г. Владивосток |
|
15 марта 2024 г. |
Дело N А51-11575/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Самофала,
судей Е.Н. Номоконовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.В. Плетнёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания",
апелляционное производство N 05АП-1070/2024
на решение от 28.12.2023
судьи Е.В. Карандашовой
по делу N А51-11575/2022 Арбитражного суда Приморского края
по иску акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ИНН 2801108200, ОГРН 1052800111308)
к обществу с ограниченной ответственностью "Дальневосточные электрические сети" (ИНН 2543118351, ОГРН 1172536037079)
третьи лица: агентство по тарифам Приморского края, публичное акционерное общества "Дальневосточная энергетическая компания"
о взыскании 953 674 руб. 36 коп.,
при участии:
от истца: представитель Е.В. Родькина по доверенности от 29.12.2022, сроком действия до 31.12.2025, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 7835), паспорт;
от ответчика: представитель Л.Г. Сырбо по доверенности от 19.08.2022, сроком действия на 3 года, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 17537), паспорт,
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - истец, АО "ДРСК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дальневосточные электрические сети" (далее - ответчик, ООО "ДВЭС") о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии в объеме потерь за расчетные периоды: июль, август, октябрь-декабрь 2019 года на общую сумму 953 674 руб. 36 коп.
Определением суда от 25.10.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по правилам статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены агентство по тарифам Приморского края и публичное акционерное общества "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства. По тексту апелляционной жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы АО "ДРСК" ссылается на то, что в рамках договора купли - продажи от 01.07.2019 N 8-2019/ОС ООО "ДВЭС" были приобретены новые объекты электросетевого хозяйства у ООО "Мой дом", затраты которого не были учтены при установлении тарифов на 2019 год, объем потерь не учтен в свободном прогнозном балансе на 2019 год. В связи с чем, по мнению истца, ООО "ДВЭС" в отношении данных электросетевых объектов не приобрело прав и обязанностей сетевой организации, а является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства. Апеллянт считает, что потери возникающие в таком имуществе, приравниваются к потреблению электрической энергии. Полагает, что у АО "ДРСК" имеется право требовать оплаты своих услуг по передаче электрической энергии в отношении такого объема потерь, по причине наличия технологического присоединения точек поставки собственника сетей к своим сетям.
К судебному заседанию от ответчика поступил письменный отзыв, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
По тексту письменного отзыва ответчик выразил несогласие с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик указывает, что суд первой инстанции верно счел несоответствующей требованиям закона позицию истца об отсутствии у ООО "ДВЭС" статуса сетевой организации в отношении вновь приобретенных объектов и возможности отнесения указанного лица к иным владельцам объектов электрического хозяйства.
Третьи лица отношение к апелляционной жалобе не выразили, отзывы на неё не представили.
Агентство по тарифам Приморского края и ПАО "ДЭК", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда своих представителей не направили, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ приступила к рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель ответчика отклонил их по мотивам, изложенные в отзыве на нее.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ДВЭС" является сетевой организацией по отношению к АО "ДРСК" (держателю котла).
В 2019 году ООО "ДВЭС" приобрело объекты электросетевого имущества у ООО "Мой дом" по договору купли-продажи от 01.07.2019 N 8-2019/ОС (Ф-103, Ф-307 ПС 110кВ Бурун).
АО "ДРСК" посчитало, что поскольку затраты на содержание указанных дополнительных объектов не были учтены регулирующим органом при установлении единых (котловых) и индивидуальных тарифов на 2019 год, ООО "ДВЭС" в отношении данных электросетевых объектов не приобрело прав и обязанностей сетевой организации, а является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, обязанным оплачивать потери, возникшие в этих объектах.
Согласно расчету истца, стоимость услуг АО "ДРСК" по передаче электрической энергии в 2019 году за период с июля по декабрь 2019 года (за исключением сентября) в объеме потерь - 481 572 кВтч составила 953 674 руб. 36 коп., с учётом НДС.
Ввиду неисполнения ООО "ДВЭС" обязательств по оплате стоимости услуг в объеме фактических потерь в сетях, АО "ДРСК" направило ООО "ДВЭС" претензию от 01.04.2022 исх.N 16-01-17/1828, в которой было заявлено требование об оплате услуг по передаче электрической энергии в объеме потерь, а также пени.
Ответчик в удовлетворении требований претензии отказал, ссылаясь на неверное толкование истцом норм права.
В связи с неоплатой оказанных услуг, отказом ответчика от урегулирования спора в досудебном порядке, истец обратился в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции при рассмотрении спора верно квалифицировал возникшие между сторонами правоотношения, как регулируемые нормами глав 21, 22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике), Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 (далее - Правила N 861), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования тарифов N 1178).
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, как соответствующие материалам дела и закону, и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Таким образом, только с момента принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) решения о несоответствии юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, такое юридическое лицо теряет статус сетевой организации и переходит в статус владельца объектов электроэнергетики (владельца объектов электросетевого хозяйства).
Как верно установлено судом первой инстанции, ООО "ДВЭС" соответствует критериям, предъявляемым к сетевым организациям.
Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 26.12.2018 N 72/14 были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с сетевыми организациями, расположенными на территории Приморского края, в том числе и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "ДРСК" - ООО "ДВЭС" на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
В рассматриваемом случае, в отсутствие принятия уполномоченным органом решений о несоответствии ООО "ДВЭС" вышеуказанным критериям в период регулирования, законным основанием для установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО "ДВЭС" послужил факт его соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Кроме того, договор от 01.01.2018 N 57/2018 купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь, возникающих при оказании услуг по передаче в принадлежащих ему объектах электросетевого хозяйства, в котором отражены спорные точки поставки (линейная ячейка N 103 ПС 110 кВ Бурун, линейная ячейка N 307, ПС 110 кВ Бурун), протокол заседания Правления Департамента по тарифам Приморского края от 05.12 2018 N 67, протокол заседания Правления Агентства по тарифам Приморского края от 09.12.2020 N 62, в которых указано, что ответчик соответствует критериям ТСО, постановления Департамента по тарифам Приморского края от 26.12.2019 N 67/10, Агентства по тарифам Приморского края от 25.12.2020 N 69/11 подтверждают статуса сетевой организации у ООО "ДВЭС" в период 2019 -2021 годов.
Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты; обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 ГК РФ, статьи 4, 6 Закона N 147-ФЗ, пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования N 1178).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил регулирования тарифов N 1178.
По общему правилу, установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 Закона об электроэнергетике относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, за исключением отдельных случаев, когда такое регулирование отнесено в полномочиям Правительства Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Имущество, в отношении которого заявлен настоящий спор, принадлежит ответчику и относится к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которого ответчиком оказываются услуги по передаче электрической энергии конечным потребителям.
Как следует из пункта 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.
При этом статус сетевой организации распространяет свое действие на все объекты электросетевого хозяйства, как включенные в тариф, так и вновь приобретенные в период тарифного регулирования. Единственным правовым последствием поступления во владение сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, состоявшегося после утверждения регулирующим органом тарифа, может явиться отказ в судебной защите прав сетевой организации по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных посредством использования новых электросетевых объектов.
Предметом настоящего спора является взыскание задолженности по оплате потерь электрической энергии с организации, обладающей статусом сетевой организации.
Тот факт, что расходы на содержание спорного имущества не были учтены при формировании тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии, не меняет статус ответчика - как сетевой организации, обязанной в соответствии с пунктом 128 Основных положений приобретать у истца, как у гарантирующего поставщика, объем электроэнергии на компенсацию фактических потерь.
Из изложенного следует, что несмотря на невключение затрат на содержание спорного имущества в НВВ при формировании индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для компании ответчика, учитывая, что ООО "ДВЭС" является действующей сетевой организацией и спорное имущество используется для оказания услуг по передаче электрической энергии, в отношении него ответчик сохраняет статус сетевой организации и обязанность по оплате потерь должен нести в общем порядке, как сетевая организация.
Вопреки доводам заявителя, статус сетевой организации распространяет свое действие на все объекты электросетевого хозяйства как включенные в тариф, так и вновь приобретенные в период тарифного регулирования.
Стоимость потерь электрической энергии, возникшей в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям, определяется с применением тарифа, определенного в соответствии с пункта 251 Основных положений.
Пунктом 251 Основных положений установлен специальный порядок определения конечной регулируемой цены на электрическую энергию (мощность), приобретаемую в целях компенсации потерь в сетях сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых включена в расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Указанные регулируемые цены применяются отдельно к величинам непревышения и отдельно к величинам превышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе в соответствующем расчетном периоде в отношении сетевой организации.
При этом для определения конечных регулируемых цен в отношении величин непревышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе в соответствующем расчетном периоде в отношении сетевой организации, используется сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении сетевых организаций, а в отношении величин превышения - сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении потребителей, относящихся к подгруппе группы "прочие потребители" с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт.
Специальный порядок определения конечной регулируемой цены для сетевой организации применяется и для объема фактических потерь, которые приобретаются такой организацией в отношении новых объектов электросетевого хозяйства, независимо от того, что ввиду сложившейся судебной практики оплата оказанных услуг по передаче электроэнергии в исковой период по спорным объектам электросетевого хозяйства будет произведена в следующих периодах путем корректировки НВВ мерами тарифного регулирования. "Статус сетевой организации не утрачивается с приобретением новых сетей (объектов электросетевого хозяйства) и не может учитываться выборочно в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, таким образом, правовые основания для дифференциации цены в расчете стоимости потерь в зависимости от указанных обстоятельств отсутствуют".
Предметом настоящего спора является взыскание задолженности по оплате потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства ответчика, приобретенных у ООО "Мой дом" по договору купли-продажи от 01.07.2019 N 8-2019/ОС (Ф-103, Ф-307 ПС 110кВ Бурун).
Из материалов дела усматривается, что между ответчиком и ПАО "ДЭК" заключен договор от 01.01.2018 N 57/2018 купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь объем фактических потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, определялся сторонами как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть сетевой организации, в том числе с учетом вновь принятых в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства ООО "Мой дом" (КЛ-6 кВ от ПС Бурун АО "ДРСК", РТП "Мой дом", электрические сети 6/0,4 кВ от РТП "Мой дом") из смежных сетей, в том из сетей АО "ДРСК" (точки приема в сеть - линейная ячейка N 103 ПС 110 кВ Бурун, линейная ячейка N 307, ПС 110 кВ Бурун) и суммой объемов электрической энергии, переданных потребителям, чьи энергопринимающие устройства присоединены к сети сетевой организации, и в смежные сетевые организации.
Согласно нормам действующего законодательства (пункты 190 - 194 Основных положений), объем электрической энергии (мощности), подлежащий покупке соответствующей сетевой организацией для целей компенсации потерь электрической энергии определяется ежемесячно сетевой организацией и отражается в балансе электрической энергии, который до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом предоставляется в адрес гарантирующего поставщика.
В силу пункта 50 Правил N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
Во исполнение указанных норм права, сетевой организацией был составлен и направлен в установленный срок баланс электрической энергии за а июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, в который были включены, в том числе, потери электрической энергии, возникшие в спорных объектах электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 128 Основных положений N 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
При этом, между ООО "ДВЭС" и ПАО "ДЭК" отсутствуют разногласия в отношении купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь, возникших при оказании услуг по передаче в принадлежащих ответчику спорных объектах электросетевого хозяйства, отсутствует
Объем фактических потерь электрической энергии, возникших в указанных объектах, определен и оплачен гарантирующему поставщику как потери электрической энергии во вновь приобретённых объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, а не как ее потребление, что подтверждено представленными ответчиком в материалы дела документами. В связи с чем обязательства ООО "ДВЭС" и ПАО "ДЭК" за спорный период прекращены в связи с их надлежащим исполнением.
Соответственно, применительно к рассматриваемому спору при оплате электрической энергии, потерянной в объекте электросетевого хозяйства, принадлежащего сетевой организации, подлежит применению тариф, установленный в отношении ООО "ДВЭС" в порядке, предусмотренном пунктом 251 Основных положений, как для сетевой организации.
Появление в течение периода регулирования у сетевой компании новых точек поставки, не учтенных в тарифном решении, не препятствует этой сетевой компании получать оплату по тарифу, установленному на этот период регулирования.
В данном случае дисбаланс выручки сетевых организаций подлежит корректировке мерами тарифного регулирования в последующих периодах (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N 305-ЭС16-10930(1,2).
Согласно пункту 35 Правил N 1178, тарифы подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает равные условия предоставления указанных услуг их потребителям, расположенным в одном регионе и принадлежащим к одной группе (категории), и равные тарифы (пункты 3, 42 Правил N 861).
Реализация этого принципа осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункт 42 Правил N 861, пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение плановых величин, характеризующих валовую выручку, необходимую для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии (далее - выручка), и объема оказываемых услуг. Выручка определяется исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. При определении выручки в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии. Плановый объем оказываемых услуг предопределен потребностями потребителей, присоединенных к электросетям сетевой организации (пункт 42 Правил N 861, пункт 63 Основ ценообразования N 1178, пункты 49 - 52, 57, таблица N П1.30 Методических указаний N 20-э/2).
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 11, 12, 17, 18 Правил N 1178, пункт 81 Основ ценообразования N 1178).
Экономическая обоснованность предложенных регулируемыми организациями величин определяется экспертным путем. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования N 1178, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний N 20-э/2).
В соответствии с изложенными нормами расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных, в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты.
При расчетах должен соблюдаться принцип компенсации затрат всем сетевым организациям, участвующим в оказании услуг в регионе, который реализуется через распределение котловой выручки посредством применения индивидуальных тарифов.
Правом на непосредственное участие в процедуре утверждения тарифного решения и на его обжалование обеспечивается интерес сетевых организаций в определении надлежащего размера тарифа, и соответственно, обязанность сетевых организаций в дальнейшем придерживаться в своей деятельности установленных параметров.
Утвержденное тарифное решение по существу представляет собой сбалансированный план экономической деятельности электросетевого комплекса региона на период регулирования. Правильное планирование своей деятельности и точное следование параметрам, заложенным при формировании тарифного решения, позволяет всем сетевым организациям, участвующим в котловой модели, получить и распределить котловую валовую выручку таким образом, чтобы безубыточно осуществлять свою деятельность.
Вместе с тем, применение котловой модели не исключает риски, связанные с отклонением фактических величин от прогнозных, что может быть связано, в том числе с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в законное владение сетевой организации в течение периода регулирования, а также с появлением дополнительных или изменением существующих точек поставки.
В случаях, когда возникновение новых точек поставки вызвано объективными причинами (подключение новых объектов электроснабжения, изменение схемы энергоснабжения и т.п.) и это повлекло увеличение объема котловой выручки, то сетевые организации, оказывавшие услуги по данным точкам, вправе претендовать на получение дополнительного дохода, который может быть распределен в течение этого же периода регулирования с применением индивидуальных тарифов с последующей корректировкой мерами тарифного регулирования.
По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной необходимой валовой выручки экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.
Законодательство не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования, поскольку возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии мерами тарифного регулирования (пункт 7 Основ ценообразования N 1178, пункт 20 Методических указаний N 20-э/2).
Как установлено материалами дела, в рассматриваемом случае, возникновение новых точек поставки, в рамках существующих между сторонами спора правоотношений по оказанию услуг по передаче электрической энергии, изменение состава потребителей электрической энергии (мощности), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к таким электрическим сетям, вызвано исключительно объективными причинами, поскольку объекты электросетевого хозяйства ООО "Мой дом" (КЛ- 6 кВ от ПС Бурун АО "ДРСК", РТП "Мой дом", электрические сети 6/0,4 кВ от РТП "Мой дом") были введены в эксплуатацию только 09.07.2019, по завершению выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям АО "ДРСК" по договору об осуществлении технологического присоединения от 30.12.2016 N 16-4678, что следует из акта об осуществлении технологического присоединения от 09.07.2019 N 16-4678-атп.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии у сетевой организации объективной невозможности, при установлении индивидуального тарифа на 2019 год, учесть расходы на содержание спорых объектов, технологическое присоединение которых, в период регулирования, не было завершено, и плановый объем перетока через указанные сети электроэнергии для потребителей, которые будут непосредственно технологически присоединены к указанным объектам.
Кроме того, ответчиком были своевременно предприняты меры к установлению (корректировке) тарифа с учетом вновь приобретённых объектов электросетевого хозяйства (КЛ-6 кВ от ПС Бурун АО "ДРСК", РТП "Мой дом", электрические сети 6/0,4 кВ от РТП "Мой дом") в период долгосрочного тарифного регулирования 2019-2021 гг., а также действия, направленные на выравнивание НВВ на последующие периоды регулирования: затраты на содержание указанных объектов были учтены регулирующим органом в НВВ сетевой организации при установлении единых (котловых) и индивидуальных тарифов на 2020 год; при установлении единых (котловых) и индивидуальных тарифов на 2021 год регулирующим органом была проведена корректировка НВВ сетевой организации мерами тарифного регулирования с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в соответствии с формулой 8 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, и по доходам от осуществления регулируемой деятельности в соответствии с абзацем 8 пункта 7 Основ ценообразования за 2019 год.
Экспертной группой регулирующего органа, при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО "ДВЭС", на основании материалов, представленных АО "ДРСК" и ПАО "ДЭК", был установлено, что выручка ООО "ДВЭС" от осуществления регулируемой деятельности (оказание услуг по передаче электрической энергии) составила 80 269, 34 тыс. руб. Излишне полученный доход в 2019 году был учтен регулирующим органом путем его исключения из НВВ сетевой организации на 2021 год и последующие 4 года. Данные показателя "Фактически получено от АО "ДРСК" за оказанные услуги по передаче электрической энергии за 2019 год", которые были определены, на основании материалов, представленных котлодержателем АО "ДРСК", соответствуют объему фактически оказанных заказчику исполнителем услуг по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, по всем точкам поставки, в том числе, связанным с появлением у исполнителя в течение периода регулирования (2019 год) новых объектов электросетевого хозяйства, включая и объекты электросетевого хозяйства ООО "Мой дом" (КЛ-6 кВ от ПС Бурун АО "ДРСК", РТП "Мой дом", электрические сети 6/0,4 кВ от РТП "Мой дом").
Излишне полученный ООО "ДВЭС" доход за 2019 год был распределен проведением регулирующим органом соответствующей корректировки мерами тарифного регулирования, а по факту в полном объеме от АО "ДРСК" не получен.
Соответственно, суд первой инстанции, учитывая корректировку дисбаланса выручки сетевой организации мерами тарифного регулирования в последующих периодах регулирования, обоснованно заключил, что исковые требования АО "ДРСК" не подлежат удовлетворению.
По верному убеждению суда первой инстанции, действия истца по исключению перераспределения поступлений от конечных потребителей, технологически присоединённых к вновь приобретённым объектам электросетевого хозяйства ООО "ДВЭС" (КЛ-6 кВ от ПС Бурун АО "ДРСК", РТП "Мой дом", электрические сети 6/0,4 кВ от РТП "Мой дом") путем оставления в своем распоряжении всех поступлений от указанных потребителей по котловому тарифу, направлены на пересмотр порядка формирования НВВ нижестоящей сетевой организации, что противоречит структуре принятых уполномоченным органом тарифных решений.
Как следует из актов об оказании услуг по передаче электрической энергии к договору от 09.12.2016 N 420 за период с июля по декабрь 2019 год, из объема оказанных услуг по передаче электрической энергии были исключены потери в спорных сетях ООО "ДВЭС" как объем потребления.
Согласно сводными ведомостям объемов передачи электроэнергии и мощности за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года с разногласиями ПАО "ДЭК", весь объем электроэнергии, полученной конечными потребителями ПАО "ДЭК" (полезный отпуск), энергопринимающие устройства которых присоединены к спорным объектам Ответчика (РТП "Мой Дом", ТП -6/0,4 кВ "Чкалова" ("Мой дом"), ТП-1132, источник питания - ПС "Бурун" яч. 103 и 307) по категории "прочие потребители по односуточному тарифу", тарифный уровень напряжения СН2, НН, а также по категории "население по односуточному тарифу", тарифный уровень напряжения СН2, НН, за период с июля по декабрь 2019 года исключён из расчета как объем оказанных услуг исключительно по сетям АО "ДРСК" (без перетока в сети смежной сетевой организации), и отнесен к расчёту как объём оказанных услуг по передаче электрической энергии сетевой организацией ООО "ДВЭС" (переток из сети АО "ДРСК" в сети смежной сетевой организации).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик использовал спорные объекты электросетевого хозяйства для передачи электрической энергии до потребителей в спорный период, энергопринимающие устройства которых были присоединены к указанным спорным объектам, являются обоснованными.
Ввиду приведенного нормативного и документального обоснования в настоящем постановлении апелляционный суд признал правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований АО "ДРСК" к ООО "ДВЭС".
Все доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как сводятся к несогласию заявителя с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Иное толкование апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих прийти к противоположным выводам, подателем жалобы в нарушение требований, предусмотренных статьями 9, 65 АПК РФ, не представлено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта по правилам, установленным частью 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то на основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её подателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.12.2023 по делу N А51-11575/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Самофал |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11575/2022
Истец: АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
Ответчик: ООО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Третье лицо: Агентство по тарифам Приморского края, ПАО "Дальневосточная энергетическая компания"