г. Санкт-Петербург |
|
21 ноября 2023 г. |
Дело N А56-9358/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.,
при участии:
от заявителя: Лопатина Т.В., по доверенности от 14.06.2022;
от заинтересованного лица: Григорьева О.В., по доверенности от 23.03.2023; Быданцева Ю.О., по доверенности от 09.02.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33893/2023) общества с ограниченной ответственностью "Арголис - Полихим" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2023 по делу N А56-9358/2023 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арголис - Полихим"
к Северо-Западной электронной таможне
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Арголис - Полихим" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действия должностных лиц Северо-Западного таможенного поста (центр электронного декларирования) (подразделение Северо - Западной электронной таможни (далее - Таможня, таможенный орган), выразившиеся в требовании по указанию в декларации и уплате антидемпинговой пошлины на товары с регистрационным номером N 10228010/021122/3367631.
Решением суда от 23.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь, что представленный Обществом сертификат о происхождении товара соответствует требованиям и положениям статьи 31 ТК ЕАЭС, содержит все обязательные реквизиты, указанные в пункте 5 Требований к сертификату о происхождении товара, изложенных в Приложении к Правилам N 49.
По мнению подателя жалобы, представленный сертификат и иные предоставленные при таможенном регулировании сведения и документы достоверно подтверждают происхождение товара в Саудовской Аравии.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представители таможенного органа просили в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Арголис - Полихим" во исполнение внешнеторгового контракта от 20.07.2022 N SABIC-PM/1922, заключенного с компанией "SABIC Sales Europe B.V." (Королевство Нидерландов) ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало на Северо-Западном таможенном посту (ЦЭД) Северо- Западной электронной таможни товар "ПОЛИЭТИЛЕН ВЫСОКОЙ ПЛОТНОСТИ В ПЕРВИЧНЫХ ФОРМАХ, С УДЕЛЬНЫМ ВЕСОМ 0,94-0,97..." (код товара 3901209009 согласно Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) по декларации на товары N 10228010/021122/3367631, производитель товара: "AL-JUBAIL PETROCHEMICAL COMPANY (KEMYA)".
В графе 34 ДТ N 10228010/021122/3367631 Обществом заявлены сведения о происхождении товаров - 8А (Саудовская Аравия).
В процессе оформления в целях подтверждения происхождения товаров Обществом представлен сертификат о происхождении товаров общей формы от 28 октября 2022 г. N 99 2022 115152, выданный уполномоченным органом Королевства Бельгии (сканированный вид).
В соответствии с информацией, указанной в графе 15 ДТ N 10228010/021122/3367631, в международной товарно-транспортной накладной (СМR) от 28.10.2022 N 310954328, страна вывоза товаров - Эстонская Республика, указанное в графе 34 происхождение товара N 1- Саудовская Аравия.
Сертификат общей формы от 28.10.2022 N 99 2022 115152, представленный в качестве документального подтверждения происхождения товаров, выдан страной, отличной от страны отправления и страны происхождения товаров.
По результатам проверки документов и сведений Обществу вынесено требование Северо-Западной электронной таможни от 02.11.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/021122/3367631, до выпуска товаров.
Не согласившись с действиями таможенного органа, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Общества.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 или международными договорами в рамках Евразийского экономического союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения также законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о происхождении товаров, которые должны подтверждаться соответствующими документами (подпункт 9 пункта 1 статьи 106, подпункта 5 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с договором о Союзе.
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 для защиты интересов производителей товаров в ЕАЭС применяются единые меры защиты внутреннего рынка по отношению к товарам из третьих стран. Они могут применяться в виде антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.
Нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы применения мер защиты внутреннего рынка, является Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение N 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Согласно используемых в Протоколе о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам понятий, под антидемпинговой мерой понимается мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Комиссии посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения добровольных ценовых обязательств, принятых экспортером; под антидемпинговой пошлиной - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины.
В пункте 6 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.01.2022 N 17 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении первичного полиэтилена высокой плотности, происходящего из Республики Узбекистан и ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза" введена антидемпинговая пошлина в отношении ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза первичного полиэтилена в твердых первичных формах с удельным весом 0,94 г/см3 и более, происходящего из Республики Узбекистан и классифицируемого кодом 3901 20 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС. Размеры ставок антидемпинговой пошлины установлены в соответствии с Приложением к Решению.
Товар N 1 "ПОЛИЭТИЛЕН ВЫСОКОЙ ПЛОТНОСТИ В ПЕРВИЧНЫХ ФОРМАХ..." (код товара 3901 20 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС), задекларированный по ДТ N 10228010/021122/3367631, подпадает под действие Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 января 2022 г. N 17.
Таможенная стоимость вышеуказанного товара превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, следовательно, в отношении товаров необходимо подтверждение происхождения в соответствии с Правилами определения происхождения товаров, утвержденными Решением.
В отношении товаров, классифицируемых кодом 3901 20 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, происхождение которых считается неподтвержденным, антидемпинговые пошлины исчисляются исходя из наибольшей ставки антидемпинговой пошлины, установленной в отношении товара того же кода и наименования, в размере 20,3% от таможенной стоимости. Сумма доначисленных платежей (антидемпинговая пошлина) составила 373 347,69 руб.
Согласно пункту 21 Правил N 49 сертификат происхождения товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам (далее - требования).
В силу пункта 5 Требований сертификат о происхождении товара должен содержать следующую информацию:
1) наименование страны происхождения;
2) номер сертификата, наименование уполномоченного лица, выдавшего сертификат;
3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; 6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);
8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Правил сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС, если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным антидемпинговая пошлина исчисляется исходя из наибольших ставок антидемпинговых пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе.
Обществом в целях подтверждения происхождения задекларированного товара представлен сертификат о происхождении товаров общей формы от 28.10.2022 N 99 2022 115152, выданный уполномоченным органом королевства Бельгии (сканированный вид).
Согласно пункту 6 статьи 29 ТК ЕАЭС под документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Декларация о происхождении товара - коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара (пункт 1 статьи 30 ТК ЕАЭС).
Сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара (пункт 1 статьи 31 ТК ЕАЭС).
Таким образом, исходя из пункта 6 статьи 29 ТК ЕАЭС, следует, что происхождение товара подтверждается исключительно декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара.
В настоящем случае, как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, в ходе проведенного анализа сертификата о происхождении товаров общей формы от 28.10.2022 N 99 2022 115152, выданного уполномоченным органом Королевства Бельгии, на предмет подтверждения происхождения товаров, выявлено нарушение пункта 1 статьи 31 ТК ЕАЭС, а именно: в соответствии с информацией, указанной в графе 15 ДТ N 10228010/021122/3367631, в международной товарно- транспортной накладной (СМИ) от 28.10.2022 N 310954328, страна вывоза товаров - Эстонская Республика, указанное в графе 34 происхождение товаров N 1- Саудовская Аравия.
Таким образом, сертификат общей формы от 28.10.2022 N 99 2022 115152, представленный в качестве документального подтверждения происхождения товаров, выдан уполномоченным органом страны, отличной от страны отправления и страны происхождения товаров, что является нарушением положений пункта 1 статьи 31 ТК ЕАЭС.
Довод подателя жалобы о том, что представленный сертификат общей формы от 28.10.2022 N 99 2022 115152 выдан государством-членом Европейского Союза - Королевством Бельгии, входящей в группу стран и являющейся уполномоченной организацией (уполномоченным органом) группы стран на выдачу сертификатов о происхождении товаров, апелляционным судом не принимается, поскольку Торговая палата в г. Антверпене, являясь уполномоченной организацией (уполномоченным органом) Королевства Бельгии, не является уполномоченной организацией (уполномоченным органом) на выдачу сертификатов о происхождении товаров от имени Европейского Союза.
В соответствии с положениями статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат должен быть выдан не только Торгово-Промышленной палатой страны, входящей в группу стран, а уполномоченным органом такого союза.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела таможенным органом письмом представителя таможенной службы Российской Федерации в Королевстве Бельгии от 29.05.2023 N 25-06-16/055 с приложением переписки с Международной торговой палатой (International Chamber of Commerce).
В соответствии с информацией, изложенной в письме Представителя в Королевстве Бельгии, в Европейском союзе отсутствует международный орган, уполномочивающий компетентные ведомства государств-членов Европейского союза (торгово-промышленные палаты и др.) на выдачу сертификатов о происхождении товаров. Такие ведомства определяются правительствами государств-членов Европейского союза в соответствии с национальным установленным порядком.
В соответствии с Королевским указом от 30.03.1936 N 283 в Королевстве Бельгия организации, уполномоченные выдавать сертификаты о происхождении товаров, определяет Министр экономики Бельгии.
При этом международный орган Европейского союза, уполномоченный выдавать сертификаты о происхождении товаров, в Европейского союза отсутствует.
Также к письму представителя таможенной службы РФ в Королевстве Бельгия приложена переписка с Международной Торговой Палатой (ICC International Chamber of Commerce).
Международная торговая палата (International Chamber of Commerce) не является органом (организацией), уполномоченным на выдачу сертификатов о происхождении товаров, также не является органом (организацией), уполномочивающим компетентные органы государств-членов Европейского союза (торгово-промышленные палаты и др.) на выдачу сертификатов о происхождении товаров.
Международная Торговая Палата (ICC International Chamber of Commerce) не действует как организация, которая уполномочивает органы государств-членов Европейского союза на выдачу сертификатов.
Таким образом, представленный непреференциальный сертификат происхождения товаров общей формы от 28.10.2022 N 99 2022 115152 выдан государством-членом Европейского Союза - Королевством Бельгии, входящим в группу стран и являющимся уполномоченной организацией (уполномоченным органом) группы стран на выдачу сертификатов о происхождении товаров, Торгово-промышленная палата Королевства Бельгии не является таковым уполномоченным органом (организацией).
Аналогичная информация содержится в письме Федеральной таможенной службы от 24.07.2023 N 01-11/41785 "О непреференциальных сертификатах о происхождении товаров"
С учетом изложенного, сама по себе принадлежность к какому-либо объединению страны, выдавшей сертификат, не наделяет Торгово-Промышленную палату этой страны полномочиями на выдачу сертификатов от имени группы стран.
Довод Общества о том, что в реквизитах представленного сертификата о происхождении товара содержится ссылка на Европейский союз, в связи, с чем сертификат происхождения выдан уполномоченным органом Европейского союза, апелляционным судом также не принимается, поскольку отметка "EUROPEAN UNION" на бланке сертификата о происхождении товара не подтверждает, что Торговая палата г. Антверпене является уполномоченной организацией группы стран - Европейского союза.
Пунктом 2 статьи 316 ТК ЕАЭС установлено, что в случае если не представляется возможным определить происхождение товаров в связи с отсутствием документов о происхождении товаров, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товаров того же кода ТН ВЭД ЕАЭС.
При таких обстоятельствах, непреференциальный сертификат от 28.10.2022 N 99 2022 115152 не соответствует положениям пункта 1 статьи 31 ТК ЕАЭС, в связи с чем, антидемпинговая пошлина в отношении рассматриваемого товара Таможней применена правомерно.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нарушения норм процессуального права не допущено, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2023 по делу N А56-9358/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9358/2023
Истец: ООО "АРГОЛИС-ПОЛИХИМ"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2731/2024
25.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33893/2023
21.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33893/2023
23.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-9358/2023