г. Санкт-Петербург |
|
27 ноября 2023 г. |
Дело N А56-12348/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: Плотников Р.В. по доверенности от 07.02.2023;
от заинтересованного лица: Григорьева О.В. по доверенности от 23.03.2023;
Быданцева Ю.О. по доверенности от 09.02.2023;
от третьих лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26158/2023) Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2023 по делу N А56-12348/2023 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тор"
к Северо-Западной электронной таможне
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Таможенный представитель "Ритус", Санкт-Петербургская таможня
об оспаривании решения, об обязании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западная электронная таможня (далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения о внесении изменений в сведения по ДТ) N 10228010/061022/3343731, 10228010/041022/3341310, о признании недействительным уведомлений Санкт-Петербургской таможни от 14.11.2022 N 10210000/У2022/0011152, 10210000/У2022/0011154, об обязании устранить нарушенные права путем возврата излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1 258 985 руб. 46 коп.
Решением суда первой инстанции от 30.05.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 30.05.2023 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Определением от 08.08.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 04.09.2023.
Определением от 05.09.2023, в составе председательствующего Мильгевской Н.А., судей Протас Н.И., Фуркало О.В., судебное разбирательство отложено на 09.10.2023.
Определением председателя четвертого судебного состава Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 в составе суда, рассматривающего дело N А56-12348/2023 произведена замена в порядке статьи 18 АПК РФ, судья Фуркало О.В. заменена на судью Зотееву Л.В., рассмотрение апелляционной жалобы начато с начала.
Определением от 10.10.2023 судебное разбирательство отложено на 20.11.2023.
В судебном заседании 20.11.2023 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с августа по октябрь 2022 года в рамках Контракта FCTR-2022-01 от 20.07.2022 в адрес общества осуществлена поставка товара - плоский прокат из нелегированной стали, код ЕТН ВЭД ЕАЭС - 7210 70 800 0, производитель: SSAB EUROPE OY, страна происхождения - Финляндия, без начисления антидемпинговой пошлины по ставке 20, 20 % (далее: товар), с целью таможенного оформления указанного товара поданы декларации на товары N N 10228010/061022/3343731, 10228010/041022/3341310 (далее: ДТ) и выпущены в свободное обращение в зоне деятельности Северо-Западной электронной таможни.
После выпуска товаров по результатам проверки документов Таможня приняла решение о том, что страна происхождения товара (Финляндия) Обществом документально не подтверждена и в результате чего доначислила антидемпинговую пошлину по ставке 20,20 %, что в конечном итоге и послужило основанием для принятия оспариваемых Решений и Уведомлений.
В качестве документа, подтверждающего заявленные сведения о стране происхождения товаров, таможенному органу предоставлены сертификаты о происхождении товаров общей формы N N FI-E1173781021 от 27.09.2022, FI-E1174003354 от 28.09.2022 (далее: сертификат), а также иные документы, подтверждающие происхождение товара и заключение сделки по его приобретению.
При анализе представленных Обществом документов таможенный орган сделал вывод о том, что применимые сертификаты происхождения товаров не могут быть приняты в качестве документального подтверждения страны происхождения товаров.
В Акте проверки N 10228000/213/071122/А0976 от 07.11.2022 таможенный орган указал, что в нарушение пункта 5 Требований к сертификату о происхождении товара, утвержденных Решением N 49, представленные ООО "ТОР" сертификаты о происхождении не содержат информацию о стране назначения товаров, а сведения о грузополучателе, указанному в сертификатах, не соответствуют сведениям, заявленным в графе 2 декларации на товары.
По результатам проверки таможенным органом были приняты оспариваемые решения и уведомления, общество доплатило в бюджет Российской Федерации антидемпинговую пошлину в размере 1 258 985, 46 руб., что подтверждается представленным в материалы судебного дела Отчетом ФТС России от 06.03.2023 г.
Общество оспорило решение и уведомление в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для принятия оспариваемых решений и уведомлений, в связи с чем, удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 314 Таможенного кодекса ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товара выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения".
Пунктом 5 Правил установлено, что в случае если при производстве товара на территории страны используются непроисходящие материалы, такой товар считается происходящим из такой страны при выполнении одного из следующих критериев: в результате осуществления операций по переработке или производству классификационный код товара в соответствии с Гармонизированной системой отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода непроисходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с Гармонизированной системой; стоимость непроисходящих материалов, использованных при выполнении операций по переработке или производству в такой стране, не превышает 50 % стоимости такого товара на условиях "франко-завод".
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларация о происхождении товара - коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. В ст. 2 ТК ЕАЭС указано, что "коммерческие документы" - документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза счета-фактуры, инвойсы, спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы).
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 29 ТК ЕАЭС).
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товаре, в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (п. 6 ст. 29 ТК ЕАЭС).
В соответствии с п. 1 ст. 31 Таможенного кодекса ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией странны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Согласно п. 1 ст. 314 Таможенного кодекса ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее: Правила).
В соответствии с п. 2 Правил "происхождение товара" - принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами.
Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.
Согласно п. 3 Правил товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:
1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;
2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил.
В соответствии с п. 4 Приложения Правил наличие в сертификате подчисток, помарок и незаверенных исправлений и (или) дополнений не допускается. Исправления и (или) дополнения вносятся в сертификат путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью должностного лица и печатью органа (организации), уполномоченного третьей стороной на выдачу сертификатов о происхождении товара (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 5 Приложения Правил сертификат должен содержать следующую информацию:
1) наименование страны происхождения товара;
2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат (в случае содержания в оттиске печати данных о наименовании уполномоченного органа дополнительное указание таких сведений не требуется);
3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;
4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;
5) описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза с товаром, заявленным при таможенном декларировании. В дополнение к описанию товара, указанному в абзаце первом настоящего подпункта, допускается указывать реквизиты инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа для использования содержащегося в них описания товара в целях его идентификации;
6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;
7) утратил силу. - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47;
8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
В случае использования сертификата, выданного уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе, допускается отступать от требований о наличии в сертификате оттиска печати уполномоченного органа и подписи должностного лица этого уполномоченного органа. При этом такой сертификат должен содержать графическое изображение печати уполномоченного органа.
В соответствии с п. 6 Приложения Правил указанные в пункте 5 настоящих Требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.
Согласно п. 9 Приложения Правил наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для не рассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.
В силу п. 29 Правил N 49 при обнаружении таможенным органом государствачлена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государствачлена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
К запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата о происхождении товара.
В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации на основе выборочности.
В соответствии с п. 34 Правил N 49 сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС в случаях, предусмотренных данным пунктом. Таможенный контроль происхождения товаров осуществляется при ввозе товаров на таможенную территорию Союза в соответствии с Таможенного кодекса ЕАЭС.
Приложением к Правилам N 49 установлены Требования к сертификату о происхождении товара. В соответствии с п. п. 1, 2 и 5 Требований к сертификату о происхождении товара сертификат о происхождении товара изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, и заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.
Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС и Правилам N 49 под страной происхождения следует понимать не только страну (государство), но группу стран, либо таможенный союз стран. Европейский союз, как интеграционное образование группы стран (таможенного союза стран), является самостоятельным членом публичного права, на территории стран которого создан общий рынок, гарантирующий свободное передвижение (движение) людей, товаров, капитала и услуг
Как следует из материалов дела, в Акте проверки таможенным органом указано, что в нарушение пункта 5 Требований к сертификату о происхождении товара, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 сертификаты происхождения товара NN FI-E1174003354, FI-E1173781021 не содержат информацию о стране назначения товаров, а сведения о грузополучателе, указанных в сертификатах, не соответствует сведениям, указанным в ДТ.
Как усматривается из материалов дела, в графе 2 сертификата происхождения товара указаны наименование и адрес грузополучателя, а именно: получатель FLOTENT CHEMICALS CA, адрес: 10000, Узбекистан, город Ташкент, ул. С. Машхадий, 210, комн. 703 и указанные данные сведения полностью корреспондируются со сведениями, указанными в графе 8 ДТ, Получатель товара.
Согласно Контракта FLC-29-2022 от 19.07.2022 компании SSAB EUROPE OY (Финляндия) с компанией FLOTENT CHEMICALS CA (Узбекистан) на территорию ЕАЭС поставлен товар - металлопрокат. После заключения указанного контракта товар в пути следования был перепродан обществу. Перепродажа товара обществу произошла в рамках Контракта FCTR-2022-01 от 20.07.2022 с компанией FLOTENT CHEMICALS CA (Узбекистан).
При этом, как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, о факте перепродажи товара и изменения конечного получателя таможня неоднократно уведомлялась в письменном виде еще на стадии таможенного оформления письмами FLOTENT CHEMICALS CA (Узбекистан), датированными от 29.09.2022 Исх. N 19/09, 28.09.2022 Исх. N 17/09, которые прилагаются к настоящему заявлению.
Вопреки доводам подателя жалобы, предоставленные Обществом сертификаты содержат все обязательные реквизиты, указанные в п. 5 Требований к сертификату о происхождении товара, а именно: наименование страны происхождения товара (графа З), номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат (графа 8), наименование и адрес экспортера (графа 1), наименование и адрес грузополучателя (графа 2), описание товара, позволяющее произвести его идентификацию (графа 6), вес брутто (графа 7), информация об удостоверении сертификата (печать органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица, дата выдачи сертификата).
При принятии оспариваемых решений и уведомлений не учтено, что обществом с каждой декларацией на товар подавался комплект документов, в котором Таможне предоставлены документы, подтверждающие страну происхождения товара, а именно: товарно-транспортная накладная CMR, коммерческий инвойс, упаковочный лист, сертификат о происхождении товара общей формы, протокол испытания товара, письма первоначального получателя товара - FLOTENT CHEMICALS CA (Узбекистан). В CMR и протоколе испытаний товара, инвойсе и упаковочном листе указана страна происхождения товара - Финляндия. Аналогичная информация содержится и в самом сертификате происхождения товара общего типа, которую можно проверить путем онлайн верификации на сайте: https://certificates.iccwbo.org/. спорный товар посредством автомобильной перевозки следовал по маршруту Финляндия (Hameenlinna) - Россия (Санкт-Петербург) через таможенный пост МАПП Торфяновка.
В соответствии с письмом от 14.02.2023 г. Исх. N 42-31/00120 Парголовского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни спорный товар прибыл в транспортных средствах без каких-либо повреждений средств идентификации и изменения маршрута следования.
Таким образом, Таможенным органом неверно установлено нарушение подпункта 4 пункта 5 Требований, поскольку представленные Обществом документы
содержат информацию о стране происхождения товара.
Судом первой инстанции верно указано на то, что подтверждением страны происхождения товара так же являлись оплата по Контракту FLC-29- 2022 от 19.07.2022 в адрес финской компании SSAB EUROPE OY (заявления на переводы от 15.08.2022, от 08.09.2022, от 26.09.2022) и выпуск Таможенным органом товаров, задекларированных по ДТ N 10228010/020323/3053141, 10228010/200323/3070622, 10228010/220323/3072693 без уплаты антидемпинговой пошлины (Обществом декларировался полностью идентичный товар с аналогичными сертификатами о происхождении товара и иными товаросопроводительными документами)
При таких обстоятельствах, поскольку Таможенным органом не принято во внимание изменение первоначального получателя и собственника товара произошло ввиду его дальнейшей перепродажи еще до момента таможенного оформления, не производилась проверка в базе данных Торгово-промышленной палаты Финляндии спорных сертификатов происхождения общей формы, вывод Таможенного органа о том, что сертификаты о происхождении не содержат информацию о стране назначения товаров, а сведения о грузополучателе, указанному в сертификатах, не соответствуют сведениям, заявленным в графе 2 декларации на товары является неверным. Основания для принятия оспариваемых решений и уведомлений у Таможенного органа отсутствовали.
Таким образом, установив, что предъявленные при таможенном оформлении товара Сертификаты происхождения товаров N N FI-E1174003354, FI-E1173781021 полностью соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе пункту 5 Требований к сертификату о происхождении товара, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49. Таможенный орган неправомерно выставил Обществу требование о внесении изменений в сведения по ДТ N 10228010/061022/3343731, 10228010/041022/3341310, с уплатой антидемпинговой пошлины.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие Таможенного органа с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 мая 2023 года по делу N А56-12348/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12348/2023
Истец: ООО "ТОР"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ "РИТУС"