г. Киров |
|
12 декабря 2023 г. |
Дело N А82-7419/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Бычихиной С.А., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2023 по делу N А82-7419/2023,
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника" (ИНН: 7604355200, ОГРН: 1197627008336)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (ИНН: 7606000386, ОГРН: 1027600839639)
о признании частично недействительным акта,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - Фонд) о признании частично недействительным акта от 03.02.2023 N 1 о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на сумму 38 198 рублей, требования уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевых расходов в размере 38 198 рублей, а также об уменьшении размера штрафа.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2023 Учреждению в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на подпункт 8 пункта 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), заявитель жалобы считает, что оплата обучения работников Учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, но их деятельность необходима для функционирования Учреждения, а также оплата обучения медицинских работников Учреждения, обучающихся по немедицинским направлениям, если такое обучение необходимо для деятельности Учреждения, правомерно осуществлялась заявителем за счет средств ОМС.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена комплексная проверка использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования за период 2021-2022 годы. В ходе проверки Фонд, в частности, пришел к выводу о нецелевом использовании средств ОМС в размере 38 198 рублей по оплате обучения немедицинского персонала и медицинского персонала по курсам "Охрана труда для руководителей и специалистов", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда при работе на высоте".
Результаты проверки отражены в акте от 03.02.2023 N 1 которым Учреждению предложено восстановить в бюджет Фонда указанные средства, использованные не по целевому назначению, а также Учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10% от вышеуказанной суммы расходов.
Учреждение не согласилось с актом Фонда в указанной части и обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Федерального закона 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Правилами N108н, статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для оплаты спорных расходов за счет средств ОМС.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом (пункт 2); осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункт 12).
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно части 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Как следует из материалов дела, Учреждением за счет средств ОМС произведена оплата:
- в размере 12 289 рублей по обучению медицинского персонала (главный врач, заместитель главного врача по медицинской части, заместитель главного врача по детской стоматологии, главная медицинская сестра, заведующий терапевтическим отделением, зубной врач, заведующий отделением хирургической стоматологии) по не медицинским направлениям, а именно, повышение квалификации по курсам "Охрана труда для руководителей и специалистов", "Пожарно-технический минимум", "Охрана труда при работах на высоте",
- в размере 25 909 рублей по обучению немедицинского персонала (электромонтер, заместитель главного врача по хозяйственным вопросам, начальник отдела кадров, контрактный управляющий, главный бухгалтер, за исключением сантехника Гурылева Е.Г.) по программам дополнительного профессионального образования по курсам "Охрана труда при работах на высоте", "электробезопасность", "специалист по эксплуатации лифтового оборудования", "кадровое делопроизводство", "рассмотрение обращений граждан органами публичной власти", "управление государственными и муниципальными закупками", "электронные и первичные документы бухгалтерского учета".
Из вышеуказанных положений Закона N 326-ФЗ, части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходы медицинских организаций в части обучения своих сотрудников непосредственно не связанных с медицинской деятельностью, предназначены для функционирования Учреждения как бюджетного учреждения, имеющего статус юридического лица и обязательства по охране труда, обеспечения безопасности и осуществления закупок производятся за счет средств бюджета.
Таким образом, перечисленные расходы осуществляются за счет бюджетных ассигнований и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный территориальной программой ОМС.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оплата за счет средств ОМС обучения сотрудников Учреждения, не включенных в перечень медицинских работников, произведена заявителем неправомерно.
В отношении расходов на оплату повышения квалификации медицинских работников, учитывая, что спорные расходы не являются расходами на заработную плату и прочими выплатами в связи с исполнением врачами и медицинскими работниками своих обязанностей (медицинской деятельности), не направлены на повышение их квалификации по оказанию медицинской помощи, поскольку темы обучения не связаны с необходимым уровнем профессионального образования и дополнительного профессионального образования, не являются квалификационным требованием к медицинским специалистам, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что указанные расходы по своей экономической направленности не могут быть отнесены к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Ссылка Учреждения на пункт 195 Правил N 108н, отклоняется апелляционным судом, поскольку указанным пунктом предусмотрено, что в состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в частности относятся затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
Иных затрат в части немедицинского персонала, оплата которых производится за счет средств ОМС, данным пунктом не предусмотрено.
Ссылка Учреждения на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации отклоняется апелляционным судом, поскольку за счет средств ОМС расходы, предусмотренные этой подстатьей (226 "Прочие работы, услуги") не оплачиваются, кроме тех, которые непосредственно указаны в части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Учреждение допустило нецелевое расходование средств ОМС в оспариваемой сумме.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской от 22.09.2023 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы Учреждения по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2023 по делу N А82-7419/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная стоматологическая поликлиника" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-7419/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области