г. Москва |
|
29 ноября 2023 г. |
Дело N А40-98876/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Бодровой Е.В., Тетюка В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пулатовой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2023 г. (резолютивная часть от 20.09.2023 г.) по делу N А40-98876/2023
по спору с участием: истец АО "Авиакор-авиационный завод" (ОГРН 1026300767899); ответчик ПАО "Туполев" (ОГРН 1027739263056); третье лицо ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ПАО "ОАК")
о взыскании,
при участии в судебном заседании от истца: Алиева У.А. по дов. от 19.07.2023 г., от ответчика: Конюхова Е.А. по дов. от 22.03.2023 г.,
УСТАНОВИЛ:
АО "Авиакор-авиационный завод" (исполнитель) предъявило ПАО "Туполев" (заказчик) иск о взыскании:
- по Дополнительному соглашению от 24.05.2019 г. N 1821187324101442209201989/90/142/13042 к Контракту от 10.10.2016 г. N 9302/С задолженности по окончательному расчету за выполненные работы в размере 549 639,82 руб.;
- по Дополнительному соглашению от 12.12.2017 г. N 1619187323891442208022952/4(ЖЦ)/95/9603 (в редакции Дополнительного соглашения от 21.01.2019 г. N 81 об уточнении Спецификации N 4/95) к Контракту от 10.10.2016 г. N9302/С задолженности по окончательному расчету за выполненные работы в размере в размере 1 938 227,62 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 20.09.2023 г., изготовленным в полном объеме 25.09.2023 г. (т. 2 л.д. 108-111) по требованию о взыскании 549 639,82 руб. производство по делу прекращено в связи с отказом от соответствующих требований (т. 2 л.д. 40) по причине их добровольного удовлетворения Ответчиком (т. 2 л.д. 41); в удовлетворении требования о взыскании 1 938 227,62 руб. отказано.
На решение в отказанной части Истцом подана апелляционная жалоба.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал, неявившееся третье лицо уведомлено о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Исполнитель указывает, что по Дополнительному соглашению от 12.12.2017 г. N 1619187323891442208022952/4(ЖЦ)/95/9603 (т. 1 л.д. 93-99) (в редакции Дополнительного соглашения от 21.01.2019 г. N 81 об уточнении Спецификации N 4/95 (т. 1 л.д. 100-102') к Контракту от 10.10.2016 г. N9302/С между ПАО "Туполев" (заказчик) и АО "Авиакор-авиационный завод" (исполнитель) заказчиком не исполнена обязанность произвести с исполнителем окончательный расчет за выполненные работы в размере 1 938 227,62 руб.
Основанием для выполнения указанных работ послужил Госконтракт от 20.12.2016 г. N 1619187323891442208022952 между Минобороны России (госзаказчик) и ПАО "ОАК" (головной исполнитель).
Правоотношения сторон регулируются ФЗ от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Судами установлено, что обязанность произвести с исполнителем окончательный расчет за выполненные работы у заказчика не возникла в силу следующего.
Дополнительным соглашением от 12.12.2017 г. N 1619187323891442208022952/4(ЖЦ)/95/9603 (т. 1 л.д. 93-99) определена ориентировочная цена работ (п. 4), а также установлено (п. 6), что окончательный расчет за выполненную работу, за вычетом ранее выплаченного аванса, производится заказчиком при наличии утвержденного Протокола фиксированной цены.
П. 4.4, 4.5, 4.6. Контракта (т. 1 л.д. 26-27) предусмотрено, что цена контракта является ориентировочной и подлежит переводу в фиксированную по результатам проверки экономической обоснованности, в т.ч. по основным соисполнителям и поставщикам ПКИ, для чего исполнитель не позднее одного месяца со дня сдачи работы представляет заказчику Протокол согласования фиксированной (твердой) цены работы, согласованный с ВП исполнителя, с приложением расчетно-калькуляционных материалов и Заключения ВП по фиксированной (твердой) стоимости; заказчик в течение 30-ти календарных дней с момента получения документов, подтверждающих выполнение работ, рассматривает предоставляемые документы и согласовывает Протокол согласования фиксированной (твердой) цены либо возвращает с указанием мотивированного отказа; Протокол согласования фиксированной (твердой) цены Контракта (единицы работы, этапа работы) подлежит согласованию заказчиком в Департаменте аудита государственных контрактов МО РФ.
Однако перевод ориентировочной цены в фиксированную не осуществлен.
Письмами исх. от 20.10.2019 г. N 112/1091 (т. 1 л.д. 115-116), от 28.10.2019 г. N 112/1097 (т. 1 л.д. 117-126) исполнитель направил заказчику отчетные документы на выполненные работы.
Письмом исх. от 17.12.2019 г. N 140/351 (т. 1 л.д. 128-154) исполнитель направил заказчику Протокол фиксированной цены с приложением подтверждающих документов, в т.ч. Заключение 610 военного представительства Минобороны России на проект цены выполнения работ (т. 1 л.д. 150-154).
Заказчиком 01.12.2021 г. подписан представленный исполнителем проект Дополнительного соглашения от 10.01.2021 г. N 161/ТФЦ (т. 2 л.д. 4-7) о введении в действие Протокола согласования фиксированной (твердой) цены к Дополнительному соглашению от 12.12.2017 г. N1619187323891442208022952/4(ЖЦ)/95/9603 в редакции Дополнительного соглашения от 21.01.2019 г. N 81.
В соответствии с Протоколом фиксированная цена согласована равной 12 070 972,74 руб. без НДС за 1 ед. на основании Заключения 610 ВП МО РФ от 03.09.2020 г. N 610/652.
Однако до настоящего времени Протокол фиксированной цены не согласован Департаментом аудита государственных контрактов МО РФ.
В материалы дела не представлено доказательств, из которых следовало бы, что головной исполнитель ПАО "ОАК" согласовал с госзаказчиком Минобороны России Протокол фиксированной цены.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного выполнения государственного оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя.
В соответствии с п. 46 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 г. N 1465, в случае заключения государственного контракта на условиях ориентировочной цены, фиксированная цена на продукцию устанавливается на завершающем этапе его выполнения.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" на Минобороны России возложены функции государственного заказчика (п.п. 48 п. 7 Указа); Минобороны России является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных на выполнение оборонного заказа (п.п. 31 п. 10 Указа).
П. 7 и 10 ст. 10 ФЗ от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ закреплено, что государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа и осуществления государственного контроля за применением цен на продукцию по государственному оборонному заказу при формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа.
В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2023 г. по делу N А40-160941/2022, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10.10.2023 г. по делу N А40-222962/2022 указано, что для проведения государственным заказчиком расчетов с головным исполнителем и последующих расчетов головного исполнителя с соисполнителями необходимо согласование протокола фиксированной цены государственным заказчиком в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 г. N 1465.
С учетом требований ФЗ от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств.
Заинтересованным органом военного управления, предназначенным для проведения независимой экспертной оценки обоснования и подготовки заключений по стоимостным показателям государственных контрактов, является Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДАГК МО РФ).
Основными задачами ДАГК МО РФ являются: обеспечение соблюдения порядка и правил формирования цен при осуществлении Министерством обороны функций государственного заказчика в сфере закупок продукции вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ) в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ); нормативно-методическое и методологическое обеспечение деятельности по вопросам аудита государственных контрактов при осуществлении Министерством обороны полномочий государственного заказчика в сфере закупок ВВСТ в рамках ГОЗ; определение начальных (максимальных) цен государственных контрактов и цен государственных контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере закупок ВВСТ в рамках ГОЗ.
Исходя из вышеприведенного порядка следует, что в полномочия ДАГК МО РФ входит осуществление независимой экспертной оценки обоснования и подготовки заключений по стоимостным показателям государственных контрактов, в том числе в целях перевода ориентировочной цены в фиксированную.
Заинтересованным органом военного управления, предназначенным для проведения независимой экспертной оценки обоснования и подготовки заключений по стоимостным показателям государственных контрактов, является Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 г. N 804, военные представительства Минобороны России создаются исключительно для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационноправовых форм (далее именуются организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).
Военные представительства не уполномочены определять фиксированную цену выполненных работ; функция военных представительств сводится лишь к выдаче заключений, используемых заказчиком в качестве рекомендации при согласовании фиксированной цены.
Таким образом, если перевод цены из ориентировочной в фиксированную не осуществлен ввиду отсутствия согласования ДАГК МО РФ, оснований для окончательного расчета не имеется.
Исходя из изложенного, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2023 г. по делу N А40-98876/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98876/2023
Истец: АО "АВИАКОР-АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ПАО "ТУПОЛЕВ"
Третье лицо: ПАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ"