14 декабря 2023 г. |
Дело N А83-11692/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Кузняковой С.Ю., |
|
|
|
Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Квартал 5.8" - Котовщикова А.Б. по доверенности от 01.08.2023 N 1-010823/102Д;
от Федеральной антимонопольной службы - Аленкова А.В. (в режиме веб-конференции) по доверенности от 26.12.2022 N МШ/116447/22;
от Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым - Таловер Г.П. по доверенности от 09.01.2023 б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.10.2023 по делу N А83-11692/2023 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Квартал 5.8" к Федеральной антимонопольной службы о признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Специализированный застройщик "Квартал 5.8" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным приказа Федеральной антимонопольной службы от 15 марта 2023 года N 137/23 "Об отмене приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, суд привлек Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее - Комитет).
Решением от 03.10.2023 Арбитражный суд Республики Крым признал незаконным приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 марта 2023 года N 137/23 "Об отмене приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым".
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Федеральная антимонопольная служба обратилась с апелляционной жалобой на него, в которой просит его отменить и отказать в Обществу в удовлетворении заявленного требования. Заявитель апелляционной жалобы считает, что при принятии решения суд первой инстанции неполно выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы полагает неверным вывод суда о наличии у Комитета как органа регулирования правовых оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Общества на 2023 год как для организации, не осуществлявшей ранее регулируемую деятельность. По мнению апеллянта, отказ Комитета в открытии тарифного дела об установлении для Общества тарифа на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годов не свидетельствует о том, что в отношении Общества было прекращено государственное регулирование цен (тарифов), поскольку при повторном обращении Общества с тарифным предложением несоответствие Общества Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям было устранено.
В представленных отзывах Общество и Комитет изложили свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения от 03.10.2023 в порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" с 1 января 2023 года осуществляется переход к установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных цен (тарифов) на такие услуги со сроком действия не менее чем пять лет.
Согласно пункту 5 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" срок действия утвержденных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, не может составлять менее чем три года и более чем пять лет, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
На основании положений указанной статьи Федерального закона N 35-ФЗ, пункту 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями N 98-э устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.
В Республике Крым органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является Комитет.
Как следует из материалов дела, приказом от 29.12.2022 N 68/1 Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее - Комитет) установил Обществу индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.
В порядке контроля за решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) вынесла обжалуемый Обществом приказ от 15.03.2023 N 137/23, которым отменен приказ Комитета от 29.12.2022 N 68/1.
Основанием для отмены приказа Комитета от 29.12.2022 N 68/1 послужили выводы ФАС России о нарушении Комитетом части 4 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ и пункта 82 Основ ценообразования, в части установления индивидуального тарифа Обществу менее чем на три года.
Возражая против предъявленных нарушений, Комитет сослался на применение положений абзаца 4 пункта 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике,
утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), согласно которым, требования по срокам не применяется к территориальной сетевой организации, в отношении которой ранее не осуществлялось тарифное регулирование.
Таким образом, предметом исследования в рассматриваемом споре является установление обстоятельства, могло ли Общество на момент принятия Комитетом приказа от 29.12.2022 N 68/1 быть признано территориальной сетевой организацией, в отношении которой ранее не осуществлялось тарифное регулирование.
Из материалов дела следует, что Общество в 2022 году оказывало услуги по передаче электроэнергии на основании ранее утвержденных ему тарифов на 2022 год.
В соответствии с абзацем 2 пункта 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 12 Правил N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующий орган) предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) с приложением обосновывающих материалов.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 1178 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней. При этом согласно подпункту 8 пункта 23 правил экспертные заключения должны содержать также анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Суд установил, что Общество обратилось в Комитет с заявлением от 29.04.2022 об установлении с 01.01.2023 тарифа на услуги по передаче электроэнергии, приложив предусмотренные пунктом 17 Порядка N 1178 обосновывающие документы в 3-х томах на 945 листах.
Решением Комитета от 04.05.2022 N 78 было открыто тарифное дело и создана экспертная группа по установлению долгосрочных параметров регулирования и индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ООО "СЗ "Квартал 5.8" на 2023 - первый год долгосрочного периода регулирования 2023-2027.
В ходе экспертизы представленного пакета документов Комитет установил, что Общество не соответствует критериям территориальной сетевой организации с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 807. Так, Обществом не подтверждено владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет на 2023 год не менее 15 МВА (критерий 1) и не подтверждено владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередач (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1-20 кВ; ниже 1 кВ-трехфазных участков линий электро-передачи, сумма протяженностей которых по трассе составляет на 2023 не менее 20 км (2 критерий).
Поскольку с утратой статуса территориальной сетевой организации Общество утратило права участника процесса тарифного регулирования (в том числе по подаче предложений по корректировке тарифного предложения), рассмотрение его тарифного предложения от 28.04.2022 Комитет прекратил, о чем уведомил Общество.
В последующем временном периоде Общество приобрело в собственность трансформаторные подстанции и кабельные линии классов напряжения 10 кВ и 0,4 кВ, с учетом чего номинальная мощность принадлежащих обществу на территории Республике Крым и используемых для регулируемой деятельности по передаче электрической энергии трансформаторных подстанций составила 25,6 МВА (в том числе в собственности 15,3 МВА), а длина присоединенных к ним кабельных линий классов напряжения 10 кВ и 0,4 кВ - 34,4 км (в том числе в собственности 22,4 км).
В связи с чем, Общество вновь стало соответствовать критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, определенным на 2023 год.
ФАС России не оспаривает само по себе то обстоятельство, что Общество утрачивало статус территориальной сетевой организации ввиду установленных изменений критериев постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 807.
Согласно пункту 18 Правил N 1178 для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил.
Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
Суд признал, что после получения официального сообщения от Комитета об утрате статуса территориальной сетевой организации и последующего достижения параметров соответствия действующим критериям отнесения к территориальной сетевой организации у Общества возникло право на обращение в регулирующий орган с заявлением об установлении индивидуальных тарифов (пункт 18 Правил N 1178).
Апелляционный суд полагает согласиться с выводом суда республики, что в рассматриваемом случае после утраты статуса территориальной сетевой организации, организация признается таковой, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование. В отношении такой организации в последующем применяется порядок рассмотрения заявлений на установление тарифов как для организации, впервые вышедшей на регулирование.
Суд верно отметил, что указанный вывод соответствует разъяснениям самого антимонопольного органа, изложенным, например, в письме ФАС от 09.03.2016 N ВК/15872/16 "Разъяснение законодательства в электроэнергетике", приказе ФАС N 762/17 от 08.06.2017.
После достижения условий соответствия критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, заявлением от 30.11.2022 Общество просило Комитет установить ему с 01.01.2023 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии методом экономически обоснованных затрат на 2023-2025 годы.
Рассмотрев представленное заявление, на основании экспертного заключения и решения правления Комитет принял приказ от 29.12.2022 N 68/1 "Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с Обществом с ограниченной ответственностью "СЗ "Квартал 5.8" на 2023 год", отмененный оспариваемым в рамках настоящего дела решением ФАС России.
Суд верно отклонил довод антимонопольного органа о том, что крайним сроком подачи ООО "СЗ "Квартал 5.8" тарифного предложения на 2023 год являлось 22.11.2022, так как такой срок был определен Правительством РФ для применения при установлении на 2023 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, что прямо следует из текста пункта 3 Постановления N 2053 постановления Правительства РФ N 2053 от 14 ноября 2022 года "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Возможность участия в утверждении единых (котловых) тарифов на соответствующий календарный год имеется только у территориальной сетевой организации, при этом подача тарифного предложения территориальной сетевой организацией возможна не позднее 1 мая предшествующего года (пункт 12 Правил N 1178), а его корректировка (подача дополнительных материалов к предложению об установлении тарифов) - не позднее 7 дней до дня проведения заседания правления (коллегии) Комитета, на котором принимается решение об установлении тарифов, то есть до 22.11.2022 (пп. 17 п. 4 вышеназванного Постановления N 2053).
Между тем, на момент окончания срока направления предложений с обосновывающими документами (1 мая) Общество не отвечало статусу территориальной сетевой организации.
Суд установил, что приказом от 29.11.2022 N 60/2 "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Крым на период с 01.12.2022 по 31.12.2027" Комитет утвердил единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Крым на 2023 год. При этом экономические показатели определены без учета тарифного предложения Общества.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.10.2023 по делу N А83-11692/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А Ольшанская |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11692/2023
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "КВАРТАЛ 5.8"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-902/2024
14.12.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-4521/2023
03.10.2023 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11692/2023
19.09.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-4521/2023