Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2023 г. |
Дело N А56-38778/2011/ |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Герасимовой Е.А.,
судей Радченко А.В., Тарасовой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Байшевой А.А.,
при участии:
- от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области: представителя Смирновой А.А. по доверенности от 29.12.2022;
- от ООО "Коминвест": представителя Шишовой М.С. по доверенности от 01.06.2023;
- от Администрации Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области: представителя Морару М.В. по доверенности от 09.11.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34630/2023) общества с ограниченной ответственностью "Коминвест" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2023 по обособленному спору N А56-38778/2011/торг.4 (судья Катарыгина В.И.), принятое по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области о признании торгов недействительными,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Разметелево",
УСТАНОВИЛ:
унитарное муниципальное предприятие "ЖилКомЭнерго" (далее - УМП "ЖилКомЭнерго") 15.07.2011 обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия "Разметелево" (далее - МУП "Разметелево") несостоятельным (банкротом).
Определением суда первой инстанции от 02.08.2011 заявление УМП "ЖилКомЭнерго" принято к производству.
Определением суда первой инстанции от 20.09.2011 заявление УМП "ЖилКомЭнерго" признано обоснованным, в отношении МУП "Разметелево" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Чаин Сергей Николаевич.
Указанные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 01.10.2011 N 184.
Решением суда первой инстанции от 20.12.2011 МУП "Разметелево" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Чаин С.П.
Названные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 14.01.2012 N 5.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее - Комитет по ЖКХ Ленинградской области) 12.04.2023 обратился в суд первой инстанции с заявлением:
- о признании недействительными торгов, состоявшихся 30.12.2013 по продаже социально-значимого объекта недвижимости (объектов водоотведения);
- о признании недействительным договора купли-продажи от 18.01.2014 N 2, заключенного по результатам торгов.
Определением от 30.08.2023 суд первой инстанции:
1) Признал недействительными торги от 30.12.2013 по продаже социально-значимого имущества, объектов водоотведения и расположенного на нем движимого имущества:
- канализационные очистные сооружения, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 90 кв.м., инв. N СМ 11790, лит.А, адрес объекта: Ленинградская область, Всеволожский район, д.Разметелево, ул.Строителей уч.1. Кадастровый (или условный) номер: 47-78-12/029-431;
- иловые площадки, назначение нежилое, общая площадь 1140 кв.м., инв.
N СМ11790А лит.Б, адрес объекта: Ленинградская область, Всеволожский р-н, д. Размтелево, ул. Строителей уч.1 Кадастровый (или условный номер) 47-78-12/029/2009- 433; водопровод КОС, инв. N 00000028;
- воздуходувка 2 АФ53М2-МН-30-11, 2-3-7,5, инв N . 00000042;
- газодувка N 6, инв. N 00000110.
2) Признал недействительным договор купли-продажи от 18.01.2014 N 2, заключенный по результатам торгов, состоявшихся 30.12.2013 в отношении спорного имущества;
3) Применил последствия недействительности сделки в виде возврата спорного имущества МУП "Разметелево";
4) Обязал конкурсного управляющего обеспечить внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости о правообладателях спорного имущества в течение 10 дней после разрешения дела судом.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Коминвест" (далее - ООО "Коминвест"), ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит определение суда первой инстанции от 30.08.2023 по обособленному спору N А56-38778/2011/торг.4 отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, заявителем пропущен срок исковой давности на подачу заявления об оспаривании торгов и заключенного по их итогам договора купли-продажи; суд неправомерно применил одностороннюю реституцию в виде возврата имущества должнику, проигнорировав имущественные интересы ответчика; Комитет по ЖКХ Ленинградской области не является надлежащим заявителем по делу.
В отзыве Комитет по ЖКХ Ленинградской области просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Коминвест" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Комитета по ЖКХ Ленинградской области возражал по мотивам, приведенным в соответствующем отзыве. Представитель Администрации Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области против доводов апелляционной жалобы возражал.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав и оценив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-272 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
По положениям пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор (далее - ГК РФ), если иное не вытекает из его существа, договор может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Статьей 448 ГК РФ установлены общие нормы организации и порядка проведения торгов, статьей 110 Закона о банкротстве - специальные нормы о порядке продажи имущества должника, применяемые и в рамках дела о банкротстве гражданина.
Порядок продажи имущества должника, признанного банкротом, регулируется положениями статей 110, 111, 111.1, 139 Закона о банкротстве.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
По положениям пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - постановление Пленума N 63) требование арбитражного управляющего и любого другого заинтересованного лица о признании недействительными торгов по продаже имущества должника, в частности торгов, проведенных в ходе исполнительного производства, после введения в отношении должника процедуры наблюдения и вплоть до завершения дела о банкротстве подлежит предъявлению в рамках дела о банкротстве по правилам главы III.1 Закона о банкротстве.
В силу статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица; признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Следовательно, торги являются способом заключения договора, а признание их недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о признании недействительной сделки, заключенной по результатам торгов.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ.
В пунктах 1 и 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права (интереса) с использованием предусмотренных гражданским законодательством мер. Нарушения порядка проведения торгов не может являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Оспаривать действительность торгов по продаже имущества несостоятельного должника имеют право не любые субъекты гражданских прав, а только лица, полагающие, что они без законных оснований не были допущены к участию в торгах, либо были необоснованно исключены из участников торгов, либо незаконно не признаны победителями торгов, а также конкурсные управляющие и конкурсные кредиторы, при условии допущенных нарушений прав и законных интересов должника, в том числе и порядка проведения торгов.
По смыслу статьи 447 ГК РФ основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 4, 65 АПК РФ, лицо, обращающееся в суд с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать, что при их проведении допущены нарушения закона, проведенные торги повлекли нарушение его прав, наличие причинно-следственной связи между допущенными нарушениями и возникшим нарушением прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными и применения последствий недействительности заключенной на таких торгах сделки.
Как следует из материалов обособленного спора, при формировании конкурсной массы МУП "Разметелево" конкурсный управляющий Чаин С.Н. включил в ее состав, в том числе:
- канализационные очистные сооружения, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 90 кв.м., инв. N СМ 11790, лит.А, адрес объекта: Ленинградская область, Всеволожский район, д.Разметелево, ул.Строителей уч.1. Кадастровый (или условный) номер: 47-78-12/029-431;
- иловые площадки, назначение нежилое, общая площадь 1140 кв.м., инв. N СМ11790А лит.Б, адрес объекта: Ленинградская область, Всеволожский р-н, д. Размтелево, ул. Строителей уч.1 Кадастровый (или условный номер) 47-78-12/029/2009- 433; водопровод КОС, инв. N 00000028;
- воздуходувку 2 АФ53М2-МН-30-11, 2-3-7,5, инв N . 00000042;
- газодувку N 6, инв. N 00000110.
Согласно схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области на период 2022-2035 годы, утвержденной постановлением администрации Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 01.07.2022 N 547, в технологической схеме канализационных очистных сооружений д. Разметелево предусмотрена полная биологическая очистка хозяйственно-бытовых сточных вод на аэротенках. Состав КОС Разметелево: приемная камера (здание решеток); аэротенки - 2 шт. (размеры 21x6x3,2 м); вторичные отстойники - 2 шт. (размеры 4,5x6 м); контактные резервуары - 4 шт. (диаметр 2 м); иловые площадки - 2 шт. Обеззараживание на КОС предусмотрено раствором хлорной извести. Очищенные сточные воды п. Разметелево после очистки попадают в безымянный ручей, далее поступают в р. Оккервиль, которая относится к водоемам высшей категории рыбохозяйственного пользования. Бытовые сточные воды от населения и прочих абонентов по самотечным канализационных сетям поступают на КНС д. Разметелево, расположенную в северной части деревни, и далее по напорному коллектору перекачиваются для очистки на КОС д. Разметелево, с дальнейшим сбросом в безымянный ручей.
Согласно схеме водоснабжения и водоотведения в п. Разметелево существует единая, пятая технологическая зона водоотведения ВО.
На основании пункта 2 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "Технологическая зона водоотведения" - часть централизованной системы водоотведения (канализации), отведение сточных вод из которой осуществляется в водный объект через одно инженерное сооружение, предназначенное для сброса сточных вод в водный объект (выпуск сточных вод в водный объект), или несколько технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для сброса сточных вод в водный объект (выпусков сточных вод в водный объект).
Право хозяйственного ведения МУП "Разметелево" на указанное недвижимое имущество зарегистрировано в ЕГРН 29.12.2012.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) "водоснабжение" - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под "объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" понимается "инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (пункт 14); под "нецентрализованной системой холодного водоснабжения" понимаются "сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц" (пункт 13); под "централизованной системой" - "комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта" (пункт 27); под "организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства)" - "юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем" (пункт 15).
Понятие объектов водоснабжения и водоотведения также установлено в пункте 2 Требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1467, согласно которым под объектами водоснабжения и водоотведения для целей настоящих требований следует понимать территориально обособленные (расположенные в пределах внешнего периметра, границы которого установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации) комплексы зданий, сооружений и оборудования, предназначенные для осуществления водоснабжения (водозаборы (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), очистные сооружения водопровода, водопроводные насосные станции, резервуары, водонапорные башни) и водоотведения (очистные сооружения канализации (в том числе входящие в их состав гидротехнические сооружения), канализационные насосные станции), входящие в состав централизованных и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также водоотведения (за исключением водопроводных и канализационных сетей).
Таким образом, конкурсный управляющий включил в состав конкурсной массы имущество, которое является социально значимым объектом коммунальной инфраструктуры (объект водоотведения), находится в муниципальной собственности МО Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Сообщением от 22.11.2013 N 192862, опубликованном на официальном сайте Балтийской электронной площадки, указанное выше имущество было выставлено на торги в форме публичного предложения по цене 2 166 480 руб.
Из сообщения от 17.01.2014 N 207839 следует, что по результатам торгов посредством публичного предложения, состоявшихся 30.12.2013, победителем объявлено ООО "Коминвест" (ИНН: 7801592827, ОГРН: 1129847026990), которое приобрело имущество по цене 2 168 000 руб.
В силу части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2022 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью и наделяется собственником имуществом, необходимым для осуществления хозяйственной деятельности, виды и цели которой определены в уставе.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Признание предприятия несостоятельным (банкротом) и открытие в отношении него конкурсного производства не предполагает ведение предприятием хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом, и, следовательно, использование переданного имущества в хозяйственной деятельности предприятия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу (пункт 1 статьи 131 Закона о банкротстве).
По смыслу пункта 1 статьи 131 Закона о банкротстве включению в конкурсную массу подлежит имущество, которое имеется в фактическом наличии.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (пункты 1, 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
Пунктами 1 и 2 статьи 132 Закона о банкротстве предусмотрено, что при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника, изъятого из оборота имущества. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.
Оборотоспособность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения определена в части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), в соответствии с которой отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Таким образом, Закон N 416-ФЗ закрепляет, что объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, относящиеся к централизованным и нецентрализованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, отчуждению в частную собственность не подлежат.
На основании части 2 статьи 43 Закона N 416-ФЗ статья 9 данного Закона вступает в силу с 01.01.2012. Соответственно, любые сделки, заключенные в отношении объектов водоснабжения и водоотведения с 01.01.2012, должны соответствовать требованиям части 1 статьи 9 названного Закона.
На дату вступления в силу части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ действовала редакция пунктов 1, 2 статьи 129 ГК РФ, которая предусматривала, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота.
Действующая редакция статьи 129 ГК РФ не содержит термина "имущество, изъятое из оборота".
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 142-ФЗ) правовой режим объектов гражданских прав, которые до дня вступления в силу Закона N 142-ФЗ признавались изъятыми из оборота и в соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ (в редакции указанного Закона) признаются ограниченными в обороте, сохраняется.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 142-ФЗ, данный Федеральный закон вступил в силу 01.10.2013.
Поскольку с 01.01.2012 в силу части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ запрещалось отчуждение объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть данные объекты признавались изъятыми из оборота, то и после вступления в силу Закона N 142-ФЗ (01.10.2013), за ними сохраняется правовой режим объектов, изъятых из оборота.
Следовательно, фактически изъятое из гражданского оборота спорное имущество делает невозможным включение последнего в конкурсную массу должника и продажу его на торгах в частную собственность.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в обзоре судебной практики N 3 (2019), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, Закон N 416-ФЗ является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененные правом хозяйственного ведения.
Таким образом, объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности муниципального образования Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района, не подлежали реализации на торгах и передаче в частную собственность по оспариваемому договору купли-продажи. Конкурсный управляющий не исполнил предусмотренную Законом о банкротстве обязанность по передаче объектов водоснабжения и водоотведения Администрации после вступления в силу части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ.
Передача указанных объектов муниципальному образованию обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания и использования в интересах жизнедеятельности региона.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 4 областного закона от 29.12.2015 N 153-оз "О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" (далее - областной закон N 153-оз) между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Колтушское поселение) полномочия в области водоснабжения и водоотведения считаются перераспределенными со дня передачи имущества.
Акт приема-передачи муниципального имущества муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, находящегося в муниципальной собственности, в государственную собственность Ленинградской области подписан 28.12.2020.
Таким образом, полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения от муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области перешли 28.12.2020.
На основании пункта 1.1 Положения о Комитете по ЖКХ Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.11.2016 N 450 (далее - Положение), Комитет является органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения (канализации).
В рамках перераспределения полномочий имущество, необходимое для их осуществления, подлежит передаче в государственную собственность Ленинградской области, а впоследствии - в хозяйственное ведение ГУП "Леноблводоканал". Согласно разделу 5 Положения Комитет по ЖКХ Ленинградской области осуществляет функции и полномочия учредителя, а также собственника имущества подведомственных ему государственных предприятий, указанных в приложении к настоящему Положению, в соответствии с Порядком принятия решения о создании, реорганизации, изменении вида и ликвидации государственных унитарных предприятий Ленинградской области, координации, регулирования и контроля их деятельности, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 30.04.2015 N 138, и иными федеральными и областными нормативными правовыми актами.
Оспариваемые торги состоялись 30.12.2013, договор N 2 заключен 18.01.2014, право собственности ООО "Коминвест" зарегистрировано в ЕГРН 08.05.2014.
Согласно пункту 1 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
С учетом вышеизложенного срок исковой давности по оспариванию торгов от 30.12.2013 и заключенного по итогам их проведения договора купли-продажи для Ленинградской области в лице Комитета по ЖКХ Ленинградской области не истекли.
При таких условиях суд первой инстанции правильно признал недействительными торги от 30.12.2013 по продаже социально-значимого имущества и обоснованно обязал ответчика возвратить его в конкурсную массу должника.
Доводы ООО "Коминвест" о необходимости возмещения понесенных затрат, связанных с обслуживанием и содержанием имущества за период владения им, не являются предметом настоящего разбирательства, однако могут стать основанием для рассмотрения в отдельном судебном разбирательстве.
Ссылка ООО "Коминвест" на указание в мотивировочной и резолютивной частях разных дат оспариваемых торгов (30.12.2013 и 17.07.2013) не является основанием для отмены судебного акта, поскольку соответствующая опечатка может быть исправлена по правилам статьи 179 АПК РФ по инициативе суда либо по ходатайству лица, участвующего в деле.
Также нельзя признать обоснованной позицию ООО "Коминвест" о том, что Комитет по ЖКХ Ленинградской области является ненадлежащим заявителем по делу, так как не является правообладателем спорного имущества.
Часть объектов водоснабжения и водоотведения передано Колтушским сельским поселением в государственную собственность Ленинградской области на основании вышеуказанного акта приема-передачи от 28.12.2020 и передана в хозяйственное ведение ГУП "Леноблводоканал". Другая часть объектов водоснабжения и водоотведения находится в процессе передачи в государственную собственность Ленинградской области. Длительные сроки передачи обусловлены судебными разбирательствами в отношении данного имущества, необходимостью его документального оформления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании пункта 1.1 Положения Комитет по ЖКХ Ленинградской области является органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения (канализации).
В рамках перераспределения полномочий имущество, необходимое для их осуществления, подлежит передаче в государственную собственность Ленинградской области, а впоследствии - в хозяйственное ведение ГУП "Леноблводоканал".
Согласно разделу 5 Положения Комитет по ЖКХ Ленинградской области осуществляет функции и полномочия учредителя, а также собственника имущества подведомственных ему государственных предприятий, указанных в приложении к настоящему Положению, в соответствии с Порядком принятия решения о создании, реорганизации, изменении вида и ликвидации государственных унитарных предприятий Ленинградской области, координации, регулирования и контроля их деятельности, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2015 года N 138, и иными федеральными и областными нормативными правовыми актами (далее - Постановление N 138).
Исходя из подпунктов 12, 12.1, 13, 19 пункта 6.1 Постановления N 138 Комитет как уполномоченный орган: согласовывает совершение сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием; дает согласие на осуществление сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществляет иные функции учредителя и собственника предприятия.
Ленинградская область в лице Комитета по ЖКХ Ленинградской области принимает участие в судебных разбирательствах, связанных со спорами в отношении имущества в сфере водоснабжения и водоотведения, обеспечения надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории Колтушского сельского поселения, рассматривает жалобы граждан и организаций по поводу надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории Колтушского сельского поселения, рассматривает акты прокурорского реагирования и другие документы правоохранительных органов по вышеуказанным вопросам, осуществляет иные полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные для него действующим законодательством.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что Комитет по ЖКХ Ленинградской области является надлежащим заявителем по делу.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба ООО "Коминвест" по заявленным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 223, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2023 по обособленному спору N А56-38778/2011/торг.4 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня принятия.
Председательствующий |
Е.А. Герасимова |
Судьи |
А.В. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.