г. Санкт-Петербург |
|
06 декабря 2023 г. |
Дело N А42-6419/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36018/2023) ООО "НордСервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.08.2023 по делу N А42-6419/2023, принятое
по заявлению ООО "НордСервис"
к Управлению Роспотребнадзора по Мурманской области
об оспаривании предостережения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НордСервис" (ОГРН: 1185190001523, адрес: 183036, г. Мурманск, ул. Георгия Седова, д. 24, кв. 141, далее - заявитель, Общество, ООО "НордСервис") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (ОГРН: 1055100189605, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, 7, далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 20.04.2023 N 241.
Решением от 31.08.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "НордСервис" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, многоквартирный дом (МКД) N 80 по пр.Ленина в г. Мурманске находится под управлением ООО "НордСервис".
На сайте СеверПост в сети интернет (https//severpost.ru/read/152417) в разделе новости 17.04.2023 размещена информация о ненадлежащем содержании придомовой территории указанного МКД, прикреплено видео. В частности в сообщении было указано: "двор дома N 80 на проспекте Ленина кишит крысами... Ленина, 80 крысы кишат по всему двору...".
Расценив публикацию на сайте СеверПост, как сообщение о возможном нарушении со стороны управляющей организации обязательных требований к содержанию МКД, придомовой территории, содержащихся в статьях 11, 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пунктах 8, 126 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", пунктах 88, 89, 108, 109, 110, 111, 114, 117, 124 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", Управление выдало ООО "НордСервис" предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 20.04.2023 N 241, в котором указало:
- незамедлительно по получению предостережения обеспечить проведение обследования и оценки состояния жилого дома 80 по пр. Ленина в г. Мурманске и прилегающей дворовой территории, с целью определения заселенности объекта грызунами, санитарного состояния; определения объемов дератизации;
- при обнаружении грызунов, следов их жизнедеятельности обеспечить незамедлительное проведение дератизационных мероприятий в жилом доме 80 по пр.Ленина в г. Мурманске и прилегающей дворовой территории в том числе: профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами; дератизационные мероприятия в жилом доме; мероприятия по истреблению грызунов с использованием физических, химических и биологических методов с учетом контроля эффективности.
Обществу разъяснено право подать возражения на предостережение.
19.05.2023 ООО "НордСервис" направило в Управление возражения на предостережение; приложило акт обследования на предмет заселенности грызунами N 04/1-38-5499 от 10.05.2023, акты об оказании услуг (дератизация) от 03.10.2022, от 08.11.2022, от 10.01.2023, от 28.04.2023, акты дератизации по заявке от 16.09.2022, от 24.10.2022, от 26.12.2022, счета-фактуры, расписки жильцов МКД о подтверждении факта уборки подъездов и придомовой территории.
05.06.2023 Управлением дан ответ на возражения Общества.
Не согласившись с предостережением Управления, ООО "НордСервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).
Порядок организации и проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора регулируется положениями Закона N 52-ФЗ и Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100 (далее - Положение).
Предметом государственного контроля (надзора) является, в том числе соблюдение санитарно-эпидемиологических требований (пункт 2 статьи 44 Закона N 52-ФЗ, подпункт "а" пункта 3 Положения).
К отношениям, связанным с осуществлением данного государственного контроля (надзора), применяются положения Закона N 248-ФЗ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 45 Закона N 248-ФЗ и пункта 41 Положения объявление предостережения выступает одним из видов профилактических мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (часть 2 статьи 49 Закона N 248-ФЗ).
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 21) разъяснено, что граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке административного, арбитражного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями (далее также - наделенные публичными полномочиями органы и лица), в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности (статья 46 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 4 КАС РФ, часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Согласно пункту 3 Постановления N 21 к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку, исходя из содержания и цели выдачи предостережения, оно возлагает определенные обязанности на Общество, апелляционный суд, вопреки выводам суда первой инстанции, приходит к выводу о том, что предостережение подлежит оспариванию в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.
Вместе с тем, оспариваемое предостережение выдано уполномоченным лицом в соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ по результатам проведенной проверки информации о ненадлежащем содержании придомовой территории спорного МКД, размещенной на сайте СеверПост в сети интернет.
С целью проверки указанной информации и во избежание нарушения обязательных требований статей 11, 24 Закона N 52-ФЗ, пунктов 8, 126 СанПиН 2.1.3684-21, пунктов 88, 89, 108, 109, 110, 111, 114, 117, 124 СанПиН 3.3686-21, Управление направило Обществу, как управляющей организации, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 16 статьи 161 ЖК РФ установлено, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с п. 88 СанПиН 3.3686-21 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят, в том числе, обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими, а также контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о законности объявленного Обществу предостережения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 31 августа 2023 года по делу N А42-6419/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НордСервис" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "НордСервис" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6419/2023
Истец: ООО "НОРДСЕРВИС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Лукинская Светлана Николаевна