г. Москва |
|
26 декабря 2023 г. |
Дело N А41-13849/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 06.10.2023 по делу N А41- 13849/23, принятое судьей Москатовой Д.Н., по иску Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области (ОГРН: 1025001466456, ИНН: 5011002457) к Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840) третьи лица: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛУЖБА В СФЕРЕ ПОГРЕБЕНИЯ И ПОХОРОННОГО ДЕЛА" (ОГРН: 1155011000418, ИНН: 5011035565) КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468) УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: 1047727043561, ИНН: 7727270299) ООО "Газпром Трансгаз Москва" (ОГРН: 1025000653920, ИНН: 5003028028) с требованиями об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - ответчик) с требованиями с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ:
1. Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040115:212, площадью 8 201 кв.м., в соответствующих координатах.
2. Установить с учетом фактических границ, границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:30000(2), площадью 134 922 кв.м., в соответствующих координатах.
3. Установить с учетом фактических границ, границы земельного участка с кадастровым номером 50:30:0000000:34134(13), площадью 4 551 кв.м., в соответствующих координатах.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.10.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда в части распределения судебных расходов, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель ООО "Газпром Трансгаз Москва" поддержал доводы апелляционной жалобы Федерального агентство лесного хозяйства, просил обжалуемый судебный акт отменить в обжалуемой части.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в собственности муниципального образования "Городской округ Егорьевск Московской области" находится земельный участок с кадастровым номером 50:30:0040115:212, площадью 10 000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Московская область, городской округ Егорьевск, д. Горшково. Земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 50:30:0040115, в границах которого расположено общественное кладбище д. Горшково.
Указанный земельный участок на основании Постановления Администрации городского округа Егорьевск Московской области N 614 от 28.02.2018 передан в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению "Служба в сфере погребения и похоронного дела" (далее - Учреждение) о чем в ЕГРН имеется соответствующая запись N 50:30:0040115:212-50/030/2018-3 от 22.03.2018 года.
В ходе использования земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040115:212 у Учреждения возникли сомнения в том, что сведения о границах данного земельного участка, содержащиеся в ЕГРН соответствуют фактическим границам кладбища д. Горшково, в связи с чем, кадастровым инженером Плахиным А.А. был произведен фактический обмер земельного участка, занятого кладбищем.
По результатам выполнения кадастровых работ кадастровым инженером Плахиным А.А. были составлены следующие схемы:
- схема пересечения (наложения) фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040115:212, занятого кладбищем, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Егорьевск, д. Горшково, согласно которой установлено наложение фактически занимаемой территории кладбища д. Горшково на земельный участок с кадастровым номером 50:30:0000000:30000 из категории земель - земли лесного фонда. Общая площадь наложения составляет 467 кв. метров. Также было установлено пересечение (наложение) фактических границ настоящего земельного занятого кладбищем на земельный участок с кадастровым номером 50:30:0000000:34134 из категории земель - земли лесного фонда. Общая площадь наложения составляет 226 кв. метров.
- схема фактических границ земельного участка, занятого кладбищем, расположенным по адресу: Московская область, городской округ Егорьевск, д. Горшково.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Егорьевск Московской области от 17 февраля 2016 года N 455/44 (далее - Положение), Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области (далее - Комитет) является отраслевым органом администрации городского округа Егорьевск, на который возложено осуществление функций по управлению и распоряжению имуществом городского округа Егорьевск, а также функции контроля за его использованием.
Таким образом, установление границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:30:0040115:212, 50:30:0000000:30000 и 50:30:0000000:34134 произведено с нарушением норм земельного законодательства, поскольку при проведении кадастровых работ границы указанных земельных участков были установлены не по их фактическому землепользованию, а произвольно, что привело к внесению недостоверных сведений в ЕГРН.
Установление границ и площади участка за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих изменений в сведения о площади и границах местоположения участка лесного фонда.
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения Администрации городского округа Егорьевск Московской области в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении спора суд не связан правовым обоснованием иска, определение правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, входит в компетенцию суда.
В силу части 1 статьи 209, статьи 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Права всех собственников защищаются равным образом (часть 4 статьи 212 ГК РФ).
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ), часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, частью 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требование об установлении местоположения границ является надлежащим способом защиты нарушенного права.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Из положений пункта 3 статьи 6 ЗК РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
Истцом по данной категории дел может выступать лицо, которому земельный участок, в отношении которого он просит установить границы, принадлежит ему на праве собственности либо на ином вещном праве, а ответчиком правообладатель смежного земельного участка с которым возник спор по установлению смежной границы земельных участков.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Таким образом, истцом избран надлежащий способ защиты своего нарушенного права.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Согласно пункту 4 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу пункта 5 статьи 16 Закона о погребении размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Следовательно, для того, что бы предоставлять участок земли под кладбище соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию.
Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о погребении создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Согласно части 2 статьи 15 Закона о погребении решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
Места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно тому же пункту статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007- ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
Следовательно, земельные участки, на которых располагаются общественные кладбища, в силу прямого указания закона, могут находиться в собственности соответствующего муниципального образования, на территории которого располагаются указанные кладбища.
Судом первой инстанции установлено, что кладбище, расположенное по адресу: Московская область, городской округ Егорьевск, д. Горшково, относится к общественным кладбищам.
При данных обстоятельствах, исходя из совокупности приведенных положений следует, что спорные земельные участки, занимаемые захоронениями общественных кладбищ и ранее выделенные под них, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
С момента принятия Закона о погребении, Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорные земельные участки в силу положений данных нормативных актов фактически были переведены из земель лесного фонда в иную категорию земель.
От истца поступило ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, представлено платежное поручение о внесении денежных средств на депозитный счет суда, информационные письма от экспертов.
Определением Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2023 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертной организации обществу с ограниченной ответственностью "ИНТЕРПРОМТЭКПРОЕКТ ИНЖИНИРИНГ" (101000, ГОРОД МОСКВА, МЯСНИЦКАЯ УЛИЦА, ДОМ 46/2, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: 1177746696060, Дата присвоения ОГРН: 13.07.2017, ИНН: 9701082015, тел. 7-495-411-49-24, e-mail: mosvd@yandex. ru).
На разрешения экспертов поставлены следующие вопросы.
1. Установить с учетом санитарных норм фактические границы кладбища, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Егорьевск, дер.Горшково, с указанием площади и координат поворотных точек (с приложением графического материала).
2. Установить имеется ли наложение границ земельного участка, фактически занятого кладбищем, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Егорьевск, дер.Горшково, установленного в рамках проведения настоящей экспертизы, на границы земельных участков из земель государственного лесного фонда кадастровыми номерами 50:30:0000000:30000 и 50:30:0000000:34134. Если да, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала.
3. Установить границы и площадь земельных участков из земель лесного фонда с кадастровыми номерами 50:30:0000000:30000 и 50:30:0000000:34134 за вычетом площади земельного участка, фактически занятого кладбищем, с приложением графического материала.
В материалы дела от ООО "ИНТЕРПРОМТЭКПРОЕКТ ИНЖИНИРИНГ" поступило Заключение эксперта N 0107/2023 от 31.07.2023 по поставленным в определении вопросам.
На первый вопрос экспертами указано, что 16.07.2023 экспертом ООО "ИнтерпромТЭКпроект Инжиниринг" - Фоминым Анатолием Валерьевичем был осуществлен выезд на земельный участок по адресу: Московская область, городской округ Егорьевск, дер.Горшково с целью определения координат поворотных точек фактических границ кладбища. На выездном осмотре так же присутствовали представители ООО "Газпром трансгаз Москва" - Столаева П.И. и Лебедев Д.А.
Геодезическая съемка проводилась с помощью спутникового геодезического оборудования Sokkia GRX2 (св-во о поверке N С-МА/12-09-2022/185349248 от 12.09.2022 г.) методом RTK (Real Time Kinematic) с использованием опорной базовой станции и с помощью электронного тахеометра Sokkia FX-101. Услуги по использованию сети базовых станций предоставлены оператором системы - СНГО Москвы (Мосгоргеотрест).
При проведении съемки были получены координаты поворотных точек земельного участка в системе координат МСК-50 (2-я зона), сведения о которых соответствуют фактическому местоположению границ участка кладбища. Участок кладбища по периметру огорожен металлическим забором. (В Приложении 6 приведены фотографии). Практически весь участок кладбища расположен в залесенной местности. С южной стороны кладбища расположена подъездная дорога и автостоянка, с северной, западной и восточной сторон участок кладбища граничит с лесом.
Согласно проведенной геодезической съемке фактическая площадь земельного участка под кладбищем в границах установленного забора составила 8 201 кв.м.
Фактические границы участка кладбища приведены на Схеме в Приложении 1 к настоящему заключению.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (28.02.2022) САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ рассматриваемое кладбище относится к V классу опасности, т.к. является сельским кладбищем. Для V класса опасности устанавливается ориентировочная санитарно- защитная зона шириной 50 метров. При этом, согласно этому же документу, санитарно- защитная зона должна быть установлена на этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства. Кроме этого установление размеров санитарно- защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
На основании вышеизложенного санитарно-защитная зона не устанавливалась и не включалась в границы земельного участка под кладбищем.
В Приложении 2 к заключению приведен каталог координат поворотных точек фактических границ земельного участка кладбища.
Доступ к земельному участку кладбища осуществляется с южной стороны через земли общего пользования (подъездная дорога).
Магистральный газопровод находится на расстоянии 380 метров от фактических границ кладбища.
На второй вопрос экспертами указано, что согласно ранее запрошенным сведениям ЕГРН был получен кадастровый план территории (далее - КПТ) квартала с кадастровым номером 50:30:0040115 в котором расположен участок кладбища, а также КПТ на квартал с кадастровым номером 50:30:0000000, в котором расположены земельные участки государственного лесного фонда.
В результате наложения в программе AutoCad фактических границ участка кладбища, полученных в результате проведенной геодезической съемки на границы смежных земельных участков согласно сведениям ЕГРН выявлено следующее:
1) фактические границы кладбища не совпадают с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040115:212, предоставленного под ритуальную деятельность. Согласно сведениям ЕГРН участок под кладбище имеет площадь 10 000 кв.м, при этом фактическая площадь участка под кладбище составила 8 201 кв.м.
2) имеется пересечение границ участка кладбища со следующими смежными участками:
- земельный участок государственного лесного фонда с кадастровым номером 50:30:0000000:30000. Площадь наложения границ с участком кладбища составила 466 кв.м;
- земельный участок государственного лесного фонда с кадастровым номером 50:30:0000000:34134. Площадь наложения границ с участком кладбища составила 227 кв.м.
Графическое отображение наложения границ участка кладбища на границы смежных земельных участков согласно сведениям ЕГРН приведено в Приложении 3 экспертного заключения.
По третьему вопросу экспертами указано, что с учетом ответа на предыдущий вопрос установлены новые границы и площади следующих земельных участков:
- земельный участок государственного лесного фонда с кадастровым номером 50:30:0000000:30000 является многоконтурным. Контур, на который имеет наложение участка кладбища имеет условный номер "2" и записывается как - 50:30:0000000:30000(2).
Новая площадь контура участка с КН 50:30:0000000:30000(2) за вычетом наложения с границами земельного участка, занятого кладбищем составила 134 922 кв.м;
- земельный участок государственного лесного фонда с кадастровым номером 50:30:0000000:34134 является многоконтурным. Контур, на который имеет наложение участка кладбища имеет условный номер "13" и записывается как - 50:30:0000000:34134(13). Новая площадь контура участка с КН 50:30:0000000:34134(13) за вычетом наложения с границами земельного участка, занятого кладбищем составила 4 551 кв.м.
Границы земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами 50:30:0000000:30000 и 50:30:0000000:34134 за вычетом наложения участка кладбища приведены на Схеме в Приложении 4.
Каталоги координат уточненных границ земельных участков за вычетом наложения участка кладбища приведены в Приложении 5.
Названное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ признано арбитражным судом надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Согласно результатам проведенных исследований, экспертами были установлены площадь и координаты контура земельного участка за вычетом площади наложения земельного участка, фактически занятого кладбищем, а также земель лесного фонда.
Указанное экспертное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ правомерно признано судом первой инстанции надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Правовые основы проведения судебных экспертиз в арбитражном процессе регулируются положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе:
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;
- иные сведения в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Закона N 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
В соответствии со ст. 86 АПК РФ и ст. 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ, на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Требования к содержанию заключения эксперта установлены статьей 25 Закона N 73-ФЗ, согласно которой в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе:
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
С учетом требований изложенных выше норм права надлежащим образом выполненное экспертное заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате этих исследований выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы.
Принимая во внимание выводы экспертного заключения, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам (статья 106 АПК РФ). Вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении (статья 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом результатов рассмотрения спора с Федерального агентства лесного хозяйства в пользу истца правомерно взысканы судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 90 000 руб.
Аапелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление N 1) указывает, что с Федерального агентства лесного хозяйства не подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг экспертов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод по следующим основаниям.
В данном случае причиной заявленных требований послужило наложение границ смежного земельного участка с земельным участком истца.
Эксперты пришли к выводу, что фактические границы кладбища не совпадают с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером 50:30:0040115:212, предоставленного под ритуальную деятельность. Согласно сведениям ЕГРН участок под кладбище имеет площадь 10 000 кв.м, при этом фактическая площадь участка под кладбище составила 8 201 кв.м.
На основании экспертного заключение, которое было положено в основу судебного акта впоследствии будут внесены соответствующие изменения в сведения Государственного лесного реестра в целях исключения наложения границ земель лесного фонда, только в порядке исполнения настоящего судебного акта.
Таким образом, исходя из того, при рассмотрении настоящего спора установлены факты нарушения ответчиком прав истца, в защиту которых он обратился в судебном порядке, вывод суда о возможности применения в данном споре пункта 19 постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" является ошибочным
Поскольку решением суда по настоящему делу требования удовлетворены, заключение эксперта положено в основу судебного акта и отвечает требованиям АПК РФ об относимости, допустимости и достоверности доказательств, суд апелляционной инстанции признает правомерным взыскание с Федерального агентства лесного хозяйства судебных расходов на оплату экспертизы в размере 90 000 руб.
При этом, исходя из процессуального поведения ответчика, Федеральное агентство лесного хозяйства возражало против удовлетворения заявленных требований (в частности, возражения содержатся в отзыве от 29.03.2023 г.).
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 23.05.2023 по делу А41-87216/2021.
Доводы Федерального агентства лесного хозяйства направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.10.2023 по делу N А41-13849/23 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13849/2023
Истец: Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Егорьевск Московской области
Ответчик: Федеральное агенство лесного хозяйства
Третье лицо: Комитет Лесного Хозяйства МО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛУЖБА В СФЕРЕ ПОГРЕБЕНИЯ И ПОХОРОННОГО ДЕЛА", ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ