г. Чита |
|
29 декабря 2023 г. |
Дело N А19-14592/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвинцевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2022 года по делу N А19-14592/2022 по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (ИНН 3808110930, ОГРН 1043801036311) к акционерному обществу "Группа Илим" (ИНН 7840346335, ОГРН 5067847380189) об аннулировании утвержденных для филиала АО "Группа Илим" в г.Братске нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от 31.01.2018 N135-од, аннулировании утвержденного для филиала АО "Группа Илим" в г.Братске разрешения на выброс загрязняющих веществ от 31.01.2018 NЭН-10,
при участии в судебном заседании:
от истца: Леонтьевой Е.А., представителя по доверенности от 31.05.2023, Сакун М.Г., представителя по доверенности от 20.03.2023, Храмцовой М.П., представителя по доверенности от 06.12.2023;
от ответчика: Черненко В.Э., представителя по доверенности от 27.03.2023, Окульской Е.А., представителя по доверенности от 13.12.2022, Быстровой Г.В., представителя по доверенности от 21.06.2023, Малышевой В.Г., представителя по доверенности от 11.04.2023, Веретенниковой И.А., представителя по доверенности от 18.05.2023,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - истец, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Группа Илим" (далее - ответчик, общество) об аннулировании утвержденных для филиала АО "Группа Илим" в г.Братске нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от 31.01.2018 N 135-од, аннулировании утвержденного для филиала АО "Группа Илим" в г.Братске разрешения на выброс загрязняющих веществ от 31.01.2018 N ЭН-10.
Решением суда от 13 декабря 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Росприроднадзор обжаловал его в апелляционном порядке, указав, что поданное им заявление об аннулировании утвержденных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ и разрешения на выброс загрязняющих веществ подлежало рассмотрению в общеисковом производстве.
В письменных пояснениях заявитель апелляционной жалобы указал, что в ходе проверки установлена недостоверность сведений проведенной до выдачи разрешительной документации инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которая влечет недействительность выданного разрешения и утвержденных нормативов.
В отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях общество выразило согласие с решением суда, а также указало на отсутствие систематичности превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в выбросах филиала.
В судебном заседании представители истца приведенные в апелляционной жалобе, письменных пояснениях поддержали, указав на наличие достаточных оснований для аннулирования разрешения и утвержденных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Представители ответчика в судебном заседании полагали позицию истца необоснованной, а заявленные им требования не подлежащими удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях установления всех необходимых обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, к материалам дела приобщены доказательства, на которые ссылался Росприроднадзор в исковом заявлении, а также представленные ответчиком документы для обоснования возражений относительно иска.
Из материалов дела следует, что нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам для филиала акционерного общества "Группа "Илим" в г. Братске утверждены приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от 31.01.2018 N 135-од.
На основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области от 31.01.2018 N 138-од выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 31.01.2018 N ЭН-10, со сроком действия с 31.01.2018 по 30.01.2025 согласно нормативам предельно допустимых выбросов (ПДВ), утвержденным приказом Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 31.01.2018 N135-од.
В соответствии с решением от 15.12.2021 N 279-р в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении АО "Группа "Илим" (предприятия по производству целлюлозы филиала АО "Группа "Илим" в г. Братске, код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, 25-0138-002123-П) проведена выездная проверка, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 14.01.2022 N Э-1218-в, в котором отражено следующее.
Инвентаризации источников выбросов и их количества проведена для филиала АО "Группа "Илим" в г. Братске ОАО "Сибгипробум" в 2017 году.
Согласно инвентаризации, на основных производствах (производство картона, производство лиственной целлюлозы, производство хвойной целлюлозы, производство по регенерации и энергетике, производство по водоподготовке и инженерным коммуникациям) имеется 243 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе:
- источников с организованным выбросом - 184 шт.;
- источников с неорганизованным выбросом - 59 шт.
Суммарный выброс загрязняющих веществ от основных производств, по данным отчета по инвентаризации составляет - 7 346,10025701 т/год, в том числе: твердых - 2 908,90870871 т/год; газообразных и жидких - 4 437,19154830 т/год.
Суммарный выброс веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, составляет - 4 794,29231971 т/год. в том числе: твердых - 396,27578471 т/год; газообразных и жидких - 4 398,016535 т/год.
Количество загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах в атмосферу - 31 (регулируемых - 20), в том числе: твердых - 14 (регулируемых - 6); газообразных и жидких - 17 (регулируемых - 14).
Нормативы допустимых выбросов ПЗВ филиала АО "Группа "Илим" в г. Братске представлены в таблице:
Код вещества |
Наименование ПЗВ |
Нормативы ПДВ (приказ Управления от 31.01.2018 N 138-од) |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2024 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
валовый выброс, в т.ч. по веществам: |
6867,469 |
7453,398 |
4734,317947 |
4806,97428 |
4806,974277 |
|
|
|
|
|
|
||
304 |
азота оксид |
125,91984 |
98,614053 |
103,925453 |
109,024823 |
109,024823 |
301 |
азота диоксид |
713,378967 |
606,133239 |
638,807979 |
670,188649 |
670,188649 |
703 |
бензапирен |
0,002582 |
0,00021637 |
0,00016127 |
0,00016137 |
0,00016137 |
602 |
бензол |
0,042894 |
0,0218148 |
0,0218148 |
0,0218148 |
0,0218148 |
2902 |
взвешенные вещества |
382,724903 |
363,85488 |
372,89247 |
386,62897 |
386,62897 |
2936 |
пыль древесная |
511,520416 |
428,890645 |
444,174345 |
301,321945 |
301,321945 |
2908 |
пыль неорг. |
0,003233 |
2,5781865 |
2,5781865 |
2,5781865 |
2,5781865 |
2909 |
пыль неорг. |
270,144677 |
70,34478 |
70,34478 |
70,34478 |
70,34478 |
330 |
сера диоксид |
169,502109 |
292,820514 |
284,634314 |
293,894804 |
293,894804 |
328 |
углерод (сажа) |
80,270697 |
1131,49319 |
889,795848 |
933,294008 |
933,294008 |
349 |
хлор |
12,060208 |
13,289632 |
13,297022 |
13,297022 |
13,297022 |
378 |
хлор диоксид |
10,819005 |
19,1538 |
19,19275 |
19,19275 |
19,19275 |
В составе выбросов ОНВОС N 25-0138-002123-П филиала отсутствуют ПЗВ: смолистые вещества (код 3748), фтористые газообразные соединения (код 342), твердые фториды (код 344), хром (код 203).
Из 16 ПЗВ, определенных для г. Братска, не включены перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, относятся к регулируемым в соответствии с 1316-р: пыль древесная, хлор диоксид, углерод (сажа).
По результатам выездной проверки установлены несоответствия значений высоты и диаметра трубы ИЗА N 0161, указанных в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, значениям, указанным в отчете по обследованию строительных конструкций; несоответствие значений диаметра ИЗА N 0593, указанного в инвентаризации источников выбросов, значению, указанному в паспорте промышленной трубы, что свидетельствует о нарушении требований п. 4 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пп.5, 37 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352.
Данные инвентаризации, разработанные АО "Сибгипробум" являются неполными: не содержат сведения об ИЗА, эксплуатируемых филиалом АО "Группа Ирим" в г.Братске в составе объекта ОНВОС N 25-0138-002123-П: реагентном корпусе (труба вытяжной вентиляции), 2 емкости с аммиаком, емкостью 200, 0 куб.м. (дыхательные клапаны), 7 горизонтальных отстойников; открытый трубопровод для транспортирования сточных вод между сооружениями доочистки промышленных стоков; трубопровод осветления воды на участке "Доочистка промстоков" (поверхность испарения), что свидетельствует о нарушении требований п.1 ст.22, п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", п.5, 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352.
Шламонакопитель N 2 АО "Группа Илим" постоянно используется АО "Группа Илим" для хранения промышленных отходов (в объеме 1222130,0 куб.м. - жидких отходов, 2461602,0 куб.м. - твердых), в составе объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N 25-0138-002123-П, является источником выделения (открытая поверхность испарения) загрязняющих веществ: сероводорода, фенола, метилмеркаптана, диметилсудьфида, диметилдисульфида (не рекультивирован и как ГТС не ликвидирован), однако корректировка данных инвентаризации обществом по истечении одного года с момента признания договора дарения N 028-20180-16 от 24.11.2016 недействительным (до 08.10.2020 года и до настоящего времени - 14.01.2022) не проведена, что свидетельствует о нарушении требований п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пп.42,45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352.
Согласно экспертному заключению по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 12.01.2022 N 003-ГЛ-2022 (вх. от 13.01.2022 N 306) по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышений нормативов допустимого выброса по определяемым загрязняющим веществам в соответствии с разрешением на выброс загрязняющих веществ от 31.01.2018 N ЭН-10, выданным на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от 31.01.2018 N 138-од сроком действия с 31.01.2018 по 30.12.2025.
АО "Группа "Илим" по результатам испытаний проб промышленных выбросов, отобранных на ИЗА N N 0021, 1002, 0020, 0161, 0011, 0033, 0032 зафиксированы следующие превышения установленных нормативов допустимых выбросов:
ИЗА N 0021 по азота оксиду в 9,3 раз, по азота диоксиду в 9,3 раз, по бенз(а)пирену в 3,6 раз;
- ИЗА N 1002 по диметилсульфиду в 8,7 раз, по метанолу в 4,7 раз;
- ИЗА N 0020 по бенз(а)пирену в 1,1 раза;
- ИЗА N 0161 по азота оксиду в 2,8 раз, по азота диоксиду в 2,8 раз, по оксиду углерода в 1,3 раза, по бенз(а)пирену в 5,6 раз;
- ИЗА N 0011 по азота оксиду в 1,5 раз, по азота диоксиду в 1,5 раз, по бенз(а)пирену в 5,0 раз;
- ИЗА N 0033 по диметилсульфиду в 8,3 раз, по скипидару (0.05897229 г/с при утвержденном нормативе 0,0 г/с);
- ИЗА N 0032 по скипидару (0,01542425 г/с при утвержденном нормативе 0,0 г/с).
В ходе проведения осмотра 20.12.2021 зафиксировано отсутствие ИЗА N N 0198, 231, 0196, 0234 на производственной площадке цеха в каустизации и регенерации извести и подачи химикатов Производства регенерации и энергетике. АО "Группа Илим" не проведена корректировка данныхз инвентаризации по истечении одного года с момента ликвидации ИЗА N N 0198, 231, 0196, 0234 (с ё25.9.2189 и до настоящего времени - 14.01.2022), что свидетельствует о нарушении требований п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", пп.42,45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352.
Как указал Росприроднадзор, согласно данным проекта ПДВ на стр. 6, 7, 17, 102 Части 1 Тома 2 Производство картона. Производство лиственной целлюлозы. Производство хвойной целлюлозы. Производство по регенерации и энергетике: Лесохимический цех. Выпарной цех. Цех каустизации, регенерации и подачи химикатов. Котлотурбинный цех. Производство по водоподготовке и инженерным коммуникациям, Пояснительной записке, 328-012-597-17-ПДВ-2.1, в 2017 году в цехе каустизации, регенерации извести и подачи химикатов демонтированы баки белого щелока (ИЗА N N 0231, 0232, 0234); N 0023 будет исключен с 2019 года.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" от 27.11.2017 N 4424 на проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) в атмосферу Филиал АО "Группа Илим" в г.Братске ИЗА N 0232 демонтирован с 2017 года; ИЗА N 0023 - исключен с 2019 года.
АО "Группа "Илим" получено санитарно-эпидемиологическое заключение от 04.12.2017 N 38.ИЦ.06.000.Т.001497.12.17 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", ГН 2.1.6.2309- 07"Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест") проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) в атмосферу Филиал АО "Группа Илим" в г. Братске, Иркутская область, промышленная зона г. Братск, промплощадка Братского Лесопромышленного комплекса (БЛПК), что подтверждается выпиской из Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию от 11.01.2022.
При осмотре установлено, что ИЗА N N 0232,0023 являются действующими, что подтверждается протоколом осмотра от 20.12.2021 NЭ-1218-в/2.
Нормативы выбросов загрязняющих веществ по ИЗА N N 0232, 0023 не установлены на период с 2019 года по 2025 год.
Таким образом, АО "Группа "Илим" в составе объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N 25-0138-002123-П, осуществляется эксплуатация ИЗА N N 0232, 0023, не учтенных в нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам, утвержденных приказом Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 31.01.2018 N 135-од, что свидетельствует о нарушении требований п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
В ходе проверки, согласно экспертному заключению установлено, что АО "Группа "Илим" в составе объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N 25-0138-002123-П, при наличии технической возможности проведения инструментальных замеров на ИЗА NN 0421, 0010. 0011, 0161. 0012- 00 15,2133,2134 в режиме основной эксплуатации по золе мазутной, в растопочном режиме по сера диоксиду, бенз(а)пирену. саже, золе мазутной в течение одного года с момента включения в реестр аттестованных методик (методов) измерений методик по мазутной золе (в пересчете на ванадий) в промышленных выбросах (с 18.04.2019 и по настоящее время - 14.01.2022) не проведена корректировка данных инвентаризации, что свидетельствует о нарушении требований, установленных п.1 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", п. 42, 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных 58 источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, доку ментирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352.
Росприроднадзор, указывая, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о систематическом превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в выбросах филиала АО "Группа "Илим" в г. Братске, а также об иных многочисленных нарушениях обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, обратился в суд с настоящим иском.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, пришел к следующим выводам.
Как следует из оспариваемого судебного акта, основанием для вынесения решения об отказе в удовлетворении требований послужил вывод суда первой инстанции о пропуске Росприроднадзором установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с требованием, определенное судом как подлежащее рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим мотивам.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", вид судопроизводства и процессуальный порядок рассмотрения дела, в котором подлежат защите права, свободы и законные интересы гражданина или организации, определяются судом в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения. Оформление искового заявления вместо административного искового заявления (заявления, подаваемого в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не влияет на определение вида судопроизводства (производства по делу).
На момент выдачи АО "Группа Илим" разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 31.01.2018 N ЭН-10, согласно нормативам предельно допустимых выбросов (ПДВ), утвержденным приказом Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 31.01.2018 N135-од, действовал Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)", утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650, который в последующем отменен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.02.2021 N 80.
Главой 24 указанного Административного регламента регламентировалась административная процедура по аннулированию разрешения на выбросы, основанием для начала которой являлось систематическое превышение предельно допустимых или временно согласованных выбросов, приводящее к превышению установленных нормативов качества атмосферного воздуха.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из перечня законодательно закрепленных прав должностных лиц органов государственного надзора исключено право аннулирования или приостановления действия разрешений на выбросы.
Действующий в настоящее время Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)", утвержденный Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 N 776, не предусматривает процедуры аннулирования разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Ввиду отсутствия у Росприроднадзора правомочия на аннулирование разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в административном порядке при действующем правовом регулировании, но имевшее место быть на момент выдачи разрешения, суд апелляционной инстанции полагает, что при заявленном в качестве основания несоответствия разрешения требованиям закона на момент его выдачи, подача государственным органом настоящего заявления в суд является правомерным, а требование подлежит рассмотрению в общеисковом производстве.
С учетом того, что суд первой инстанции, указав на пропуск предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с требованием, не дал оценку тем обстоятельствам, которые положены Росприроднадзором в качестве основания иска, суд апелляционной инстанции исследовал и оценил представленные сторонами доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В преамбуле к Федеральному закону от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N96-ФЗ) указано, что данный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ (в редакции, действующей на момент выдачи разрешения) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
На основании статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования;
обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;
предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Обращаясь с настоящим иском, Росприроднадзор сослался на результаты проведенной в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении АО "Группа "Илим" (предприятия по производству целлюлозы филиала АО "Группа "Илим" в г. Братске) выездной проверки, оформленные актом выездной проверки от 14.01.2022 N Э-1218-в, а также экспертное заключение по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 12.01.2022 N 003-ГЛ-2022 (вх. от 13.01.2022 N 306).
Из акта проверки следует, что в ходе проверки установлено:
- несоответствие значений высоты и диаметра трубы ИЗА N 0161, указанных в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, значениям, указанным в отчете по обследованию строительных конструкций; несоответствие значений диаметра ИЗА N 0593, указанного в инвентаризации источников выбросов, значению, указанному в паспорте промышленной трубы;
- данные инвентаризации, разработанные АО "Сибгипробум" не содержат сведения об ИЗА, эксплуатируемых филиалом АО "Группа Ирим" в г.Братске в составе объекта ОНВОС N 25-0138-002123-П: реагентном корпусе (труба вытяжной вентиляции), 2 емкости с аммиаком, емкостью 200, 0 куб.м. (дыхательные клапаны), 7 горизонтальных отстойников; открытый трубопровод для транспортирования сточных вод между сооружениями доочистки промышленных стоков; трубопровод осветления воды на участке "Доочистка промстоков" (поверхность испарения);
- шламонакопитель N 2 АО "Группа Илим" постоянно используется АО "Группа Илим" для хранения промышленных отходов (в объеме 1222130,0 куб.м. - жидких отходов, 2461602,0 куб.м. - твердых), в составе объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N 25-0138-002123-П, является источником выделения (открытая поверхность испарения) загрязняющих веществ: сероводорода, фенола, метилмеркаптана, диметилсудьфида, диметилдисульфида (не рекультивирован и как ГТС не ликвидирован), однако корректировка данных инвентаризации обществом по истечении одного года с момента признания договора дарения N 028-20180-16 от 24.11.2016 недействительным (до 08.10.2020 года и до настоящего времени - 14.01.2022) не проведена;
- согласно экспертному заключению по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 12.01.2022 N 003-ГЛ-2022 (вх. от 13.01.2022 N 306) по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышений нормативов допустимого выброса по определяемым загрязняющим веществам в соответствии с разрешением на выброс загрязняющих веществ от 31.01.2018 N ЭН-10, а именно:
- ИЗА N 0021 по азота оксиду в 9,3 раз, по азота диоксиду в 9,3 раз, по бенз(а)пирену в 3,6 раз;
- ИЗА N 1002 по диметилсульфиду в 8,7 раз, по метанолу в 4,7 раз;
- ИЗА N 0020 по бенз(а)пирену в 1,1 раза;
- ИЗА N 0161 по азота оксиду в 2,8 раз, по азота диоксиду в 2,8 раз, по оксиду углерода в 1,3 раза, по бенз(а)пирену в 5,6 раз;
- ИЗА N 0011 по азота оксиду в 1,5 раз, по азота диоксиду в 1,5 раз, по бенз(а)пирену в 5,0 раз;
- ИЗА N 0033 по диметилсульфиду в 8,3 раз, по скипидару (0.05897229 г/с при утвержденном нормативе 0,0 г/с);
- ИЗА N 0032 по скипидару (0,01542425 г/с при утвержденном нормативе 0,0 г/с);
- в ходе проведения осмотра 20.12.2021 зафиксировано отсутствие ИЗА N N 0198, 231, 0196, 0234 на производственной площадке цеха в каустизации и регенерации извести и подачи химикатов Производства регенерации и энергетике. АО "Группа Илим" не проведена корректировка данныхз инвентаризации по истечении одного года с момента ликвидации ИЗА N N 0198, 231, 0196, 0234 (с ё25.9.2189 и до настоящего времени - 14.01.2022);
- АО "Группа "Илим" в составе объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N 25-0138-002123-П, осуществляется эксплуатация ИЗА N N 0232, 0023, не учтенных в нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам, утвержденных приказом Управления Росприроднадзора по Иркутской области от 31.01.2018 N 135-од;
- АО "Группа "Илим" в составе объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N 25-0138-002123-П, при наличии технической возможности проведения инструментальных замеров на ИЗА NN 0421, 0010. 0011, 0161. 0012- 00 15,2133,2134 в режиме основной эксплуатации по золе мазутной, в растопочном режиме по сера диоксиду, бенз(а)пирену. саже, золе мазутной в течение одного года с момента включения в реестр аттестованных методик (методов) измерений методик по мазутной золе (в пересчете на ванадий) в промышленных выбросах (с 18.04.2019 и по настоящее время - 14.01.2022) не проведена корректировка данных инвентаризации.
Суд апелляционной инстанции, исходя из того, что действующим на момент выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ от 31.01.2018 N ЭН-10 Административным регламентом в качестве основания для аннулирования разрешения на выбросы предусматривалось систематическое превышение предельно допустимых согласованных выбросов, приводящее к превышению установленных нормативов качества атмосферного воздуха, отмечает, что установленные в ходе проверки в 2021 году превышения установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ, допущенных филиалом АО "Группа "Илим" в г. Братске, не носят системный характер.
Наряду с изложенным, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Как установлено Росприроднадзором, на основных производствах (производство картона, производство лиственной целлюлозы, производство хвойной целлюлозы, производство по регенерации и энергетике, производство по водоподготовке и инженерным коммуникациям) имеется 243 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе: источников с организованным выбросом - 184 шт., источников с неорганизованным выбросом - 59 шт.
Превышение нормативов допустимого выброса по определяемым загрязняющим веществам в соответствии с разрешением на выброс загрязняющих веществ от 31.01.2018 N ЭН-10, установлено на 6 источниках (ИЗА): NN 0021, 1002, 0020, 0161, 0011, 0033, 0032.
При этом, как указано в иске, основной вклад в валовый выброс в атмосферу от филиала АО "Группа "Илим" в г. Братске вносят источники котлотурбинного цеха (69.5 %): ИЗА N N 0010, 0011, 0161, 0421 и цеха каустизации, регенерации извести и подачи химикатов (16,8 %): ИЗА NN 0020, 0021, 0023, 2415, 2416, 2417.
Следовательно, из основного количества источников (ИЗА), вносящих основной вклад в валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу, превышение установлено на ИЗА N N 0021, 0020, 0161, 0011.
В ходе проверки установлено, что места отбора проб промышленных выбросов на входе и на выходе в электрофильтр (ИЗА N 0161) оборудованы с нарушением п. 2 ГОСТ 17.2.4.06-90, не соблюдены требования к расстоянию точек измерения (штуцеров) в измерительном сечении по отношению друг к другу (соотношение сторон газохода 4,5x2,5 м), а также на выходе из электрофильтра не соблюдены требования к количеству точек измерения (штуцеров) в измерительном сечении (акт о невозможности проведения отбора проб (образцов) от 21.12.2021 N 6. фото N 6 фототаблицы от 21.12.2021 N Э-1218-в/4).
При этом указано, что места отбора проб промышленных выбросов на входе и на выходе электрофильтра (ИЗА N 0161) оборудованы дополнительными точками измерения (штуцерами) в измерительном сечении в соответствии с п. 2 ГОСТ 17.2.4.06-90 "Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения".
Места отбора проб промышленных выбросов на входе в электрофильтры (ИЗА N 0010, 0011) оборудованы с нарушением п. 2 ГОСТ 17.2.4.06-90, не соблюдены требования к количеству точек измерения (штуцеров) в измерительном сечении, зафиксировано наличие только по одной точке измерения (акт о невозможности проведения отбора проб (образцов) от 21.12.2021 N 5. фото N 1-4 фототаблицы от 21.12.2021 N Э-1218-в/4).
В свою очередь, места отбора проб промышленных выбросов на входе и на выходе струйного газопромывателя (ИЗА N 0021) оборудованы соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90 "Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения" (фото NN 1, 2 фототаблицы от 22.12.2021 N Э-1218-в/5).
Дымовые газы от известерегенерационной печи N 1 цеха каустизации и регенерации извести и подачи химикатов Производства регенерации и энергетике объекта направляются на газоочистное оборудование (скруббер "Вентури"), где орошаются под скрубберной водой. Очищенные дымовые газы выводятся в атмосферу (ИЗА N 0020).
В месте отбора проб промышленных выбросов на входе в электрофильтр исходная точка измерения (штуцер) исправлена (диаметр не менее 36 мм для ввода напорных и пылезаборных трубок) в соответствии с п. 3.1 ПНД Ф 12.1.2-99 "Методические рекомендации по отбору проб при определении концентраций взвешенных частиц (пыли) в выбросах промышленных предприятий" (фото N N 3, 4 фототаблицы от 23.12.2021 N Э-1218-в/6).
Вместе с тем, как указано Росприроднадзором в иске, валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2018 году увеличился в сравнении с 2017 годом на 2,6%, в 2019 - снизился на 2, 76%, в 2020 году - снизился на 2,3%; валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2019 году в сравнении с 2018 годом снизился на 5,2%, в 2020 году - снизился на 4,79%; валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2020 году в сравнении с 2019 годом увеличился на 0, 47%, то есть в целом по объекту объем выбросов не увеличивался более чем на 2,6 %.
Код вещества |
Наименование ПЗВ |
2 ТП-воздух, т/год |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
валовый выброс, в т.ч. по веществам: |
5212,554 |
5348,434 |
5068,476 |
5092,441 |
|
304 |
азота оксид |
99,8 |
85,705 |
67 |
73,09 |
301 |
азота диоксид |
427,494 |
541,96 |
397,455 |
355,349 |
703 |
бензапирен |
0,0000007 |
0,000176 |
0,000005 |
0,000012 |
602 |
бензол |
0,043 |
0,022 |
0,022 |
0,016 |
2902 |
взвешенные вещества |
380,442 |
337.441 |
388,44 |
298,105 |
2936 |
пыль древесная |
205,645 |
271,876 |
340,881 |
286,121 |
2908 |
пыль неорг. |
0,029 |
0,002 |
2,557 |
0,434 |
2909 |
пыль неорг. |
164,988 |
34,081 |
42,463 |
49,92 |
330 |
сера диоксид |
147,926 |
178,987 |
124,111 |
142,033 |
328 |
углерод (сажа) |
38,252 |
14,768 |
102,976 |
189,755 |
342 |
фтористые газообразные |
0,006 |
0,003 |
0,002 |
0,003 |
344 |
фториды неорг |
0,005 |
0,005 |
0,004 |
0,005 |
349 |
хлор |
12,108 |
12,445 |
12,442 |
10,31 |
378 |
хлор диоксид |
5,133 |
11,256 |
10,399 |
17,161 |
203 |
хром |
0,031 |
0,000079 |
0,000079 |
0,000079 |
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в своей совокупности и взаимосвязи применительно к критериям систематичности и существенности нарушений, не усматривает достаточных и подтвержденных неопровержимыми доказательствами оснований для аннулирования разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 31.01.2018 N ЭН-10, и утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ).
Относительно иных установленных в ходе проверки нарушений (за исключением превышения нормативов выбросов), включая эксплуатацию обществом ИЗА N N 0232, 0023, в отношении которых нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не установлены; данные инвентаризации, разработанные АО "Сибгипробум" не содержат сведения об ИЗА, эксплуатируемых филиалом АО "Группа Ирим" в г.Братске в составе объекта ОНВОС N25-0138-002123-П: реагентном корпусе (труба вытяжной вентиляции), 2 емкости с аммиаком, емкостью 200, 0 куб.м. (дыхательные клапаны), 7 горизонтальных отстойников; открытый трубопровод для транспортирования сточных вод между сооружениями доочистки промышленных стоков; трубопровод осветления воды на участке "Доочистка промстоков" (поверхность испарения), суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с пунктами 45 и 48 действующего с 01 марта 2022 года Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 19.11.2021 N 871 (ранее аналогичные положения содержались в Порядке проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", утвержденном Приказом Минприроды от 08.08.2018 N 352), корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется, в том числе в случае выявления при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявления неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ; при возникновении обстоятельств, указанных в пунктах 45 и 46 Порядка, хозяйствующий субъект вправе принять решение и провести новую инвентаризацию выбросов.
При действующем правовом регулировании суд апелляционной инстанции полагает, что в части выше обозначенных нарушений, положенных также в основание иска, АО "Группа "Илим" имеет право провести необходимую корректировку данных последней инвентаризации или новую инвентаризацию выбросов.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с абзацем 2 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2022 года по делу N А19-14592/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14592/2022
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории
Ответчик: АО "Группа "Илим"