г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2023 г. |
Дело N А56-96089/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Пономаревой О.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Капустиным А.Е.,
при участии:
от истца: Ларионов Р.В. по доверенности от 27.06.2023,
от ответчика: Федоров А.В. по доверенности от 26.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35305/2023) товарищества собственников жилья "Савушкина, 36" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2023 по делу N А56-96089/2022, принятое
по иску акционерного общества "Невский экологический оператор"
к товариществу собственников жилья "Савушкина, 36"
о взыскании долга и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор" (истец, АО "Невский экологический оператор") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Савушкина, 36" (ответчик, "Савушкина, 36") о взыскании с учетом уточнения размера исковых требований 223 000,53 рублей долга по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) за период с 01.01.2022 по 31.05.2022 и 5805,92 рублей неустойки, начисленной на основании пункта 22 Типового договора за период с 11.02.2022 по 31.03.2022.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2023 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что действующее законодательство предполагает право ответчика на выбор одного из альтернативных способов коммерческого учета ТКО, ответчиком в качестве такового выбрана и реализована раздельная система накопления ТКО.
В отзыве истец, указывая на правомерность выводов, изложенных в решении, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения от 02.09.2021 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга, заключенного с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, истец осуществляет функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга.
Истец разместил предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора 09.12.2021 в официальном источнике публикации правовых актов - газете "Санкт-Петербургские ведомости" N 231 (7068).
Посредством электронной почты истец 13.12.2021 направил ответчику уведомление о необходимости заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указав, что расчеты за услугу истца будут осуществляться в установленном пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) порядке - исходя из площади жилых помещений.
Сопроводительным письмом от 03.02.2022 N КОП/2022-946 истец направил ответчику проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021 N 1257828-2022/ТКО (далее - Договор), пунктом 4.1 которого предусматривалось, что учет объема и (или) массы ТКО будет осуществляться в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
Письмом от 13.04.2022 N 14, полученным истцом 15.04.2022, ответчик направил истцу протокол разногласий к проекту Договора, в котором помимо прочего заявил разногласия по пункту 4.1, предложив изложить данный пункт в редакции, предусматривающей учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Полагая, что долг ответчика за услугу по обращению с ТКО, оказанную в период с 01.01.2022 по 31.05.2022, составил 223 000,53 рублей, истец обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции требования признал обоснованными по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам стороны.
В соответствии с абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
Механизм заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО) с собственниками твердых коммунальных отходов. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) является публичным для регионального оператора.
При этом договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с формой типового договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 8(6) и 8(7) названных Правил регламентированы требования к содержанию заявки и прилагаемым к ней документам.
Сопроводительным письмом от 03.02.2022 N КОП/2022-946 истец направил ответчику проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021 N257828-2022/ТКО (далее - Договор), пунктом 4.1 которого предусматривалось, что учет объема и (или) массы ТКО будет осуществляться в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
Письмом от 13.04.2022 N 14, полученным истцом 15.04.2022, ответчик направил истцу протокол разногласий к проекту Договора, в котором помимо прочего заявил разногласия по пункту 4.1, предложив изложить данный пункт в редакции, предусматривающей учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Таким образом, разногласия по пункту 4.1 договора не урегулированы.
В рамках неурегулированных разногласий пункта 4.1 договора подлежит изложению в редакции регионального оператора. В данном случае ответчик ошибочно полагает, что пункт 4.1. договора действует в редакции ответчика "расчетная единица - количество и объем контейнеров для складирования ТКО. Показатель расчетной единицы: объем фактически вывезенных ТКО И КГО в месяц".
Согласно пункту 8(15) Правил N 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Кроме того, из пункта 8(18) данных Правил прямо следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть договора в качестве подписанного сторонами документа) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Данный довод подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 05.11.2020 N 301-ЭС20-15427.
Из совокупности изложенного следует, что договор между ТСЖ и АО "Невский экологический оператор" в любом случае считается заключенным в редакции типового. На данное обстоятельство не влияет отсутствие подписанного сторонами двухстороннего договора, ни наличие разногласий и неурегулирование таковых.
Суд установил, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами не подписан, поэтому считается заключенным на условиях типового договора. Наличие у истца статуса регионального оператора предполагает оказание им услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям на соответствующей территории, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Расчет платы за услуги регионального оператора в зоне деятельности производится по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Оказание региональным оператором услуг потребителю предполагается, пока не доказано иное.
Доказательств ненадлежащего исполнения региональным оператором обязанностей по оказанию услуг, оформленных в порядке, установленном в пунктах 16 - 20 типового договора, материалы дела не содержат.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что не согласен со способом учета ТКО, определенным в договоре, кроме того, полагает, что им реализован альтернативный сбор ТКО, что подтверждено фототаблицей, следовательно, расчет должен быть произведен иным образом.
Данная позиция подлежит отклонению в силу следующего.
Исходя из пункта 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) к отношениям, возникающим между управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами и региональными операторами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, применительно к способу учета ТКО с участием собственников жилых помещений, положения Жилищного кодекса РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) являются специальной нормой.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исходя из положений Правил N 354, по общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Пункт 8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) предусматривает учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, при раздельном накоплении ТКО.
Аналогичное требование предусмотрено также абзацем 3 пункта 148(30) Правил N 354.
Данный довод подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2020 N 301-ЭС20-15427.
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (пункт 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Ответчик представил в дело выписку из протокола от 29.03.2018 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии общим собранием собственников решения о раздельном накоплении ТКО (листы дела 126-128).
Как установлено пунктом 4.1 Порядка N 371, раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО отходообразователями по видам, группам однородных отходов и их складирование в местах накопления ТКО в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО.
Согласно территориальной схемы обращения с отходами г. Санкт-Петербург, утверждённой распоряжением Комитета по благоустройства Санкт-Петербурга от 13.07.2020 N 193-р., на контейнерной площадке Ответчика установлен 1 заглубленный контейнеров объемом 5 м3, и на ней не осуществляется раздельный сбор ТКО.
Раздельное накопление отходов следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.
Аналогичная позиция отражена в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.02.2020 N 2823-ОГ/04, Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.04.2021 N Ф03-176/2021 по делу N А04-4735/2020, оставленным в силе Определением ВС РФ от 19.07.2021 N 303-ЭС21-10708, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А21-10288/2021 от 15.08.2022.
Относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств соблюдения условий осуществления раздельного сбора ТКО ответчик в материалы дела не представлено.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 "Об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга" императивно установлено, что на территории Санкт-Петербурга оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Доказательства согласования и осуществления в спорном периоде раздельного накопления ТКО в установленном порядке в дело не представлены.
Из пояснений представителей сторон следует, что в спорном периоде раздельное накопление ТКО в соответствии с требованиями законодательства ответчиком не было организовано.
Таким образом, следует признать, что расчет истцом осуществлен с учетом обстоятельств дела, а также в соответствии с нормами действующего законодательства и условиями договора.
В ходе повторной проверки расчета апелляционным судом ошибок не обнаружено.
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании неустойки, начисленной в соответствии с пунктом 22 договора.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться, в частности, неустойкой.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Как указано в пункте 22 типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет неустойки повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2023 по делу N А56-96089/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-96089/2022
Истец: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: ТСЖ "САВУШКИНА, 36"
Третье лицо: ООО "ЭКО ЛЭНД"