город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2023 г. |
дело N А53-23951/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей О.Ю. Ефимовой,М.В. Соловьевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Северные тепловые сети"; общества с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2023 по делу N А53-23951/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северные тепловые сети"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьих лиц администрации Миллеровского района Ростовской области; комитета по управлению имуществом Миллеровского района;
общества с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго"
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии представителей ООО "Северные тепловые сети" Брель Д.Е. по доверенности; Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Кочарян О.С. по доверенности; ООО "Донтеплоэнерго" Саакян Л.Б. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северные тепловые сети" (далее - ООО "Северные тепловые сети") обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы Ростовской области (далее - УФАС по РО, антимонопольный орган) о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области N 061/10/18.1-2288/2023 от 27.06.2023 незаконным в части решения не выдавать организатору торгов для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов и обязать Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области выдать Комитету по управлению имуществом Миллеровского района РО, ООО "Донтеплоэнерго" обязательное для исполнения предписание о принятии мер, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения конкурса и заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района (извещение от 14.04.2023 N 21000029360000000030, лот N 1) и учитывающих наличие заключенного и исполняемого концессионного соглашения от 16.06.2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Миллеровского района РО, Комитет по управлению имуществом Миллеровского района РО и ООО "Донтеплоэнерго".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что на момент принятия Комиссией Ростовского УФАС России решения об обоснованности жалобы заявителя уже было заключено концессионное соглашение между Администрацией Миллеровского района РО, Комитетом по управлению имуществом Миллеровского района РО иобществом с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго", в связи с чем у Комиссии Ростовского УФАС России отсутствовали основания для выдачи организатору торгов предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов. Поэтому суд отклонил доводы ООО "Северные тепловые сети" о несогласии с решением антимонопольного органа в части отказа в выдаче предписания организатору торгов.
Общество с ограниченной ответственностью "Северные тепловые сети", общество с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго" обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Общество с ограниченной ответственностью "Северные тепловые сети" просит судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить, поскольку наличие у общества права на оспаривание торгов не ограничивает применение дополнительных мер административного воздействия, поскольку незаконная невыдача антимонопольным органом предписания повлекла бездействие организатора торгов при наличии доказанного нарушения прав заявителя на участие в торгах.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит судебный акт оставить без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго" в своей апелляционной жалобе просит решение суда в мотивировочной части изменить, поскольку суд вышел за пределы заявленных требований, сделав вывод о соблюдении ООО "Северные тепловые сети" требований, установленных в конкурсной документации и Законом о концессионных соглашениях, поэтому Комиссией Ростовского УФАС России сделан вывод о несостоятельности отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения и об обоснованности жалобы ООО "Северные тепловые сети".
В отзыве на апелляционную жалобу заявителя общество с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго" просит судебный акт оставить в части отказа в признании недействительным решение антимонопольного органа в части отказа в выдаче предписания без изменения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 14.01.2023 принято Постановление Администрации Миллеровского района N 256 "О проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района".
В соответствии с п. 2 указанного постановления "Организатором конкурса от имени МО "Миллеровский район" является Комитет по управлению имуществом Миллеровского района.
Согласно п. 6 Постановления организатор конкурса обязан был опубликовать информационное сообщение о проведении открытого конкурса на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, официальном сайте муниципального образования Миллеровский район www.millerovo.donland.ru не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.
Данные сведения в установленный Постановлением срок были размещены на сайтах.
17.04.2023 в 15 часов 21 мин. была подана заявка ООО "Донтеплоэнерго" согласно Протоколу N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района Ростовской области от 01.06.2023.
25.05.2023 в 12 часов 58 мин. была подана заявка ООО "Северные тепловые сети" согласно Протоколу N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района Ростовской области от 01.06.2023.
Комиссия приняла решение обе заявки рассмотреть в порядке, установленном конкурсной документацией, провести 06.06.2023 в 11 часов 00 мин. по местному времени заседание комиссии по вопросу предварительного отбора участников конкурса, установленным конкурсной документацией, и требованиям, предъявляемым к концессионеру по Закону о концессионных соглашениях.
Согласно Протоколу N 2 проведения предварительного отбора участников открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района РО от 06.06.2023, заявка ООО "Донтеплоэнерго" признана соответствующей требованиям, содержащимся в конкурсной документации. Замечания к заявке отсутствовали.
Заявка ООО "Северные тепловые сети" признана не соответствующей требованиям конкурсной документации и Закона о концессионных соглашениях:
платежное поручение Заявителя содержит иную формулировку "назначения платежа", а именно в п. 9.1 конкурсной документации указано: "Назначение платежа: Оплата задатка за участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности Миллеровского района". В платежном поручении 'Заявителя указано: "Оплати задатка па право заключения концессионного соглашения объекты теплоснабжения извещ. Лот N 21000029360000000030 по постанов. Администрации Миллеровского района N 256 от 14.04.2023 сумма: 2000000-00 рублей".
Организатор торгов выявил нарушения в решении об одобрении крупной сделки, предоставленной заявителем, в паспортных данных участников общества, такие как некорректное написание места жительства участников общества "г. Ростов-на-дону", "г. Ростов-на-Дону", а также несоответствующие действительности год выдачи паспорта "04.12.20003".
В связи с тем, что была представлена единственная соответствующая требованиям заявка, конкурс был признан несостоявшимся.
Протоколом от 06.06.2023 оформлены результаты подведения итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Миллеровского района РО.
15.06.2023 размещена информация о том, что конкурс признан несостоявшимся, поскольку была представлена единственная соответствующая требованиям заявка.
16.06.2023 заключено концессионное соглашение в отношении системы централизованного теплоснабжения Миллеровского района Ростовской области между МО "Миллеровский район", от имени которого выступает администрация Миллеровского района в лице главы администрации Миллеровского района Коваленко Олега Анатольевича, действующего на основании Устава МО "Миллеровский район", именуемое в дальнейшем "Концедент" и ООО "Донтеплоэнерго" в лице Генерального директора Мажара Романа Вячеславовича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Концессионер". Соглашение заключено на срок 15 лет.
В Ростовское УФАС России поступили жалобы ООО "Северные тепловые сети" в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на неправомерные действия организатора торгов - Комитета по управлению имуществом Миллеровского района, допущенные при проведении торгов N N 21000029360000000030 по лоту N 1, информация размещена на сайте ГИС.ТОРГИ (далее - Торги).
27.06.2023 антимонопольным органом принято решение, которым организатор торгов признан нарушившим часть 3 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях), предписание не выдано в связи с заключением концессионного соглашения.
Не согласившись с принятым решением N 061/10/18.1-2288/2023 от 27.06.2023 в части невыдачи предписания, ООО "Северные тепловые сети", воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Ростовской области.
Судом первой инстанции правильно квалифицированы спорные правоотношения и с учетом положений статей 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отсутствии законных основания для удовлетворения заявленных требований в виду того, что в обжалованной части решение антимонопольного органа не нарушает прав и законных интересов заявителя по делу.
Полномочия антимонопольного органа, рассмотревшего дело и принявшего оспариваемые ненормативные правовые акты, определены частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", статьей 17, частью 1 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пунктом 5.3.2.8 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия организатора торгов при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Оспариваемое решение антимонопольного органа в части невыдачи предписания принято им в рамках его компетенции с соблюдением норм закона, не препятствует осуществлению деятельности заявителя и не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными ссылки заявителя на обязанность Комиссии антимонопольного органа выдать предписание, поскольку они основаны на неверном толковании части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, которая наделяет антимонопольный орган при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров правом принимать решение как о необходимости выдачи организатору торгов и иным лицам соответствующего предписания, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов, так и об отсутствии таковой. Принимая решение о необходимости выдачи предписания, Комиссия антимонопольного органа исходит из существа выявленного нарушения, учитывает его влияние на процедуру и результат торгов, а также цели проведения торгов.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Обязанность заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В настоящем случае заявителем не представлено судам надлежащих доказательств того, что оспариваемое в части решение антимонопольного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований применительно к положениям статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к оспариваемому акту имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований.
Суд первой инстанции правомерно учел, что в производстве Арбитражного суда ростовской области находится дело N А53-24518/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Северные тепловые сети" к администрации Миллеровского района, Комитету по управлению имуществом Миллеровского района, обществу с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго" о расторжении концессионного соглашения от 16.06.2023. То есть заявитель воспользовался своим правом, выбрав надлежащий способ защиты.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
В части апелляционной жалобы третьего лица о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, сделав вывод о соблюдении ООО "Северные тепловые сети" требований, установленных в конкурсной документации и Законом о концессионных соглашениях, поэтому Комиссией Ростовского УФАС России сделан вывод о несостоятельности отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения и об обоснованности жалобы ООО "Северные тепловые сети", апелляционный суд также не находит оснований для изменения судебного акта.
Так, судом первой инстанции сделан правовой вывод с учетом того, что на момент принятия обжалуемого судебного акта решение Комиссии Ростовского УФАС России сделан об обоснованности жалобы ООО "Северные тепловые сети" не было оспорено, либо признано недействительным. Фактически суд проконстатировал действительность не оспоренного в установленном законом порядке решения государственного органа. Данные выводы суда носят правовой, а не преюдициальный характер, актуальны только на момент принятия оспариваемого судебного акта, поэтому не нарушают прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго". Указанный вывод сделан судом только как основание для проверки последствия принятия решения комиссии УФАС в части невыдачи предписания. При этом обществом с ограниченной ответственностью "Донтеплоэнерго" свои права защищаются надлежащим образом в рамках отдельного процесса, возбужденного данным лицом уже после принятия обжалуемого судебного акта.
Указанное обстоятельство не свидетельствует о выходе суда первой инстанции за пределы заявленных требований и основанием для изменения мотивировочной части обжалуемого решения не является.
В соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при принятии постановления арбитражный суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных ст. 269 АПК РФ.
В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
На изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Однако, изучив доводы апелляционной жалобы третьего лица, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения и внесения изменений в мотивировочную часть судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.10.2023 по делу N А53-23951/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23951/2023
Истец: ООО "СЕВЕРНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Миллеровского района РО, Администрация Миллеровского района Ростовской области, Комитет по управлению имуществом Миллеровского района, КУИ Миллеровского района Ростовской области, ООО "ДОНТЕПЛОЭНЕРГО"