г. Москва |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А41-70299/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дарбишухумаевым М.З.,
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ДЕ КЛИ" (ИНН: 5001042690; ОГРН: 1035000715672) - Ткачева К.А., представитель по доверенности от 11 августа 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от заинтересованного лица Шереметьевской таможни - Калинина И.Е., представитель по доверенности от 29 декабря 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2024 года по делу N А41-70299/23 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЕ КЛИ" к Шереметьевской таможне о признании незаконными действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДЕ КЛИ" (далее - ООО "ДЕ КЛИ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными действия, выраженные в отказе в корректировке таможенной стоимости по декларации на товары N 10005030/151220/0393145 в части не применения льготы по НДС в размере 10% на товар, на который имеется регистрационное удостоверение N РЗН 2020/11113 от 02.07.2020; об обязании скорректировать таможенную стоимость на товар и устранить допущенное нарушение прав в установленном законе порядком.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 января 2024 года заявленные требований удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Шереметьевская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "ДЕ КЛИ" возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, что 28 мая 2021 года ООО "ВиАйДжи Кастомс" на Авиационный таможенный пост (ЦЭД) подана декларация на товары N 10005030/280521/0252356 на товары, прибывшие на таможенную территорию ЕАЭС по авианакладной N 580-27608265 от 28.05.2021 в адрес ООО "ДЕ КЛИ".
Согласно сведениям, указанным в графах 8, 9, 14 ДТ N 10005030/280521/0252356, получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, является ООО "ДЕ КЛИ".
Согласно сведениям, указанным в графе 31 ДТ N10005030/280521/0252356, товар под N 1 представляет собой: реагенты диагностические: набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-COV-2 (STANDARD Q COVID-19 AG), не для ветеринарии, не лекарственные средства.
Набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARSCOV-2 (STANDARD Q COVID-19 AG) LOT NO: QCO3020018A, КОД ОКПД 2 21.20.23.110 в составе: тестовая кассета (в индивидуальной вакуумной упаковке из алюминиевой фольги в комплекте с осушителем) - 25 шт., пробирка с буфером для экстракции - 25 шт., насадка с капельницей - 25 шт., инструкция к медицинскому изделию - 1 шт., набор предназначен для быстрого хроматографического иммуноанализа, качественного определения специфических антител KSARS-COV-2, присутствующих в носоглотке человека, в лабораторных условиях IN VITRO, всего 2000 наборов. Производитель: SD BIOSENSOR INC. Товарный знак: STANDARD. Артикул: отсутствует. Количество: 2000 шт., код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 3822000000 (далее - товар N 1).
В графе 36 ДТ N 10005030/280521/0252356 обществом заявлена льгота по уплате таможенных платежей в виде 10% освобождения от уплаты НДС в отношении товара N 1.
В графе 44 ДТ N 10005030/280521/0252356 общество указало и представило регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2020/11113 от 02.07.2020, которое выдано на следующий товар: набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-COV-2 (STANDARD Q COVID-19 Ag), Lot No. QCO3020018A, в составе: тестовая кассета (в индивидуальной вакуумной упаковке из алюминиевой фольги в комплекте с осушителем) - 25 шт., пробирка с буфером для экстракции - 25 шт., насадка с капельницей - 25 шт., подставка из картона - 1 шт., инструкция к медицинскому изделию - 1 шт.
В результате сопоставлений сведений по товару N 1, заявленных, в ДТ N 10005030/280521/0252356, со сведениями, указанными в акте таможенного досмотра N 10005030/300521/109646, таможенный орган пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления льготы по уплате таможенных платежей и 01.06.2021 вынес требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
25.10.2021 в связи с корректировкой таможенным органом таможенной стоимости с заявителя были взысканы суммы: 1 364 517,86 руб. и 74 985,34 руб., итого на сумму 1 439 503,2 руб.
Арбитражным судом Московской области 21.09.2022 по делу N А41-40037/22 вынесено решение о признании незаконным и отмене постановления Шереметьевской таможни от 19.05.2022 N 10005000-3393/2021 по основанию не применения льготы по НДС в размере 10% согласно регистрационному удостоверению на медицинское изделие N2020/11113 от 02.07.2020, которым ООО "ВиАйДжи Кастомс" привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 и постановлением Арбитражного суда Московской округа от 10.04.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
27.03.2023 заявитель обратился в таможенный орган с просьбой скорректировать ДТ N 10005030/151220/0393145 и применить льготу по НДС в размере 10 % на основании регистрационного удостоверения N РЗН 2020/11113 от 02.07.2020.
28.04.2023 Таможенный орган Письмом исх. N 19-28/11843 отказал заявителю в корректировке таможенной стоимости по декларации на товары N 10005030/151220/0393145.
Отказ таможенного органа был получен заявителем по почте России после 12.05.2023.
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.
В соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Согласно статье 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В статье 106 ТК ЕАЭС закреплен перечень сведений о товарах, которые указываются в декларациях на товары, а именно: наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость, сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, льготы по уплате таможенных платежей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 150 и подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезноортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Как установлено в пункте 2 статьи 149 НК РФ, положения о применении льгот применяются при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно 2 разделу Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, заявленный в ДТ код 3822 00 000 0 облагался НДС по ставке 10 %.
При декларировании товаров заявителем было приложено регистрационное удостоверение N РЗН 2020/11113 от 02.07.2020 выданое Росздравнадзором на медицинское изделие "Набор реагентов для иммунохроматографического выявления антигена SARS-CoV-2 (STANDARD Q COVID-19 Ag), Lot No. QCO3020018A" (регистрационное досье N РД-34174/44268 от 29.06.2020) в составе: 1. тестовая кассета (в индивидуальной вакуумной упаковке из алюминиевой фольги в комплекте с осушителем) - 25 шт., 2. Пробирка с буфером для экстракции - 25 шт., 3. Насадка с капельницей - 25 шт., 4. Подставка из картона - 1 шт., 5. Инструкция к медицинскому изделию - 1 шт., производства "СД Биосенсор Инк.", Республика Корея, SD Biosensor Inc., Digital Empire Buiding, C-4th&5th floor, 16, Deogyeong-daero 1556beon-gil, Yeongtong-gu, Suwon-si, Gyeonggi-do 443-813, Republic of Korea.
Таким образом, задекларированный товар относится к медицинским изделиям, ввоз которых предполагает предоставление льготы по уплате налога на добавленную стоимость.
Как зафиксировано в акте таможенного досмотра на импортируемой декларантом (ООО "ДЕ КЛИ") упаковки товара N 1 на всех наборах имеется маркировка лота "QCO3020018A", что соответствует информации, содержащейся в регистрационном удостоверении, что таможенным органом не оспаривается и не опровергается.
Помимо маркировки "LOT NO QCO30200178A", товар имеет также маркировку "QC03021062A/A-1"/"QCO3021062A"/"QCO3021063A", не свидетельствует о неприменимости льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий, поскольку, как указано в ответе ООО "Уайт Продакт" за запрос Шереметьевской таможни исх. N 28-16/27900 от 29.09.2021, наличие маркировки: "QCO3021062A/sub: A-1" - это номер для внутреннего учета производителем SD BIOSENSOR INC, обозначающие условное отличие одной модели, модификации (цвета) наименования товара от другой модели, модификации (цвета) этого же наименования товара, чтобы сделать удобным поиск нужного наименования по каталогам, упаковочным товаро-транспортным местам и складским базам в целях упрощения ведения учета товаров и поиска нужной позиции в ассортименте.
Как верно указал суд первой инстанции, действующее законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения, которым установлен запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере (п. п. 1, 2 ст. 3 НК РФ).
Отсутствие подставки из картона, не свидетельствует, что ввозимый товар не является медицинским изделием и к нему невозможно применить данное регистрационное удостоверение. При этом насадка с капельницей в количестве 25 шт., имелась в составе поставляемого набора товара.
Право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, и при этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности, а также по количественным составляющим.
В настоящем случае, регистрационные удостоверения, подтверждающие статус ввозимого товара как медицинского изделия декларантом были представлены, соответственно, оснований для отказа в предоставлении ему льготы у таможенного органа отсутствовали.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" пунктом 2 статьи 164 НК РФ установлена пониженная налоговая ставка 10 процентов при реализации продовольственных и других товаров отдельных наименований, а также предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по определению кодов видов таких товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
При рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения данной налоговой ставки, судам необходимо учитывать, что в силу пункта 1 статьи 4 Кодекса при осуществлении указанных полномочий Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ.
Таким образом, доводы таможни о том, что льгота по уплате НДС может быть предоставлена только при условии ввоза и декларирования товара в том составе (комплекте), который предусмотрен регистрационным удостоверением (приложением к регистрационному удостоверению) Минздрава России несостоятельны и не основаны на нормах действующего налогового и таможенного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства и необходимости возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 января 2024 года по делу N А41-70299/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70299/2023
Истец: ООО "Дели Кли"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: Шенреметьевская таможня