г. Красноярск |
|
12 декабря 2023 г. |
Дело N А69-607/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" декабря 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирские большегрузные перевозки" Оюн К.Д. (доверенность от 21.04.2023, удостоверение адвоката), Варежкина А.В. (доверенность от 20.02.2023);
от - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва Нурзат А.В. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "26" сентября 2023 года по делу N А69-607/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирские большегрузные перевозки" (далее - заявитель, общество, ООО СБП) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (далее - налоговый орган, управление) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.08.2022 N 21 в части доначисления налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, в размере 1 847 429 рублей, пени в размере 141 117 рублей 14 копеек.
Решением от 26.09.2023 заявление удовлетворено.
Управление в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, просит решение отменить, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, у общества отсутствовали основания для включения в состав расходов по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, затрат на возмещение работникам расходов по выполнению работ разъездного характера в спорный период.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения от 29.03.2021 N 2 налоговым органом в отношении общества проведена выездная налоговая проверка в отношении правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов, страховых взносов за период с 01.01.2018 по 31.12.2019.
В ходе проверки выявлено, в том числе, нарушение в исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Итоги проверки оформлены актом от 18.03.2022 N 16-15-002, дополнением к акту от 15.07.2022.
Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.08.2022 N 21 обществу доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 2 887 111 рублей, пени в размере 408 504 рубля 68 копеек, транспортный налог в размере 1316 рублей, пени в размере 156 рублей 40 копеек, а также общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 66 689 рублей 50 копеек.
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому Федеральному округу от 25.11.2022 N 08-11/1917 решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.08.2022 N 21 отменено в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 33 344,75 руб. В остальной части решение налогового органа оставлено без изменения.
Не согласившись с решением от 24.08.2022 N 21 общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из отсутствия у налогового органа правовых основания для доначисления спорных сумм.
Изучив доводы апелляционной жалобы и состоявшийся по делу судебный акт третий арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
Процедура проведения проверки рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и принятия налоговым органом оспариваемого решения проведения проверки и рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, регламентирована статьями 88, 100, 101 НК РФ.
Судом констатировано, что указанная процедура проверки и досудебный порядок обжалования решения налогового органа, а также срок для обращения с заявлением в арбитражный суд, соблюдены.
Обязанность налогоплательщиков своевременно и в полном размере уплачивать налоги, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения, регламентирована пунктом 1 статьи 23 НК РФ.
Применение упрощенной системы налогообложения установлено главой 26.2 НК РФ, особенности использования которой как специального налогового режима предусмотрены положениями статьи 346.11 НК РФ. Организации, перешедшие на уплату налога, взимаемого в связи с применением данной системы налогообложения, по общему правилу, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, указанные лица не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно уведомлению от 21.08.2013 N 9253705 общество в проверяемый период в соответствии со статьей 346.12 НК РФ применяло упрощенную систему налогообложения, избрав в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" по ставке 15%.
Основания и порядок уменьшения объекта налогообложения определены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.
В силу подпунктов 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на командировки, в частности, на: проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения; оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации; оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы; сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
При этом данные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), т.е. должны быть обоснованными (экономическая оправданность) и документально подтвержденными.
Основанием для вынесения решения налогового органа по спорному эпизоду послужил вывод налогового органа о том, что общество неправомерно включало в состав расходов по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, затраты по возмещению работникам расходов по выполнению работ разъездного характера, тогда как затраты по возмещению работникам расходов при выполнении работы разъездного характера не поименованы в пункте 1 ст. 346.16 НК РФ соответствующие расходы не учитываются при применении УСН.
Судом установлено, что основным видом деятельности общества (ОКВЭД 49.4) является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.
В штате организации состоят водители-экспедиторы, работа которых носит разъездной (вахтовый) характер.
Трудовыми договорами, заключенными с работниками, Положением об оплате труда водителей-экспедиторов, протоколом общего собрания участников за спорный период общество гарантировало водителям-экспедиторам грузовых транспортных средств выплату надбавки взамен суточных в размере 1750 рублей в сутки.
Пунктом 4.2 трудовых договоров с работниками общество предусмотрело, что выполняемые в рамках трудовых договоров работы носят разъездной характер и надбавка за разъездной (вахтовый) метод работы выплачивается взамен суточных работникам, выполняющим работу разъездным (вахтовым) методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно.
Положениями об учетной политике за 2018, 2019 года, Положением об оплате труда водителей-экспедиторов ООО "СБП" от 01.10.2013 установлено, что надбавка является компенсационной выплатой и не подлежит обложению НДФЛ и страховыми взносами.
Факт осуществления деятельности по перевозке грузов подтверждается представленными в материалы дела путевыми листами грузовых автомобилей, товарно-транспортными накладными; грузоперевозки осуществлялись на территориях Республики Хакасия, Республики Тыва, Красноярского края, Кемеровской области, Иркутской области, Томской области.
Также представлены детализации начисления платы за проезд транспортных средств общества по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, представленной оператором системы "Платон", исходя из которых автомобилями общества за 2018-2019 гг. пройден общий путь 2576 тыс.км., обществом произведена плата на сумму более 5 млн. руб.; командировочные удостоверения, авансовые отчеты.
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) выделяет два вида компенсационных выплат.
Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 ТК РФ.
Определяющее значение для целей налогообложения имеет характер соответствующей выплаты, позволяющей отнести ее к числу компенсаций, предусмотренных статьей 164 ТК РФ, а не наименование.
Судом установлено, что спорная надбавка выплачивалась организацией исходя из положений статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы.
Исследовав и оценив в совокупности заявленные сторонами доводы и представленные в материалы дела доказательства, в том числе трудовые договоры, Положение об оплате труда водителей-экспедиторов, протоколы общего собрания участников за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2019 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 5, 217, 226, Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015) и в письмах Минфина России от 04.03.2019 N 03-15-06/13866 и от 22.08.2019 N 03-15-06/64487, а также статей 129, 149, 168.1, 217 ТК РФ, заявленные обществом требования удовлетворил ввиду неправомерности начисления инспекцией спорного налога с причитающихся работникам компенсационных выплат, в том числе суточных.
Отклоняя изложенные в жалобе возражения относительно компенсационного характера спорных выплат, суд апелляционной инстанции исходит из того, что иная оценка участвующим в деле лицом обстоятельств дела либо порядка и оснований применения норм материального права при наличии мотивированной оценки тех же доводов этого лица судов нижестоящих инстанций не является предусмотренным положениями статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта, а сами такие возражения по существу сводятся к требованию о переоценке обстоятельств дела и представленных в его материалы доказательств.
Кроме того, в отсутствие сведений об удержании заявителем со спорных выплат налога на доходы физических лиц возложение бремени его уплаты на налогового агента не допускается.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции обоснованно признал заявление общества подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 26 сентября 2023 года по делу N А69-607/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-607/2023
Истец: ООО "СИБИРСКИЕ БОЛЬШЕГРУЗНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙНАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПОРЕСПУБЛИКЕ ТЫВА