Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2024 г. N Ф05-2138/24 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 декабря 2023 г. |
Дело N А40-116706/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2023 по делу N А40-116706/23,
по заявлению Федеральное государственное бюджетное учреждение научно-технического центра "ИНФОРМРЕГИСТР" (ОГРН: 1217700389004, ИНН: 9718177723)
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: АО "МТУ Сатурн"
о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по Москве от 06.03.2023 г. N КУВД-001/2022-53236475/3,
при участии:
от заявителя: |
Баймурзаев Г.К. по дов. от 01.08.2023; ген. дир. Плескачева Т.В. по ЕГРЮЛ; |
от заинтересованного лица: |
Левицкая Н.В. по дов. от 28.07.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение научно-технического центра "ИНФОРМРЕГИСТР" (далее - Заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным уведомления от 06.03.2023 г. N КУВД-001/2022-53236475/3.
Решением суда от 02.10.2023 требования Учреждения удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо считает, что поскольку предметом обращения в Управление являлось нежилое помещение, то в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития России, изложенным в письме от 14.04.2015 N Д23и-1578, постановка на государственный кадастровый учет помещений в нежилых зданиях в связи с их перепланировкой осуществляется в соответствии с техническим планом, подготовленным на основании документов о реконструкции здания или его части. Управление полагает, что в силу изложенного регистратором Управления было обоснованно отмечено на необходимость предоставления заявления.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представили отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением Арбитражного суда города Москвы от 3 июля 2019 г. по делу N А40-240291/18-35-1891 право собственности АО "МТУ Сатурн" (ИНН 7718047248) на помещение IX, комната 47, этаж 2, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 21, стр. 1 площадь 5,6 кв. м., признано отсутствующим.
На основании данного решения 29 ноября 2022 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение Научно-технический центр "Информрегистр" (далее - Заявитель) обратилось в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением N MFC-0558/2022-1876649-1 о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права в отношении помещения IX, комната 47, этаж 2, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 21, стр. 1, площадь 5,6 кв. м.
16 декабря 2022 г. Управлением Росреестра по Москве в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) принято решение N КУВД-001/2022-53236475/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 6 марта 2023 г. в связи с тем, что согласно представленного решения Арбитражного суда города Москвы от 3 июля 2019 г. по делу N А40-240291/18-35-1891 признается отсутствующим право собственности АО "МТУ Сатурн" (ИНН 7718047248) на помещение IX, комната 47, этаж 2, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 21, стр. 1 площадь 5,6 кв. м.
6 марта 2023 г. Управление Росреестра по Москве на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ вынесло Уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении помещения IX, комната 47, этаж 2, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 21, стр. 1, площадь 5,6 кв.м.
Заявитель посчитал оспариваемый отказ нарушающим права и законные интересы Учреждения, в связи с чем обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Заявителем полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены в Управление документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закона N 218-ФЗ) установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 18 закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (п.3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст.29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Федерального закона N 218-ФЗ, в случае, если решением суда установлено отсутствие права на недвижимое имущество у одного лица и при этом установлено наличие права у другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 234 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 г. N 278 установлено, что при установлении в ходе проведения государственной регистрации права на основании судебного акта наличия в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество иного лица государственный регистратор прав удостоверяется в наличии заявления данного лица о государственной регистрации прекращения зарегистрированного права, за исключением случая, если на прекращение права названного лица указано в резолютивной или мотивировочной части судебного акта.
В рамках дела N А40-240291/18-35-1891 суд не только признал отсутствие у АО "МТУ Сатурн" (ИНН 7718047248) права собственности на помещение IX, комната 47, этаж 2, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 21, стр. 1 площадь 5,6 кв.м., но также установил, что указанный выше спорный объект был передан Заявителю в хозяйственное ведение на основании следующих документов, а именно:
Распоряжение Госкомимущества России от 24 июля 1995 г. N 998-р;
Акт приема-передачи имущественного комплекса Опытно-производственного предприятия "Сатурн" Научно - техническому центру "Информрегистр", утвержденный распоряжением Госкомимущества России от 22 июля 1996 г. N 846-р.
Учитывая изложенное, отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации прав в отношении помещения IX, комната 47, этаж 2, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Черкизовская, д. 21, стр. 1, площадь 5,6 кв.м. за Заявителем, является незаконным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на особенности подачи заявления на кадастровый учет и регистрацию прав в части проставления в данном заявлении знака "V".
В свою очередь указанное замечание не было отражено в оспариваемом Решении.
Кроме того, в Решении не был отражен довод Управления о том, что государственный кадастровый учет помещений в нежилых зданиях в связи с их перепланировкой осуществляется в соответствии с техническим планом.
В свою очередь, основание для государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта недвижимости не связано с перепланировкой, а основывается на признании Арбитражным судом города Москвы отсутствующим у АО "МТУ Сатурн" права собственности на спорный объект недвижимости и установлении факта передачи спорного объекта недвижимости ФГБУ НТЦ "Информрегистр" в хозяйственное ведение.
Таким образом, приведенные доводы Управления возникли в ходе рассмотрения настоящего спора судом и не могут служить основанием законности Решения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2023 по делу N А40-116706/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-116706/2023
Истец: ФГБУ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ИНФОРМРЕГИСТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "МТУ САТУРН"