113020, RZDU5227803, TKRU4523853, TKRU4108770, TKRU4028422, TKRU4369239, TKRU4535366, RZDU5257557, RZDU5252581 поступило в программное средство КПС "Совершение операций" 16.11.2022 в 02 часа 03 минуты местного времени, перевозчик ОАО "РЖД" в период времени с 03 часов 00 минут до 15 часов 00 минут местного времени 16.11.2022 обязан был совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой.
Вместе с тем, транзитные декларации N 10718020/161122/0054869, 0054882, 0054920, 54900, 0054873, 0054880, 0054876, 0054918, 0054908, 0054905, 0054890, 0054899, 0054917, 0054895,0054906, 0054907, 5001826, 0054889, 0054891, 0054893, 0054912, 0054896, 0054888, 5001899, 0054892, 0054871, 0054911, 0054872, 0054910, 0054870, 54901, 5001823, 0054894, 0054886, 0054879, 0054868, 0054878, 5001825, 0054921, 5001899, 0054914,0054885, 0054881, 0054883, 0054877, 0054874, 0054913, 0054875, 0054903, 0054867, 0054887, 0054884, 0054897, 0054898, 0054902, 5001899 с местом назначения - таможенный пост Октябрьский (Екатеринбургская таможня) на товар "семена подсолнечника в лузге серого цвета с белыми полосками", перемещаемые в указанных контейнерах, поданы в таможенный орган в электронном виде посредством КПС "Транзитные операции" 16.11.2022 по истечении 12-ти часов с момента уведомления таможенного органа о прибытии товаров.
При установленных обстоятельствах, судом первой инстанции верно указано на доказанность наличия в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Правомерно исходя из того, что общество, являясь профессиональным перевозчиком и регулярно осуществляя международные перевозки, знало об обязанности перевозчика по совершению таможенных операций в установленный таможенным законодательством срок, но данную обязанность не исполнило, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 КоАП Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая вывод суда первой инстанции, также отмечает, что доказательства невозможности соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия заявителем необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины ОАО "РЖД" во вменяемом правонарушении.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможней не пропущен.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пунктам 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
В определении от 05.11.2003 N 349-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. То есть, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, исходя из характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усмотрел основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованным применение судом первой инстанции положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, в соответствии с которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Установив по материалам дела, что фактически правонарушение, за совершение которого общество привлечено оспариваемыми постановлениями к административной ответственности, выявлено таможенным органом при проведении одного мероприятия таможенного контроля, что также подтверждается письмом Бурятской таможни от 22.11.2022 N 16-02-11/04714, которым ОАО "РЖД" предлагается предоставить информацию о причинах не размещения на временное хранение в установленный законом срок 62 товарных партий, следующих по 62 накладным на 31 железнодорожной платформе в составе поезда N 1055 индекс 9370/431/9369, прибывшего 16.11.2022 в 00 часов 23 минуты местного времени, в отношении которых подано уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС в виде электронных документов и сведений (электронный пакет на прибытие RU/121122/002093045), и штраф, назначенный постановлением от 14.02.2023 N 10718000-203/2023, обществом не оспорен и уплачен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для отмены оспариваемых постановлений Бурятской таможни, и соответственно, решений Дальневосточной оперативной таможни.
Доводы апелляционных жалоб таможенных органов, основанные на том, что единое контрольное мероприятие в отношении общества не проводилось, а правонарушения выявлены при проведении проверки документов и сведений на этапе изучения различных транзитных деклараций подлежит отклонению, поскольку, как верно отмечено судом первой инстанции, таможенным контролем являются не только таможенные проверки (камеральные и выездные), но и иные формы таможенного контроля, при выполнении которых таможенные органы могут выявить административные правонарушения (статья 322 ТК ЕАЭС). При этом суд апелляционной инстанции признает обоснованной позицию суда о том, что в рассматриваемом случае разделение контрольной функции на отдельные мероприятия и вынесение по каждому из них отдельного постановления о привлечении к административной ответственности, имеет единственную цель - преодолеть применение части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, что является недопустимым.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2023 года по делу N А10-2726/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2726/2023
Истец: Бурятская таможня Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы, ОАО Восточно-Сибирский филиал "РЖД", ОАО НУЗ Узловая больница на ст. Наушки РЖД, ОАО РЖД, ОАО РЖД в лице У-У отделения ВСЖД, ОАО РЖД в лице Улан-Удэнского отделения ВСЖД - филиала РЖД, ОАО Российские железные дороги, ОАО Российские железные дороги Улан-Удэнское отделение ВСЖД
Ответчик: Бурятская таможня, Бурятская таможня Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы, Бурятская Таможня Сибирского управления Федеральной таможенной службы, ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ТАМОЖНЯ, Федеральная таможенная служба Дальневосточное таможенное управление Бурятская таможня