г. Вологда |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А05-6742/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 декабря 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Селецкой С.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
при участии от акционерного общества "Архангельскгражданреконструкция" представителя Пинежаниновой И.А. по доверенности от 05.07.2021, от государственного казенного учреждения Архангельской области "Главное управление капитального строительства" представителя Домниковой Н.Н. по доверенности от 15.06.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Архангельскгражданреконструкция" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 октября 2023 года по делу N А05-6742/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Архангельскгражданреконструкция" (адрес: 163000, город Архангельск, улица Попова, дом 17; ИНН 2901030646, ОГРН 1022900534700; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области "Главное управление капитального строительства" (адрес: 163069, город Архангельск, улица Попова, дом 16; ИНН 2901131041, ОГРН 1042900047850; далее - Учреждение) о внесении изменений в государственный контракт от 08.06.2021, а именно: пункт 2.1 государственного контракта изложить в новой редакции: "Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет 115 257 509 руб. 36 коп., в том числе налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 процентов, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается"; приложение 2 "смета контракта" изложить в новой редакции в соответствии с приложением к дополнительному соглашению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и архитектуры Архангельской области (адрес:163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; ИНН 2901164135, ОГРН 1072901007189; далее - Министерство строительства).
Решением суда от 02.10.2023 в иске отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд неправильно применил пункт 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), письма Минфина России от 01.09.2022 N 24-06-06/85201, Минэкономразвития России от 07.12.2015 N ОГ-Д28-15252. Факт частичного выполнения работ подтвержден документально. Заказчик неправомерно отказал в увеличении цены контракта на 45 938 855 руб. 40 коп. Государственным автономным учреждением Архангельской области "Управление государственной экспертизы" (номер заключения 29-1-1-2-042006-2022 от 28.06.2022) сметная стоимость строительства, представленная подрядчиком на экспертизу, признана достоверной. Сметная стоимость строительства объекта в текущем уровне цен на II квартал 2022 года без коэффициента приведения к предельной стоимости объекта составляет 137 288 020 руб., в том числе НДС. Факт подписания сторонами дополнительного соглашения от 15.07.2022 N 7 об увеличении цены государственного контракта на часть рассчитанного в соответствии с Методике составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (далее - Методика N 841/пр) размера удорожания свидетельствует о том, что Учреждение признает и не оспаривает наличие оснований для увеличения цены контракта в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315), от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия". При расчете суммы удорожания в июле 2022 года Учреждение неправомерно применило коэффициент приведения к предельной стоимости строительства, незаконно лишив Общество части удорожания в размере 45 938 855 руб. 40 коп. Совокупность оснований для изменения контракта, предусмотренная Постановлением N 1315, статьей 95 Закона N 44-ФЗ, статьей 451 ГК РФ, не требует доказывания, поскольку Учреждение, подписывая дополнительное соглашение от 15.07.2022 N 7 на часть удорожания, признало наличие таких оснований, не оспаривает право Общества на увеличение цены контракта. Согласно Методике N 841/пр общая сумма увеличения по контракту (согласно расчета на основании приказов Минстроя России от 21.07.2021 N 500/пр, от 07.10.2021 N 728/пр, от 14.06.2022 N 484/пр) составила 53 962 386 руб. 93 коп. Незаконность применения заказчиком при расчете суммы удорожания коэффициента приведения к предельной стоимости строительства подтверждается судебными актами по делу N А05-10556/2022 по спору между теми же сторонами. Цена заключенного государственного контракта подлежит увеличению на указанную сумму в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в 2021 - 2022 гг и составит 115 257 509 руб. 36 коп., в том числе НДС. Суд не учел дофинансирование строительства в регионе со стороны федерального центра, сравнимые контракты.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Учреждение в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Министерство строительства надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Общества, Учреждения, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество (подрядчик) и Учреждение (заказчик) заключили государственный контракт от 02.06.2021 регистрационный N 0124200000621002057.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 контракта подрядчик по заданию заказчика принимает на себя обязательства на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства для расселения многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 в связи с физическим износом и подлежащих сносу или реконструкции (многоквартирный дом в селе Красноборске Архангельской области) в соответствии с проектной и рабочей документацией в сроки, предусмотренные контрактом. Состав, виды, объемы выполняемых работ, требования к их результатам установлены техническим заданием (приложение 1) и проектной документацией, сметой контракта (приложение 2). Работы выполняются одним этапом. Под этапом понимается выполнение всех обязательств по контракту.
В силу пункта 2.2 цена контакта составляла 61 306 754 руб. 45 коп.
Дополнительным соглашением от 15.07.2022 N 7 стороны согласовали увеличение цены контакта до 69 318 653 руб. 96 коп. в том числе НДС.
Согласно пункту 3.1 контракта в редакции дополнительного соглашения от 31.05.2022 N 6 завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию должно было быть произведено подрядчиком не позднее 27.07.2022 с учетом подписания всех документов о приемке.
Общество 06.06.2023 направило Учреждению дополнительное соглашение N 8 к контракту, в котором предложило увеличить цену контракта до 115 257 509 руб. 36 коп.
Как указано в исковом заявлении, необходимость увеличения цены контракта в связи с существенным ростом стоимости строительных материалов подтверждена положительным заключение повторной государственной экспертизы проведенной Государственным автономным учреждением Архангельской области "Управление государственной экспертизы" от 28.06.2022 номер заключения 29-1-1-2-042006-2022.
Поскольку Учреждение от внесения изменений в контракт отказалось, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
На основании статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 1 Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу статьи 34 Закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Возможность изменения цены контракта предусмотрена статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в обозначенной статье.
Согласно части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускается изменение отдельных условий государственного контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон в исключительных случаях, прямо предусмотренных в нормах этой же статьи. Перечень указанных случаев является исчерпывающим.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в том числе в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
В связи с существенным увеличением в 2021-2022 гг цен на строительные ресурсы принято Постановление N 1315.
Пунктом 2 Постановления N 1315 в редакции от 28.06.2022 предусмотрено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для обеспечения федеральных нужд (далее - контракт): допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему постановлению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий: изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов; предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются; размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" в редакции настоящего постановления; изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение; контракт заключен до 31.12.2022 и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Как правомерно указал суд первой инстанции, внесение изменений в контракт, заключенный в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, возможно только при совокупности всех условий, определенных в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 1315.
В силу пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ (на который указано в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 1315) изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, если возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Статьей 451 ГК РФ предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Предъявляя требование о возложении на заказчика обязанности заключить дополнительное соглашение об изменении государственного контракта, подрядчик должен представить доказательства наличия в совокупности оснований для изменения контракта, предусмотренных Постановлением N 1315, статьей 95 Закона N 44-ФЗ, статьей 451 ГК РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что внесение изменений в контракт, заключенный в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, возможно только при совокупности условий, определенных в подпункте "а" пункта 2 Постановления N 1315. При этом из положений подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1315 прямо следует, что внесение изменений возможно только в контракт, обязательства по которому не исполнены. Существенное увеличение стоимости строительных материалов в 2021-2022 гг под сомнение не ставится.
Как указал суд, довод Общества о том, что контракт не исполнен, является необоснованным, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 29-RU 29515000-2-2022 выдано 20.07.2022. Распоряжением правительства Архангельской области от 02.08.2022 N 458-рп прекращено право оперативного управления Учреждения на объект, жилые помещения переданы в муниципальную собственность Красноборского муниципального района Архангельской области. Письмо от 06.06.2023 N 188 с проектом дополнительного соглашения N 8 к контракту Учреждение получило 06.06.2023, то есть почти через год после фактического завершения работ по контракту и ввода объекта в эксплуатацию.
При этом суд установил, что, поскольку подрядчик производит уточнение исполнительной документации, сметы, перечня используемых материалов, наименование материалов, Учреждение не завершило расчеты по контракту. Вместе с тем, данный факт не отменяет того, что обязательства по контракту Обществом фактически исполнены по цене, согласованной сторонами.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что Учреждение произвело увеличение цены по контрактам, заключенным с другими подрядчиками не принимается во внимание. По данному доводу, также заявленному в суде первой инстанции, суд правомерно указал, что в соответствии со статьей 2 ГК РФ Общество является профессиональным участником рынка и осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск, в связи с этим должно осознавать последствия совершения либо не совершения им тех или иных действий.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку положительное заключение повторной государственной экспертизы государственного автономного учреждения Архангельской области "Управление государственной экспертизы" от 28.06.2022 N 29-1-1-2-042006-2022 изготовлено до даты передачи завершенного строительством объекта Учреждению, Общество имело реальную возможность направить Учреждению проект соответствующего дополнительного соглашения до фактического завершения работ по контракту. Более того, выводы названного заключения государственной экспертизы частично приняты Учреждением, это послужило основанием для подписания сторонами дополнительного соглашения от 15.07.2022 N 7, в котором стороны согласовали увеличение цены контакта до 69 318 653 руб. 96 коп. (в том числе НДС). Общество разногласий по поводу содержания указанного дополнительного соглашения не заявляло, с соответствующим заявлением об урегулировании разногласий в суд не обращалось.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 октября 2023 года по делу N А05-6742/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Архангельскгражданреконструкция" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6742/2023
Истец: АО "Архангельскгражданреконструкция"
Ответчик: Государственное казенное учреждение Архангельской области "Главное управление капитального строительства"
Третье лицо: Министерство строительства и архитектуры Архангельской области