г. Вологда |
|
29 декабря 2023 г. |
Дело N А66-16641/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 декабря 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Фирсова А.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
при участии
от истца - Пенди И.В., представитель по доверенности от 10.10.2023,
от ответчика - Лыскова Л.А., представитель по доверенности от 10.11.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием системы веб-конференции дело N А66-16641/2022, по правилам, установлены для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075) обратилось в суд с иском к акционерному обществу "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225) о взыскании задолженности по оплате фактических потерь электрической энергии в сетях ответчика за май 2021 года в размере 26 655,71 рубля, неустойки за период с 21.06.2021 по 25.11.2022 в размере 8 042,85 рубля, с последующим начислением неустойки с 26.11.2022 по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Центр".
На основании статей 227-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 07 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены полностью.
Ответчик с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что суд первой инстанции неверно оценил обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, неправильно применил нормы материального права.
Указывает, что объект электросетевого хозяйства, за потери электрической энергии в котором истец требует плату, ему не принадлежит, им для передачи электрической энергии потребителям не используется, является бесхозяйным, при согласовании ему тарифа на передачу электрической энергии на 2021 год данный объект также не учитывался, в договорах с вышестоящей сетевой организацией - ПАО "Россети Центр" и гарантирующим поставщиком, данный объект как точка поставки отсуствует.
Определением от 13 июля 2023 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, ввиду того, что при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика возникла необходимость выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Этим же определением к участи в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Андреапольского муниципального округа Тверской области (ОГРН 1026901810484, ИНН 6917000718), общество с ограниченной ответственностью "Муниципальные электрические сети" (ОГРН 1196952011970, ИНН 6950232160).
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные исковые требования. Пояснила, что сведения о потребителях снабжение которых электрической энергией ответчик обеспечивал бы с помощью спорного объекта электросетевого хозяйства у истца отсутствуют.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего спора суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно материалам дела на основании пункта 225 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 116 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика" ОАО "Атомэнергосбыт" был присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "МРСК Центра" с 01.04.2014 года в административных границах Тверской области, за исключением второй зоны деятельности ОАО "МРСК Центра" и ОАО "Оборонэнергосбыт".
Истцом (гарантирующим поставщиком) и ответчиком (сетевой организацией) подписан договор купли-продажи электрической энергии для целей компенсации потерь в электрических сетях от 29 января 2015 года N 69800200, с разногласиями, которые в окончательном виде не урегулированы. По данному договору гарантирующий поставщик взял на себя обязательство осуществлять продажу сетевой организации электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях сетевой организации, а сетевая организация - принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) для целей компенсации потерь в электрических сетях сетевой организации (пункты 1.1 и 1.2).
Истец в мае 2021 года осуществил продажу ответчику электрической энергии (мощности), приобретаемой в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях ответчика в объеме 407 927 кВт*ч на общую сумму 1 341 092,65 рубля, которая в полном объеме ответчиком по мнению истца оплачена не была. Задолженность по оплате составила 26 655,71 рубля.
Неисполнение ответчиком обязательств, принятых на себя по договору в части оплаты электроэнергии, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском за судебной защитой нарушенного права в арбитражный суд.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований, ответчик в суде первой инстанции указывал и в апелляционной жалобе ссылается на то, что спорные объекты электросетевого хозяйства в его владении и пользовании не находятся. Представил договор аренды указанных объектов электросетевого хозяйства от 18 ноября 2019 года, заключенный между администрацией Андреапольского сельского поселения Андреапольского района Тверской области и обществом с ограниченной ответственность "Муниципальные электрические сети", который действует до настоящего времени.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истец указал, что от подстанции КТП 10/0,4 кв. МУ П КХ "Андреаполь" идут две линии 0,4 кв.: одна на поселок "Бобровец" кадастровый номер 69:01:0000000:839 (фидер N 1), которая находится в аренде у ООО "МЭС" по договору от 18 ноября 2019 года; вторая на жилые дома кадастровый номер 69:01:0000000:854, которая согласно сведениям единого реестра недвижимости является бесхозяйной (фидер N2).
Истец предъявляет ответчику плату за потери, образующиеся во второй линии.
При этом представитель истца не смогла указать какие потребители, снабжение которых электрической энергией обеспечивает ответчик, подключены ко второй линии.
Также суд апелляционной инстанции установил, что при утверждении тарифов для ответчика на 2021 года спорная линия и точка поставки в составе тарифной заявки им не заявлялись, спорная точка поставки с 09 января 2020 года исключена из договора на оказание услуг по передаче электрической энергии N 01-Т/2011 от 01 ноября 2010 года, заключенным между ответчиком и ПАО "Россети Центра" как вышестоящей сетевой организацией, в договоре между истцом и ответчиком на куплю - продажу электрической энергии в целях компенсации потерь N 69800200 от 29 01 января 2015 года данная линия и точка поставки также отсутствует, указанная истцом точка поставки- N 44 -в договоре, по факту относится к другой подстанции, находящейся непосредственно в городе Андреаполь.
Спорная линия согласно сведениям из единого государственного кадастра недвижимости является бесхозяйной с 11 марта 2020 года (т.2 л.д.40).
Истец не представил каких - либо доказательств того, что спорная линия в 2021 году использовалась ответчиком как сетевой организацией для передачи электрической энергии потребителям, поставку электрической энергии до которых должен обеспечивать ответчик.
Заслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав указанные материалы дела, апелляционный суд полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Указанная норма закона содержит перечень юридических фактов, с которыми связано возникновение гражданских прав и обязанностей, как по воле субъекта гражданского права, так и помимо его воли.
В силу статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, предусмотренных в ГК РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), регулирующего экономические отношения в сфере электроэнергетики, определяющего полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии, законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Законом N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации постановлением от 04 мая 2012 года N 442 утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (в редакции, действующей в спорный период, далее - Основные положения), а так же постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (в редакции, действующей в спорный период, далее - Правила N 861).
Согласно пункту 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязан оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Закона N 35-ФЗ, величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины. Сетевые организации должны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к сетям сетевых организаций и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.
Порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь содержится в разделе VI Правил N 861.
В силу пункта 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Пунктом 51 Правил N 861 предусмотрено, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Величина полезного отпуска электрической энергии, то есть ее объема, фактически доставленного потребителям, необходима для определения величины потерь электрической энергии в сетях предприятия.
На основании пункта 54 Правил N 861, нормативы потерь электрической энергии в электрических сетях устанавливаются в отношении совокупности линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих соответствующей сетевой организации (собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, который ограничен в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов), с учетом дифференциации по уровням напряжения сетей при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства (абзац 4 пункта 4 раздела I Основных положений).
В силу пунктов 128 и 129 Основных положений, фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе 3 названных положений. Владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом Х Основных положений для сетевых организаций.
Таким образом, ответчик, как сетевая организация, обязан оплачивать потери, возникающие в принадлежащих ему объектах электросетевого хозяйства, а также в бесхозяйных объектах используемых им для передачи электрической энергии потребителям (решение по делу N ВАС -10864/13 от 28 октября 2013 года).
В данном случае, спорный объект - кабельная линя 0,4 кв. кадастровый номер 69:01:0000000:854, плату за потери в котором истец требует с ответчика, ответчику не принадлежит, с 11 марта 2020 года является бесхозяйным. Из договора на оказание услуг по передаче электрической энергии между ответчиком и вышестоящей сетевой организацией данный объект и точка поставки исключены с 09 января 2020 года (приложение к отзыву ответчика в суд первой инстанции), в договоре между истцом и ответчиком на куплю- продажу электрической энергии данный объект и точка поставки отсутствуют, обратного истцом не доказано. При утверждении ответчику тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2021 год спорный объект и точка поставки не учитывались.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что каких - либо доказательств того, что спорный объект используется ответчиком для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, в деле не имеется, основания для возложения на ответчика обязанности по оплате возникающих в нем потерь отсутствуют.
Ответчик не является собственником или владельцем спорной линии и не использует ее для своей деятельности.
Соответственно, требования истца необоснованны и удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, в силу статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы суд относит на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07 февраля 2023 года по делу N А66-16641/2022 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075) в пользу акционерного общества "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225) в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Д. Фирсов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-16641/2022
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт" Тверь
Ответчик: АО "ОБОРОНЭНЕРГО"
Третье лицо: Администрация Андеапольского сельского селения Андреапольского района, Администрация Андреапольского муниципального округа Тверской области, Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, МБУ "Андеапольское сельское поселение " Андреапольского муниципального округа Тверской области, ООО "МЭС", ПАО "Россети Центр", ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Тверьэнерго", АС Тверской области