г. Москва |
|
28 ноября 2023 г. |
Дело N А40-136971/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2023 по делу N А40-136971/23 (75-168)
по заявлению Общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей" (ИНН: 7720285539)
к ИФНС России N 33 по г. Москве
третье лицо: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
об обязании вернуть переплату
при участии:
от заявителя: |
Предс. Высшего Совета Дударев А.Г. по ЕГРЮЛ; |
от заинтересованного лица: |
Тимохина И.Н. по дов. от 10.01.2023 N 06/001; |
от третьего лица: |
Зубаирова Э.Х. по дов. от 02.01.2023 N 09/49; |
УСТАНОВИЛ:
Общероссийская общественная организация "Российский союз спасателей" (далее - Заявитель, Налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) об обязании ИФНС России N 33 по г. Москве вернуть Общероссийской общественной организации "Российский союз спасателей" переплату в сумме 10 614 210 руб. 68 коп.
Решением суда от 13.09.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, срок давности на возврат переплаты не пропущен. Заявитель ссылается на то, что срок подлежит исчислению с даты подачи заявления 04.05.2022, то есть с момента получения акта сверки N 022-136489 от 04.05.2022.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители заинтересованного лица и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представили отзывы на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.05.2022 налогоплательщиком был получен акт сверки N 022-136489, согласно которого заявителю стало известно об излишне уплаченном налоге и сумме страховых взносов.
Заявитель указал, что из акта серки ему стало известно, об:
1) излишней уплате налога на имущество организаций в размере 425 руб.;
2) излишней уплате налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 3 849 руб. 22 коп.;
3) излишней уплате налога на имущество организаций в размере 18 899 руб.;
4) излишней уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения (за периоды до 1 января 2017 года) в размере 1 785 723 руб. 31 коп.;
5) излишней уплате налога на добавленную стоимость в размере 1 000 руб.;
6) излишней уплате налога на имущество организаций в размере 18 921 руб.;
7) излишней уплате земельного налога с организаций в размере 1 000 руб.;
8) излишней уплате налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 1 551 руб.;
9) излишней уплате налога на доходы физических лиц в размере 79 721 руб. 09 коп.;
10) излишней уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за периоды до 1 января 2017 года) в размере 590 822 руб. 22 коп.;
11) излишней уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации (за периоды до 1 января 2017 года) в размере 8 112 298 руб. 84 коп.
Заявитель 05.07.2022, 15.07.2022 обратился в налоговый орган с заявлениями N N 32144, 32138, 1, 2, 3, 4, 32137, 32143, 32142, 32139, 32146 о возврате переплаты уплаченных налогов и страховых взносов на общую сумму 10 614 210 руб. 68 коп.
По результатам рассмотрения заявлений Инспекцией 08.07.2022, 22.07.2022 приняты решения N N 31909, 31904, 38341, 31903, 31910, 31907, 31905, 31911 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в сумме 125 366 руб. 31 коп., в связи с тем, что срок, установленный п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), на возврат данной суммы истек; по решениям N N 38173, 38180, 38182 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в сумме 10 488 844 руб. 37 коп.в связи с тем, что возврат с КБК возможен только на основании решения Фонда.
Заявитель, посчитав, что отказы в возврате переплаты являются незаконными, обратился с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком пропущен срок давности на возврат переплаты в судебном порядке.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в соответствующей период) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из содержания и смысла приведенных норм, обязанность доказывания факта и размера переплаты, факта подачи заявления о возврате в налоговый орган и факта соблюдения предусмотренного законом трехлетнего срока возлагается на налогоплательщика.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О разъяснено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации), которое может быть им подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации), при этом данная норма не препятствует обществу в случае пропуска срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 79 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 указано, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Судебная практика, последовательно формируемая Верховным Судом Российской Федерации, исходит из того, что при обращении в суд с требованием об обязании вернуть суммы излишне уплаченного налога действуют общие правила исчисления срока исковой давности - три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016 N 305-КГ16-12552, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968), при этом указывается, что налогоплательщик должен был узнать о возникновении переплаты по налогу с даты представления налоговой декларации, поскольку в момент составления и представления отчетности плательщик имел возможность определить размер своей налоговой обязанности и соотнести его с реально уплаченными суммами.
Судом первой инстанции верно установлено, что Заявитель обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога с нарушением трехлетнего срока, установленного статьей 78 НК РФ.
Инспекция указала, что переплата по налогам образовалась за период: 2016, 2017, 2018 годы.
Однако налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением о возврате переплаты 05.07.2022, следовательно, Заявителем пропущен срок на обращение с заявлением о возврате переплаты в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ.
Между тем Заявителем не представлено доказательств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат либо доказательств уважительности причин пропуска данного срока.
Учитывая, что акты совместной сверки, справка расчетов с бюджетом не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты, эти документы лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом.
Так, в справках о расчете с бюджетом, в акте сверки не указываются основание и дата возникновения переплаты, а также первичные документы, подтверждающие данное обстоятельство.
По результатам совместной сверки расчетов с налоговым органом фиксируется сумма переплаты, которая сама по себе, в отрыве от иных документов, не является безусловным доказательством переплаты, а дата его составления - отправной точкой для определения срока давности обращения в суд.
В силу пункта 3 статьи 78 НК РФ налогоплательщик должен был и мог при определении своих налоговых обязательств, располагая налоговыми декларациями, расчетами и документами об уплате налогов, знать об излишней уплате налогов с учетом того, что Заявитель самостоятельно формировал переплату и должен был узнать об излишней уплате налога с момента совершения действий по уплате налога и формирования платежного поручения, формирования налоговой декларации по соответствующим налогам
Указанная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2017 N 301-КГ17-5881, определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016 г., N 305-КГ16-12552, определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 N 303-КГ16-7713).
Таким образом, доводы Заявителя об исчислении срока подачи заявления с 04.05.2022, то есть с момента получения акта сверки N 022-136489 от 04.05.2022, несостоятельны.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем пропущен трехлетний срок на возврат переплаты по вышеуказанным налогам.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов.
Таким образом, из изложенных норм следует, что страхователи обязаны в установленные Законом сроки представлять расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за соответствующие периоды и современно уплачивать исчисленные страховые взносы.
Решения о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов за периоды, предшествующие 01.01.2017, принимают соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
Пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, действовавшим до 01.01.2017, предусмотрено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу пункта 5 части 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (п. 1 статьи).
В силу 2 той же статьи Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне уплаты взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в письменной форме или в форме электронного документа в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
В связи со сходством правовой природы правоотношений по возврату излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов с правоотношениями по возврату излишне уплаченных (взысканных) налогов, при рассмотрении настоящего спора подлежат принятию во внимание правовые позиции высших судебных органов по применению статей Налогового кодекса Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05 указано, что право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Акт сверки не имеет заранее установленной силы, является вторичным документом и исследуется судом в совокупности с другими доказательствами по делу, однако никакими первичными документами, сведения, содержащиеся в акте сверки, не подтверждены.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 N 6219/06 указано, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности надлежит установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 25.02.2009 N 12882/08 и от 13.04.2010 N 17372/09 указал, что моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога не пропущенным.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 Налогового кодекса Российской Федерации и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
С учетом положений ст. 15, 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 N 6219/06, от 25.02.2009 N 12882/08, от 13.04.2010 N 17372/09, от 28.06.2011 N 17750/10, заявитель мог и должен был знать об излишней уплате налога по взносам по итогам налогового (отчетного) периода (в данном случае - за 2016 год), уже в 2017 году. Следовательно, 3-летний срок на возврат налога в судебном и в досудебном порядке истек.
Таким образом, в отношении переплаты по страховым взносам заявителем также пропущен трехлетний срок на возврат.
Заявитель имел возможность запросить сверку расчетов своевременно и обратиться в суд с соблюдением срока давности.
Учитывая сроки возникновения переплаты по налогам, сборам, пеням и штрафам, налогоплательщиком пропущен срок давности на возврат переплаты в судебном порядке.
С учетом всех установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2023 по делу N А40-136971/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-136971/2023
Истец: ОБЩЕРОССИЙСКАЯ "РОССИЙСКИЙ СОЮЗ СПАСАТЕЛЕЙ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 33 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ