г. Красноярск |
|
11 декабря 2023 г. |
Дело N А33-22350/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Дамбарова С.Д., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Муниципального унитарного предприятия тепловых сетей г. Зеленогорска: Хаятова С.М., представителя по доверенности от 22.12.2022 N 73-Д, паспорт, диплом; Липатниковой О.Г., представителя по доверенности от 23.10.2023 N 47-Д, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия тепловых сетей г. Зеленогорска (ИНН 2453000242, ОГРН 1022401486623)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 29 мая 2023 года по делу N А33-22350/2022,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Городское жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска (ИНН 2453000010, ОГРН 1022401484434, далее - истец;
МУП "ГЖКУ г. Зеленогорска") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию тепловых сетей г. Зеленогорска (ИНН2453000242, ОГРН 1022401486623, далее - ответчик, МУП ТС г. Зеленогорска) об обязании произвести корректировку в счёт-фактуре N 4026 от 30.04.2020 за апрель 2020 года, уменьшив объем потребленных коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирных домах на разницу в объеме, 11 766,476 м.куб., в том числе: 4795,165 м.куб. - водоотведение от питьевой воды (в денежном эквиваленте на 170564,02 руб.); 6971,311 м.куб. - водоотведение от теплоносителя (в денежном эквиваленте на 247969,53 руб.), взыскать 418 533,55 руб. неосновательного обогащения, из которых: за водоотведение от питьевой воды в размере 170 564,02 руб., разница объема равная 4795,165 м.куб.; - за водоотведение от теплоносителя в размере 247 969,53 руб. разница объема равная 6971,311 м.куб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 мая 2023 года иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований МУП ГЖКУ в сумме 418 533,55 руб.; удовлетворить исковые требования МУП ГЖКУ в сумме 248 032,30 руб.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что объем сточных вод от горячей и холодной воды на СОИ, в многоквартирных домах, находящихся под управлением МУП ГЖКУ должен определяться в соответствии с п.п. "в(4)" п. 21 Правил N 124. Считает, что при определении объема сточных вод на СОИ по нормативу при наличии ОДПУ горячей и холодной воды собственники помещений в МКД, имеющие квартирные приборы учета холодной воды (в случае, когда общедомовой прибор учета зафиксирует меньше объем воды, чем совокупный объем потребленной воды в помещениях МКД), будут дополнительно оплачивать стоки на СОИ от холодной воды, которых нет. Позиция Верховного Суда РФ в Определении от 08.12.2021 N 309-ЭС21-16634 в данном случае не применима. В Красноярском крае не установлен норматив коммунальной услуги на водоотведение. При этом в указанном перечне домов имеются дома с ОДПУ горячей и холодной воды.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.07.2023 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы с учетом отложения судебного разбирательства в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено на 06.12.2023.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
Судом установлено, что у представителя истца - Муниципального унитарного предприятия "Городское жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска - Васильев Н.В. отсутствует надлежащее подключение к онлайн заседанию, в связи с чем представитель истца не допущен к участию в судебном заседании по средствам информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителя истца.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемый судебный законным и обоснованным.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку соответствующих возражений от сторон не поступило, судебный акт подлежит проверке апелляционной инстанцией в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между МУП ТС г. Зеленогорска (ресурсоснабжающая организация) и МУП ГЖКУ г. Зеленогорска (исполнитель) заключен договор от 12.05.2020 на поставку холодной питьевой воды и водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 6/СОИ/В (далее - договор), вместе с протоколом разногласий. Условия договора распространяются на отношения сторон с 01.04.2020 (пункт 6.1. договора).
Кроме того, между МУП ТС г. Зеленогорска (ресурсоснабжающая организация) и МУП ГЖКУ г. Зеленогорска (исполнитель) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 12.05.2020 N 6/СОИ/Т, с протоколом разногласий.
Условия договора распространяются на отношения сторон с 01.04.2020 (пункт 6.1. договора).
Ответчик в отзыве от 09.09.2022 указывает на незаключенность данных договоров, при этом не приводит конкретных причин, по которым полагает, что неподписание протокола разногласий свидетельствует о недостижении согласия в части существенных условий договоров водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем, сторонами не оспорено, что поставка ответчиком истцу коммунальных ресурсов осуществлялась только в целях содержания общего имущества в МКД.
МУП ГЖКУ является управляющей организацией в отношении 290 многоквартирных жилых домов (далее - МКД) в г. Зеленогорске. Спор по управлению домами истцом в апреле 2020 г. отсутствует.
Из находящихся в управлении истца домов ни один дом не оборудован общедомовым приборам учета сточных вод и 151 дом не оборудован общедомовыми приборами горячего водоснабжения (открытая система); по 151 дому (согласно перечню, указанному истцом, а также в обжалуемом судебном акте) и возникли разногласия сторон.
Истец полагает, что ответчик неверно осуществляет расчет объема потребления горячей воды на СОИ и, следовательно, объема сточных вод на СОИ, поскольку такой объем надлежит определять на основании норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества.
Ответчик выставил истцу счет-фактуру N 4026 от 30.04.2020. в которой предъявил к оплате водоотведение от питьевой воды - 7 655,610 куб.м. на 272 294,74 руб. с НДС, поставка питьевой воды на 7 655,610 куб.м. на 258 239,04 руб. с НДС, водоотведение от теплоносителя на 9 625,210 куб.м. на 342 349,46 руб. с НДС. Всего к оплате 872 883,24 руб.
Истец оплатил данную сумму платежными поручениями N 1406 от 09.07.2020 на 222149,67 руб. (назначение платежа - оплата сч. N 4523 от 31.05.20 дог. N 6/В/об (36113,59),N 4522 от 31.05.20г.дог.N6/Т/об (136036,08), част. опл. N 4026 от 30.04.20г дог.N 6/СОИ/В (50000,00) В том числе НДС 20 % - 37 024.95 руб.); N 1450 от 16.07.2020 на 20 000 руб. (назначение платежа - оплата сч. N 4026 от 30.04.20 (10000,00),4520 от 31.05.20(5000,00)дог.N 6/СОИ/В; N4519 от 31.05.20(5000,00)дог.N 6/СОИ/Т В том числе НДС 20 % - 3333.33 руб.); N 1463 от 21.07.2020 на 207 331,31 руб. (назначение платежа - част. опл. N 4026 от 30.04.20г дог.N 6/СОИ/В В том числе НДС 20 % - 34 555.22 рублей); N 1502 от 23.07.2020 на 613514,91 руб. (назначение платежа - част. опл. N 4026 от 30.04.20г дог.N 6/СОИ/В В том числе НДС 20 % - 102252.49 руб.).
Полагая, что ответчик неверно исчисляет объемы водоотведения, истец обратился к нему с претензией от 11.07.2022 N 01-05/1798, в которой просил произвести корректировки объемов коммунальных ресурсов по водоотведению, возвратить излишне оплаченные денежные средства.
Ответчик в письме от 08.08.2022 N 09-2853 отказал в удовлетворении требований истца, в связи с чем истец обратился в суд с исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что между МУП ТС г. Зеленогорска (ресурсоснабжающая организация) и МУП ГЖКУ г. Зеленогорска (исполнитель) заключен договор от 12.05.2020 на поставку холодной питьевой воды и водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 6/СОИ/В (далее - договор), вместе с протоколом разногласий. Условия договора распространяются на отношения сторон с 01.04.2020 (пункт 6.1. договора).
Также между МУП ТС г. Зеленогорска (ресурсоснабжающая организация) и МУП ГЖКУ г. Зеленогорска (исполнитель) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме от 12.05.2020 N 6/СОИ/Т, с протоколом разногласий.
Условия договора распространяются на отношения сторон с 01.04.2020 (пункт 6.1. договора).
Ответчик в отзыве от 09.09.2022 указывает на незаключенность данных договоров, при этом не приводит конкретных причин, по которым полагает, что неподписание протокола разногласий свидетельствует о недостижении согласия в части существенных условий договоров водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем, сторонами не оспорено, что поставка ответчиком истцу коммунальных ресурсов осуществлялась только в целях содержания общего имущества в МКД. МУП ГЖКУ является управляющей организацией в отношении 290 многоквартирных жилых домов (далее - МКД) в г. Зеленогорске. Спор по управлению домами истцом в апреле 2020 г. отсутствует.
Согласно пункту 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30) разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, отношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права и обязанности, возникающие между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по поставке коммунального ресурса, квалифицируются как публичные правоотношения. В связи с чем, на основании части 4 указанной статьи при исполнении публичных договоров его стороны обязаны руководствоваться положениями правил, издаваемых Правительством Российской Федерации и уполномоченными его органами.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
К отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124).
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения, заключает с ресурсоснабжающей организацией договор на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных Правилами N 354, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Из содержания статьи 162 ЖК РФ следует, что управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ, является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего многоквартирного дома включает в себя, в том числе, приобретение горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 161, частями 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918).
В подпункте "а" пункта 21 Правил N 124 указано, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме.
Согласно пункту 48 Правил N 354, пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется исходя из норматива потребления и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 541, пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями законодательства о тепло- и энергоснабжении (статья 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пункт 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034)) установлено, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 тепловая энергия (отопление) и горячая вода - это два различных коммунальных ресурса, соответственно для учета каждого из них должен (может) быть установлен соответствующий общедомовой прибор учета: для горячей воды - общедомовой прибор учета горячей воды, для отопления - общедомовой прибор учета тепловой энергии (отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 42 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из формул расчета, приведенных в приложении N 2 к Правилам N 354.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что многоквартирные дома, поименованные в исковом заявлении, подключены к централизованной системе теплоснабжения, имеют открытую систему теплоснабжения, горячее водоснабжение жителей этих домов осуществляется путем отбора горячей воды из системы отопления (т.е. непосредственный водоразбор теплоносителя из тепловой сети). Многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, фиксирующими общую массу теплоносителя, который потребляется как на цели отопления, так и на цели горячего водоснабжения. Водосчетчики (расходомеры) на трубопроводе горячего водоснабжения отсутствуют.
Из системного анализа частей 4.1, 19.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, пункта 3 Правил N1034, пункта 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, следует, что особенности открытой системы теплоснабжения в многоквартирном доме заключаются в ее одновременном использовании для целей горячего водоснабжения и для отопления, когда отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети.
Это обусловливает невозможность соблюдения принципа полного возврата теплоносителя в тепловую сеть, свойственного закрытым системам теплоснабжения (пункт 60 Методических указаний от 06.08.2004 N 20-э/2).
В силу пунктов 36, 37 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), для открытой системы теплоснабжения теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также следующие параметры: массу теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу; массу теплоносителя, возвращенного по обратному трубопроводу; средневзвешенные значения температуры теплоносителя; среднее значение давления теплоносителя; массу теплоносителя, использованного на подпитку; время работы теплосчетчика в штатном и нештатном режимах.
Дополнительно в системе горячего водоснабжения регистрируются масса, давление и температура горячей воды; масса, давление и температура циркуляционной воды (теплоносителя).
Оказание двух коммунальных услуг посредством использования одного комплекса инженерных сооружений влечет особенности ценообразования, поэтому тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения имеют двухкомпонентную структуру с разделением компонентов на теплоноситель и тепловую энергию, а потребители приобретают тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, по особому договору теплоснабжения и поставки горячей воды (часть 5 статьи 9, статья 15.1 Закона N 190-ФЗ, пункт 87 Основ ценообразования, пункты 154 - 156 Методических указаний от 13.06.2013 N 760-э и приложение 6.8 к ним, пункты 38, 42, 50 Правил N 354).
Специфика открытой системы теплоснабжения также влечет необходимость отдельного учета массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водозабор, в дополнение к учету массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (пункты 97, 100 Правил N 1034, пункты 36, 37 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, пункт 3.1.1 Правил 12.09.1995 N Вк-4936, действовавших до вступления в силу Правил N 1034).
Из анализа положений пунктов 94, 95, 97, 100 Правил N 1034, пунктов 36, 37 Методики N 99-пр следует, что в открытых системах теплоснабжения для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета конкретно горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, а также давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В рассматриваемом случае в спорных МКД водосчетчики на трубопроводе горячего водоснабжения не установлены, установленные в МКД общедомовые счетчики ВКТ-9.2.1, ТЭМ-106, ТЭМ-104, ТЭМ-05-М, не могут быть признаны коммерческими (расчетными) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения, в том числе - горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, объем горячей воды, предоставленной на цели содержания общего имущества многоквартирного дома, в данном конкретном случае подлежит определению в соответствии с пунктом 48 Правил N 354, то есть исходя из норматива соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на содержание общего имущества за расчетный период в многоквартирных домах.
Указанная правовая позиция также отражена в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.11.2023 по делу N А74-4700/2022.
Арифметический расчет разногласий по объему и стоимости с учетом уточнения, представленный истцом, проверен судом, признан верным, ответчиком не оспорен.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности доводов истца о неверном определении ответчиком объема сточных вод на СОИ, наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет истца в размере 418 533,55 руб.
Установленный Правилами N 124 порядок определения объема сточных вод, принятого ресурсоснабжающей организацией от управляющих организаций в качестве коммунального ресурса из МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод, различается в зависимости от того, заключается ли управляющей организацией договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в(4)" пункта 21), либо только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "в" пункта 21(1)).
При этом в первом случае объем сточных вод рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, поставленных в МКД, а во втором - исходя из норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Поскольку совокупный объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, складывается из объема коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых или нежилых помещений, и объема коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в МКД, а оплата этих объемов либо непосредственно, либо опосредованно (через управляющую организацию) возложена на указанных собственников, истолкование подпункта "в(4)" пункта 21 и подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 во взаимосвязи с пунктом 42 Правил N 354, устанавливающим, что объем коммунального ресурса по водоотведению, предоставленного в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета сточных вод, определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуального прибора учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии индивидуального прибора учета холодной и (или) горячей воды - исходя из норматива водоотведения.
Таким образом, норма подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 в части определения содержания понятия "многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета" применительно к объему сточных вод, принятому ресурсоснабжающей организацией от управляющей таким домом организации, подлежит расширительному толкованию, как охватывающая не только отсутствие в МКД "общедомового прибора сточных вод", но и отсутствие "общедомовых приборов холодной и (или) горячей воды".
С учетом установленного частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритета приборного способа определения объема коммунального ресурса, предоставляемого в МКД, а также отсутствия в части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязательного требования об учете сточных вод, отводимых по централизованным сетям водоотведения, с применением приборов учета, иное толкование подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 приведет к необоснованному возложению на собственников жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды, обязанности по оплате отведения сточных вод на содержание общего имущества в большем объеме, чем зафиксирован общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды.
Следовательно, при наличии в МКД одновременно общедомовых приборов учета горячей и холодной воды объем сточных вод на содержание общего имущества подлежит определению в следующем порядке. Из совокупного объема сточных вод, рассчитанного в соответствии с подпунктом "в(4)" пункта 21 Правил N 124, подлежит вычитанию объем индивидуального водоотведения в жилых и нежилых помещениях МКД, определенный на основании пункта 42 Правил N 354. Полученная таким образом разность составит объем сточных вод, который управляющая организация, заключившая договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД, обязана оплатить ресурсоснабжающей организации.
В то же время при отсутствии в МКД только общедомового прибора учета горячей воды или только общедомового прибора учета холодной воды, либо при отсутствии общедомовых приборов учета обоих коммунальных ресурсов, объем сточных вод, отведенных из МКД в целях содержания общего имущества, подлежит определению на основании подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 (указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2021 года N 309-ЭС21-16634).
Следовательно, расход водоснабжения ГВС и ХВС для целей водоотведения на СОИ также определяется на основании норматива потребления.
Расчет разногласий по объему и стоимости с учетом уточнения, представленный истцом, повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Предложенный ответчиком порядок определения объема сточных вод в целях содержания общего имущества правомерно отклонен судом первой инстанции по основаниям, указанным выше.
Довод ответчика в части расчетов по иным домам (помимо 151 дома, по которым заявлены разногласия по расчетам истцом) подлежит отклонению, так как предметом исковых требований указанные ответчиком разногласия не являлись. При этом ответчиком в суде первой инстанции не было заявлено ни встречного иска, ни заявления о зачете каких-либо встречных требований.
При указанных обстоятельствах решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 мая 2023 года по делу N А33-22350/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22350/2022
Истец: МУП "Городское жилищно-коммунальное управление" г.Зеленогорска
Ответчик: МУП тепловых сетей г.Зеленогорска