г. Санкт-Петербург |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А56-36738/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: руководитель Рюмин С.Ю. по выписке из ЕГРЮЛ
от заинтересованного лица: Суслова А.И. по доверенности от 26.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35570/2023) Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.09.2023 по делу N А56-36738/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Козерог"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
о признании недействительным распоряжения от 28.03.2023 N 1942
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Козерог" (ОГРН 1127847329664, ИНН 7813537500; далее - заявитель, Общество, ООО "Управляющая компания "Козерог") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964; далее - Комитет) от 28.03.2023 N 1942 об отказе в продлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 13.04.2015 N 081 (047000081), а также об обязании Комитет продлить Обществу лицензию от 13.04.2015 N 081 (047000081) на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на 5 лет с началом отсчета срока с 01.06.2023.
Решением суда от 19.09.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда от 19.09.2023, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на законность оспариваемого распоряжения от 28.03.2023 N 1942 об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 13.04.2015 N 081 (047000081), поскольку Обществом было допущено нарушение пункта 6.1 части 1 статьи 193, части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "г" пункта 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Козерог" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 13.04.2015 N 081 (047000081), выданной Комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
С 11.01.2018 действует правило о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на 5 лет (часть 4 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ).
В связи с истечением срока действия лицензии от 13.04.2015 N 081 (047000081), Общество обратилось в Комитет с заявлением вх. N04-04-1789 от 09.03.2023 о продлении срока действия лицензии.
На основании пункта 17 Положения о лицензировании и в соответствии с решением от 10.03.2023 N 338-п Комитетом проведена оценка соответствия Общества лицензионным требованиям, в ходе которой установлено несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 4.1 Положения о лицензировании (несоблюдение требования о заключении лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
Результаты оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям отражены в акте оценки от 28.03.2023 N 338-п и оценочном листе от 28.03.2023 N338-п.
Указанные обстоятельства послужили основанием для издания Комитетом распоряжения от 28.03.2023 N 1942 об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Не согласившись с указанным распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением суда от 19.09.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда от 19.09.2023 в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 192 ЖК РФ лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 192 ЖК РФ).
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом (часть 5 статьи 192 ЖК РФ).
В силу статьи 196 ЖК РФ региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии положением о лицензировании такой деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предметом регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД является соблюдение лицензиатами лицензионных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 13 Положения о лицензировании установлено, что к отношениям, связанным с оценкой соблюдения лицензиатом лицензионных требований, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Пунктом 17 Положения о лицензировании определено, что решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) настоящего Положения, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.
В силу подпункта "г" пункта 4(1) Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований, в частности, относится нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной оценки соблюдения лицензиатом лицензионных требований, установленных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктов "в" - "д" пункта 4(1) Положения о лицензировании, Комитет пришел к выводу о несоответствии лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 4.1 Положения о лицензировании (несоблюдение требования о заключении лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Результаты оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям отражены в акте оценки от 28.03.2023 N 338-п и оценочном листе от 28.03.2023 N 338-п.
Вместе с тем, Обществом в материалы дела представлены договоры (том 2, л.д.1-408), заключенные ООО "Управляющей компанией "Козерог" с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества. Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто Комитетом, указанные договоры заключены в предусмотренный действующим законодательством срок, следовательно, не подтверждается нарушение Обществом требований подпункта "г" пункта 4(1) Положения о лицензировании. Более того, как усматривается из материалов дела, письмом от 25.10.2022 N 298 Общество извещало Комитет о заключении соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями, с указанием реквизитов данных договоров (том 2 л.д.456).
Ссылки Комитета на несоблюдение Обществом требований к размещению сведений, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ, в части размещения в ГИС ЖКХ информации о договорах о приобретении коммунальных ресурсов "холодное водоснабжение", "электроснабжение", потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, находящихся в управлении Общества, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку согласно оценочному листу от 28.03.2023 N 338-п нарушение требований пункта 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ Комитетом не установлено и Обществу не вменялось.
Более того, из положений раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" следует, что в обязанности управляющей организации не входит размещение договоров с ресурсоснабжающими организациями. Такую информацию в соответствующем разделе ГИС ЖКХ обязаны и имеют техническую возможность размещать исключительно сами ресурсоснабжающие организации согласно пункту 2 раздела 8 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N114/пр от 29.02.2016.
Следовательно, само по себе отсутствие информации о заключении Обществом договоров с ресурсоснабжающими организациями в соответствующем реестре портала ГИС ЖКХ, как основание позволяющее полагать, что эти договоры не были им заключены, не может быть поставлено Обществу в вину.
В рассматриваемом случае неразмещение в ГИС ЖКХ части информации, предусмотренной частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ, а именно, информации о заключенных договорах с ресурсоснабжающими организациями, обязанность по размещению которой на управляющую компанию не возлагается, не может служить достаточным основанием для отказа в продлении срока действия лицензии на управление многоквартирными домами.
Таким образом, оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необоснованности вывода Комитета о наличии в действиях Общества грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 4(1) Положения о лицензировании.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения оценки соответствия лицензиата (ООО "Управляющая компания "Козерог") лицензионным требованиям Комитетом не было выявлено иных грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4(1) Положения о лицензировании; а также не выявлено неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, равно как и несоответствие лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
Материалами дела также подтверждается соблюдение Обществом установленного срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии.
При таких обстоятельствах, следует признать, что у Комитета отсутствовали предусмотренные пунктом 17 Положения о лицензировании основания для принятия решения об отказе в продлении срока действия выданной Обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 13.04.2015 N 081 (047000081).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительным распоряжение Комитета от 28.03.2023 N 1942, а также обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Управляющая компания "Козерог" в установленном законом порядке.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 19.09.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 сентября 2023 года по делу N А56-36738/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36738/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОЗЕРОГ"
Ответчик: Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3685/2024
25.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35570/2023
28.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12459/2023
19.09.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-36738/2023
07.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17387/2023