7 декабря 2023 г. |
дело N А40-148591/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Семёновой А.Б., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2023 г. (резолютивная часть от 21.09.2023 г.) по делу N А40-148591/23
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" (ОГРН: 1037700251126) к акционерному обществу "Рязанский промышленно-экологический комплекс" (ОГРН: 1116230003108) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Лютрова Е.Г. по доверенности от 08.06.2023,
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" (подрядчик) предъявило акционерному обществу "Рязанский промышленно-экологический комплекс" (заказчик) иск о взыскании задолженность в размере 1 600 000 руб., пени в размере 16 800 руб. за период с 21.03.2023 по 03.07.2023.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 21.09.2023 г., изготовленным в полном объеме 05.10.2023 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Ответчик подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец по требованиям и доводам жалобы возражал, неявившийся Ответчик уведомлен о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 2 л.д. 7).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между ФГБУ "ВНИИ Экология" (далее - Учреждение, Исполнитель) и акционерным обществом "Рязанский Промышленно-Экологический Комплекс" (далее - АО "Рязанский ПЭК, Заказчик) заключен договор от 30.11.2022 N 30/11-2022 на выполнение работ по орнитологическому исследованию объекта размещения твердых коммунальных отходов (на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0140016:1) и объекта обработки твердых коммунальных отходов (на земельном участке с кадастровым номером 62:2900900011:32), расположенных в шестой подзоне приаэродромной территории в рамках планируемой реконструкции указанных объектов (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора Исполнитель обязуется выполнить Работу на условиях, в порядке и в сроки, указанные в Договоре, а Заказчик обязуется принять полученные в ходе выполнения Работы результаты и оплатить выполненную Работу.
Цена Договора - 1 600 000 (один миллион шестьсот тысяч) рублей.
Работа выполняется в два этапа:
Этап 1: Работы по орнитологическому исследованию объекта размещения твердых коммунальных отходов (на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0140016:1) на предмет установления наличия либо отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц в рамках планируемой реконструкции указанного объекта;
Этап 2: Работы по орнитологическому исследованию объекта обработки твердых коммунальных отходов (на земельном участке с кадастровым номером 62:2900900011:32) на предмет установления наличия либо отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц в рамках планируемой реконструкции указанного объекта.
Этапы выполняются одновременно.
Отчет по договору от 30.11.2022 N 30/11-2022 составлен по каждому из вышеуказанных объектов и представлен в материалы дела.
Каждый отчет содержит заключение о результатах выполнения Работ по каждому объекту. Каждое заключение содержит наименование объекта, содержание исследования, результат исследования, содержащий выводы в обоих случаях о том, что объекты являются источником привлечения массовых скоплений птиц, а также рекомендации о принятии необходимых мер по защите объектов от привлечения и массового скопления птиц.
На странице 20 отчета по объекту обработки отходов и на странице 18 по объекту размещения отходов даны развернутые рекомендации по оснащению указанных объектов средствами защиты от скопления птиц.
Все указанные в отчетах средства защиты птиц основаны на научно- обоснованных исследованиях, описанных в научных работах, являющихся источником для подготовки рекомендаций (страница 31 отчета по объекту обработки отходов и страница 29 по объекту размещения отходов).
Результатом Работы являются заключения по каждому из объектов по результатам проведенных исследований о наличии/отсутствии факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, о мерах и средствах, достаточных для недопущения массового скопления птиц, а также рекомендации для оборудования этих объектов средствами защиты и отпугивания птиц (пункт 3.1 Договора).
Окончание выполнения Работы - 15.12.2022 (пункт 2.1 Договора).
В соответствии с дополнительным соглашением от 22.12.2022 к договору от ЗОЛ 1.2022 N 30/11-2022 срок выполнения Работы продлен - 20.01.2023.
ФГБУ "ВНИИ Экология" выполнило Работу и направила отчетные документы, акт об оказании услуг от 19.01.2023 N 0000-000001, счет-фактуру от 20.02.2023 N 0000-000007 в адрес АО "Рязанский ПЭК".
15.02.2023 в ФГБУ "ВНИИ Экология" от АО "Рязанский ПЭК" поступил мотивированный отказ в приемке результатов Работы по Договору и от подписания акта об оказании услуг от 19.01.2023 N 0000-000001.
Истец не отрицает, что при первоначальном направлении отчета были замечания АО "Рязанский ПЭК", что отражено в исковом заявлении, но все они были устранены и доработанные отчеты вместе с актом об оказании услуг от 20.02.2023 N 0000-000006, счет-фактурой от 20.02.2023 N 0000-000007 письмом от 03.03.2023 N 01-25/320 ФГБУ "ВНИИ Экология" были направлены в адрес АО "Рязанский ПЭК".
ФГБУ "ВНИИ Экология" устранило все недостатки в отчетных документах и письмом от 03.03.2023 N 01-25/320 направило доработанные отчетные документы, акт об оказании услуг от 20.02.2023 N 0000-000006, счет-фактуру от 20.02.2023 N 0000-000007 в адрес АО "Рязанский ПЭК".
Получение АО "Рязанский ПЭК" письма ФГБУ "ВНИИ Экология" от 03.03.2023 N 01-25/320 подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 11721680006644, согласно которому указанное письмо получено адресатом 13.03.2023.
Согласно пункту 5.5 Договора Заказчик рассматривает документы, направленные Исполнителем по факту устранения замечаний, в течение 10 рабочих дней и в случае устранения замечаний акт сдачи-приемки Работы подписывается Заказчиком и направляется Исполнителю.
В соответствии с пунктом 5.6 Договора в случае если Заказчик в течение 10 рабочих дней с момента предоставления результатов Работы не направит подписанный акт сдачи-приемки работ или мотивированный отказ от его подписания работы считаются выполненными надлежащим образом, принятыми Заказчиком без замечаний и подлежат оплате в течение 5 (пяти) рабочих дней.
Вместе с тем в ФГБУ "ВНИИ Экология" до настоящего времени не поступили ни подписанный акт сдачи-приемки Работы, ни мотивированный отказ от его подписания, оплата выполненной Работы АО "Рязанский ПЭК" не произведена.
Также в случае нарушения Заказчиком срока оплаты Исполнитель имеет право начислить Заказчику неустойку в размере 0,01 % от цены Договора за каждый день просрочки срока оплаты Работ, предусмотренного Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока оплаты Работ, но не более 10 % цены Договора (пункт 6.5 Договора).
Истец представил расчет неустойки за период с 21.03.2023 по 03.07.2023, который составляет 16 800 руб. Расчет неустойки проверен и признан правильным.
Доказательств погашения задолженности и неустойки в добровольном порядке ответчик не представил, доводы истца о нарушении сроков оплаты за выполненные истцом работы документально не опроверг.
Поскольку требование истца об уплате основного долга, ответчиком добровольно не удовлетворено, задолженность в размере 1 600 000 руб., пени в размере 16 800 руб. за период с 21.03.2023 по 03.07.2023 подлежат присуждению ко взысканию с него на основании ст.ст. 309, 310, 330, 702, 711 ГК РФ в судебном порядке.
Ответчик в жалобе ссылается на то, что 03.02.2023 вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2023 N 78 в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 "Об утверждении Положения о приаэродромной территории и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории при определении границ шестой подзоны приаэродромной территории" (далее - Положение N 1460), а соответственно изменились порядок проведения орнитологического исследования, в том числе форма заключения, выдаваемого по результатам орнитологического исследования, сроки проведения такого исследования, порядок расчета размера платы за проведение орнитологического исследования.
Данное утверждение Ответчика ошибочно, поскольку Положение N 1460 с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2023 N 78, не устанавливают порядок проведения орнитологического исследования, а только указывают на полномочия Минприроды России по определению Порядка проведения орнитологического исследования, в том числе формы заключения, выдаваемого по результатам орнитологического исследования, сроков проведения такого исследования, порядка расчетов размера платы за проведение орнитологического исследования.
Порядок проведения орнитологического исследования, в том числе форма заключения, выдаваемого по результатам орнитологического исследования, сроки проведения такого исследования, порядок расчетов размера платы за проведение орнитологического исследования утверждены приказом Минприроды России от 05.07.2023 N 420, вступившим в силу 28.07.2023, то есть после заключения договора от 30.11.2022 N 30/11-2022 между ФГБУ "ВНИИ Экология" и АО "Рязанский ПЭК" и выполнения обязательств по договору.
Таким образом, на момент заключения договора и проведения орнитологического исследования порядок его проведения, в том числе форма заключения, выдаваемого по результатам орнитологического исследования, сроки проведения такого исследования, порядок расчетов размера платы за проведение орнитологического исследования разработаны не были.
ФГБУ "ВНИИ Экология" обязано руководствоваться при проведении орнитологического исследования только действующим на момент проведения исследования законодательством и условиями договора.
Следовательно, Истец исполнил свои обязательств в соответствии нормами действующего законодательства.
Ответчик в жалобе ссылается на то, что суд первой инстанции в своих выводах о соответствии отчетов Техническому заданию объединил замечания от 19.01.2023 и замечания по отчетам от 20.02.2023, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что отчеты соответствуют Техническому заданию.
Данный довод ответчика является необоснованным, поскольку замечания от 19.01.2023 и от 20.02.2023 в ФГБУ "ВНИИ Экология" не поступали. Ответчик документы, подтверждающие отправку и получение учреждением указанных замечаний, в суд не представил.
Довод ответчика о том, что Истцом не соблюден не только срок досудебного урегулирования, но и порядок направления претензии ответчику, является необоснованным.
По смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
В поведении ответчика не усматривалось намерения добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке, поэтому оставление иска без рассмотрения привело бы к необоснованному затягиванию разрешения возникшего спора и ущемлению прав одной из его сторон.
Судебная коллегия считает, что при таких обстоятельствах отсутствовали правовые основания для оставления иска без рассмотрения.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2015 N 306-ЭС15-1364 по делу N А55-12366/2012.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.10.2023 г. (резолютивная часть от 21.09.2023 г.) по делу N А40-148591/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-148591/2023
Истец: ФГУ "Всеросийский научно-исследовательский институт охраны природы"
Ответчик: АО "РЯЗАНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС"