г. Москва |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А40-118859/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.В. Валюшкиной,
судей Б.В. Стешана, Е.А. Ким,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Д. Лященко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТНС энерго Великий Новгород" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.10.2023 по делу N А40-118859/23,
принятое по иску ООО "ТНС энерго Великий Новгород" к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителя ответчика: Кононова Д.Д. по доверенности от 11.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТНС энерго Великий Новгород" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 4 508,13 руб., неустойки в размере 902,83 руб.
Решением арбитражного суда от 09.10.2023 в удовлетворении искового заявления отказано в полном объеме.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о производстве по апелляционной жалобе путем размещения определения суда в сети Интернет и направления почтовой корреспонденции.
Заслушав представителя ответчика, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отношении, квартиры, расположенной по адресу: Новгородская область, нп. Валдай - 4, ул. Ленинградская, д. 5, кв. 3 действует публичный договор энергоснабжения и присвоен лицевой счет N 530141011954.
Данный договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно п. 1 ст. 159 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.
Согласно ответу на запрос от 18.11.2020 N 370/У/2/12/1308 от ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ, жилое помещение по вышеуказанному адресу находится в собственности Министерства обороны РФ.
Министерство обороны РФ, являясь собственником жилого помещения, обязано нести бремя содержания своего имущества, также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В исковом заявлении указано, что за период с 01.02.2021 по 31.01.2022 по лицевому счету N 530141011954 жилого помещения имеется задолженность за потребленную электроэнергию в размере 4 091,46 руб., а также 416,67 руб. за введение режима ограничения потребления электроэнергии.
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, истец начислил ответчику пени, в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, в размере 902,83 руб. за период с 10.04.2021 по 10.05.2023.
Неисполнение ответчиком досудебной претензии послужило поводом для обращения истцом в суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, подлежащие установлению в данном деле, истцом в порядке ст. 65 АПК РФ не доказаны, доказательства принадлежности ответчику спорного объекта в материалы дела не представлены.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права
Суд признает обоснованными доводы апелляционной жалобы.
Статьей 124 ГК РФ определено, что от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ, - органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пунктам 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным 3 имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, Минобороны России осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за организацией, подведомственной Вооруженным Силам, данный факт подтверждается материалами дела.
Кроме того, косвенным подтверждением того, что спорное жилое помещение находится в собственности Министерства обороны Российской Федерации является ответ от ФГАУ "Росжилкомплекс" от 04.04.2023 N 194/175/2/28/08 (л.д. 13), в котором указано, что на основании приказов директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ, жилые помещения, расположенные по адресу: Новгородская область, н.п. Валдай-3, ул. Ленинградская, д. 5, кв. 3 (спорное жилое помещение) переданы в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекса", при этом, обращаем внимание, что данное право оперативного управления не зарегистрировано.
На основании п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. По смыслу данной правовой нормы, именно собственник правомочен передать имущество в оперативное управление.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В п. 1 ст. 299 ГК РФ установлено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Данная позиция указана в решении Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-161595/2022. В указанном решении Истцу было отказано в удовлетворении требований, поскольку право оперативного управления не было зарегистрировано в спорный период. Каких-либо доказательств о государственной регистрации права оперативного управления в материалы дела не представлено.
Следовательно, в силу ст. 210 ЖК РФ именно собственник - Министерство обороны несет обязанности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2021 по 31.01.2023.
Ответчик не оспорил сумму задолженности, не представил контррасчет, документально не подтвердил свои возражения.
Кроме того, в подтверждение фактического подтверждения понесенных затрат, в своем письме от 10.04.2023 N 01-05/14186 истец направляет информацию о том, что ООО "ТНС энерго Великий Новгород" ежемесячно направляет квитанции по адресам жилых помещений. При этом, уведомляет, что предоставление счетов, счетов-фактур и актов выполненных работ возможно после направления в адрес ООО "ТНС энерго Великий Новгород" правоустанавливающих документов в отношении пустующих жилых помещений и заявлений на заключение договор в письменном виде. Данные действие не были совершены ни ответчиком, ни ФГАУ "Росжилкомплекс".
Истец также обращает внимание на то, что представить какие-либо иные правоустанавливающие документы не представляется возможным, что подтверждается скриншотом (л.д. 20). При попытке запросить выписку из ЕГРН сервис некорректно отвечает на запрос. При формировании пакета документов и искового заявления возможность запросить выписку из ЕГРН также отсутствовала, в подтверждение прилагаю скриншот с сайта "Росреестр".
Учитывая изложенное, заявленное требование о взыскании пени является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, а доводы ответчика о ненарушении им основного обязательства необоснованным и документально не подтвержденными.
На основании пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Поскольку гарантирующим поставщиком на территории Новгородской области является ООО "ТНС энерго Великий Новгород", то именно оно осуществляет продажу электрической энергии потребителям на территории Новгородской области в соответствии с действующим законодательством.
В связи с тем, что в спорный период в адрес истца не предоставлялись показания индивидуального прибора учета, размер потребленной электроэнергии начислялся в соответствии с Постановлением Правительства Новгородской области N 300 от 20.07.2015 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению" согласно которому установлено, что для категории жилых помещений - 2-ком. жилое помещение с одним собственником (минимальный норматив, предусмотренный для данной категории жилых помещений) ежемесячный норматив составляет 111 кВт*ч, что соответствует лицевой карте потребителя.
В связи с наличием задолженности за потребленную электроэнергию, истцом введен режим ограничения потребления электроэнергии, что подтверждается материалами дела.
Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2018 N 51074) утверждена примерная форма платежного документа (квитанция).
Поскольку спорный объект по настоящему делу имеет статус жилого помещения, то истец в подтверждение объема потребленной электроэнергии и счета на оплату за спорный период направляет в адрес потребителей (собственников/нанимателей) квитанции об оплате потребленной электроэнергии (ЖКУ), посредством услуг Почта России.
Представить суду доказательства направления указанных документов в адрес ответчика истец не имеет возможности, так как исходящая корреспонденция направляется ежедневно большим объемом простыми письмами, Почта России принимает описью по количеству отправленных конвертов без указания получателя (адресата).
Тем не менее, Положениями действующего законодательства момент возникновения обязательства по оплате оказанных услуг (поставленного энергоресурса) не ставится в зависимости от даты передачи актов, счетов, которые ответчик, при необходимости, был вправе затребовать с целью добросовестного исполнения принятых на себя обязательств по оплате.
Отсутствие счетов на оплату не освобождает от обязанности оплатить задолженность, поскольку обязанности по оплате в установленный срок возникают из Жилищного кодекса РФ и ГК РФ.
Поскольку ввиду отсутствия переданных собственником помещения показаний Индивидуального прибора учета в спорный период, размер потребленной энергии начислялся в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.07.2023) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Из содержания п. 2 информационного письма Президиума высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжение договоров" следует, что в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Отсутствие между сторонами заключенного договора не освобождает ответчика от несения расходов по возмещению стоимости полученного энергоресурса. Ответчик документально не оспорил количество поставленной ему в спорный период электроэнергии, а также не представил контррасчет по потребленной электроэнергии в спорный период.
Истцом представлен подробный расчет суммы задолженности (лицевая карта потребителя), с подробным помесячным расчетом числа потребленной электроэнергии, начисленной согласно нормативу, суммы за потребленную электроэнергию, период ее оплаты. Данная лицевая карта не является внутренним бухгалтерским документом истца, а является выпиской из лицевого счета N 530141011954, в котором подробно расписаны период потребления, тариф, примеряемый в спорный период, количество потребленной электроэнергии, платежи (в данном случае они отсутствуют) и сумма, начисленная к оплате.
Период начисления пени приостановлен 31.03.2022 и возобновлен 02.10.2022, что свидетельствует о применении истцом при расчете моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2023 по делу N А40-118859/23 отменить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261) в пользу ООО ТНС энерго Великий Новгород (ИНН 7715825806) задолженность в сумме 4091,46 руб., задолженность за введение режима ограничения потребления электроэнергии в сумме 416,67 руб., пени в сумме 902,83 руб., а также почтовые расходы в сумме 100 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5000 руб. за рассмотрение искового заявления, апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Валюшкина |
Судьи |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118859/2023
Истец: ООО "ТНС ЭНЕРГО ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ