г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А21-10699/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4980/2024) ООО "НУК Домоуправление N 1 г.Калининграда" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2023 по делу А21-10699/2023, принятое
по заявлению ООО "НУК Домоуправление N 1 г.Калининграда"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания Домоуправление N 1 г. Калининграда" (ОГРН: 1173926028748, адрес: 236003, г. Калининград, ул. Бакинская, д. 24, каб. 1; далее - ООО "НУК Домоуправление N 1 г.Калининграда", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН: 1163926082253, адрес: 236007, г. Калининград, ул Д.Донского, д. 1; далее - Министерство, заинтересованное лицо) от 02.06.2023 N ЖК-2/85/ПАС/2718-о.
Решением от 19.12.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на отсутствие у Министерства оснований для проведения инспекционного визита, контрольно-надзорных мероприятий и выдачи предписания. По мнению Общества, на управляющую компанию возложены только те обязательства, которые прямо предусмотрены в договоре управления, в связи с чем в действиях Общества отсутствует нарушение требований Правил N 170, Минимального перечня N 290, которые носят только рекомендательный характер. Общество также, ссылаясь на пункт 2.3 статьи 161 ЖК РФ, указывает на то, что качество оказания услуг и выполнения работ должно соответствовать требованиям технических регламентов; не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер. Общество также указывает на то, что Министерством не установлены причины возникновения следов залития в нежилом помещении МКД.
Определением от 09.04.2024 апелляционный суд отложил судебное разбирательство, обязал Общество представить доказательства, подтверждающие, что договор управления МКД не распространяется на собственников нежилых помещений, в которых выявлены следы протечек со стороны внешних стен, трубопроводов инженерных систем и полов.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, по результатам проведенного 02.06.2023 Министерством в отношении ООО "НУК Домоуправление N 1 г.Калининград" инспекционного визита выявлены нарушения лицензионных требований.
ООО "НУК Домоуправление N 1 г.Калининград" выдано предписание N ЖК-2/85/ПАС/2718-о от 02.06.2023 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований (л.д.8).
Согласно оспариваемому предписанию Обществу в срок до 07.08.2023 выполнить работы по ремонту отмостки в местах повреждения в соответствии с пунктом 4.1.7 Правил N 170, пункта 2 Минимального перечня N 290; устранить причину увлажнения стен и полов нежилого помещения II из Лит. А в соответствии с пунктами 3.4.1, 4.1.1, 5.2.1, 5.3.6, 5.8.3 Правил N 170, пунктов 2, 18, 19 Минимального перечня N 290; обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению в нежилом помещении II из Лит А надлежащего качества в соответствии с пунктом 5.3.1 Правил N 170, пунктами 18, 19 Постановления N 290.
Обществом в Министерство на Предписание подана жалоба N 2023061600017582 от 15.06.2023.
Решением по жалобе ООО "НУК Домоуправление N 1 г.Калининград" п.3 оспариваемого предписания отменен, в остальной части предписание оставлено без изменения.
Посчитав данное предписание незаконным и необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о законности выданного предписания.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Как следует из материалов дела, проверка Общества проведена Министерством в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), регулирующим отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливающим гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ одним из оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Согласно части 1 статьи 58 Закона N 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (пункт 1 статьи 60 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона N 248-ФЗ для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа.
В 2023 году контрольные (надзорные) мероприятия проводятся с особенностями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
Абзацем 9 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 336 установлено, что в 2022-2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" без согласования с органами прокуратуры могут проводиться контрольные (надзорные) мероприятия в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
В рассматриваемом случае в поступившем в Министерство обращении от 19.05.2023 вх.N 2718-0 гражданки, являющейся представителем собственника нежилого помещения Литер 2 из Литера А многоквартирного дома N 33 по ул. Эпроновской в г. Калининграде (далее - МКД) содержалась информация о допущенном (по мнению гражданина) нарушении его прав организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании лицензии, что явилось основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с требованиями ЖК РФ и Закона N248-ФЗ в отношении Заявителя по соблюдению обязательных требований в рамках осуществления регионального государственного лицензионного контроля за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами на основании решения заместителя министра регионального контроля (надзора) Калининградской области от 24.05.2023 NЖК-728/пр в виде внепланового инспекционного визита на предмет соблюдения Заявителем обязательных требований при осуществлении деятельности по управлению МКД.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, контрольное (надзорное) мероприятие в отношении Общества проведено на основании и в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства с учетом установленных ограничений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора).
Пункт 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" устанавливает лицензионные требования к лицензиату, в том числе:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ);
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Лицензионными требованиями являются оказание услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе соблюдение требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290).
В соответствии с пунктом 2 Минимального перечня N 290 к работам, выполняемым в зданиях с подвалами, отнесены: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них, устранение выявленных неисправностей.
В пункте 3.4 Правил N 170 определены правила содержания подвалов и технических подполий. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций (пункт 3.4.1 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 4.1.1. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Согласно пункту 4.1.7 Правил N 170 просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Пунктом 5.2.1 Правил N 170 установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе: герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды.
Согласно пункту 5.3.6 правил N 170, в процессе эксплуатации необходимо следить за отсутствием течей в стояках, подводках к запорно-регулирующей и водоразборной арматуре, устранять причины, вызывающие их неисправность и утечку воды.
Пунктом 5.8.3 Правил N 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать, в том числе:
а) проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда;
б) устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки;
в) устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
г) предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации;
д) обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации;
е) изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь;
ж) контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации.
В обоснование апелляционной жалобы Общество настаивает на том, что на управляющую компанию возложены только те обязательства, которые прямо предусмотрены в договоре управления, в связи с чем в действиях Общества отсутствует нарушение требований Правил N 170, Минимального перечня N 290, которые носят только рекомендательный характер.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2013 года N 5-АПГ13-53 указано, что закрепленный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 Минимальный перечень работ и услуг не может быть снижен произвольно ни иными нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, ни лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. С учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества применительно к целям и предмету договора управления, управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.
Довод Общества о том, что положения Правил N 170 носят рекомендательный характер, является ошибочным, так как данные правила разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют порядок эксплуатации, обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности в целях обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности и являются обязательными для исполнения.
Довод Общества о том, что работы по ремонту отмостки включены в план работ на 2023 год и устранены 14.06.2023 подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о надлежащем исполнении заявителем обязанностей по содержанию общего имущества. Довод ООО "НУК Домоуправление N 1" о том, что эти работы уж выполнены, не опровергает факта допущенного им нарушения на дату его выявления уполномоченным органом.
На управляющей компании в силу положений ЖК РФ, требований Правил N 170 и Минимального перечня N 290 лежит обязанность принимать своевременные меры по устранению повреждений общего имущества дома для предотвращения их развития, возникновения угрозы разрушения, и, как следствие, угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
При этом доказательств того, что договор управления многоквартирным домом не распространяется на спорное нежилое помещение, Обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание в части пунктов 1 и 2 соответствует требованиям закона и не влечет для заявителя последствий в виде нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно отклонил требование заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19 декабря 2023 года по делу N А21-10699/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания Домоуправление N1 г. Калининград" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания Домоуправление N 1 г. Калининград" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10699/2023
Истец: ООО ""НАРОДНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ДОМОУПРАВЛЕНИЕ N1 Г. КАЛИНИНГРАД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ