город Москва |
|
19 декабря 2023 г. |
дело N А40-53661/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.12.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.12.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Матрёшка Софт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2023
по делу N А40-53661/23,
по заявлению ООО "Матрёшка Софт"
к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
третьи лица: Межрайонная ИФНС N 11 по г. Санкт-Петербургу, Федеральная налоговая служба
о признании незаконным и отмене решения;
при участии:
от заявителя - Чечеткин И.А. по доверенности от 24.04.2023;
от заинтересованного лица - Мадзаев С.О. по доверенности от 24.04.2023;
от третьих лиц - не явились;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2023 в удовлетворении заявленных ООО "Матрёшка Софт" требований о признании незаконным решения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.01.2023 об аннулировании аккредитации ООО "Матрёшка Софт" в качестве IT-компании, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Межрайонная ИФНС N 11 по г. Санкт-Петербургу и Федеральная налоговая служба, представители в судебное заседание не явились, информация о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ООО "Матрёшка Софт" и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
В обоснование заявленных требований, заявитель указывает на то, что ООО "Матрёшка Софт" включено в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (реестр IT-компаний) 30.07.2021 за номером записи 14496 Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и 27.01.2023 в адрес общества поступило письмо Министерства, которым обществу сообщено о принятом решении аннулировать аккредитацию заявителя в реестре IT-компаний. По мнению заявителя, оснований для аннулирования аккредитации не имелось в связи с отсутствием со стороны общества нарушений. Заявителем направлено согласие в формате, которое предусмотрено действующим на момент подачи (02.10.2022) законодательством, Министерство требует соответствия согласия формату, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 14.11.2022, то есть после подачи согласия и после установленного Положением срока для направления согласий (01.11.2022).
Доводы общества судом первой инстанции отклонены, ввиду их противоречия фактическим обстоятельствам дела, представленным в дело доказательствам и неправильным применением обществом норм материального права.
Рассмотрев материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что заявитель включен в реестр аккредитованных IT-компаний 30.07.2021 в период действия Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 N 929.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729 утверждено новое Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Согласно подп. "д" п. 4 Положения, государственную аккредитацию вправе получить организация, которая соответствует следующим критериям, в частности: организация обеспечивает возможность раскрытия уполномоченному органу сведений за предыдущий и текущий годы (в случае если организация подает документы на получение государственной аккредитации в течение года, в котором она зарегистрирована, за текущий год) и на период не менее двух календарных лет после подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации, представив в налоговые органы соответствующее согласие в порядке, утвержденном в соответствии с подп. 1 п. 1 и п. 2.3 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации, на момент подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 N 1729 согласно п. 5 вступает в силу со дня его опубликования, опубликовано постановление на официальном Интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.10.2022, следовательно, вступило в силу постановление в тот же день.
Согласно подп. "б" и "ж" п. 22 Положения, государственная аккредитация аннулируется уполномоченным органом, в том числе, в случаях, если организация не соответствует критериям, предусмотренным п. 25(1) настоящего Положения; организацией представлены недостоверные сведения о соответствии условиям, предусмотренным п. п. 4 - 10 настоящего Положения, и (или) критериям, предусмотренным п. 25(1) настоящего Положения.
В соответствии с требованиями п. 15 Положения и приложения N 2 "Перечень документов (сведений), необходимых для получения государственной аккредитации" к Положению, именно налоговый орган передает в адрес министерства сведения о наличии согласия на раскрытие информации уполномоченному лицу.
Таким образом, решение об аннулировании государственной аккредитации принимается Министерством на основании сведений, представленных налоговым органом, о наличии/отсутствии согласия, обеспечивающего возможность раскрытия необходимых сведений.
Общество, как организация, государственная аккредитация которой предоставлена до вступления в силу постановления, должна была не позднее 01.11.2022 обеспечить возможность раскрытия сведений уполномоченному органу, представив в налоговые органы соответствующее согласие.
Заявителем 02.10.2022 подано согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (форма по КНД 1110058, приложение 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615, которое направлено в Межрайонную ИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу.
В связи с получением 27.01.2023 письма Министерства об аннулировании аккредитации заявителем направлены обращения в различные государственные органы и должностным лицам.
Письмом от 08.02.2023 N 07-11/03626 Межрайонной ИФНС N 11 по г. Санкт-Петербургу сообщено о том, что согласие заявителя от 02.10.2022 принято инспекцией, зарегистрировано за N 7842-7202248, дата начала периода 01.10.2022, дата окончания периода 31.12.2023, признак раскрытия сведений - все сведения и указано о том, что согласие актуально на дату составления письма.
Письмом от 22.02.2023 N 18-14/09233@ УФНС России по г. Санкт-Петербургу сообщено о том, что приказом Федеральной налоговой службы от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1085@ утверждены новая форма, формат и порядок представления согласия. Для раскрытия сведений, составляющих налоговую тайну, разработан код комплекта 20009, который организации должны указывать при подаче согласий в рамках аттестации в качестве IT-компаний.
УФНС России по г. Санкт-Петербургу указало, что в представленном 02.10.2022 в формате 5.01 согласии (регистрационный N 7842-7202248) не заполнен код комплекса 20009 и заявителю необходимо подать согласие по версии формата 5.03.
Письмом от 01.03.2023 N П11-4308-ОГ Министерством сообщено о том, что в соответствии с п. 24 Положения в отношении заявителя проведена внеплановая проверка, в рамках которой выявлено несоответствие общества подп. "д" п. 4 Положения.
Министерством указано на то, что согласно информации, представленной Федеральной налоговой службой, согласие от заявителя, обеспечивающее раскрытие сведений, необходимых для принятия решения о сохранении государственной аккредитации на 01.11.2022 отсутствует, так как предоставление согласия по версии формата 5.01 без указания кода комплекта 20009 является некорректным.
Согласие направлено заявителем 02.10.2022 через ООО "Компания "Тензор", которое выполняет функции оператора электронного документооборота.
В соответствии с представленным в материалы дела письмом ООО "Компания "Тензор" от 13.02.2023 N 0213123 файл согласия сформирован в версии формата 5.01, который, в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@, являлся действующим на момент отправки. Для формата 5.01 не подразумевался код 20009.
Заявитель указывает на то, что им направлено согласие в формате, которое предусмотрено действующим на момент подачи (02.10.2022) законодательством, Министерство же требует соответствия согласия формату, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 14.11.2022, то есть после подачи согласия Заявителя и после установленного Положением срока для направления согласий (01.11.2022).
Федеральной налоговой службой подтверждены фактические обстоятельства дела.
Из материалов дела следует, что 02.10.2022 от заявителя поступило согласие на разглашение налоговой тайны по действующему на момент подачи приказу Федеральной налоговой службы N ММВ-7-17/615@ по версии формата 5.01, признающим общедоступными сведения, указанные налогоплательщиком. Согласие содержит признаки раскрытия "всех сведений".
27.02.2023, 22.03.2023 от заявителя поступили согласия на раскрытие налоговой тайны по версии формата 5.03 с указанием кода комплекта 20009.
Федеральной налоговой службой указано о том, что на момент подачи обществом согласия от 02.10.2022 код комплекта 20009 не разработан (выложен на официальном сайте Федеральной налоговой службы 06.10.2022). Исходя из статистики поступления согласий с кодом 20009, согласия с указанным кодом начали поступать с 06.10.2022.
На момент возникновения спорных отношений действовала редакция Положения от 30.09.2022 (окончание действия редакции - 23.02.2023).
В соответствии с п. 15 Положения, Приложения N 2 к Положению Федеральная налоговая служба передает в адрес Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сведения о наличии согласия на раскрытие информации уполномоченному лицу.
Таким образом, решение об аннулировании государственной аккредитации принимается Министерством на основании сведений, представленных Федеральной налоговой службой о наличии/отсутствии согласия, обеспечивающего возможность раскрытия необходимых сведений.
Из материалов дела следует, что согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными обществом направлено по месту налогового учета в Межрайонную ИФНС России N 11 по г. Санкт-Петербургу 02.10.2022 через ООО "Компания "Тензор", которое выполняет функции оператора электронного документооборота, то есть требования подп. "д" п. 4 Положения обществом соблюдены - согласие направлено в налоговый орган 02.10.2022 до опубликования Министерством 20.10.2022 на сайте https://digital.gov.ru 20.10.2022 информации о том, что IT-компаниям нужно направить согласие на раскрытие налоговой тайны до 31.10.2022 в соответствии с Инструкцией Министерства по направлению согласия и указанием кода комплекта сведений - 20009.
В силу подп. "д" п. 4 и подп. "ж" п. 22 Положения организация обязана представить налоговому органу согласие, обеспечивающее возможность раскрытия сведений уполномоченному органу - Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Заявителем дано согласие на признание общедоступными, в том числе всех сведений (указан признак 1 на странице 1 согласия) согласно форме по КНД 1110058 (приложение N 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@).
В соответствии с Таблицей 4.10, утвержденной приказом от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@, при указании признака 1 (все сведения) не требуется указывать коды сведений, составляющих в соответствии со ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае на налоговый орган возложена обязанность передать все сведения в адрес Министерства, поскольку обществом дано согласие на признание всех сведений общедоступными.
Кроме того, в Приложении N 3 к приказу Федеральной налоговой службы от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ приведен Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными, который не содержит код 20009.
Не указание кода 20009 в согласии от 02.10.2022 не является препятствием для раскрытия сведений заявителя, необходимых для принятия решения уполномоченным органом о сохранении государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
На момент подачи согласия 02.10.2022 заявитель руководствовался приложением N 3 к приказу Федеральной налоговой службы от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@, в котором приведен Справочник сведений, составляющих налоговую тайну, признаваемых общедоступными, данный Справочник не содержит код 20009.
Согласие общества обеспечивает возможность раскрытия сведений любым лицам, в том числе федеральным органам исполнительной власти, в частности, Министерству.
То, что информация о необходимости указания кода 20009 в согласии на раскрытие налоговой тайны находилась в открытом доступе, не принимается, поскольку такой информации в классификаторе не имелось на момент подачи согласия.
После вступления в силу приказа Федеральной налоговой службы от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1085@ "Об утверждении документов, предусмотренных подп. 1 п. 1 и п. 2.3 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации" обществом направлено в адрес налогового органа согласие по новой форме с указанием кода 20009.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2023 по делу N А40-53661/23 отменить.
Признать незаконным решение Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.01.2023 об аннулировании аккредитации ООО "Матрёшка Софт" в качестве IT-компании.
Взыскать с Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пользу ООО "Матрёшка Софт" расходы по оплате государственной пошлины в размере 6.000 руб. по заявлению и 1.500 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53661/2023
Истец: ООО "МАТРЁШКА СОФТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИФНС N 11 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2025 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4195/2024
28.10.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59013/2024
11.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4195/2024
19.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62132/2023
03.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-53661/2023
29.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26232/2023