город Ростов-на-Дону |
|
04 декабря 2023 г. |
дело N А32-6789/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца: представитель Мирзонян С.Э. по доверенности от 28.11.2023;
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
садоводческого некоммерческого товарищество "За правду"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.09.2023 по делу N А32-6789/2023
по иску садоводческого некоммерческого товарищества "За правду"
(ОГРН 1222300062654 ИНН 2301107858)
к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа
(ОГРН 1022300523057 ИНН 2301027017); Управлению архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ОГРН 1022300524773 ИНН 2301015068)
о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "За правду" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация), управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать отказ управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30.12.2022 N 17-13-7516/22 незаконным;
- обязать управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа предварительно согласовать предоставление садоводческому некоммерческому товариществу "За правду" земельного участка площадью 233 195 кв. м, место расположения Краснодарский край, г. Анапа, в границах кадастрового квартала 23:37:0801000, 23:37:0801004, цель использования ведение садоводства, испрашиваемое право безвозмездное пользование, согласно схеме, приложенной к заявлению.
Заявленные требования мотивированы положениями подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Приведенное управлением обоснование отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует положениям статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2023 по делу N А32-6789/2023 в удовлетворении заявленных требований оказано.
Садоводческое некоммерческое товарищество "За правду" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции самостоятельно установил факт превышения площади испрашиваемого земельного участка, произвел расчет площади земель общего пользования необходимых для деятельности Товарищества. При этом судом, не учтено, что в соответствии с пункта 9 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 г. N П/0148 проектная площадь образуемого земельного участка вычисляется с использованием технологических и программных средств, в том числе размещенных на официальном сайте, полученная при проведении кадастровых работ площадь образуемого земельного участка может отличаться от проектной площади не более чем на десять процентов.
Таким образом, при подготовке схемы расположения земельного участка допускается отклонение от проектной площади не более чем на 10%.
Решением суда первой инстанции и отказом административного ответчика были нарушены права административного истца на предоставление земельного участка", предусмотренные пп. 11 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ.
В судебное заседание не явились ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Администрации муниципального образования город-курорт Анапа в апелляционный суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, товарищество обратилось в администрацию с заявлением от 30.11.2022, в котором просило рассмотреть возможность предварительного согласования предоставления земельного участка на основании подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса, испрашивая площадь участка 233195 кв. м, предполагаемое место размещения участка: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, в пределах кадастровых кварталов 23:37:0801000, 23:3760801004, цель использования: ведение садоводства, испрашиваемое право на земельный участок: безвозмездное пользование сроком на 5 лет, кадастровый номер участка отсутствует, решения об утверждении проекта межевания, об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд - отсутствуют.
В приложении к данному заявлению товариществом были представлены: протокол N 1 общего собрания учредителей СНТ "За правду", реестр членов СНТ, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, схема КПТ.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации в письме от 30.12.2022 N 17-13-7516/22 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границе зоны охраны объектов культурного наследия, поскольку хозяйственное освоение участка, расположенного в зоне охраны памятника археологии, возможно только при наличии заключения управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Кроме того, управление сослалось на утверждение в 1991 году генерального плана СОТ "Пищевик" и издание ряда постановлений о предоставлении данному товариществу дополнительных территорий, в связи с чем, при формировании испрашиваемого земельного участка могут быть нарушены права третьих лиц.
Не согласившись с данным решением управления, товарищество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с положениями подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе, садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи Земельного кодекса, договор безвозмездного пользования земельным участком, заключаемый с садоводческим некоммерческим товариществом, должен предусматривать обязанность этого товарищества обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Вместе с тем, как указано в пункте 6 статьи 39.10 Земельного кодекса, предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.10 Земельного кодекса, в целях определения предельного размера земельного участка, указанного в пункте 6 настоящей статьи, площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается также подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
В пункте 16 статьи 39.16 Земельного кодекса указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Таким образом, соблюдение пункта 6 статьи 39.10 Земельного кодекса является императивным, несоблюдение данного требования является прямым основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В свою очередь, наличие основания для решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Между тем, как следует из заявления товарищества от 30.11.2022 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование и приложенных к данному заявлению документов, товариществом не было представлено предусмотренное пунктом 6 статьи 39.10 Земельного кодекса обоснование размера испрашиваемого земельного участка. Как указано в пункте 6 статьи 39.10 Земельного кодекса, предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения. Однако такое обоснование (расчет) площади земельного участка, подлежащего предоставлению товариществу в безвозмездное пользование, не был представлен товариществом при обращении в администрацию, отсутствует в материалах дела и из материалов дела не представляется возможным установить, каким образом товарищество установило площадь подлежащего формированию и предоставлению земельного участка. Представленная товариществом схема расположения участка на кадастровом плане территории такого обоснования площади также не содержит. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 39.10 Земельного кодекса, в целях определения предельного размера земельного участка, указанного в пункте 6 настоящей статьи, площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом. Представленное товариществом заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка вместе с приложенными к заявлению документами указанные обстоятельства установить не позволяют.
Кроме того, товариществом испрашивается предоставление земельного участка площадью 233 195 кв. м, тогда как из сведений из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа, предоставленных письмом управления от 24.07.2023 N 17-20-1875/23, предельный размер земельных участков для данной территориальной зоны с видом разрешенного использования "ведение садоводства" составляет от 500 до 1500 кв. метров.
Таким образом, испрашиваемый товариществом участок площадью 233 195 кв. м очевидно не соответствует предельным параметрам предоставления земельных участков для ведения садоводства в данной территориальной зоне СХ2 "Зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ".
Суд исходит из того, что площадь испрашиваемого для садоводческого некоммерческого товарищества земельного участка не должна быть произвольной, установление площади такого земельного участка для последующего его предоставления товариществу без торгов в безвозмездное пользование должно соответствовать обязательным предписаниям, изложенным в пунктах 6 и 7 статьи 39.10 Земельного кодекса, без соблюдения которых принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании земельного участка товариществу в безвозмездное пользование не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2023 по делу N А32-6789/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6789/2023
Истец: садоводческое некоммерческое товарищество "За правду", СНТ За правду
Ответчик: Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Администрация МО г. Анапа, Управление архитектуры и градостроительства АМО г-к Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Анапа