г. Вологда |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А05-4432/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 декабря 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Рогатенко Л.Н. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый город" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 сентября 2023 года по делу N А05-4432/2023,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Новый город" (ОГРН 1082901005362, ИНН 2901178385; адрес: 163046, Архангельская область, город Архангельск, улица Поморская, дом 41, корпус 1, помещение 6/Н; далее - Общество) об обязании ответчика исполнить обязательства по договору управления многоквартирным домом N 114 по ул. Воскресенской в г. Архангельске от 10.09.2020, а именно в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения целостности внутренней отделки поверхностей стен и потолков в подъезде N 4 дома N 114 по ул. Воскресенской в г. Архангельске, выше 1 этажа и до 9 этажа.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал исполнить обязательства по договору управления многоквартирным домом N 114 по ул. Воскресенской в г. Архангельске от 10.09.2020, а именно в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения целостности внутренней отделки стен лестничной клетки между 1 и 2 этажами в подъезде N 4. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Ответчик с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Указал, что на управляющую компанию судом неправомерно возложены обязанности по проведению работ, не согласованных общим решением собственников помещений. По мнению подателя жалобы, подача Администрацией иска в общегражданском порядке взамен вынесения контролирующим органом решений по результатам проверки, неправомерна, поскольку именно результаты проверки явились основанием для удовлетворения исковых требований.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ответчик на основании договора управления многоквартирным домом от 10.09.2020 (далее - договор) является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома N 114 по ул. Воскресенской в г. Архангельске.
Согласно пункту 2.1 договора управляющая организация обязуется в течение срока действия договора за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, согласно приложению 1 договора, предоставлять коммунальные услуги в целях содержания общего имущества в таком доме собственникам и пользующимся на законном основании помещениями в этом доме лицам, производить начисление и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В связи с обращениями граждан истцом в отношении Общества проведена проверка соблюдения законодательства в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, предоставления коммунальных услуг.
Из акта осмотра от 22.08.2023 следует, что по состоянию на дату составления акта управляющей организацией нарушения устранены не в полном объеме: нарушения целостности внутренней отделки (штукатурных и окрасочных слоев) поверхностей стен и потолков в помещении подъезда N 4 (лестничная клетка) устранены лишь в районе входной группы. На лестничной клетке выше 1 этажа наблюдаются нарушения внутренней отделки стен.
Ссылаясь на то, что ответчик как управляющая организация ненадлежащим образом осуществляет содержание общего имущества дома N 114 по ул. Воскресенской в г. Архангельске, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 указанного Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), в силу пункта 10 которых общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, именно ответчик, в управлении которого находится спорный дом, обязан содержать в исправном состоянии и осуществлять ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
В пункте 11 Минимального перечня указано, в число работ, выполняемых для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, входят работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в которых перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
В силу Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток (пункт 3.2.2); окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски (пункт 3.2.8); периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9); местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.3.2); отслоившаяся штукатурка должна быть отбита, поверхность перегородок расчищена и вновь оштукатурена раствором того же состава (пункт 4.5.5).
На основании пункта 10 приложения N 7 к Правилам N 170 работы по восстановлению отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Судом установлено, что Администрация является собственником жилых и нежилых помещений доме N 114 по ул. Воскресенской.
В силу пункта 4.1.2 договора ответчик принял на себя обязательства по обеспечению содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Поскольку факт несоблюдения вышеуказанных положений Правил N 170, выразившийся в нарушении целостности внутренней отделки стен лестничной клетки между 1 и 2 этажами в подъезде N 4 подтверждается материалами дела, исковые требования правомерно удовлетворены судом в данной части.
Вопреки доводам жалобы Администрация как представитель собственника вправе требовать от управляющей организации принятия мер по устранению нарушений в содержании общего имущества, а также проведению его текущего ремонта, поскольку данная обязанность прямо предусмотрена ЖК РФ (часть 2 статьи 162). Отсутствие решения Администрации по результатам жилищного контроля не препятствует обращению в суд в порядке статьи 174 АПК РФ, поскольку исходя из положений статей 9, 12 ГК РФ истец вправе избрать любой способ защиты нарушенного права, предусмотренный законом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основанные на ошибочном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 сентября 2023 года по делу N А05-4432/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый город" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4432/2023
Истец: Администрация городского округа "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Новый город"