город Москва |
|
24 октября 2024 г. |
Дело N А40-280868/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Урютиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Интернэшнл Ресторант Брэндс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 4 июня 2024 года
по делу N А40-280868/23, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску Управления делами Администрации города Омска
к ООО "Интернэшнл Ресторант Брэндс"
о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Редькин А.А. по доверенности от 11.01.2024 г.,
диплом ВСВ 0653123 от 21.06.2005 г.
УСТАНОВИЛ:
Управление делами Администрации города Омска (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Интернэшнл Ресторант Брэндс" (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием земельных участков для размещения рекламных конструкций в размере 139 947,56 руб.
Решением суда от 04.06.2024 г. иск был удовлетворен полностью.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен. Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанного лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения представителя ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе выездного обследования земельного участка установлено, в период с 12.11.2021 по 23.08.2023 ООО "Интернэшнл Ресторант Брэнде" использовало часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:100906:1022, находящегося в муниципальной собственности, местоположение которого установлено: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Лукашевича, д. 6, для установки и эксплуатации рекламной конструкции типа стела формата 3,0 х 3,0 м, 3,0 х 3,0 м, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
В соответствии с положениями части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии соответствующего разрешения на ее установку и эксплуатацию, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять ее установку и эксплуатацию.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ определено: распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В абзаце 5 пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - постановление N 58) разъяснено, что не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как указывает истец, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за период с 12.11.2021 по 23.08.2023 составляет 139 947,56 руб.
При этом стоимость неосновательного обогащения, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из размеров арендной платы, которая устанавливается в соответствии с Решением Омского городского Совета от 28 января 2009 года N 213 "О порядке расчета размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Омска, и на земельном участке, расположенном на территории города Омска, государственная собственность на который не разграничена".
Досудебный порядок соблюден.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал требования истца обоснованными и удовлетворил их.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы ответчика, оценив представленные доказательства, соглашается с выводами суда первой инстанции.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:100906:1022, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Лукашевича, дом 6, принадлежит на праве аренды ООО "Юнирест" (далее - Юнирест или Арендодатель), ИНН: 7722561551.
Договор аренды на данный участок заключен ООО "Юнирест" на 49 лет с 15.10.2015 года.
Между ООО "Юнирест" и Ответчиком заключен Договор аренды от 05.02.2018 года, N ИРБ-Лукашевича
Согласно данного Договора, Арендодатель обязуется предоставить Арендатору во временное возмездное владение и пользование Здание (включая объекты инфраструктуры) на срок Аренды вместе со всеми правами, передаваемыми по настоящему Договору Лукашевича, и ограничениями, присмотренными договором Лукашевича, а Арендатор обязуется принять его, своевременно и в полном объеме оплачивать Арендную Плату и исполнять другие обязательства, предусмотренные настоящим Договором Лукашевича.
Согласно п. 5.4.13 Договора Лукашевича, Арендодатель передает Арендатору в аренду на весь срок действия Договора рекламные и информационные конструкции, навигационные знаки и указатели, указанные в Приложении N 5.
В Приложении N 5 указаны все информационные конструкции, установленные на указанном земельном участке, переданные Арендодателем Ответчику. В том числе и конструкции, указанные в исковом заявлении.
Как поясняет ответчика, иных рекламных или информационных конструкций на данном участке не имеется.
Как следует из материалов дела, работа ресторана организована по технологии "Drive-throug" (автораздача KFC-авто). В свою очередь, технология "Drive-through" предполагает обслуживание потребителей на автомобилях, таким образом, что потребитель подъезжает на автомобиле к специальному окну, не выходя из автомобиля, делает заказ, оплачивает его, получает свой товар и уезжает с территории предприятия общественного питания.
В рамках технологии "Drive-throug" активно используется два типа конструкций: навигационные информационные конструкции (расположены по периметру ресторана, на земельном участке, на котором расположен ресторан, и на фасаде здания ресторана); информационные конструкции, содержащие информацию о меню (Меню-борды), которые расположены по обе стороны от конструкции "Прием заказа". Навигационные конструкции и всепогодные "Меню-борды" высокой яркости имеют соответствующие размеры и должным образом подсвечиваются в ночное время суток с тем, чтобы быть заметными посетителям на автомобилях как днем, так и ночью.
Размещение навигационных конструкций и "Меню-бордов" позволяет посетителям организованно и безопасно перемещаться по территории ресторана, на которой внедрена и реализована технология "Drive-through", а также оперативно и заблаговременно определить свою потребность в продукции KFC, выбрать продукцию KFC, сделать, оплатить и получить заказ.
Все конструкции изготавливаются с тем расчетом, чтобы выдерживать различные погодные условия. Размещение таких наружных конструкций является важным для организации эффективной системы обслуживания посетителей в рамках технологии "Drive-throug".
Из пояснений общества следует, что внедрение и применение технологии "Drivethroug" невозможно без размещения наружных конструкций со значимой для потребителя на автомобиле информацией. Без таких конструкций невозможно обслуживание потребителей на автомобилях по технологии "Drive-throug".
В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" (далее - Правил оказания услуг общественного питания) потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией, предусмотренной пунктами 9 и 10 настоящих Правил, как в зале, так и вне зала обслуживания.
Согласно пункту 5.3 "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов") (далее - ГОСТ 30389-2013) на предприятиях (объектах) общественного питания различных типов должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей, сохранность их имущества и выполняться требования нормативных правовых актов, нормативных правовых и нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
В силу пункта 5.6 ГОСТ 30389-2013 на предприятиях (объектах) общественного питания должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, а также хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию потребителей как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации. Предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (пункт 5.9).
Конструкции размещены на территории ресторана таким образом, чтобы потребитель, не покидая свой автомобиль, мог своевременно в наглядной и доступной форме получить значимую информацию, в том числе о фактическом месте нахождения ресторана и месте оказания услуг, формате обслуживания, режиме работы, местах въезда и выезда с территории ресторана, месте ожидания заказа, местах заказа продукции, получения заказа, оплаты заказа, местах начала/траектории движения на территории ресторана, габаритах транспортного средства, на котором можно проехать к месту заказа, получения и оплаты продукции.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ под рекламной конструкцией понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, предназначенные для распространения наружной рекламы.
В соответствии со статьей 3 Закона N 38-ФЗ под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Основной целью размещения конструкций является не указание сведений о юридическом лице в соответствии с требованиями действующего законодательства и обычаями делового оборота, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к организации, и оказываемым им услугам.
Спорные конструкции не содержит какой-либо обязательной для размещения информации: режим работы, адрес организации, однако имеет указание на наименование организации, а также на товарный знак.
Кроме того, конструкции содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.
К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, либо название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории прилегающей к торговому центру, автосалону (в том числе на парковке), поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона).
Вместе с тем, конструкция с изображением товарного знака не является информационной вывеской, поскольку основной целью размещения конструкции является не указание сведений в соответствии с требованиями закона и обычаями делового оборота, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к магазину, использующему коммерческое обозначение. Главное предназначение товарного знака и (или) знака обслуживания - обеспечение потенциальному покупателю возможности отличить маркированный товар одного производителя среди аналогичных товаров другого производителя. Следовательно, для поддержания интереса к товару необязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (товарного знака) (пункт 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37).
Указанный вывод подтверждается решением Арбитражного суда Московской области, вынеся решение об отказе в удовлетворении требований истца (решение Арбитражного суда Московской области от 19.09.2022 по делу N А41 -26900/22) на которое была подана апелляционная жалоба. Постановлением 10АП-19512/2022 Десятого арбитражного апелляционного суда от 25,10.2022 по делу N А41-26900/22 решение Арбитражного суда Московской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, а также решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-14165/2022 на которое была подана апелляционная жалоба. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2023 года по делу N А46-14165/2022 решение Арбитражного суда Омской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Разграничение рекламной конструкции и вывески может быть осуществлено с учетом целевого назначения содержащихся в них сведений, которое выявляется в результате оценки обстоятельств размещения таких сведений, в том числе внешнего вида, характера, размера и места расположения указанной конструкции.
Спорные конструкции располагаются на земельных участках, находящиеся в муниципальной собственности. Высота рекламных конструкций 22 метра, площадь информационного поля рекламных конструкций типа 3,0 х 3,0 м, 3,0 х 3,0 м., а также на спорной конструкции размещается товарный знак "KFC АВТО" и Логотип в виде лица "полковника Сандерса", параметры габаритов рекламных конструкций приложены к материалам дела.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Обследование рекламной конструкции осуществлялось истцом в порядке реализации полномочий по управлению публичной собственностью, обеспечивало решение вопросов местного значения, которые связаны с распространением наружной рекламы (подпункт 26.1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и не требовало извещения владельца рекламной конструкции.
В этой связи арбитражный суд правомерно пришел к выводу о том, что спорная рекламная конструкция использовалась ответчиком в заявленном истцом периоде.
Требование истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 4 июня 2024 года по делу N А40-280868/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Бондарев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-280868/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Ответчик: ООО "ИНТЕРНЭШНЛ РЕСТОРАНТ БРЭНДС"