г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А26-4497/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика: Капанадзе Х.А. по паспорту
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37889/2023) Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.09.2023 по делу N А26-4497/2023, принятое
по иску Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Капанадзе Х.А.
3-е лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнётова Е.Г.
о взыскании средств субсидии
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (ОГРН: 1041000031930, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, 8, далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением о взыскании с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Капанадзе Христофора Амирановича (далее - Глава КФХ Капанадзе Х.А., получатель субсидии, ответчик) суммы субсидии в размере 19 944 456 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнётова Елена Георгиевна (далее - третье лицо).
Решением от 25.09.2023 суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании Глава КФХ Капанадзе Х.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Министерство и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 14.06.2019 Глава КФХ Капанадзе Х.А. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по содействию достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса - развитие семейных животноводческих ферм.
По результатам конкурсного отбора конкурсной комиссией Министерства принято решение о предоставлении Главе КФХ Капанадзе Х.А. субсидии в сумме 21 600 000 руб., из которых из бюджета Республики Карелия - 16 704 795 руб., из федерального бюджета - 4 895 205 руб.
21.06.2019 для выдачи субсидии между Министерством и Главой КФХ Капанадзе Х.А. заключено соглашение о предоставлении субсидии N 2сф (далее - Соглашение).
28.06.2019 платежными поручениями N 541990, N 541991 субсидия перечислена Министерством на лицевой счет, открытый в УФК по Республике Карелия.
Типовая форма соглашения утверждена приказом Министерства финансов Республики Карелия от 26.12.2016 N 600 "Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии юридическим лицам (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
Указанное соглашение заключено в соответствии с Порядком предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на реализацию мероприятий по содействию достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса - развитие семейных животноводческих ферм, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услугу, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 13.11.2017 N 402-П.
Пунктом 3.1.1 Соглашения установлено, что субсидия предоставляется при условии определения направления затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствии с приложением 1 к Соглашению, Планом расходования субсидии, согласованным Министерством.
Общая сумма расходов согласно плану расходов, утвержденному приложением 1 к Соглашению, составляет 27 000 000 руб., в том числе 21 600 000 руб. - средства субсидии, 5 400 000 руб. - собственные средства Главы КФХ Капанадзе Х.А. В Плане создания и развития семейной животноводческой фермы, который прилагался Капанадзе Х.А. к заявке на участие в отборе на получение субсидии, также предусмотрено долевое софинансирование Получателя субсидии в размере 5 400 000 руб.
Не использованный остаток средств субсидии в сумме 1 655 544 руб. возвращен Получателем в доход бюджета.
Согласно Плану расходования субсидия предоставлена Капанадзе Х.А. на софинансирование затрат на: разработку проектной документации; строительство фермы; приобретение животных; приобретение техники и оборудования (стойловое, доильное, линии по переработке продукции) и техники.
Пунктом 5.3 Соглашения предусмотрены обязанности получателя субсидии, согласно которым в частности Глава КФХ Капанадзе Х.А. обязуется обеспечить выполнение условий предоставления субсидий, установленных Соглашением (пункт 5.3.1 Соглашения).
Разделом III Соглашения предусмотрены условия предоставления субсидии, в том числе направление Получателем на достижение целей, указанных в пункте 1.1 Соглашения, собственных и (или) привлеченных средств (заемные и кредитных средства, средства спонсоров и другие средства, полученные организацией со стороны, за исключением средств, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), в размере 20 процентов затрат, указанных в Плане расходования Субсидии согласованном Главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия, являющимся Приложением 4 к Соглашению (п. 3.1.5 Соглашения).
Согласно пункту 5.3.1.2 Соглашения получатель обязуется направлять на достижение целей, указанных в пункте 1.1 Соглашения, собственные и (или) привлеченные средства в размере согласно пункту 3.1.5 Соглашения.
В рамках контроля за соблюдением Главой КФХ Капанадзе Х.А. условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и Соглашением, на основании приказов Министерства от 01.11.2022 N 378, от 25.01.2023 N 34/МСХ-П в отношении получателя субсидии 25.11.2022 и 21.02.2023 проведены плановые выездные проверки.
По окончании проверок комиссией составлены акты от 28.11.2022, от 21.02.2023 о результатах проведения плановых выездных проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на реализацию мероприятий по развитию семейной животноводческой фермы.
Проверками установлено, что Получателем нарушены пункты 3.1.5, 5.3.1.2 Соглашения об обеспечении долевого финансирования затрат на развитие семейной фермы не менее 20 %, сумма недостающих собственных средств составляет 3 536 636 руб.
По мнению Министерства, выявленные факты являются существенным нарушением Капанадзе Х.А. условий и обязательств Соглашения и Порядка предоставления субсидии.
06.03.2023 Министерством в адрес Главы КФХ направлено требование N 2524/03-01-13/МСХ-и о возврате субсидии в размере 19 944 456 руб. в доход бюджета Республики Карелия в течение 10 рабочих дней за выявленное нарушение пунктов 3.1.5 и 5.3.1.2 Соглашения.
Требование о возврате средств субсидии оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Министерства в суд с иском.
Суд первой инстанции в обосновании заявленных требований отказал, признав их необоснованными как по праву, так и по размеру.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав Главу КФХ Капанадзе Х.А., суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий.
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пункта 2 статьи 78 БК РФ предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений подпункта 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.11.2017 N 402-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на реализацию мероприятий по содействию достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса - развитие семейных животноводческих ферм, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок N 402-П).
Данным Порядком, действовавшим на момент заключения Соглашения, определены: цели, задачи, критерии отбора, показатели результативности, сроки и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении установленных показателей результативности, сроки реализации, объемы и источники финансирования программы, ожидаемые результаты реализации программы. Контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством и органом государственного финансового контроля в соответствии с законодательством.
Пунктом 5 Порядка N 402-П установлено, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии, заключенного с Министерством в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Республики Карелия (далее - соглашение).
Согласно пункту 14 Порядка N 402-П соглашение заключается при условии принятия получателем субсидии обязательств по:
оплате не менее 20 процентов затрат, указанных в плане расходования; созданию не менее 3 новых постоянных рабочих мест на одну субсидию, полученную в текущем финансовом году;
использованию средств субсидии в соответствии с планом расходования в течение 24 месяцев с даты их получения и использованию имущества, приобретенного за счет средств субсидии, исключительно в целях развития и деятельности семейной животноводческой фермы;
сохранению созданных постоянных рабочих мест не менее 5 лет после получения субсидии;
осуществлению деятельности получателем субсидии не менее 5 лет после получения субсидии;
непревышению получателем субсидии поголовья крупного рогатого скота молочного или мясного направлений, а также страусов - 300 голов основного маточного стада, коз (овец) - 500 голов маточного стада.
Аналогичные требования содержатся в п. 3.2 Соглашения.
Пунктом 18 Порядка N 402-П предусмотрено, что в случае установления факта нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органом внутреннего государственного финансового контроля, субсидия подлежит возврату в полном объеме в доход бюджета Республики Карелия по коду доходов бюджетной классификации, указанному в соглашении, в течение 10 рабочих дней со дня получения требования Министерства или в сроки, установленные в представлении (предписании) органа внутреннего государственного финансового контроля.
В силу пункта 5.1.4 Соглашения, в случае нарушения Получателем условий, целей и порядка, предусмотренных Соглашением, Порядком предоставления субсидии, Министерство направляет Получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в бюджет Республики Карелия в полном объеме.
Получатель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного требования обеспечить возврат субсидии в полном объеме в доход бюджета (пункты 5.3.3 и 5.3.5 Соглашения).
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что общая сумма расходов согласно плану расходов, утвержденному приложением 1 к Соглашению, составляет 27 000 000 руб., в том числе 21 600 000 руб. - средства субсидии, 5 400 000 руб. - собственные средства Главы КФХ. В Плане создания и развития семейной животноводческой фермы, который прилагался Капанадзе Х.А. к заявке на участие в отборе на получение субсидии, также предусмотрено долевое софинансирование Получателя в размере 5 400 000 руб.
По мнению Министерства, Получателем субсидии не предоставлено документальных подтверждений фактического расходования собственных средств в размере 5 400 000 руб. Представленная локальная смета N 02-01-01, составленная ООО "Региональным центром по ценообразованию в строительстве Республики Карелия", не может быть учтена в качестве доказательства фактического расходования собственных средств получателем Субсидии, так как ответчик не выполнял фактически данные работы. В ходе разбирательства по делу ответчиком не заявлялось ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления стоимости произведенных работ. В связи с чем, стоимость произведенных работ не может быть определена и учтена как подтверждение расходования собственных средств Получателем субсидии.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, законодателем определено два возможных случая возврата средств субсидий: нецелевое использование данных средств или нарушение условий предоставления субсидий.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что условия предоставления субсидии выполнены в полном объеме, получателем субсидии возведена и введена в эксплуатацию овчарня, в которой содержится поголовье овец в количестве более 300 голов, показатель по количеству созданных рабочих мест в количестве 3 единиц - исполнен, следовательно, достигнута цель предоставления субсидии.
Доказательств нецелевого расходования средств субсидии Министерством в материалы дела не представлено.
Кроме того, все виды работ и стоимость материалов подтверждаются в локальной смете N 02-01-01, составленной ООО "Региональным центром по ценообразованию в строительстве Республики Карелия".
Сметная стоимость строительства объекта составляет 17 130 320 руб. В локальной смете указаны все виды работ, выполненные фактически, за исключением вентиляции на сумму 516 192 руб. Ресурсные затраты на строительство семейной животноводческой фермы составляют 16 614 130 руб., что превышает предусмотренные показатели плана расходования субсидии и фактически израсходованные средства субсидии.
По результатам проведенных проверок, комиссией установлено, что объект возведен и введен в эксплуатацию.
Помимо этого, ответчиком выполнены работы, не входящие в перечень работ локальной сметы N 02-01-01: это освещение и водоснабжение.
Также по статье расходов на приобретение сельскохозяйственных животных, Капанадзе Х.А. потрачено собственных средств в размере 899 160 руб.
Таким образом, учитывая общие подтвержденные расходы в размере 1 449 478 руб. и затраченные ресурсы на сумму 6 275 840 руб., реальное собственное долевое финансирование составило 7 725 320 руб. при необходимых 3 988 891 руб. 20 коп., с учетом фактического предоставления субсидии в размере 19 944 456 руб.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Министерством к ответчику требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 сентября 2023 года по делу N А26-4497/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4497/2023
Истец: Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Христофор Амиранович Капанадзе
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнётова Елена Георгиевна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия