г. Киров |
|
08 декабря 2023 г. |
Дело N А31-14128/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Бычихиной С.А., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алеевой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя - Голиковой С.А., действующей на основании доверенности от 12.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Мегаполис"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 27.07.2023
по делу N А31-14128/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Мегаполис"
(ОГРН 1044469010783, ИНН 4414009735)
к Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области
третье лицо: администрация города Костромы
о признании недействительным заключения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Мегаполис" (далее - заявитель, Общество, ООО Специализированный застройщик "Мегаполис") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным заключения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее - ответчик, Инспекция) от 01.11.2022 N 130-22.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация города Костромы (далее - третье лицо, Администрация).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 27.07.2023 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО Специализированный застройщик "Мегаполис".
В обоснование жалобы Общество указывает, что действие приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12.07.2022 N 1195, вступившего в законную силу 24.09.2022, не распространяется на правоотношения по проектированию и строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 44:27:040408:507, поскольку указанные правоотношения возникли до введения в действие указанного приказа. Общество полагает, что отсутствие в Приказе Министерства культуры РФ от 12.07.2022 N 1195 специального указания на возможность завершения ранее согласованных проектов не влечет недействительности согласованной и утвержденной документации. Податель жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что оспариваемое заключение носит информационный характер.
Более подробно позиция ООО Специализированный застройщик "Мегаполис" изложена в апелляционной жалобе.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 08.09.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 09.09.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ рассмотрение дела неоднократно откладывалось.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судей Минаевой Е.В. и Волковой С.С. в рассмотрении настоящего дела произведена их замена на судей Бычихину С.А. и Черных Л.И., после замены судей рассмотрение дела начато с самого начала.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 44:27:040408:507 площадью 5022 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: г. Кострома, ул. Калиновская, 5, 7, 9 ул. Ленина 74 и 76. Указанный земельный участок был образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 44:27:040408:280, 44:27:040408:28, 44:27:040408:31, 44:27:040408:219, 44:27:040408:501, образования земельного участка с кадастровым номером 44:27:040408:502 и перераспределения его с землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Спорный земельный участок по адресу: г. Кострома, ул. Калиновская, 5, 7, 9, ул. Ленина, 74 и 76, с кадастровым номером 44:27:040408:507, расположен в границах объекта культурного наследия федерального значения "Участок культурного слоя города между Еленинской, Калиновской, Марьинской улицами и вспольем", XVIII-XIX вв.
Объект принят под государственную охрану постановлением администрации Костромской области от 09.04.2007 N 66-а "Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам культурного наследия регионального значения", зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации 27.11.2015 N 22699-р за N 441540361150006 в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
15.12.2022 Общество обратилось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 44:27:040408:507.
В соответствии с пунктом 21 постановления Администрации города Костромы от 1 ноября 2012 года N 2323 "Об утверждении перечня муниципальных услуг с элементами межведомственного взаимодействия" и пунктом 3.3.2 Административного регламента предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 24 июня 2022 года N 1280, для оказания заявителю муниципальной услуги Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы осуществляет получение заключения об использовании земельного участка в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Письмом от 16.12.2022 Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы в порядке межведомственного взаимодействия просило Инспекцию выдать заключение об использовании земельного участка в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В ответ на указанный запрос от Инспекции поступило заключение от 01.11.2022 N 130-22. Пунктами 4 и 5 заключения установлена предельная этажность - 6 надземных этажей, один из которых мансардный; мансардный этаж по площади не более половины ниже расположенного этажа. Пунктом 12 заключения установлена предельная высота 16 метров до карниза или парапета, 19 метров до конька, высота цоколя - не более 1 метра.
Полагая, что заключение Инспекции в данной части противоречит закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО Специализированный застройщик "Мегаполис" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 59 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
Согласно пункту 2 статьи 59 Закона N 73-ФЗ предмет охраны исторического поселения включает в себя:
1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;
2) планировочную структуру, включая ее элементы;
3) объемно-пространственную структуру;
4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;
5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);
6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.
Перечень исторических поселений федерального значения, предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке (пункт 6 статьи 59 Закона N 73-ФЗ).
Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 60 Закона N 229-ФЗ).
Согласно пункту 10 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 34 Закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
По смыслу статьи 30 ГрК РФ в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства разрабатываются Правила землепользования и застройки (часть 1).
Градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу пункта 3 части 1 статьи 38 ГрК РФ предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений.
Постановлением Администрации города Костромы от 28.06.2021 N 1130 в соответствии со статьями 30, 31, 32 ГрК РФ утверждены Правила землепользования и застройки города Костромы (далее - Правила N 1130).
В разделе 4 Правил N 1130 установлено, что в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, законодательством о градостроительной деятельности и земельным законодательством предусматриваются положения по регулированию землепользования и застройки территорий города Костромы в целях формирования правового режима сохранения историко-культурного наследия исторического поселения федерального значения города Костромы (пункт 4.1.1 Правил N 1130).
В силу подпункта "а" пункта 4.1 2 Правил N 1130 положения, предусмотренные настоящим разделом, рекомендуется применять до утверждения границ территории исторического поселения федерального значения города Костромы.
Приказом Минкультуры России от 12.07.2022 N 1195 утверждены предмет охраны, границы территории и требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Кострома Костромской области (далее - Приказ N 1195). Приказ N 1195 зарегистрирован в Минюсте России 13.09.2022 за N 70049 и вступил в законную силу 24.09.2022.
В связи с чем с даты вступления в силу Приказа Минкультуры России от 12.07.2022 N 1195 положения раздела 4 Правил N 1130 к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
В соответствии с Приказом Минкультуры России от 12.07.2022 N 1195 спорный земельный участок входит в границы исторического поселения город Кострома Костромской области и расположен в зоне современной среднеэтажной застройки до 5-ти этажей (Р-5), предусматривающий максимальную этажность 6 надземных этажей, один из которых мансардный; мансардный этаж по площади не более половины ниже расположенного этажа, и максимальную высоту - 16 м до карниза или парапета, 19 м до конька; высота цоколя - не более 1 м.
Доводы подателя жалобы рассмотрены и подлежат отклонению. Из материалов настоящего дела усматривается, что на момент выдачи оспариваемого заключения Приказ Минкультуры России от 12.07.2022 N 1195 вступил в силу, в связи с чем у Инспекции отсутствовали правовые основания для его неприменения. Охранкультуры Костромской области при подготовке оспариваемого заключения указало на ограничения в отношении этажности и высоты объекта капитального строительства, установленные Приказом Минкультуры России от 12.07.2022 N 1195.
Из материалов дела усматривается, что проект планировки территории, ограниченной ул. Ленина, Калиновской, Маяковского, утвержден постановлением администрации города Костромы от 29.06.2022 N 1307 "Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Ленина, Калиновской, Маяковского".
Документация по планировке территории в процессе подготовки к утверждению была согласована Министерством культуры РФ 06.04.2022 письмом N 4735-12-02.
17.03.2022 документация по планировке территории была согласована Инспекцией.
Ранее Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области согласовала Обществу архитектурные решения планируемого к строительству многоэтажного многоквартирного жилого дома переменной этажности 12-14 этажей в части паспорта отделки фасадов (Заключение Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 20.07.2022 о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения).
Планируемое строительство многоквартирного жилого дома переменной этажности 12-14 этажей в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории является завершающим этапом строительства многоквартирного жилого дома на пересечении транспортных магистралей улицы Ленина и улицы Калиновской.
Первый этап строительства указанного многоквартирного жилого дома переменной этажности 12-14 этажей, расположенного на пересечении транспортных магистралей улицы Ленина и улицы Калиновской, завершен Обществом 24.11.2017 путем введения в эксплуатацию 12-этажной секции с присвоением объекту недвижимости адреса: г. Кострома, ул. Ленина, д. 70 (разрешение на строительство от 23.07.2015, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 24.11.2017).
Указанные обстоятельства, по мнению Общества, свидетельствуют о недействительности заключения от 01.11.2022, поскольку оспариваемое заключение противоречит проекту планировки территории.
Вместе с тем в соответствии с приказом Минкультуры России от 31.07.2013 N 1062 "Об утверждении Положения о порядке согласования проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения" предметом согласования являлась полнота и достоверность сведений об объектах культурного наследия.
Следовательно, согласование проекта планировки территории Инспекцией не противоречит последующим действиям ответчика по изданию заключения.
Иные доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции Общества.
Отсутствие в совокупности указанных условий в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 27.07.2023 по делу N А31-14128/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 27.07.2023 по делу N А31-14128/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Мегаполис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-14128/2022
Истец: Общество с ограниченной ответственностьтю "Мегаполис"
Третье лицо: Администрация г. Костромы, Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы, Инспекция по охране культурного наследия Костромской области