г. Санкт-Петербург |
|
19 декабря 2023 г. |
Дело N А26-2442/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Балакир М.В.
судей Полубехина Н.С., Слобожанина В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): представитель Угарова Н.Н. по доверенности от 05.12.2022 (посредством веб-конференции) (до перерыва); не явился, извещен (после перерыва)
от ответчика (должника): представитель Гонков А.В. по доверенности от 15.02.2023 (посредством системы веб-конференции) (до и после перерыва)
от 3-го лица: не явился, извещен (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29854/2023) (заявление) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.08.2023 по делу N А26-2442/2022 (судья Погорелов В.А.), принятое
по иску (заявлению) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия;
к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства"
3-е лицо: Акционерное общество "ВАД"
об обязании выполнить работы по лесовосстановлению
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" (далее - ответчик) об обязании выполнить работы по лесовосстановлению на площади 120,67 гектаров в срок до 15.09.2023 года.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.08.2023 по делу N А26-2442/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило вышеуказанное решение отменить полностью и принять новый судебный акт, которым требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на земельных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению в порядке статьи 45 ЛК РФ, ссылаясь при этом на часть 2 статьи 63.1 ЛК РФ, в соответствии с которой лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемых из состава земель лесного фонда.
Также податель жалобы полагает, что судом не дана правовая оценка использования Ответчиком лесного участка до 10.09.2019 года, а вывод к которому пришёл суд первой инстанции о том, что правоотношения между сторонами возникли и рубка завершена до 01.01.2019, соответственно положения введённой с указанной даты статьи 63.1 ЛК РФ в рассматриваемом случае применению не подлежат, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание до перерыв явился представитель истца, поддержал доводы апелляционной жалобы. Участие представителя было обеспечено посредством системы веб-конференции. После перерыва возможность подключения была обеспечена апелляционным судом, однако представитель к судебному заседанию не подключился.
От присутствовавшего в судебном заседании как до, так и после перерыва, ответчика в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против ее удовлетворения. Доводы указанного отзыва были поддержаны ответчиком в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Кола") предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок общей площадью 120,67 га, расположенный в кварталах N 42,43, 55-61 Крошнозерского лесничества (по лесоустройству) Крошнозерского участкового лесничества, N 98-103, 111-114, 117 Ведлозерского лесничества (по лесоустройству) Ведлозерского участкового лесничества Пряжинского лесничества, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург-Сортавала-автомобильная дорога Р-21 "Кола" на участке км 424- км 445") в Пряжинском национальном муниципальном районе Республики Карелия.
Как установил суд первой инстанции, лесной участок поставлен на кадастровый учет и состоит из 4 земельных участков, находящихся в едином земелепользовании.
N |
Кадастровый номер |
Площадь, га |
Адрес (местоположение) объекта |
1 |
10:21:0000000:8729 |
903 009 |
Республика Карелия, Пряжинский район, квартала 42,43,55-60 Крошнозерского лесничества (по лесоустройству) Крошнозерского участкового лесничества и квартала 98-103, 111-114 Ведлозерского лесничества (по лесоустройству) Ведлозерского участкового лесничества Пряжинского лесничества |
2 |
10:21:0000000:8730 |
18 080 |
Республика Карелия, Пряжинский район, квартала 61, 43 Крошнозерского лесничества (по лесоустройству) Крошнозерского участкового лесничества Пряжинского лесничества |
3 |
10:21:0000000:8748 |
117 239 |
Республика Карелия. Пряжинский район, квартал 117 Ведлозерского лесничества (по лесоустройству) Ведлозерского участкового лесничества Пряжинского лесничества |
4 |
10:21:0000000:8749 |
168 340 |
Республика Карелия, Пряжинский район, квартала 98. 99. 114 Ведлозерского лесничества (по лесоустройству) Ведлозерского участкового лесничества Пряжинского лесничества |
|
Итого |
1 206 668 |
|
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 года N 1838-р земли лесного фонда площадью 120,6668 га (Республика Карелия, Пряжинское лесничество кадастровые номера земельных участков 10:21:0000000:8729, 10:21:0000000:8730, 10:21:0000000:8748, 10:21:0000000:8749) переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения автомобильной дороги.
Изменения в сведения о категории указанного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10.09.2019 года (указанная дата подтверждается материалами дела - письмом директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК от 28.07.2021 N 01-17/27170).
Как указано в исковом заявлении, ФКУ Упрдор "Кола", на которое возложена обязанность по выполнению работ по "компенсационному" лесовосстановлению, в течение 10 рабочих дней с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН в уполномоченный орган заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению не обращалось.
Как установлено судом первой инстанции, ГКУ "Пряжинское центральное лесничество" в адрес ФКУ Упрдор "Кола" направляло письмо от 30.11.2020 года N 4399 о принятии мер по факту нарушения возложенной обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению в соответствии с частью 2 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, между тем, ФКУ Упрдор "Кола" необходимые меры не приняло.
24 мая 2021 г. в адрес ФКУ Упрдор "Кола" было направлено претензионное письмо N 2, согласно которому Обществу надлежало выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению до 30.06.2021 г.
Ссылаясь на то, что по состоянию на 01.02.2022 года мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению ФКУ Упрдор "Кола" не выполнены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 ЛК РФ. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
В силу части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 данного Кодекса.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя в том числе лесовосстановление.
Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (статья 62 ЛК РФ).
Нормы ЛК РФ, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Законом N 212-ФЗ ЛК РФ дополнен статьей 63.1, а также внесены изменения в отдельные его статьи.
Так, согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ (в редакции Закона N 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено названной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 212-ФЗ) установлено, что лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 303-ФЗ) в ЛК РФ внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 ЛК РФ.
В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
Таким образом, в соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ (как в редакции Закона N 212-ФЗ, так и в редакции Закона N 303-ФЗ) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, в том числе при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление в законодательно установленный срок на площади, равной площади использования.
Министерство обосновывало свои требования не частью 1, а частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 были утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее - Правила N 566).
По смыслу указанных норм ЛК РФ и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах Кодекса (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959).
Правила N 566, как и статья 63.1 ЛК РФ, различают основания и 1) лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ; 2) лиц, обратившихся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Аналогично согласно пункту 6 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 25.03.2019 N 188, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления, в том числе: лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно пункту 11 Правил N 566 лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
В письме директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК от 28.07.2021 N 01-17/27/27170 указано на дату внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка - 10.09.2017.
Учреждение в письме 07.12.2020 N И-4719 указало, что вырубка леса произведена в 2016 году подрядной организацией на основании соответствующих договоров с Министерством, а изменение категории участков осуществлено в силу положений статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, указанный в части 1 настоящей статьи, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Как следует из материалов дела, требования Истца основаны на том, что по ходатайству ФКУ Упрдор "Кола" Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1838 от 17.08.2019 был осуществлен перевод земель лесного фонда в земли промышленности иного специального назначения для размещения автомобильной дороги, с последующим внесением изменений о категории указанного выше земельного участка в ЕГРН 10.09.2019.
Следовательно, лесной участок, предоставленный Ответчику в постоянное (бессрочное) пользование Приказом Министерства N 2022 от 07.11.2016 года в порядке ст.45 Лесного кодекса (для строительства, реконструкции линейного объекта) фактически находился в пользовании Ответчика - ФКУ Упрдор "Кола" до 10.09.2019, то есть до его перевода в иную категорию земель.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает оспариваемое решение подлежащим отмене, а заявленные требования - подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.08.2023 по делу N А26-2442/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" разработать и представить в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия проект лесовосстановления (подготовка почвы, посадка лесных культур) на площади 120,67 га в срок до 02.05.2024.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" провести работы по лесовосстановлению на площади земельного участка, равной 120,67 га в срок до 01.07.2024.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" в доход федерального бюджета 3000,00 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Балакир |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2442/2022
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Представитель ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" Угарова Н.Н.
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - МУРМАНСК ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Третье лицо: АО "ВАД"