г. Киров |
|
19 декабря 2023 г. |
Дело N А29-5072/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр "Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.10.2023 по делу N А29-5072/2023
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр "Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук"
(ИНН: 1101481574, ОГРН: 1021100511332)
к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-Производственная компания Научприбор"
(ИНН: 7727049121, ОГРН: 1157746072550)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр "Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук" (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-Производственная компания Научприбор" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 202 473 рублей 68 копеек неустойки.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ссылаясь на пункт 7 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783), истец указывает, что ответчиком признана только часть начисленных пеней, в связи с чем основания для списания пени отсутствуют.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не согласился.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Учреждением (заказчик) и Обществом (поставщик) был заключен контракт от 10.10.2022 N ЭА-76.22 (далее - контракт) на поставку оборудования.
В спецификации к контракту согласованы наименование, количество, стоимость оборудования 9 998 700 рублей. Срок поставки определен до 1 декабря 2022 года (пункт 3.1 контракта, пункт 2 приложения N 1 к контракту).
Стороны в пункте 6.3 контракта согласовали, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик уплачивает заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком.
В установленный пунктом 3.1 контракта срок Общество оборудование не поставило.
Учреждение направило в адрес Общества претензионное письмо от 11.04.2023 N 333-01-06-06/566, в котором заказчик, указывая на фактическую поставку оборудования только 05.04.2023, ссылаясь на положения пункта 6.3 контракта, потребовал от поставщика уплатить пени в размере 312 459 рублей 38 копеек.
Общество оплатило пени частично в сумме 109 985 рублей 70 копеек (за период с 21.02.2023 по 05.04.2023), указав в ответе на претензию от 11.04.2023 N 36 причины просрочки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании пени за период с 02.12.2022 по 05.04.2023 в сумме 202 473 рублей 68 копеек (312 459 рублей 38 копеек - 109 985 рублей 70 копеек).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 1 статьи 8, пунктом 1 статьи 307, статьей 309, пунктом 1 статьи 310, пунктом 1 статьи 330, статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 8 статьи 3, частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Правилами 783, пунктом 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор от 28.06.2017), и исходил из того, что сумма неустойки подлежит списанию.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные подрядчику, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 определено, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта.
В силу пункта 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
Как следует из материалов дела и не оспаривают стороны, обязательства по контракту исполнены Обществом в полном объеме 05.04.2023, общая сумма пени за просрочку поставки оборудования не превышает 5 процентов от цены контракта.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что начисленная Обществу неустойка в силу Закона N 44-ФЗ и Правил N 783 подлежит списанию.
Ссылка истца на пункт 7 Правил N 783, согласно которому в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается, правильно отклонена судом первой инстанции.
Данная норма относится к порядку и случаю осуществления непосредственно заказчиком списания сумм неустоек, но она не может быть истолкована как препятствующая суду при наличии спора заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) применять положения части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, подпункта "а" пункта 3 Правил N 783 и признать за соответствующим лицом право на списание неустойки.
Наличие спора об основаниях начисления неустойки (пени, штрафа), ее размере не может являться основанием для отказа в защите права, которое является нарушенным, и неприменения судом предусмотренных законодательством для определенных случаев антикризисных мер (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2023 N 301-ЭС22-20431).
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.10.2023 по делу N А29-5072/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр "Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5072/2023
Истец: ФГБУ Науки Федеральный Исследовательский Центр "Коми Научный Центр Уральского Отделения Российской Академии Наук"
Ответчик: ООО "Научно-Производственная Компания Научприбор"