г. Вологда |
|
19 декабря 2023 г. |
Дело N А05-7192/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 декабря 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" Петровского Д.А. по доверенности от 09.01.2023 N 9/2023, от Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Куракиной И.Н. по доверенности от 27.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" и Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 октября 2023 года по делу N А05-7192/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766; адрес: 163046, город Архангельск, улица Поморская, дом 45, помещение 1-Н; далее - ООО "ЭкоИнтегратор", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 16.06.2023 N 204-18/5773, о предоставлении части субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) для населения и потребителей, приравненных к населению, за апрель 2023 года в той части, в которой указанным решением обществу фактически отказано в предоставлении средств субсидии в размере 10 550 312 руб. 52 коп.; об обязании устранить допущенное нарушение прав общества путем принятия в срок не позднее пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении обществу субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, за апрель 2023 года в полном объеме, а именно в размере 109 616 633 руб. 14 коп.
Делу присвоен N А05-7192/2023.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2023 по делу N А05-8333/2023 принято к производству заявление общества к министерству о признании незаконным решения министерства, выраженного в письме от 14.07.2023 N 204-18/6909, о предоставлении части субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, за май 2023 года в той части, в которой обществу отказано в предоставлении субсидии в размере 9 066 759 руб. 94 коп.; об обязании устранить допущенное нарушение прав общества путем принятия в срок не позднее пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении обществу субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, за май 2023 года в полном объеме, а именно в размере 110 219 876 руб. 83 коп.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 22.08.2023 по ходатайству заявителя дела N А05-7192/2023 и А05-8333/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 октября 2023 года по делу N А05-7192/2023 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение министерства, выраженное в письме от 16.06.2023 N 204-18/5773, в части отказа в предоставлении средств субсидии за апрель 2023 года в размере 1 167 420 руб. 47 коп.; признано незаконным решение министерства, выраженное в письме от 14.07.2023 N 204-18/6909, в части отказа в предоставлении субсидии за май 2023 года в размере 2 300 152 руб. 62 коп. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном порядке. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С министерства в пользу общества взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Обществу из федерального бюджета возвращено 144 086 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части требований, в удовлетворении которых отказано. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом неправильно определен характер субсидии, неправильно применены к спорным отношениям нормы права, не выявлены обстоятельства, имеющие значение для дела. В уточнениях от 09.12.2023 общество жалобу уточнило, просило решение суда отменить, признать незаконными решения министерства в части отказа предоставления средств субсидии за апрель 2023 года в сумме 8 292 959 руб. 34 коп., за май 2023 года - 7 693 955 руб. 27 коп. Уточнение жалобы принято судом.
В судебном заседании представитель общества уточненную жалобу и дополнения к ней поддержал.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части требований, которые удовлетворены. В обоснование жалобы ссылается на то, что положениями пункта 3.3.1 договора оговорены сроки проведения корректировок, договор подписан сторонами без замечаний, общество с условиями договора согласилось. Считает, что пункт 3.3.1 договора не противоречит пункту 14 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 N 476-пп (далее - Порядок N 476-пп, Порядок).
Представитель министерства в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу министерства и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы министерства не согласились.
Поскольку в порядке апелляционного производства общество и министерство обжаловали только часть решения суда и при этом стороны не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Заслушав объяснения представителей общества, министерства, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, заключенного 29.10.2019 министерством с ООО "ЭкоИнтегратор" (далее - соглашение от 29.10.2019), общество с 01.01.2020 организует на территории Архангельской области деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
ООО "ЭкоИнтегратор", являющееся региональным оператором, в соответствии с Порядком N 476-пп, заключенным договором от 14.02.2023 N 1 произвело расчет фактической потребности в средствах субсидии на возмещение недополученных доходов за апрель 2023 года на сумму 109 616 633,14 руб. и за май 2023 года - 110 219 876,83 руб.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 упомянутого Порядка после проверки представленных расчетов министерством принято решение о предоставлении субсидии за апрель 2023 года в размере 99 066 320,62 руб., в связи с чем министерством приняты распоряжения от 07.06.2023 N 708р, от 14.06.2023 N 723р, и за май 2023 года в размере 101 153 116,89 руб., в связи с чем министерством принято распоряжение от 10.07.2023 N 841р.
На основании указанных распоряжений министерство 08.06.2023 и 14.06.2023 перечислило обществу 99 066 320,62 руб., 13.07.2023 - 101 153 116,89 руб.
Сообщениями от 16.06.2023 N 204-18/5773 и от 14.07.2023 N 204-18/6909 министерство проинформировало общество о своем решении предоставить за апрель 2023 года субсидию в размере 99 066 320,62 руб. и за май 2023 года - 101 153 116,89 руб.
Не согласившись с решениями министерства о предоставлении субсидии в той части, в которой обществу отказано, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявление удовлетворил частично.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
При установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается.
Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами..
Согласно статьям 3 и 4 Областного закона Архангельской области от 16.12.2019 N 205-13-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, оснований для предоставления таких льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Областной закон) в Архангельской области право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению.
К населению относятся физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, владеющие (пользующиеся) жилыми помещениями на законных основаниях, приобретающие коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для собственных коммунально-бытовых нужд; к потребителям, приравненным к населению, - лица, приобретающие услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях предоставления населению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
В соответствии со статьей 5 Областного закона основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 настоящего закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу статьи 6 Областного закона компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возникающих в результате установления льготных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляется путем предоставления указанным организациям субсидий из областного бюджета (далее - субсидии) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 Порядка N 476-пп главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий, является министерство.
В силу пунктов 4 и 5 указанного Порядка субсидии предоставляются региональным операторам по обращению с ТКО, которым установлены на текущий календарный год постановлениями агентства по тарифам и ценам Архангельской области льготные тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, ниже уровня экономически обоснованных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (льготные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО) и экономически обоснованные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
Целью предоставления субсидий является возмещение региональным операторам по обращению с ТКО недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО.
Согласно пункту 6 Порядка N 476-пп предоставление субсидий осуществляется министерством на основании заключенных с региональными операторами по обращению с ТКО договоров на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО по результатам отбора, проведенного министерством путем запроса предложений
Согласно пункту 14 Порядка N 476-пп (в редакции, действующей в спорный период) получатели субсидий ежемесячно, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство расчеты фактической потребности в средствах субсидий по форме, утвержденной постановлением министерства (расчеты). Получатели субсидий имеют право представить в министерство корректировки расчетов, ранее направленных в министерство.
В соответствии с пунктом 16 Порядка N 476-пп министерство в течение 10 рабочих дней проверяет представленные получателями субсидии расчеты и принимает одно из следующих решений:
1) о предоставлении субсидии;
2) об отказе в предоставлении субсидии.
На основании пункта 17 упомянутого Порядка в случае принятия решения, указанного в подпункте 1 пункта 16 настоящего Порядка, министерство в течение трех рабочих дней уведомляет получателя субсидии о принятом решении.
Министерство принимает распоряжение о предоставлении субсидии в течение трех рабочих дней со дня поступления на лицевой счет министерства средств областного бюджета на предоставление субсидии.
Субсидия перечисляется министерством получателю субсидии в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в подпункте 1 пункта 16 настоящего Порядка.
Субсидия перечисляется платежными документами с лицевого счета министерства, открытого в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, на счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации.
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2021 N 81-п/56 (в ред. постановления от 28.11.2022 N 94-П/28) на период с 01.01.2023 по 31.12.2023 установлены тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО "ЭкоИнтегратор" на территории Архангельской области для категории потребителей "Население" и "Потребители, приравненные к населению" в размере 371,17 руб./куб. м; для категории потребителей "Прочие потребители" - 871,03 руб./куб. м.
Министерство заключило с обществом (региональным оператором) договор от 14.02.2023 N 1 о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению.
Общество произвело расчет фактической потребности в средствах субсидии на возмещение недополученных доходов за апрель 2023 года на сумму 109 616 633,14 руб. и за май 2023 года на сумму 110 219 876,83 руб.
Министерством приняты решения о предоставлении субсидии в размере 99 066 320,62 руб. за апрель 2023 года и в размере 101 153 116,89 руб. за май 2023 года.
Как установлено министерством, ООО "ЭкоИнтегратор" в расчет фактической потребности в средствах субсидии за апрель и май 2023 года необоснованно включило объемы ТКО, в отношении которых не оказаны услуги в области обращения с ТКО в полной мере, а именно спорные объемы ТКО направлены на пункты временного накопления (далее - ПВН). При этом региональный оператор не подтвердил вывоз ТКО с пунктов временного накопления на объекты захоронения. Министерством установлен размер межтарифной разницы, приходящийся на объем отходов, которые транспортировались на ПВН, в апреле 2023 года - 9 382 892,05 руб., в мае 2023 года - 6 766 607,32 руб. По мнению министерства, субсидирование таких услуг возможно только по завершении транспортировки отходов на легитимный полигон.
Оспаривая данные выводы министерства, общество указывало, что право регулируемой организации на компенсацию обусловлено исключительно наличием недополученных доходов, которые возникают в размере межтарифной разницы в момент выставления потребителям счетов с применением льготных тарифов. Как указывает общество, форма расчета фактической потребности в средствах субсидии и форма расчета для подтверждения объемов ТКО, в отношении которых оказаны услуги, не содержат формул, расчетных значений, иных элементов, использующих сведения об объемах захоронения в отчетном месяце. По мнению общества, действующими нормативными правовыми актами, условиями договора использование сведений об объемах захоронения ТКО для целей расчета фактической потребности в средствах субсидии и возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, не предусмотрено.
Суд первой инстанции, признавая обоснованными доводы министерства, учел следующее.
Пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Под транспортированием отходов понимается перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Закона (энергетическая утилизация).
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, в том числе отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах"), и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, накопление отходов является временной мерой, после чего весь объем отходов должен быть направлен на утилизацию, обезвреживание, размещение, что является конечным пунктом движения потока отходов.
Предметом соглашения от 29.10.2019, заключенного министерством и обществом, является организация региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Архангельской области, являющейся зоной деятельности регионального оператора.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.2 соглашения региональный оператор обязан обеспечить своевременный и бесперебойный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, образованных в зоне деятельности регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Архангельской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами Архангельской области, графиком сбора и транспортирования ТКО.
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 476-пп для расчета размера субсидии используются следующие базовые величины:
1) установленные постановлением агентства для получателя субсидии:
а) льготные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО;
б) экономически обоснованные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО;
2) установленные постановлением министерства нормативы накопления ТКО, выраженные в количественных показателях объема;
3) объемы ТКО, в отношении которых осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, определенные на основании нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, установленных постановлением министерства, и/или определенных на основании количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Объемы ТКО, в отношении которых оказаны услуги получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждаются данными бухгалтерского учета за отчетный период и (или) за период корректировки расчетов.
Размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается по формуле:
Со = (Топр - Тон) x Vон, где:
Со - размер субсидии для получателя субсидии, рублей;
Топр - экономически обоснованный тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО (без НДС), рублей/куб. м;
Тон - льготный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (без НДС), рублей/куб. м;
Vон - объем ТКО, в отношении которых получателем субсидии оказаны услуги населению и потребителям, приравненным к населению, куб. м.
Таким образом, как прямо указано в пункте 15 Порядка, для расчета размера субсидии используется объем ТКО, в отношении которых осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению.
При таких обстоятельствах региональный оператор может получить субсидию на покрытие разницы в льготном и экономически обоснованном тарифе только на объемы, доставленные с контейнерных площадок на объекты размещения отходов, а не на площадки временного накопления отходов.
Таким образом, доводы общества о том, что право регулируемой организации на компенсацию обусловлено исключительно наличием недополученных доходов, которые возникают в размере межтарифной разницы в момент выставления потребителям счетов с применением льготных тарифов, судом первой инстанции обоснованно не приняты, поскольку противоречат требованиям Порядка N 476-пп и обусловлены установленным порядком расчета регионального оператора с потребителями.
Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, вывоз ТКО - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, как установлено судом из материалов дела, часть образованного в апреле и мае 2023 года объема ТКО направлена не на обработку, утилизацию, обезвреживание и (или) захоронение, а на пункты временного накопления отходов (ПВН). При этом накопление не относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ регулированию подлежат следующие виды тарифов: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов; тариф на энергетическую утилизацию.
Согласно пункту 85 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N 1638/16 (далее - Методические рекомендации), необходимая валовая выручка регионального оператора определяется как сумма расходов регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами на объектах, собственных расходов регионального оператора, корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора.
Как отражено в протоколе заседания рабочей группы по проверке документов, представленных ООО "Экоинтегратор" на получение субсидии, от 07.06.2023 N 5/1-2023 (том 2, листы 29-32), по информации агентства по тарифам и ценам Архангельской области (письмо от 25.05.2023 N 313/1265) долгосрочные предельные единые тарифы на услугу регионального оператора на период 2022-2024 гг. установлены постановлением агентства от 20.12.2021 N 81-п/56. Тариф на коммунальную услугу по обращению с ТКО включает в себя транспортные плечи 1 и 2 (от контейнерных площадок жилфонда до ПВН, при необходимости использования ПВН, и с ПВН на объект захоронения отходов).
На основании изложенного суд первой инстанции признал обоснованной позицию министерства, согласно которой субсидирование недополученных доходов общества, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО, должно осуществляться по завершении транспортировки отходов на объект размещения отходов.
Тот факт, что расчет производится по нормативам накопления, не исключает обязанность регионального оператора осуществить транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и (или) захоронение ТКО и не свидетельствует о возможности получения субсидии до фактического оказания данного комплекса услуг.
Ссылки общества на Правила коммерческого учета твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку регулируют порядок определения объемов ТКО для расчетов с собственниками, а не порядок субсидирования.
Довод общества о том, что в числе документов, подтверждающих объемы, в отношении которых оказана услуга, не предусмотрено предоставление сведений об объемах захоронения ТКО, судом первой инстанции не принят с учетом следующего.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно подпункту 8 пункта 3.2 соглашения 29.10.2019 региональный оператор обязан представлять в министерство ежемесячно в срок до 15 числа первого месяца, следующего за отчетным месяцем, по утвержденной министерством форме отчета, содержащего сведения об объеме и (или) о массе образованных ТКО, а также ТКО, в отношении которых были осуществлены сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение, а также реестр договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, графики сбора и транспортирования ТКО, перечень мусоровозов, с указанием марки, технических характеристик и государственного регистрационного номера транспортного средства с приложением пояснительной записки, отражающей ход обеспечения деятельности по обращению с ТКО и выполнение обязательств по настоящему соглашению.
Подпунктом 23 пункта 3.2 данного соглашения предусмотрена обязанность регионального оператора предоставлять в электронном виде онлайн данные весового контроля ТКО с объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, эксплуатируемых в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в информационную систему (при введении в действие информационной системы).
В силу пункта 5.3 соглашения от 29.10.2019 региональный оператор обязан обеспечить представителям министерства беспрепятственный доступ на объекты по обращению с ТКО, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации ТКО.
Указанным обязанностям регионального оператора корреспондирует право министерства требовать от регионального оператора представления документации, материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с законодательством (пункт 3.3 соглашения от 29.10.2019, пункты 3.9, 4.2.2 договора от 14.02.2023 N 1).
Ссылки общества на судебную практику судом первой инстанции отклонены, поскольку приведенные заявителем решения не относятся к данному спору, значения для его рассмотрения не имеют.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что министерство обращало внимание на то, что ООО "ЭкоИнтегратор" не утратило право обратиться за предоставлением субсидии в отношении тех объемов ТКО, которые были направлены на пункты временного накопления в апреле и мае 2023 года, при предоставлении сведений, подтверждающих их транспортировку на легитимный полигон.
Письмом от 20.07.2023 N 24908/07-23 общество проинформировало министерство о завершении потоков транспортирования и представило документы в подтверждение размещения ТКО на объектах по обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО.
Как указал суд первой инстанции, данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемых решений, поскольку законность решения проверяется применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату принятия, на дату вынесения судебного акта по настоящему делу данные документы являются предметом проверки министерства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решения министерства (доведенные до общества письмами от 16.06.2023 N 204-18/5773 и от 14.07.2023 N 204-18/6909) в той части, в которой обществу фактически отказано в предоставлении субсидии в сумме 9 382 892,05 руб. за апрель 2023 года и 6 766 607,32 руб. за май 2023 года, соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с этим в удовлетворении данной части требований отказал.
Доводы жалобы о том, что при определении размера субсидии необходимо учитывать весь объем услуг по обращению с ТКО, вне зависимости от вывоза части ТКО в ПВН в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, поскольку в дальнейшем на основании пункта 92 Методических рекомендаций общество будет проводить корректировку валовой выручки с учетом фактически понесенных расходов на вывоз ТКО с ПВН и их захоронение, коллегией судей не принимаются, поскольку согласно подпункту 3 пункта 15 Порядка N 476-пп для расчета субсидии учитываются объемы ТКО, в отношении которых осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, т. е. объем фактически оказанных услуг региональным оператором.
Из протоколов заседания рабочей группы по проверке документов, представленных обществом на получение субсидии от 07.06.2023 N 5/1-2023, от 07.07.2023 N 6-2023 (том 2, листы 29-32; том 4, листы 30-37) следует, что министерством учтены документы регионального оператора, которыми подтверждается факт приема отходов полигонами (акты выполненных работ) без учета объемов, вывезенных на ПВН.
В данном случае при определении субсидий министерством учтены данные общества о населенных пунктах, в отношении которых ТКО вывозились на ПВН (том 2, листы 23-26; том 4, листы 43-49), о численности населения, поживающего в данных населенных пунктах (том 2, листы 33-39), то есть услуги по обращению с ТКО которым в полном объеме не оказаны, что коллегия судей признает верным.
Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ТКО), на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11.04.2017 N 144-пп (далее - Территориальная схема), предусмотрено транспортирование ТКО на ВНП в отношении указанных в ней муниципальных районов (округов).
Хранение ТКО в соответствии с Территориальной схемой на ПВН в течение 11 месяцев до их дальнейшей транспортировки, захоронения может свидетельствовать о надлежащем исполнении порядка размещения ТКО, включающего хранение и захоронение ТКО, однако не свидетельствует об оказании услуги по обращению с отходами, включающей обработку, утилизацию, обезвреживание и (или) захоронение ТКО, в отношении которой пунктом 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Кроме того, из уточненной апелляционной жалобы общества от 09.12.2023 следует, что согласно письму от 28.11.2023 N 204-18/11607 министерством перечислена субсидия за апрель и май 2023 года после вывоза ТКО с ПВН в размере, соответствующему объему вывезенных ТКО, подтвержденному представленными обществом документам, то есть после завершения оказания услуги.
Ссылки в жалобе на положения Правил N 505, Правил N 354, Жилищного кодекса Российской Федерации о праве регионального оператора предъявить к оплате населению платы за услуги по обращению с ТКО не принимаются апелляционным судом, поскольку отношения по предоставлению субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, установлено иными нормативными правовыми актами.
Доводы общества о том, что постановлением Правительства Архангельской области от 06.12.2023 N 1200-пп в пункт 14 Порядка также внесены изменения, ограничивающие период перерасчета, отклоняются коллегией судей, поскольку такие условия не препятствуют обществу вывозить отходы с ПВН и получать субсидии за фактически оказанные услуги.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оснований для удовлетворения требований заявителя по данному эпизоду не имеется.
При проверке расчетов министерство установило, что ООО "ЭкоИнтегратор" включило в расчеты фактической потребности в средствах субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, за апрель и май 2023 года корректировки субсидии за предыдущие периоды, которые, по мнению министерства, не могут быть приняты в силу пункта 3.3.1 договора о предоставлении из областного бюджета субсидии от 18.02.2022 N 1 (далее -договор от 18.02.2022 N 1).
Министерство установило суммы, на которые должен быть уменьшен размер субсидии, подлежащей перечислению из областного бюджета:
- 1 167 420,47 руб. за апрель 2023 года (письмо от 23.06.2023 N 204-18/6128; том 2, лист 51),
- 2 300 152,62 руб. за май 2023 года (письмо от 14.07.2023 N 204-8/6909; том 4, лист 1).
В соответствии с требованиями статьи 78 БК РФ порядок и условия предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО, определены в Порядке N 476-пп.
Как указано ранее, согласно пункту 14 Порядка (в редакции, действующей в спорный период) получатели субсидий ежемесячно, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство расчеты фактической потребности в средствах субсидий по форме, утвержденной постановлением министерства. Получатели субсидий имеют право представить в министерство корректировки расчетов, ранее направленных в министерство.
Согласно подпункту 3 пункта 15 Порядка (в редакции, действующей в спорный период) объемы ТКО, в отношении которых оказаны услуги получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждаются данными бухгалтерского учета за отчетный период и (или) за период корректировки расчетов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал вывод министерства о том, что в расчет фактической потребности в средствах субсидии за апрель и май 2023 года необоснованно включены корректировки субсидии за предыдущие периоды, не соответствующим положениям Порядка N 476-пп, действующим на дату принятия оспариваемых решений.
Ссылки министерства на пункт 3.3.1 договора от 18.02.2022 N 1 как на основание для отказа в предоставлении субсидии судом первой инстанции отклонены.
Пунктом 3.3.1 договора от 18.02.2022 N 1 предусмотрено, что в случае, если получателем субсидии в бухгалтерском учете текущего года, либо отчетного финансового года корректируются сведения об объемах ТКО, в отношении которых оказаны услуги населению и потребителям, приравненным к населению, допускается соответствующая корректировка объемов ТКО в расчетах за отчетный период текущего года либо отчетного года, если такая корректировка осуществляется в пределах срока предоставления регламентированной бухгалтерской отчетности за 2022 год (не позднее 31 марта 2023 года).
Вместе с тем указанное условие договора возлагает на ООО "Экоинтегратор" обязанности, не предусмотренные указанным Порядком N 476-пп (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых решений), данный Порядок не содержал условий, ограничивающих срок предоставления обществом корректировочных расчетов в министерство.
Суд первой инстанции отметил, что на несоответствие условий пункта 3.3.1 договора от 18.02.2022 N 1 о предоставлении субсидии положению пункта 14 вышеназванного Порядка (в редакции, действующей в спорный период) министерству указано контрольно-счетной палатой в представлении от 18.02.2022 N 01-02/33.
На основании изложенного судом первой инстанции признано обоснованным и подлежащим удовлетворению требование общества о признании незаконными решений (доведенных до общества письмами от 16.06.2023 N 204-18/5773 и от 14.07.2023 N 204-18/6909) о предоставлении части субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, за апрель и май 2023 года в той части, в которой обществу отказано в предоставлении субсидии в размере 1 167 420,47 руб. и 2 300 152,62 соответственно.
Ссылки министерства в жалобе на условие пункта 3.3.1 договора от 14.02.2023 N 1, которым ограничен период корректировки, коллегией судей также не принимаются.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании пункта 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В данном случае в спорный период условие пункта 3.3.1 договоров не соответствовало требованиям пункта 14 Порядка N 476-пп, поэтому суд первой инстанции обоснованно применил положения пункта 14 указанного Порядка.
В пункт 14 Порядка N 476-пп постановлением Правительства Архангельской области от 11.08.2023 N 746-пп (далее - Постановление N 746-пп) внесены изменения, согласно которым получатели субсидий имеют право представить в министерство корректировки расчетов, ранее направленных в министерство за отчетный период текущего года либо отчетного года, если такая корректировка осуществляется в пределах срока предоставления бухгалтерской отчетности за соответствующий год (не позднее 31 марта года, следующего за отчетным).
В Постановлении N 746-пп не установлено, что данное требование распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Доводы жалобы министерства коллегия судей признает необоснованными.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в указанной части.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 октября 2023 года по делу N А05-7192/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" и Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7192/2023
Истец: ООО "ЭкоИнтегратор"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: Прокуратура Архангельской области