город Томск |
|
7 декабря 2023 г. |
Дело N А45-37345/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Вагановой Р.А., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаркези А.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" (07АП-9114/2023) на решение от 21.09.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-37345/2022 (судья Серёдкина Е.Л.) по иску акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" (ОГРН 1025402462689, г. Новосибирск) к муниципальному казенному учреждению города Новосибирска "Управление дорожного строительства" (ОГРН 1065406101265, г. Новосибирск) о внесении изменений в государственный контракт.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска (г. Новосибирск).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Жмак Е.А., доверенность от 15.12.2022.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" (далее - АО "Новосибирскавтодор") обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному казенному учреждению города Новосибирска "Управление дорожного строительства" (далее - МКУ "УДС") о внесении изменений в государственный контракт, в части условий о его цене, а именно:
1. внести изменения в муниципальный контракт N 67/20, заключенный между АО "Новосибирскавтодор" и МКУ "УДС" 11.08.2020, согласно проекту дополнительного соглашения, а именно:
1. пункт 3.1. Контракта изложить в следующей редакции:
"3.1. Цена Контракта является твердой и определена на весь срок исполнения Контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет: 551 981 107,98 рублей (Пятьсот пятьдесят один миллион девятьсот восемьдесят одна тысяча сто семь рублей 98 копеек), в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20% (Двадцать) процентов - 91 996 851,33 рубль (Девяносто один миллион девятьсот девяносто шесть тысяч восемьсот пятьдесят один рубль 33 копейки).".
2. Пункт 3.2. Контракта изложить в следующей редакции:
"3.2. Источником финансирования: федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет - федеральный бюджет, бюджет Новосибирской области, бюджет города Новосибирска на 2020 г, 2021 г, 2022 г. (КБК 780 0409 290R158563 414, 780 0409 290R153933 414, КБК 780 0409 2900170760 414, 780 0409 2900142310 414)."
3. Пункт 3.3. Контракта изложить в следующей редакции:
"3.3. Форма оплаты - безналичная, авансирование работ не предусмотрено Оплата выполненных и принятых работ будет производиться в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств в том числе:
- в 2020 году - 46 902 433,39 рубля (Сорок шесть миллионов девятьсот две тысячи четыреста тридцать три рубля 39 копеек), в том числе:
- из федерального бюджета на 2020 год - 34 610 000,00 рублей (Тридцать четыре
миллиона шестьсот десять тысяч рублей 00 копеек);
- из бюджета Новосибирской области на 2020 год - 8 631 960,99 рублей (Восемь миллионов шестьсот тридцать одна тысяча девятьсот шестьдесят рублей 99 копеек);
- из бюджета города Новосибирска на 2020 год - 3 660 4 72,40 рубля (Три миллиона шестьсот шестьдесят тысяч четыреста семьдесят два рубля 40 копеек)
- в 2021 году - 156 399 000,00 рублей (Сто пятьдесят шесть миллионов триста девяносто девять тысяч рублей 00 копеек), в том числе:
- из бюджета Новосибирской области на 2021 год - 59 589 320,26 рублей (Пятьдесят девять миллионов пятьсот восемьдесят девять тысяч триста двадцать рублей 26 копеек),
- из бюджета города Новосибирска на 2021 год - 96 809 679,74 рублей (Девяносто шесть миллионов восемьсот девять тысяч шестьсот семьдесят девять рублей 74 копейки);
- в 2022 году - 348 679 674,59 рубля (Триста сорок восемь миллионов шестьсот семьдесят девять тысяч шестьсот семьдесят четыре рубля 59 копеек), в том числе:
- из бюджета Новосибирской области на 2022 год - 277 785 510,18 рублей (Двести семьдесят семь миллионов семьсот восемьдесят пять тысяч пятьсот десять рублей 18 копеек),
- из бюджета города Новосибирска на 2022 год - 70 894 164,41 рублей (Семьдесят миллионов восемьсот девяносто четыре тысячи сто шестьдесят четыре рубля 41 копейка),
в течение тридцати дней с даты подписания Заказчиком актов приемки выполненных работ (ф. N КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (ф. N КС-3), на основании заключенного Контракта путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика."
4. Пункт 3.6. Контракта изложить в следующей редакции:
"Подрядчик в обеспечение надлежащего исполнения обязательств по настоящему Контракту предоставляет обеспечение исполнения Контракта в размере 55 198 110,80 рублей (Пятьдесят пять миллионов сто девяносто восемь тысяч сто десять рублей 80 копеек). Исполнение Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ."
5. Пункт 7.4. Контракта изложить в следующей редакции:
"7.4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Подрядчик оплачивает Заказчику штраф. Размер штрафа устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, и составляет 0,4 процента цены контракта - 2 207 924,43 рублей (Два миллиона двести семь тысяч девятьсот двадцать четыре рубля 43 копейки)".
6. Пункт 7.7. Контракта изложить в следующей редакции:
"7.7. В случае неисполнения Подрядчиком условия о привлечении к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде суммы, определенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, и составляет 5% от объема привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций согласно п. 2.1.3.5. Контракта - 5 519 811,08 рублей (Пять миллионов пятьсот девятнадцать тысяч восемьсот одиннадцать рублей 08 копеек)".
7. столбец "Цена работ по объекту" таблицы "Характеристика и виды работ" Приложение N 1 к Контракту изложить в следующей редакции:
"551 981 107,98 рублей (Пятьсот пятьдесят один миллион девятьсот восемьдесят одна тысяча сто семь рублей 98 копеек), в том числе по годам:
2020 г. - 46 902 433,39 рубля (Сорок шесть миллионов девятьсот две тысячи четыреста тридцать три рубля 39 копеек);
2021 г - 156 399 000,00 рублей (Сто пятьдесят шесть миллионов триста девяносто девять тысяч рублей 00 копеек);
2022 г - 348 679 674,59 рубля (Триста сорок восемь миллионов шестьсот семьдесят девять тысяч шестьсот семьдесят четыре рубля 59 копеек)".
8. столбец "Стоимость работ, рублей" в строке "3. Этап 2022 г." таблицы "График выполнения строительно-монтажных работ" Приложение N 4 к Контракту изложить в следующей редакции: "348 679 674,59".
9. столбец "Стоимость работ, рублей" в строке "Всего по 2022 году" таблицы "График выполнения строительно-монтажных работ" Приложение N 4 к Контракту изложить в следующей редакции: "348 679 674,59".
10. столбец "Стоимость работ, рублей" в строке "Всего цена контракта" таблицы "График выполнения строительно-монтажных работ" Приложение N 4 к Контракту изложить в следующей редакции: "551 981 107,98".
11. столбец "Сумма к оплате, рублей" в строке "З. Этап 2022 г." таблицы "График оплаты выполненных работ" Приложение N 5 к Контракту изложить в следующей редакции: "348 679 674,59".
12. столбец "Сумма к оплате, рублей" в строке "Всего цена контракта" таблицы "График оплаты выполненных работ" Приложение N 5 к Контракту изложить в следующей редакции: "551 981 107,98".
13. столбец "Доля этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и(или) части работ отдельного вида работ в цене контракта, %" в строке "1.Этап 2020 г" таблицы "График оплаты выполненных работ" Приложение N 5 к Контракту изложить в следующей редакции: "8,50".
14. столбец "Доля этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и(или) части работ отдельного вида работ в цене контракта, %" в строке "2.Этап 2021 г" таблицы "График оплаты выполненных работ" Приложение N 5 к Контракту изложить в следующей редакции: "28,33".
15. столбец "Доля этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и(или) части работ отдельного вида работ в цене контракта, %" в строке "З. Этап 2022 г" таблицы "График оплаты выполненных работ" Приложение N 5 к Контракту изложить в следующей редакции: "63,17".
16. первый абзац после таблицы "График оплаты выполненных работ" Приложение N 5 к Контракту изложить в следующей редакции:
"Цена Контракта составляет 551 981 107,98 рублей (Пятьсот пятьдесят один миллион девятьсот восемьдесят одна тысяча сто семь рублей 98 копеек), в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20% (Двадцать) процентов -91 996 851,33 рубль (Девяносто один миллион девятьсот девяносто шесть тысяч восемьсот пятьдесят один рубль 33 копейки)".
17. строку "Цена контракта (рублей)" таблицы "Работы, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту" Приложение N 6 к Контракту изложить в следующей редакции: "557 981 107,98".
18. строку "Цена контракта (рублей)" таблицы "Работы, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту" Приложение N 6 к Контракту изложить в следующей редакции: "34,81%".
19. дополнить Сводный сметный расчет по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования по ул. Кедровая в Заельцовском, Калининском районах г. Новосибирска (участок от Мочищенского шоссе до городской черты)" (I этап - участок дороги от Мочищенского шоссе до дома по адресу ул. Лобачевского, 9)" Приложение N 8 к Контракту строкой "Стоимость работ 2021 года с коэффициентом пересчета цены контракта Ккор=1,05428 (на основании пересчета сметной стоимости реконструкции объекта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов согласно приказу от 21.07.2021 N500/пр, положительное заключение экспертизы 54-1-1-2-04502-2022 утв. 12.07.2022)" и в столбце "Общая сметная стоимость, руб." изложить в следующей редакции: "137 406 948,10".
20. столбец "Общая сметная стоимость, руб." в строке "Итого" Сводного сметного расчета по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования по ул. Кедровая в Заельцовском, Калининском районах г. Новосибирска (участок от Мочищенского шоссе до городской черты)" (I этап - участок дороги от Мочищенского шоссе до дома по адресу ул. Лобачевского, 9)" Приложение N 8 к Контракту изложить в следующей редакции: "459 984 256,65".
21. столбец "Общая сметная стоимость, руб." в строке "МДС 81-35.2004 п.4.100" Сводного сметного расчета по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования по ул. Кедровая в Заельцовском, Калининском районах г. Новосибирска (участок от Мочищенского шоссе до городской черты)" (I этап - участок дороги от Мочищенского шоссе до дома по адресу ул. Лобачевского, 9)" Приложение N 8 к Контракту изложить в следующей редакции:"91 996 851,33".
22. столбец "Общая сметная стоимость, руб." в строке "Итого "Налоги и обязательные платежи" Сводного сметного расчета по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования по ул. Кедровая в Заельцовском, Калининском районах г. Новосибирска (участок от Мочищенского шоссе до городской черты)" (I этап - участок дороги от Мочищенского шоссе до дома по адресу ул. Лобачевского, 9)" Приложение N 8 к Контракту изложить в следующей редакции: "91 996 851,33"
23. столбец "Общая сметная стоимость, руб." в строке "Итого" Сводного сметного расчета по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования по ул. Кедровая в Заельцовском, Калининском районах г. Новосибирска (участок от Мочищенского шоссе до городской черты)" (I этап - участок дороги от Мочищенского шоссе до дома по адресу ул. Лобачевского, 9)" Приложение N 8 к Контракту изложить в следующей редакции: "551 981 107,98".
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был также привлечен Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска (далее - Департамент).
Решением от 21.09.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец в апелляционной жалобе просит его отменить по делу принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что вывод суда об обращении АО "Новосибирскоавтодор" с требованием о внесении изменений в Контракт после его исполнения сторонами Контракта не соответствует фактическим обстоятельствам дела; ссылка суда на дело N А40-198172/22 является необоснованной. Апеллянт также указывает, что в приостановлении в 2022 году выполнения работ, которые уже были выполнены в 2021 году, у АО "Новосибирскавтодор" отсутствовала возможность.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержала доводы отзыва на неё.
На основании части 3 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей ответчика, третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 11.08.2020 между АО "Новосибирскавтодор" и МКУ "УДС" заключен муниципальный контракт N 67/20 на выполнение мероприятий по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" на улицах города Новосибирска. "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования по улице Кедровая в Заельцовском, Калининском районах (участок от Мочищенского шоссе до городской черты)" (I этап - участок дороги от Мочищенского шоссе до дома по адресу ул. Лобачевского, 9) (далее - контракт).
В рамках реализации антикризисных мероприятий Правительство РФ предусмотрело возможность компенсации потерь подрядчиков посредством принятия Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 (Постановление N 1315).
В связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 г.г. цен на строительные ресурсы, на основании Постановления Правительства РФ N 1315 от 09.08.2021, Постановления Правительства Новосибирской области N 348-п от 07.09.2021 и Постановления мэрии г. Новосибирска N 4005 от 16.11.2021 АО "Новосибирскавтодор" произвело пересчет стоимости контракта.
16.05.2022 АО "Новосибирскавтодор" направило в адрес МКУ "УДС" расчёт удорожания по контракту (письмо за исх. N 1406 от 16.05.2022).
12.07.2022 в адрес МКУ "УДС" были направлены материалы расчёта с положительным заключением государственной экспертизы (письмо за исх. N УП-ИС2070 от 12.07.2022).
Однако, со стороны МКУ "УДС" в адрес АО "Новосибирскавтодор" поступил проект дополнительного соглашения к контракту, предусматривающий изменение (увеличение) цены контракта с учетом величины возрастания стоимости ценообразующих строительных ресурсов, стоимость которых учтена в процессе исполнения контракта только в 2022 году.
Между тем, в соответствии с положениями Постановления Правительства N 1315 от 09.08.2021 года, внесением изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстрой России от 23.12.2019 годаN 841/нр (в редакции приказов Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр и от 07.10.2021 года N 728/пр) предусмотрено распространение действия механизма увеличения цены контракта на работы, выполненные и принятые заказчиком в 2021 году (п. 14.2 (д), п. 14.3 Методики). В нарушение указанных положений Постановления Правительства в расчёт контракта по дополнительному соглашению N 8 от 14.11.2022 года увеличение стоимости за 2021 год не было учтено.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд за защитой своих прав и законных интересов.
Арбитражный суд отказывая в удовлетворении исковых требований, принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В случае, если стороны не достигли соглашения, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (пункт 2 статьи 451 ГК РФ).
При этом в силу п. 4 ст. 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Возможность изменения цены контракта предусмотрена статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
В связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы Правительством Российской Федерации принято постановление от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315).
Пунктом 2 Постановления N 1315 установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения федеральных нужд:
а) допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий:
- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
- предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45 (14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (в редакции настоящего постановления);
- изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
- контракт заключен до 01.10.2021 и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, в том числе подписанные справки о стоимости выполненных работ и затрат, акты о приемке выполненных работ, суд первой инстанции установил, что обязательства по контракту подрядчиком выполнены в полном объеме, при этом, соглашения об увеличении цены контракта стороны не заключили, что сторонами не оспаривалось при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что необходимая совокупность условий, предусмотренная пунктом 2 Постановления N 1315, отсутствует.
Проанализировав характер спорных правоотношений, исходя из содержания прав и обязанностей сторон, суд первой инстанции, вопреки доводам апеллянта, правомерно установил, что предметом спора в настоящем деле является не (не)законность отказа государственного заказчика от увеличения цены контракта на дату заявления такого отказа, а требование истца увеличить цену контракта, в связи с чем исковые требования направлены на придание судебному решению правообразующего факта на будущее время.
Так, как обоснованно указал суд первой инстанции, правовой интерес подрядчика, принявшего на себя обязательства выполнения работ и столкнувшегося с необходимостью увеличения цены контракта, заключается в затруднениях продолжить и (или) завершить исполнение контракта в части своих обязательств без дополнительного финансирования возросших расходов.
Таким образом, фактическое выполнение подрядчиком данных работ в согласованный срок до заявления требования о необходимости увеличения цены контракта само по себе образует юридический факт, исключающий возможность применения положений постановления N 1315 в связи с отсутствием предусмотренных данным постановлением условий его реализации - контракт и обязательства по нему исполнены.
Принимая во внимание принцип равенства участников правоотношений и свободе договора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что само по себе изменение экономической ситуации в части увеличения роста цен строительные ресурсы является естественным следствием экономических процессов и не относится к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключать вероятность роста цен строительные ресурсы в период исполнения сделки. Осуществление предпринимательской деятельности на свой страх и риск подразумевает, в числе прочего, и то, что возможные экономические потери не могут перекладываться на контрагентов.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Как верно отметил суд первой инстанции, что риск удорожания цен, который не подпадает под категорию существенного изменения обстоятельств (статья 451 ГК РФ), лежит на подрядчике, который должен нести неблагоприятные последствия удорожания материалов и (или) услуг (работ) привлекаемых им третьих лиц. Подрядчик не вправе требовать увеличения цены контракта.
На основании частей 1, 2, 13 статьи 34 Закона о контрактной системе условия о предмете контракта, в том числе видах и объемах работ, а также сроках выполнения подрядчиком условий контракта, сроках оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ являются существенными, следовательно, не подлежат изменению произвольно.
Изменение существенных условий контракта после его заключения не соответствует положениям Закона о контрактной системе и нарушает принципы контрактной системы в сфере закупок, так как, подавая заявки на участие в закупке, участник закупки соглашается с условиями исполнения контракта, которые были указаны в документации по закупке при ее публичном размещении в Единой информационной системе в сфере закупок. Изменение существенных условий контракта после его заключения ставят исполнителя, с которым был заключен контракт, в более выгодные условия относительно иных потенциальных участников закупки.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в момент заключения государственного контракта истцу должно быть известно о возможности изменения рентабельности работ по контракту, при этом он принял на себя обязательства, согласованные заключенным контрактом.
Как следует из положений статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
В силу статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
С учетом указанных положений гражданского законодательства судом первой инстанции сделаны правомерные выводы о том, что истец самостоятельно на свой риск выполнял работы, не приостановив производство работ до согласования увеличения цены с государственным заказчиком в соответствии со статьей 716 ГК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения, кроме того, доводы апеллянта не содержат ссылок на факты, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.09.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-37345/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений "Новосибирскавтодор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-37345/2022
Истец: АО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ "НОВОСИБИРСКАВТОДОР"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Третье лицо: Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска, Седьмой арбитражный апелляционный суд