г. Вологда |
|
22 декабря 2023 г. |
Дело N А05-8208/2023 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 сентября 2023 года по делу N А05-8208/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Электрические сети" (ОГРН 1202900002722, ИНН 2901301342; адрес: 163069, город Архангельск, Архангельская область, набережная Северной Двины, дом 112, корпус 3, помещение 49; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; адрес: 163000, город Архангельск, Архангельская область, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 27.06.2023 по делу N 029/04/9.21-453/2023 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве потерпевшей к участию в деле привлечена Второва Дарья Сергеевна (место жительства: 164268, Архангельская область, Плесецкий район, поселок Североонежск; далее - потерпевшая).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иск рассмотрен судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 05 сентября 2023 года признано незаконным и изменено в части назначения наказания постановление управления от 27.06.2023 о назначении административного наказания по делу N 029/04/9.21-453/2023, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Суд назначил обществу административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что в данном случае не подлежат применению Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Управление и потерпевшая отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом стороны не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, потерпевшая 25.07.2022 обратилась в общество с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, мощностью 15 кВт, расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, CОT "Горняк" (кадастровый номер 29:15:100601:378), в соответствии с Правилами N 861.
Письмом от 02.02.2023 N 8-266/02 общество оставило заявку без удовлетворения, сообщив потерпевшей, что оно 01.05.2022 приобрело воздушную линию ВЛ-6кВ от ПС-110/6кВ "Промплощадка" до ТП "Горняк" и трансформаторную подстанцию "Горняк", от которой подключена воздушная линия ВЛ-0,4кВ, по которой осуществляется электроснабжение дачных участков СОТ "Горняк". Данная воздушная линия не принадлежит и не эксплуатируется обществом. На момент передачи электросетевого имущества на ВЛ-0,4кВ на СОТ "Горняк" напряжение отсутствовало, воздушная линия находилась в отключенном состоянии.
Также общество указало, что для подачи напряжения на электроустановки СОТа необходимо, чтобы СОТ "Горняк" подало соответствующую заявку.
В связи с этим потерпевшая обратилась с жалобой в прокуратуру Плесецкого района, которая перенаправила ее в управление для рассмотрения.
Управление 23.05.2023 вынесло определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по завершении которого составлен протокол об административном правонарушении от 13.06.2023 о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В ходе административного расследования управление установило, что общество, получив заявку потерпевшей на осуществление технологического присоединения, в нарушение пункта 15 Правил N 861, не направило ей в установленный срок заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия.
Постановлением от 27.06.2023 по делу N 029/04/9.21-453/2023 управление привлекло общество к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные обществом требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Правил N 861, и носит однократный характер.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 14 Правил N 861 соответствующую заявку вправе направить физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Как предусмотрено пунктом 7 Правил N 861, процедура технологического присоединения включает в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил (подпункт "а"), заключение договора (подпункт "б").
При этом в силу пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8(5) Правил N 861 (в редакции, действующей на момент подачи заявки) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.
Следовательно, потерпевшая относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил N 861, и имела право обратиться с соответствующей заявкой на технологическое присоединение непосредственно к обществу, которое является сетевой организацией.
В данном случае общество, получив заявку потерпевшей, в нарушение пункта 15 Правил N 861 не направило ей заполненный и подписанный проект договора и подписанные технические условия, то есть фактически отказало в осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства, принадлежащего потерпевшей, что свидетельствует о событии правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств того, что правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и препятствиями, находящимися вне его контроля.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы общества о нарушении управлением при принятии оспариваемого постановления положений постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", поскольку в настоящем случае проверка в отношении общества управлением не проводилась.
В силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 указанного Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, возбуждение управлением дела об административном правонарушении на основании поступившего от потерпевшего обращения не противоречит положениям КоАП РФ.
Судом не установлено нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые носят существенный характер, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Общество на такие нарушения также не ссылается.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
Суд первой инстанции правомерно не применял во внимание положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку административное правонарушение не является впервые совершенным, ранее общество привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Вместе с тем согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
В связи с этим суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, а именно финансовое положение общества, включение его 10.06.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие, фактическое осуществление технологического присоединения объекта потерпевшей, правомерно сделал вывод о возможности назначения обществу наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества о необоснованном применении в данном случае положений Правил N 861, поскольку в силу статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер, а в данном случае объект заявителя имел фактическое подключение к электрическим сетям.
В подтверждение данных доводов общество не представило какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что ранее потерпевшей подавалась заявка на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, мощностью 15 кВт, расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, CОT "Горняк", на основании которой осуществлено соответствующее технологическое присоединение в соответствии с Правилами N 861.
Наоборот, в материалы дела представлен акт от 22.05.2023 N 23-КТП-"Горняк"-АФ5 об осуществлении обществом технологического присоединения принадлежащего потерпевшей энергопринимающего устройства, мощностью 15 кВт, расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, CОT "Горняк", в соответствии с Правилами N 861.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 сентября 2023 года по делу N А05-8208/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8208/2023
Истец: ООО "Электрические Сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: Второва Дарья Сергеевна