город Томск |
|
1 декабря 2023 г. |
Дело N А27- 23038/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ИНТЕРЬЕР" (N 07АП-8644/2023) на решение от 30 августа 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27- 23038/2022 (судья Ю.С.Камышова), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ИНТЕРЬЕР" (ИНН 4205284135) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Кемеровской области - Кузбассу (ИНН 4205002373) о признании недействительным решения N 8879 от 12.08.2022,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Смотрин Д. В. по дов. от 02.12.2022, диплом,
От заинтересованного лица: Шальнева О. Е. по дов. от 28.12.2022, диплом; Штеина А. В. по дов. от 16.12.2022, диплом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ИНТЕРЬЕР" (далее - ООО "ТД "ИНТЕРЬЕР", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения N 8879 от 12.08.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, с учетом решения N 8879/1 от 14.08.2023 о внесении изменений в решение N 8879 от 12.08.2022 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Кемеровской области от 30.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что выводы суда о том, что хозяйственные операции между ООО "ТД "ИНТЕРЬЕР" и ООО "Интерьер" и ООО "Стройгарант" свидетельствуют об осуществлении указанными организациями единой хозяйственной деятельности, являются необоснованными, поскольку все организации являлись самостоятельными хозяйствующими субъектами со своим штатом работников, необходимыми ресурсами (торговым оборудованием) и товарными запасами, и видами деятельности, несли все необходимые расходы, позволявшими им вести свои дела независимо от иных предприятий, каждый бизнес имеет свои деловые цели.
В отзыве Инспекция с доводами жалобы Общества не согласилась, просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали свои доводы.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей Общества и Инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в соответствии со статьями 31, 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена выездная налоговая проверка ООО "ТД "ИНТЕРЬЕР" по всем налогам за период 2018-2020 г.г., по результатам которой составлен акт от 25.02.2022 N 16345.
По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки вынесено решение от 12.08.2022 N 8879 о привлечении Общества к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренной пунктом 1 статьи 119, пунктом 3 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в общем размере 1311 252 руб. (с учетом применения смягчающих ответственность обстоятельств). Указанным решением налогоплательщику доначислены налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество организаций в общей сумме 15 099 939 руб., начислены пени за несвоевременную уплату вышеуказанных налогов в общем размере 3 658 375,08 руб.
Решением УФНС России по Кемеровской области - Кузбассу N 332 от 07.11.2022 N 332 решение Инспекции N 8879 от 12.08.2022 оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами, изложенными в решении Инспекции, ООО "ТД "ИНТЕРЬЕР" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В суде заявитель уточнил заявленные требования с учетом решения Инспекции N 8879/1 от 14.08.2023 о внесении изменений в решение N 8879 от 12.08.2022.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям, установленным статьей 162 АПК РФ, и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 указанного кодекса.
В силу пункта 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (пункт 2 статьи 71 АПК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения (далее - УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ.
Статьей 346.12 НК РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ, признаются налогоплательщиками единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Освобождение от уплаты общих налогов на основании статьи 346.11 НК РФ в связи с применением льготного режима налогообложения является налоговой выгодой, которая в зависимости от фактических обстоятельств может быть законной либо необоснованной.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53), установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или экономической деятельности.
О том, что указанные условия умышленно не соблюдались налогоплательщиком, могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе, на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности.
Формальное разделение (дробление) бизнеса является одной из форм получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды посредством создания видимости привлечения в финансово-хозяйственную деятельность
взаимозависимых(подконтрольных, аффилированных) контрагентов, применяющих специальные режимы налогообложения или налоговые льготы.
В силу положений пункта 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
В пункте 1 статьи 20 НК РФ установлено, что взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
В силу пункта 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, сам по себе факт взаимозависимости налогоплательщика и его контрагентов не является основанием для консолидации их доходов и для вывода об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения данными лицами, если каждый из налогоплательщиков осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность.
При оценке обоснованности налоговой выгоды судом могут учитываться такие обстоятельства, как: особенности корпоративной структуры (история создания взаимозависимых лиц, причины их реорганизации и др.), практика принятия управленческих решений внутри группы взаимозависимых лиц, использование общих трудовых и производственных ресурсов, особенности гражданско-правовых отношений внутри группы.
Согласно пункту 6 Постановления N 53 сама по себе взаимозависимость участников сделок не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 105.1 НК РФ, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее - взаимозависимые лица).
Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с данной статьей.
Взаимозависимыми лицами признаются: физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ), организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа (подпункт 7 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.
Взаимозависимость может иметь юридическое значение в целях налогового контроля, если установлено, что она используется участниками сделки для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими и иными причинами.
По результатам проверки налоговый орган пришел к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, свидетельствующих об умышленности действий налогоплательщика, выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, направленных исключительно на неуплату налогов путем переноса части выручки на взаимозависимых лиц ООО "Интерьер" и ООО "Стройгарант". ООО "ТД Интерьер" получена налоговая экономия в связи с передачей части единого бизнеса на взаимозависимые юридические лица, что позволило налогоплательщику вывести часть выручки ООО "ТД Интерьер" из-под обложения налогами по общей системе (в частности, НДС и налога на прибыль) и применять неправомерно упрощенную систему налогообложения (УСНО) с 3 квартала 2020 г. При этом проведенными налоговым органом контрольными мероприятиями установлено, что ООО "Интерьер" и ООО "Стройгарант" не являлись самостоятельными хозяйствующими субъектами, а по сути являлись структурными подразделениями ООО "ТД Интерьер" и действовали в его интересах.
Так, установлено, что ООО "ТД Интерьер" осуществляло деятельность по реализации покупных товаров (поставка, монтаж оборудования, мебели, товаров, необходимых для оснащения детских садов, общеобразовательных школ) и изготовлением мебели собственными силами.
С даты постановки на учет 18.03.2014 по 2018 г. включительно применяемый режим налогообложения у Общества - общий, с 2019 г. по настоящее время ООО "ТД Интерьер" применяет упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы).
Юридический адрес: с 18.03.2014 по 11.10.2019- г. Кемерово, ул. Тухачевского, 55А, с 11.10.2019 по настоящее время - г. Кемерово, Промышленный проезд, 11.
Учредителем и руководителем является Осипова Е.В.
Численность ООО "ТД Интерьер" составляет: 2018 г. -73 чел., 2019 г. - 71 чел., 2020 г. - 83 чел.
Согласно информации на сайте, www.interior-kem.ru ООО "ТД Интерьер" является одним из крупнейших производителей и поставщиков офисной, домашней, гостиничной мебели и предметов интерьера на территории Кемеровской области, имеется собственное производство и оборудование, выставочный зал предлагаемой продукции, расположенный по адресу г. Кемерово, ул. Тухачевского 55А (Салон "Ваш Интерьер & DEKOP"), а также складской комплекс.
С 2017 года ООО "ТД Интерьер" заключало государственные контракты с муниципальными и бюджетными организациями на поставку товаров, необходимых для оснащения объектов дошкольных учреждений и школ (парты, столы, стеллажи, стенки учебные, полки, шкафы, скамейки, жалюзи, декоративные занавесы).
С 2019 года Общество меняет схему ведения бизнеса: заключает новые контракты только с государственными и муниципальными организациями, не являющимися плательщиками НДС, и осуществляет реализацию мебели в адрес иных покупателей, также не являющихся плательщиками НДС.
Для сохранения права на применение специального налогового режима (УСН) для заключения договоров (контрактов) с заказчиками (покупателями), являющимися плательщиками НДС, в схему ведения бизнеса налогоплательщик включил ООО "Стройгарант" (дата постановки на налоговый учет 01.04.2014), ООО "Интерьер" (дата постановки на налоговый учет 20.09.2011), применяющих общую систему налогообложения. Так, в 2019 году от имени ООО "Стройгарант" оформляются договоры с заказчиками ООО СЗ "Спецстрой", ООО "Монтажэнергострой", ООО "СК "Монолит", в 2020 году от имени ООО "Интерьер" оформляются договоры с заказчиками ООО "Строительное управление РСТ". ООО "Кемёровогражданстрой", АО "Трест Ксмеровопромстрой", ООО "Монтажэнергострой", с которыми раньше были прямые договоры у ООО "ТД Интерьер".
При этом ООО "Стройгарант", ООО "Интерьер" с даты их постановки на налоговый учет и до изменения схемы ведения бизнеса Обществом (с 2019 г.) фактически не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность, согласно данным налоговых деклараций, выпискам о движении денежных средств по расчетным счетам.
Установлено, что учредителем и руководителем ООО "Стройгарант", ООО "Интерьер" также является Осипова Е.В., в связи с чем налоговый орган правомерно пришел к выводу, что налогоплательщик и ООО "Стройгарант", ООО "Интерьер" в силу положений статьи 105.1 НК РФ являются взаимозависимыми лицами, что не оспаривается Обществом.
Как полагает налоговый орган, установленные при проверке обстоятельства свидетельствуют о том, что взаимозависимые лица действовали как единый хозяйствующий субъект по производству и реализации продукции собственного производства, и реализации покупной продукции в рамках исполнения контрактов с заказчиками, поскольку деятельность взаимозависимых лиц неразрывно связана друг с другом и не являлась самостоятельно (обособлено) организованной каждым взаимозависимым лицом в отдельности.
Общество с указанными выводами не соглашается, считая, что деятельность ООО "ТД Интерьер", ООО "Интерьер", ООО "Стройгарант" является самостоятельной и обособленной, поскольку все организации обладали достаточным количеством персонала, имели собственные отдельные помещения для осуществления уставной деятельности, несли самостоятельно все необходимые расходы, обладали обособленным имуществом (торговым оборудованием) и товарными запасами, у каждого субъекта имелись свои собственные клиенты; взаимозависимость организаций сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Отклоняя указанные доводы налогоплательщика и принимая во внимание позицию налогового органа, суд первой инстанции, помимо установленного факта взаимозависимости указанных лиц, правомерно принял во внимание следующие установленные при проверке и в ходе судебного разбирательства обстоятельства.
ООО "ТД Интерьер", ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" фактически осуществляют один общий вид деятельности - поставка, монтаж оборудования, мебели, товаров, необходимых для оснащения детских садов, общеобразовательных школ; зарегистрированы и располагались (ООО "ТД Интерьер" до 2019 г.) по одному адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 55 А, помещение приобретено ООО "ТД Интерьер" за счет займов предоставленных ООО "Интерьер".
Между Обществом и ООО "Стройгарант" оформлен договор субаренды от 24.12.2018 на часть помещения (36,6 кв.м) стоимостью арендной платы в размере 7 718 руб. в месяц. Однако, согласно выпискам о движении денежных средств Общества и ООО "Стройгарант", в 2019 году отсутствовали перечисления по договору субаренды. Между ООО "Интерьер" и проверяемым налогоплательщиком отсутствовали договорные отношения по сдаче в субаренду помещения.
Хранение товарно-материальных ценностей ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" в 2019 году осуществлялось на складах ООО "ТД Интерьер" по адресу: г. Кемерово, ул. Тухачевского, 54А и 54Б, в 2020 году по адресу: г. Кемерово, Промышленный проезд, строение N 1, что следует из показаний специалиста складского учета ООО "ТД Интерьер" Сергеевой А.В. При этом договоры на хранение товарно-материальных ценностей ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" на складах ООО "ТД Интерьер" не оформлялись, оплата за хранение не установлена.
При таких обстоятельствах довод Общества о том, что самостоятельная аренда складских помещений по адресу: ул. Тухачевского, д. 54а, ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" подтверждает их самостоятельную деятельность, не принимается апелляционным судом.
Кроме того, установлено хранение кадровой, бухгалтерской и иной документации контрагентов в одном месте - на Тухачевского, 55 А; хранение печатей и носителей информации для электронных подписей у главного бухгалтера ООО "ТД Интерьер" Мазаевой Л.Ю., которая также работает в ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер"; наличие расчетных счетов ООО "ТД Интерьер" и группы взаимозависимых лиц ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" в одном банке - Кемеровском отделении N 8615 ПАО Сбербанк; осуществление доступа к системе "Банк-Клиент" (online) с использованием одного IP-адреса - 87.103.192.197, принадлежащего ООО "ТД Интерьер"; использование одного и того же адреса электронной почты - e-mail: interior-kem@mail.ru, принадлежащего ООО "ТД Интерьер"; использование одних и тех же номеров контактных телефонов-(3842) 77-09-48, 77-09-37, 77-09-51.
Также установлено использование ООО "ТД Интерьер", ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" единых трудовых ресурсов ООО "ТД Интерьер" (согласно правкам 2-НДФЛ).
Так, работниками ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" являлись Осипова Е.В. (руководитель/учредитель ООО "ТД Интерьер"), Мазаева Л.К. (главный бухгалтер ООО "ТД Интерьер"), сотрудниками ООО "Интерьер" также являлись Волошина И.А., Золотов Д.Е., Дорошина И.Н. (в 2018-2019 годах работники ООО "ТД Интерьер").
Должностные обязанности и условия работы лиц, уволенных из ООО "ТД Интерьер" и трудоустроенных в ООО "Интерьер", ООО "Стройгарант", фактически не изменились (согласно показаниям руководителя отдела логистики ООО "ТД Интерьер" Волошиной И.А., водителя -экспедитора ООО "ТД Интерьер" Мосолова С.А., специалиста складского учета ООО "ТД Интерьер" Сергеевой А.В., руководителя отдела корпоративных продаж ООО "ТД Интерьер" Дорошииой И.Н.).
Из представленных заказчиками ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" пояснений и документов также установлено, что инструктаж на объектах заказчиков проходили, сборку мебели осуществляли только работники налогоплательщика. Ведение переговоров с генподрядчиками, оформление документов от имени ООО "ТД Интерьер", ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" осуществлялось Осиповой Е.В.
Из анализа документов, а также показаний свидетелей следует, что организацией по перевозке груза для ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" занимались работники ООО "ТД Интерьер" Волошина А.А., Камышева М. В. При заключении договоров с поставщиками, комплектность, наименование, технические характеристики согласовывала в ООО "ТД Интерьер", в ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" - Волошина И.А. Сборку мебели на объектах ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" осуществляли работники ООО "ТД Интерьер". Доставку груза ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" от поставщиков и доставку груза покупателям осуществлял водитель - экспедитор ООО "ТД Интерьер" Мосолов С.А. Приемку товарно-материальных ценностей ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" осуществляли работники ООО "ТД Интерьер" Микрюкова Ю.Н., Коденцева Е.В., Томилов А.С., Осокина Е.В. Сергеева А.В., Маурин В.Ю., специалист складского учета ООО "ТД Интерьер" Сергеева А.В. выполняла работу по приему, учету, хранению, выдачу (отпуску) товарно-материальных ценностей на сторону во всех трех компаниях. Ведение переговоров с генподрядчиками, оформление документации от имени ООО "ТД Интерьер", ООО "Стройгарант" и ООО " Интерьер", а также принятие решений и обеспечение текущей деятельности в целом осуществлялось также одним и тем же лицом - Осиповой Е.В.
При этом работники ООО "Интерьер" Дорохова И.Н., Золотов Д.Е., Волошина И.А. являлись бывшими работниками ООО "ТД Интерьер", которые в ходе проведения допроса указали, что при смене места работы у них должностные обязанности, рабочее место, зарплата остались прежними. Работают совместно с работниками ООО "ТД Интерьер".
Представитель заказчика ООО СЗ "Спецстрой" Перевезенцев Т.Л. пояснил, что поставку материалов и выполнение работ осуществляло ООО "ТД Интерьер", по комплектации материалов заказчик общался с работником ООО "ТД Интерьер" Дорошиной И.Н., ООО "Стройгарант" ему не известно; представитель АО "Трест КПС" Брянцев С.Е. пояснил, что он ООО "Интерьер" и ООО "ТД Интерьер" воспринимал как одну организацию, в которой Осипова Е.В. и Дорохова И.Д. являются ответственными лицами по поставке и комплектации оборудования.
Также установлено, что товарно-материальные ценности приобретались у одних и тех же основных контрагентов. До заключения договоров с ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" поставщики являлись контрагентами ООО "ТД Интерьер" (ООО "Пластэк", ООО "ПАКС-Трейд", ИП Баскаков А.В., ООО "Рефрихол", ООО "Нортекс", ООО ТИК "Феликс", ИП Радчук Т.В., ООО "Авида", ООО. "Эдустронг", ООО "Амиго Сибирь", ООО "ПАКС-трейд", ООО "Мастерские Комфорта", ООО "Мебельная фабрика", ООО "Винтер", ООО "РОССЕЖ Пласт-Сервис", ООО "Атлант", ООО ООО ТСК "Промтехресурс", ООО "Научные развлечения", ООО "Вязьма-Сибирь" и др.).
Доставка товара от поставщиков осуществлялась посредством привлечения транспортной компании - ООО "Деловые линии" либо на автомобиле ГАЗ A23R32, собственником которого является ООО "ТД Интерьер". Данное транспортное средство использовалось всеми участниками группы взаимозависимых лиц на основании договоров аренды транспортного средства с экипажем, оформленных между ООО "ТД Интерьер" и ООО "Стройгарант", ООО "Интерьер" от 09.01.2019 и от 15.04.2020 соответственно. При этом в ходе проверки установлено отсутствие перечислений по договорам аренды транспортных средств с экипажем.
В товарных накладных на поставку товара от поставщиков ТМЦ (ООО "Нортекс", ООО "ДЭФО Кемерово" и др.) в адрес ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" в графе "получил товар" стоят подписи и расшифровки подписи Сергеевой А.В. (кладовщик ООО "ТД Интерьер"), Мосолова С.А. (водитель ООО "ТД Интерьер"), Микрюковой Ю.Н., Коденцевой Е.В., Томилова А.С., Осокиной Е.В., Маурина В.Ю. (согласно справок по форме 2-НДФЛ получали доход в ООО "ТД Интерьер"). Заявки на доставку готовой продукции, хранение ТМЦ исполняли также только работники ООО "ТД Интерьер".
Таким образом, правомерным является вывод суда, что фактически вся деятельность велась непосредственно ООО "ТД Интерьер", использовалась единая материально - техническая база, работники (бывшие работники) ООО "ТД Интерьер", в связи с чем оформленные ООО "ТД Интерьер" договоры с взаимозависимыми лицами ООО "Интерьер" и ООО "Стройгарант" по изготовлению продукции на давальческой основе, по предоставлению в аренду транспорта и скадов, носили формальный характер.
При том, что фактически группа взаимозависимых лиц использовала единую материально - техническую базу ООО "ТД Интерьер", в сертификатах соответствия на мебель для учебных заведений и в декларациях соответствия на мебель для административных помещений указан изготовитель - ООО "ТД Интерьер".
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком не представлены документы на оформление заказов на изготовление продукции, акты сдачи-приема готовой продукции, расчет стоимости услуг по переработке.
Из показаний директора по производству ООО "ТД Интерьер" Гребенкина С.Л. следует, что получение заказов на изготовление мебели не распределялось на заказы, полученные ООО "ТД Интерьер", от ООО "Стройгарант", ООО "Интерьер" или от других организаций, отпуск в переработку материалов оформлялся требованием без распределения на собственные материалы или давальческие материалы, выход готовой продукции также не распределялся на собственную готовую продукцию или готовую продукцию давальца.
Передачу сырья со стороны ООО "Интерьер", ООО "Стройгарант" в адрес налогоплательщика, приемку сырья со стороны ООО "ТД Интерьер", а также передачу готовой продукции со стороны ООО "ТД Интерьер" в адрес взаимозависимых организаций, приемку готовой продукции со стороны ООО "Интерьер", ООО "Стройгарант" осуществляло одно лицо - Сергеева А.В.. которая согласно справкам по форме 2-НДФЛ является работником ООО "ТД Интерьер".
Из анализа документов (счета-фактуры, товарные накладные, заявки на перевозку груза) ООО "ТД Интерьер", ООО "Стройгарант", ООО "Интерьер" и свидетельских показаний Сергеевой А.В. установлено, что передача сырья, готовой продукции по исполнению договоров на изготовление продукции из давальческого сырья между ООО "Стройгарант", ООО "Интерьер" и ООО "ТД Интерьер" не происходила.
По результатам анализа выписок по расчетным счетам выявлено, что ООО "Стройгарант" осуществляет платежи за ООО "ТД Интерьер"; с расчетного счета ООО "Стройгарант" снимаются денежные средства в подотчет работникам ООО "ТД Интерьер"; ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" предоставляет ООО "ТД Интерьер" заемные средства с назначением платежа "пополнение оборотных средств" (взаимозависимыми лицами в адрес Общества перечислено в общей сумме 64 056 тыс. руб.); ООО "ТД Интерьер" за счет займов приобретает активы (недвижимое имущество).
Довод Общества о том, что у каждого из взаимозависимых лиц имелись собственные клиенты, поставщики и покупатели, правомерно судом отклонен. Тот факт, что у ООО "Интерьер" и ООО "Стройгарант" имелись поставщики, применяющие УСН, существенного значения при указанных обстоятельствах не имеет, как и то, что ООО "ТД Интерьер" в 2019-2020 гг. заключило несколько договоров с поставщиками, плательщиками НДС.
Общество ссылается на то, что ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" специализировались на оптовой торговле широким ассортиментом товара, в том числе спортивные, медицинские, канцелярия, музыкальные инструменты и т.д., а не занимались производством (изготовлением) мебели.
Между тем, для исполнения обязательств перед заказчиками между ООО "ТД Интерьер" и ООО "Стройгарант", ООО "Интерьер" были оформлены договоры на изготовление продукции из давальческого сырья от 09.01.2019 N 1 и от 20.04.2020 N 2, согласно которым ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" поручает, а ООО "ТД Интерьер" принимает на себя обязательства по изготовлению из сырья ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" и с использованием оборудования ООО "ТД Интерьер" продукции, товара, наименование, количество и индивидуальные признаки которого отражаются в заказах, техническом задании и фиксируются в заказах переработчика на сырье и материалы и заказах переработчику на услуги по выпуску продукции, являющихся неотъемлемой частью договора. ООО "ТД Интерьер" принимает на себя обязательства также по доставке и монтажу товара.
В ходе проведения допроса Сергеевой А.В. (протокол допроса свидетеля от 25.11.20г. б/н) установлено, что передача материалов и готовой продукции происходила в пределах производственных площадей, используемых ООО "ТД Интерьер" по адресу г. Кемерово, проезд Промышленный,1; сдача материалов от лица ООО "Стройгарант" на переработку и приемку материалов на переработку ООО "ТД Интерьер" осуществлялась одним лицом -Осиповой Е.В.
Согласно данным расчетных счетов ООО "ТД Интерьер" (2017-2022г.г), ООО "Стройгарант" (2019-2020г.г.) и ООО "Интерьер" (2020 г.) также установлено приобретение спортивных, медицинских, канцелярских, музыкальных товаров и т.д. у одних и тех же поставщиков (ООО ТЭК "Транс Русь", Колесов, В.А., "Группа компаний "ПТК Спорт", ООО "МедКомплекс" А.В.К., ООО "Спецобъединение-К", ООО "Комус-Сибирь", ООО "Офисное снабжение", ООО "Волна К", ООО ДОН, ООО "Музыкант", ООО "Мьюзик лайн", ООО "Музыкальная панорама" и т.д.).
Установленные факты свидетельствуют о том, что документооборот проверяемым налогоплательщиком оформлен лишь для придания видимости самостоятельной деятельности ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер".
Наличие допуска СРО у ООО "Стройгарант" также не свидетельствует о самостоятельности, поскольку Инспекцией установлено отсутствие трудовых ресурсов для осуществления самостоятельной деятельности указанного общества.
Ссылку Общества на то, что для осуществления самостоятельной деятельности ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" привлекали физических лиц на основании гражданско-правовых договоров, суд правомерно отклонил, с учетом того, что выполнение работ по поставке, монтажу, сборке оборудования на строящихся муниципальных объектах произведено именно трудовыми ресурсами ООО "ТД Интерьер". Кроме того, лица, на которые ссылается заявитель, а именно Иванов А.В., Теряник О.В., Тюлюков Я.К., Ушаков Д.А., Плющ А.А., Косяшников Д.А. и Рудаев А.А., согласно справкам 2 НДФЛ - также получали доход в 2020 г. в ООО "ТД Интерьер".
Доводы Общества о том, что несение ООО "Интерьер" транспортных расходов по доставке товаров, подтверждают самостоятельную деятельность последнего, не принимаются, с учетом того, что сам факт несения каких-либо незначительных расходов не является доказательством ведения самостоятельной деятельности. Кроме того, в ходе проверки было установлено, что заключение договоров с ООО "Деловые линии" происходило Осиповой Е.В. как в ООО "ТД Интерьер", так и ООО "Стройгарант", ООО "Интерьер". При этом в товарных накладных в графе "Получил товар" стоят подписи и расшифровки подписи, в том числе Сергеевой А.В., контактным лицом указаны Волошина И., Камышева М.В., которые согласно справок по форме 2- НДФЛ являются работниками ООО "ТД "Интерьер". При допросе Сергеева А.В. и Камышева М.В. данный факт подтвердили.
Таким образом, правомерным является вывод суда о том, что фактически ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" не осуществляли отдельную обособленную от налогоплательщика производственную деятельность, являлись составными частями общей структуры бизнеса, имели общие трудовые, финансовые, материальные ресурсы под контролем одного собственника и руководителя Осиповой Е.В.
Кроме того, судом установлено, что после перехода налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения и фактического перевода части выручки на других участников единого бизнеса - ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер", произошло снижение доходов ООО "ТД Интерьер", что и явилось следствием создания ООО "ТД Интерьер" условий общей деятельности группы лиц путем контроля деятельности ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер", распределения исполнения контрактов и уровня доходов и расходов на конкретных взаимозависимых лиц.
Всего в 2018 г. выручка ООО "ТД Интерьер" (согласно декларации по налогу на прибыль) составляла от реализации - 227 753 тыс. руб., внереализационные доходы - 1 858 тыс. руб. (итого выручка 229 611 тыс. руб.)
С 2019 г. ООО "ТД Интерьер" осуществляет переход на упрощённую систему налогообложения (доходы-расходы).
Согласно данным бухгалтерской отчетности (отчета о финансовых результатах) и данным декларации по упрощенной системе налогообложения ООО "ТД Интерьер" за 2019 г.: размер выручки от реализации составлял 104 070 тыс. руб., размер доходов от реализации ООО "ТД Интерьер" составлял 100 597 тыс.руб.
За 2019 г. общий объем выручки ООО "ТД Интерьер" и ООО "Стройгарант" согласно данным налоговой отчетности составлял - 126 580 тыс. руб. (100597 тыс. руб. ООО "ТД Интерьер" и 25 983 тыс. руб. ООО "Стройгарант").
Общий объем выручки ООО "ТД Интерьер" и ООО "Стройгарант" согласно данным бухгалтерской отчетности (по методу начисления) составлял за 2019 г. - 130 053 тыс. руб. (104070 тыс. руб. ООО "ТД Интерьер" и 25983 тыс. руб. ООО "Стройгарант"), что не превышает установленный предельный размер выручки (150 млн. руб.) для применения ООО "ТД Интерьер" режима обложения УСН, однако при осуществлении предпринимательской деятельности ООО "ТД Интерьер" в 2019 г. приблизился к уровню выручки, при превышении которого организация считалась бы утратившей право на применение упрощенной системы налогообложения.
В 2020 г. также наблюдается перераспределение поставщиков и покупателей как ООО "ТД Интерьер", так и ООО "Сгройгарант" по приобретению и реализации мебели, фурнитуры, комплектующих материалов с НДС операциями на ООО "Интерьер".
За 2020 г. объем выручки ООО "ТД Интерьер" (согласно данным бухгалтерской отчетности (отчета о финансовых результатах) от реализации составлял 144 396 тыс. руб.
За 2020 г. размер доходов от реализации ООО "ТД Интерьер" (согласно данным декларации по упрощенной системе налогообложения) составлял 145 444 тыс. руб.
Анализ данных бухгалтерской отчетности (отчета о финансовых результатах) показывает, что у ООО ТД "Интерьер" за 2019, 2020 года выручка от реализации продукции снижена с 227 753 тыс. руб. до 104 070 тыс. руб. за 2019 год и до 144 396 тыс. руб. за 2020 год.
При этом всего за 2020 г. ООО "ТД Интерьер", ООО "Стройгарант", ООО "Интерьер" получена общая выручка от реализации товаров, работ, услуг в размере 425 251 тыс. руб. (145445 тыс. руб. ООО ТД Интерьер + 36841 тыс. руб. ООО "Стройгарант" + 242965 тыс. руб. ООО "Интерьер").
Согласно бухгалтерской отчетности (методом начисления) группой взаимозависимых лиц (ООО "ТД Интерьер", ООО "Стройгарант". ООО "Интерьер"), под руководством Осиповой Е.В. получены согласно бухгалтерской отчетности доходы от реализации товаров, работ, услуг в размере 424 202 тыс. руб., превышающая размер предельной выручки для применения ООО "ТД Интерьер" упрощенной системы налогообложения (150 млн. руб.).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "ТД Интерьер" УСНО применяло не только в 2019 г., когда общая выручка находилась в пределах установленного лимита, но и искусственно созданы условия для сохранения права в 2020 г., в том числе и когда с 01.07.2020 было достигнуто превышение лимита по выручке, то есть с указанного момента установлен факт потерь бюджета на разницу в налоговых обязательствах, исчисляемых по общему и специальному режимам налогообложения в связи с утратой права на применение УСНО.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Общества о том, что введение в схему производственной деятельности Общества взаимозависимых лиц ООО "Стройгарант" и ООО "Интерьер" имело деловую цель (обособление рискового тендерного направления, наличие экономического эффекта в виде роста выручки от этого направления бизнеса и отсутствие в долгосрочной перспективе ущерба бюджету).
С учетом изложенного в удовлетворении требований Общества обоснованно отказано; оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобу у апелляционного суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества относятся на ее подателя, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30 августа 2023 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27- 23038/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ИНТЕРЬЕР" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ИНТЕРЬЕР" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., уплаченную по платежному поручению от 23.10.2023 N 2500.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.