24 апреля 2024 г. |
Дело N А83-19289/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 апреля 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Зарубина А.В.,
Баукиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стефаненко В.М.,
лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГТК" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года по делу N А83-19289/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГТК" (далее - ООО "ГТК") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Государственному казенному учреждению Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" (далее - ГКУ РК "Инвестстрой") в котором истец просит пункт 4.1.2 контракта N 123/ЕП-ПИТ/СМР от 28.05.2021 г. изложить в следующей редакции:
"4.1.2. Начало выполнения работ по строительству Объекта - не позднее 60 дней с момента получения положительного заключения экспертизы.
Окончание строительно-монтажных работ - не позднее "18" мая 2024 г.
Получение ЗОС и подписание Акта сдачи-приемки законченного строительством объекта (окончание строительства) - не позднее "02" июля 2024 г.
Работы по строительству Объекта, предусмотренные Контрактом, выполняются в сроки и объемах в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением N 6 к Контракту и является его неотъемлемой частью и Детализированным графиком выполнения строительно-монтажных работ, который составляется по форме Приложения N 6.1 к Контракту и является неотъемлемой частью Контракта, совместно именуемые по Контракту "Графики СМР".".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "ГТК" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что в связи длительным принятием заказчиком решений по проектным решениям есть основания для согласования продления сроков выполнения работ, ввиду невозможности их выполнения в срок. Иных доводов апелляционная жалоба не содержит
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 апелляционная жалоба ООО "ГТК" оставлена без движения.
От ООО "ГТК" поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
ГКУ РК "Инвестстрой" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 28.05.2021 между ГКУ "Инвестстрой Республики Крым" (далее - Государственный заказчик) и ООО "ГТК" (далее - Подрядчик) заключен государственный контракт N 123/ЕП-ПИР/СМР на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство защитных гидротехнических сооружений для защиты от подтопления с. Приозерное Ленинского района, Республика Крым" (далее - Контракт, Объект).
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик принял на себя обязательства по выполнению проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по Объекту, указанному в п.1.2 Контракта, (далее - Работы), и передаче Работ по Объекту Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязался принять Работы, Объект и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Согласно п. 1.3 Контракта проектно-изыскательские работы выполняются Подрядчиком в соответствии с заданием Государственного заказчика (далее - Задание на проектирование, Приложение N 1 к Контракту) и условиями Контракта. Обязательства Подрядчика по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий признаются выполненными после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также подготовки рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
В силу положений пункта 1.4 Контракта, строительно-монтажные работы по строительству Объекта выполняются Подрядчиком в соответствии с разработанной в ходе исполнения Контракта проектной и рабочей документацией и условиями Контракта. Обязательства Подрядчика по строительству Объекта признаются выполненными, а работы оконченными при получении Государственным заказчиком заключения органа Государственного строительного надзора или Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - ЗОС), подписания Сторонами Акта сдачи-приемки законченного строительством объекта по форме Приложения N 10 к Контракту) (далее - Акт сдачи-приемки законченного строительством объекта) и получение в отношении Объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разрешения на ввод в эксплуатацию.
Платежи по Контракту осуществляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год (пункт 2.1.1 Контракта).
Сроки выполнения работ регулируются разделом 4 Контракта.
Как указано в пунктах 4.1, 4.2 Контракта, начало работ по подготовке проектной и рабочей документации и выполнению инженерных изысканий - с момента подписания Контракта.
Окончание выполнения работ по подготовке проектной и рабочей документации и выполнению инженерных изысканий - не позднее 390 календарных дней.
Подготовка проектной и рабочей документации и выполнение инженерных изысканий выполняются в соответствии с Графиком выполнения работ, который является Приложением N 2 к Контракту и его неотъемлемой частью.
Начало выполнения работ по строительству Объекта - не позднее "30" июня 2022 г.
Окончание строительно-монтажных работ - не позднее "30" июня 2023 г.
Получение ЗОС и подписание Акта сдачи приемки законченного строительством объекта (окончание строительства) - не позднее "30" сентября 2023 г.
Работы по строительству Объекта, предусмотренные Контрактом, выполняются в сроки и объемах в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением N 6 к Контракту и является его неотъемлемой частью и Детализированным графиком выполнения строительно-монтажных работ, который составляется по форме Приложения N 6.1 к Контракту и является неотъемлемой частью Контракта, совместно именуемые по Контракту "Графики СМР".
23.06.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1, согласно которому изменился объем финансирования на соответствующий финансовый год: в 2022 году - 87 041 182,35 руб.: в 2023 - 312 955 589,39 руб., а также стороны изменили сроки выполнения работ по строительству: начало работ - не позднее 60-ти дней с момента получения положительного заключения экспертизы; окончание строительно-монтажных работ - не позднее "31" октября 2023 г.; получение ЗОС и подписание Акта сдачи приемки законченного строительством объекта (окончание строительства - не позднее "15" декабря 2023 г.
Далее, 15.12.2022 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 2, согласно которому изменился объем финансирования на соответствующий финансовый год: в 2022 году - 0 руб.: в 2023 - 399 996 771,74 руб.
Приложением N 2 к Контракту "График выполнения работ на выполнение проектно-изыскательских работ" определены следующие сроки:
Выполнение инженерных изысканий, передача документации для согласования Государственному заказчику - в течение 160 календарных дней с момента заключения Контракта;
Разработка проектной документации, передача документации для согласования Государственному заказчику в течение 250 календарных дней с момента заключения Контракта;
Защита проектных решений при прохождении необходимых государственных экспертиз результатов инженерных изысканий, проектной и сметной документации, устранение замечаний для получения положительных заключений экспертиз. Получение и передача Государственному заказчику положительных заключений государственных экспертиз. Сдача результатов инженерных изысканий и комплекта проектной документации, соответствующих положительным заключениям государственной экспертизы Государственному заказчику в количестве экземпляров согласно заданию на проектирование - в течение 360 календарных дней с момента заключения Контракта;
Разработка рабочей документации, согласование с Государственным заказчиком, передача комплекта рабочей документации в количестве экземпляров согласно заданию на проектирование - в течение 390 календарных дней с момента заключения Контракта.
По результатам проверки на предмет достоверности сметной стоимости строительства согласно положительному заключению ГАУ РК "Госстройэкспертиза" от 17.03.2023 N 91-1-1-3-012976-2023 цена Контракта (цена работ) составляет 400 563 332,29 руб. Цена Контракта состоит из стоимости работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий в размере 9 163 498,66 руб. и стоимости работ по строительству Объекта в размере 391 399 833,63 руб.
17.03.2023 Подрядчиком получено положительное заключение проектной документации N 91-1-1-3-012976-2023, выданное ГАУ РК "Госстройэкспертиза".
Полагая, что Государственным заказчиком слишком долго согласовывались проектные решения, что в свою очередь привело к сдвигу сроков выполнения иных частей Контракта, истец обратился к Заказчику с предложением заключить дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ.
На указанное предложение ГКУ РК "Инвестстрой" ответило отказом.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Спорные правоотношения регулируются положениями главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется 6 принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (статья 432 ГК РФ).
В соответствии со статьей 708 ГК РФ начальный и конечный сроки выполнения работ являются существенными условиями договора подряда; подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ.
Исходя из пункта 1 статьи 766 ГК РФ срок окончания работ является существенным условием государственного (муниципального) контракта.
В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы (пункт 2 статьи 766 ГК РФ).
Как указано в пункте 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи (уменьшение в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ), в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Кроме того, общие правила, предусмотренные статьей 451 ГК РФ, устанавливают также возможность изменения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
Вместе с тем, изменения существенных обстоятельств, равно как и существенного нарушения Заказчиком Контракта, судом не установлено.
Как указано в части 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно положениям части 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Указанная правовая позиция неоднократно подтверждалась позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзорах судебной практики (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021).
В части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ сформулировано общее правило, согласно которому изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Вместе с тем, в данной норме содержится исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно изменение существенных условий.
Исходя из положений пункта 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом. Дополнительное соглашение, предусматривающие изменение сроков исполнения контракта, является ничтожным.
Положения части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ отражают особенности заключения и исполнения гражданско-правовых договоров в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок товаров, работ, услуг и направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений - на предотвращение злоупотреблений в этой сфере (Определение Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 3054-О).
Таким образом, при соблюдении совокупности условий, предусмотренных указанными выше нормами Закона N 44-ФЗ, существенные условия контракта, в том числе, срок исполнения контракта, могут быть изменены исключительно по соглашению сторон, однократно и по причине невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам, в том числе по причине необходимости внесения изменений в проектную документацию.
Как следует из материалов дела, сторонами не достигнуто такое соглашение. Доказательств об обратом в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции верно указано, что действующее законодательство о контрактной системе не предусматривает право подрядчика требовать понуждения заказчика к изменению условий контракта в части сроков выполнения работ.
Указанная позиция отражена, в том числе в определениях Верховного Суда Российской Федерации N 310-ЭС21-20668 от 11.11.2021 по делу N А83-12978/2019, от 21.07.2021 N 302-ЭС21-11240 по делу N А58-5450/2020.
Таким образом, для изменения такого условия Контракта, как срок исполнения необходимо волеизъявление обоих сторон.
Кроме того, доводы апеллянта о невозможности выполнения работ в срок, установленный контрактом, по причинам длительного принятия заказчиком решения по проектным решениям, могут быть учтены при рассмотрении вопроса о применении к подрядчику мер ответственности исходя из положений п. 3 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 3 ст. 405, п. 1 ст. 406 ГК РФ. Названный подход отражен в пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Довод апеллянта об обязанности ответчика согласовать изменения сроков по производству строительно-монтажных работ в связи с изменением лимитов бюджетных обязательств, коллегия судей признает несостоятельным исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, после подачи иска истец уточнил основания иска. Согласно уточнениям истец, ссылаясь на ч. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), считает, что ответчик обязан согласовать с контрагентом новые условия.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При этом согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.
Частью 7 статьи 17 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.
В соответствии с Распоряжением Совета министров Республики Крым от 28.07.2023 N 1269-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2022 года N 2015-р" (Приложение 5) по Объекту "Строительство защитных гидротехнических сооружений для защиты от подтопления с. Приозерное Ленинского района, Республика Крым" предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в сумме 415 627,3400 тыс. руб.
В свою очередь в п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ указано, что если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
Вместе с тем, как уже указывалось судом выше, стороны уже единожды изменили сроки выполнения работ - в дополнительном соглашении N 1 к Контракту.
Кроме того, Учреждение, возражая против удовлетворения исковых требований указывает, что Подрядчик не приступил к выполнению строительно-монтажных работ по Объекту, не предоставил обоснования невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельств и у Подрядчика имеется неисполненное требование по уплате неустойки по претензии от 19.12.2022 N 009-05/14543.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом
Согласно ч. 6 ст. 161 БК РФ в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги).
В рассматриваемом деле данные положения закона не подлежат применению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 2.1. Контракта цена Контракта составляла 399 996 771,74 руб., в том числе НДС 20 %, в том числе:
- стоимость работ по подготовке проектной и рабочей документации и выполнению инженерных изысканий - 37 041 182,35 руб.;
- стоимость работ по строительству Объекта - 362 955 589,39 руб.
По результатам проверки на предмет достоверности сметной стоимости строительства согласно положительному заключению ГАУ РК "Госстройэкспертиза" от 17.03.2023 N 91-1-1-3-012976-2023 цена Контракта (цена работ) увеличилась. Согласно экспертному заключению цена Контракта составляет 400 563 332 (четыреста миллионов пятьсот шестьдесят три тысячи триста тридцать два) рубля 29 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов.
Согласно пп. 9.1.4 п. 9.1 Контракта изменение цены Контракта осуществляется в соответствии с Порядком изменения цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утверждённым приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.03.2020 N 175/пр (далее - Приказ Минстроя России N175/пр).
Согласно расчетам, произведенным в соответствии с Приказом Минстроя России N 175/пр цена Контракта состоит из стоимости работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий в размере 9 163 498,66 руб. и стоимости работ по строительству Объекта в размере 391 399 833,63 руб.
В целях внесения изменений в Контракт в соответствии с пп. а. 1 ч. 62 ст.112 Закона N 44-ФЗ в связи с увеличением цены Контракта уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации было вынесено Распоряжение Совета министров Республики Крым от 16.06.2023 N 964-р, согласно которому стороны Контракта вправе по соглашению сторон Контракта внести в Контракт изменение в части увеличения цены Контракта на основании положительного заключения государственной экспертизы не более чем на 1 % от цены Контракта в пределах, доведенных главному распорядителю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, а также других существенных условий Контракта, необходимость изменения которых возникает в результате внесенного изменения.
То есть согласно Распоряжению стороны контракта были вправе изменять условия контракта, связанные с увеличением цены, при этом изменение срока производства работ не связано с увеличением стоимости работ по Контракту.
В целях увеличения стоимости работ по Контракту в соответствии с пп. а. п. 1 ч. 62 ст.112 Закона N 44-ФЗ Государственный заказчик направил в адрес Подрядчика проект дополнительного соглашения, в котором в соответствии с Распоряжением предложил внести изменения в части стоимости работ по Контракту и, соответственно, лимитов (так как при увеличении стоимости работ увеличились и лимиты бюджетных обязательств по Контракту).
Подрядчик отказался от заключения данного дополнительного соглашения.
В соответствии с ч. 6 ст. 161 БК РФ основным критерием, влияющим на обязанность государственного заказчика обеспечить согласование новых условий государственного контракта, является уменьшение бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящее к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств.
В рассматриваемом деле цена контракта подлежала увеличению, в связи с чем, были увеличены и лимиты бюджетных обязательств по Контракту.
Увеличенные лимиты бюджетных обязательств по Контракту были частично распределены с 2023 года на 2024 в целях предоставления возможности Государственному заказчику с учетом просрочки выполнения Подрядчиком работ по Контракту в полном объеме реализовать свои права и обязанности по Контракту.
Кроме того, изменение лимитов на конкретный год последовало после предложения истца изменить сроки выполнения работ по Контракту и, согласно пояснениям ответчика, решение о переносе финансирования возникло в связи с тем, что стало очевидным, что истец не окончить выполнение работ в 2023 году.
Все приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года по делу N А83-19289/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГТК" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19289/2023
Истец: ООО "ГТК"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ"
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-5010/2023
07.02.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-7137/2023
19.12.2023 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-19289/2023
08.11.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-5010/2023