г. Ессентуки |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А25-1496/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Джамбулатова С.И., судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хатукаевым А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы АО "Кавказ.РФ" и Министерства экономического развития Российской Федерации на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.02.2022 по делу N А25-1496/2021, принятое по исковому заявлению Министерства экономического развития Российской Федерации (ИНН 7710349494, ОГРН 1027700575385) и акционерного общества "Кавказ.РФ" (ИНН 2632100740, ОГРН 1102632003320) к обществу с ограниченной ответственностью "ДАУСУЗ-2014" (ИНН 0912004179, ОГРН 1150912000282) о расторжении соглашения и взыскании штрафа, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0912000551, ОГРН 1060912000621), при участии в судебном заседании представителя Министерства экономического развития Российской Федерации - Левенталь Э.Б. (доверенность от 26.05.2023), представителя ООО "ДАУСУЗ-2014" - Чотчаева Ш.С. (доверенность от 25.04.23), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ДАУСУЗ-2014" (далее - ответчик, общество "ДАУСУЗ-2014") о расторжении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики N С-901-АЦ/Д14 от 31.12.2015 и взыскании штрафа в размере 5 000 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - администрация).
Определением суда от 05.10.2021 к участию в деле в качестве соистца привлечено акционерное общество "Кавказ.РФ" (прежнее наименование акционерное общество "Курорты Северного Кавказа").
Решением суда от 17.02.2022 исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, министерство и АО "Кавказ.РФ" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на необоснованные отказа в удовлетворении заявленных по делу ходатайств, нарушение норм права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В судебном заседании представитель ответчика, поддержал доводы, изложенные в отзывах на апелляционные жалобы.
Представитель министерства просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзывов на апелляционные жалобы и возражений, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Рассмотрев ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица АО "УК Архыз", суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Под третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, понимаются такие участвующие в деле лица, которые вступают в дело на стороне истца или ответчика для охраны собственных интересов, поскольку судебный акт по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Из анализа указанных положений процессуального закона следует, что третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
Институт третьих лиц позволяет в едином судебном разбирательстве осуществлять защиту прав и законных интересов участников разных, но вместе с тем связанных между собой правоотношений. Целью участия третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора является предотвращение неблагоприятных последствий для них в будущем, а их интерес в деле носит как процессуальный, так и материально-правовой характер. После разрешения дела судом у третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, могут возникнуть, измениться или прекратиться материально-правовые отношения с одной из сторон.
При решении вопроса о привлечении к участию в деле такого лица арбитражный суд должен дать оценку характеру спорного правоотношения и определить юридический интерес нового участника процесса по отношению к предмету по первоначально заявленному иску.
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в арбитражном суде происходит исходя из предмета и основания, заявленных в иске. При этом под предметом иска понимается материально-правовое требование истца к ответчику, в основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 5150/12).
Лицо, чтобы быть привлеченным в процесс, должно иметь ярко выраженный материальный интерес на будущее. То есть, после разрешения дела судом у таких лиц возникают, изменяются или прекращаются материально-правовые отношения с одной из сторон. Иными словами, после разрешения дела между истцом и ответчиком у третьего лица возникает право на иск или у сторон появляется возможность предъявления иска к третьему лицу, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.
Предметом спора по делу является расторжении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики N С-901-АЦ/Д14 от 31.12.2015 и взыскании штрафа в размере 5 000 000 руб.
При этом, общество "УК Архыз" не является стороной соглашения и субъектом рассматриваемых правоотношений, каких-либо выводов о правах и обязанностях общество "УК Архыз" решение суда от 17.02.2022 не содержит.
Ссылка АО "КАВКАЗ.РФ" о том, что на основании соглашения от 15.06.2022, приказов Министерства от 15.06.2022 N 316 (в редакции приказа от 20.07.2022 N 375), обществу "УК Архыз" переданы отдельные полномочия по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, а также возложено управление и распоряжение земельными участками и иными объектами недвижимости в границах вышеуказанной особой экономической зоны с приложением перечня земельных участков и иных объектов недвижимости, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанными приказами Министерства не предусмотрена передача функций управляющей компании и как следствие замену стороны по ранее заключенным сделкам.
31.12.2015 между министерством и обществами "ДАУСУЗ-2014" (Резидент) и "Курорты Северного Кавказа" (Управляющая компания) было заключено соглашение об осуществлении туристко-рекреационной деятельности в особой экономической зане, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики N С-901-АЦ/Д14.
Предметом соглашения является: ведение резидентом туристко-рекреационной деятельности в особой экономической зане, в соответствии с бизнес-планом; строительство и эксплуатация комплекса предприятий рекреационного, торгово-развлекательного и перерабатывающего назначений, включающих в себя коттеджный комплекс, комплекс национальных подворий, историко-художественный центр, минипекарню, кафе, продовольственную лавку; создание резидентом туристско-рекреационного комплекса на территории ВТРК "Архыз" в соответствии с прилагаемым к настоящему соглашению бизнес-планом; создание управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных настоящим соглашением, характеристики которых отвечают потребностям резидента (пункт 1 соглашения).
Согласно разделу 2.5 соглашения резидент обязан: вести на территории особой экономической зоны только деятельность, предусмотренную настоящим соглашением (пункт 2.5.1); в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, осуществить инвестиции в сумме не менее чем 95 063 600 руб., в том числе капитальные вложения в сумме не менее чем 95 063 600 руб. (пункт 2.5.2); направить в министерство не позднее 90 рабочих дней с даты заключения соглашения оформленное в соответствии с требованиями законодательства РФ заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны (пункт 2.5.3.); направить в министерство заявление о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, оформленное в соответствии с требованиями законодательства РФ, не позднее 30 рабочих дней с даты заключения договора аренды земельного участка (пункт 2.5.4.); в срок не позднее 360 рабочих дней со дня получения резидентом в соответствии с пунктом 2.1.6 соглашения технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения предоставить в министерство положительные заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, необходимые для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом за исключением случаев, когда проведение обязательной государственной экспертизы не требуется в соответствии с законодательством РФ (пункт 2.5.5); оплатить расходы, связанные с проведением экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (пункт 2.5.6.); оплатить расходы по формированию и государственному кадастровом учету земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и предоставляемого резиденту в аренду, в случае, если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет (пункт 2.5.7.); согласовывать с управляющей компанией принимаемые в проекта технические решения по подключению/присоединению объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологическом присоединении к электрическим сетям, расчеты-обоснования по объемам потребления ресурсов и коммунальных услуг, а также выбросам и сбросам, воздействию на окружающую природную среду, мероприятия пожарной безопасности и охраны объектов, транспортные схемы и схемы логистики поставок на период строительства и эксплуатации, разрабатываемые в составе проектно-сметной документации (пункт 2.5.8.); осуществлять строительство объекта в порядке, на условиях и в сроки предусмотренные бизнес-планом и проектной документацией (пункт 2.5.9.); выполнять строительно-монтажные работы, использовать строительную и транспортную технику с условием максимальной сохранности территории особой экономической зоны и объектов, расположенных на территории особой экономической зоны, проводить мероприятия по защите существующих коммуникаций и сооружений. В случае повреждения объектов инфраструктуры особой экономической зоны по вине резидента компенсировать их восстановление за свой счет (пункт 2.5.10.); заключить с управляющей компанией договоры на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами, коммунальными услугами и на оказание иных услуг, связанных с объектами инфраструктуры особой экономической зоны (пункт 2.5.11.); предоставить управляющей компании проектную документацию, а также положительное заключение экспертизы указанной проектной документации в случае, если проведение экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2.5.12); запрашивать у управляющей компании изменение объемов и мощностей потребляемых топливно-энергетических ресурсов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2.5.13.); согласовывать с управляющей компанией изменения графика строительства, графика подключения/присоединения объекта капитального строительства, графиков потребления соответствующих ресурсов (пункт 2.5.14.); информировать управляющую компанию об изменении сроков строительства объекта (пункт 2.5.15); оказывать содействие министерству в части осуществления контроля за выполнением условий настоящего соглашения, в том числе обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц министерства к объектам инфраструктуры особой экономической зоны, принадлежащим резиденту и находящимся в границах особой экономической зоны, представлять в министерство в устной и письменной форме необходимую для осуществления контроля информацию (пункт 2.5.16.).
При проведении плановых проверок на предмет исполнения условий соглашения составлены акты и установлены следующие нарушения: резидент не осуществил инвестиции, предусмотренные пунктом 2.5.2. соглашения, а также в нарушение пункта 2.5.9. соглашения не соблюдены сроки осуществления строительства объектов, предусмотренные бизнес-планом (акт от 14.02.2018 N 15); неосуществление предусмотренной соглашением деятельности, и инвестиций, предусмотренных пунктом 2.5.2. соглашения в сроки, которые предусмотрены соглашением и прилагаемым к нему бизнес-планом, не соблюдены сроки осуществления строительства объектов, предусмотренные бизнес-планом, а также не представлены документы, подтверждающие исполнение обязательств, установленных пунктами 2.5.3-2.5.8, 2.5.10-2.5.15, и в нарушение пункта 2.5.16 резидентом к проверке не в полном объеме представлена информация, необходимая для осуществления контроля за выполнением условий соглашения (акт от 21.08.2020 N 7ПП-2020).
Министерство направило в адрес резидента письмо от 17.03.2021 N Д36и-7366 содержащее требование о расторжение соглашения N С-901-АЦ/Д14.
Претензия министерства оставлена без ответа, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском Федеральном округе" на территории Северо-Кавказского Федерального округа созданы туристско-рекреационные особые экономические зоны, объединенные в туристический кластер, в том числе особая экономическая зона создана на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ, особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
Согласно статье 19 Закона N 116-ФЗ действие соглашения об осуществлении деятельности прекращается: 1) по окончании срока, на который оно было заключено; 2) в случае его расторжения; 3) в случае досрочного прекращения существования особой экономической зоны; 4) в случае прекращения деятельности юридического лица или деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
По условиям статьи 20 Закона N 116-ФЗ расторжение соглашения об осуществлении деятельности допускается по соглашению сторон, а также по решению суда по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.
В силу части 3 статьи 20 Закона N 116-ФЗ существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является:
1) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;
2) неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации факта неосуществления деятельности;
3) непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;
4) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением.
Согласно части 7 статьи 20 Закона N 116-ФЗ в случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности расходы, понесенные в связи с его исполнением резидентом особой экономической зоны, не возмещаются.
Кроме того, при досрочном прекращении действия соглашения об осуществлении деятельности в связи с существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном указанным соглашением.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению его сторон либо по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Министерство в качестве одного из оснований для расторжения соглашения, ссылается на неосуществление предусмотренной соглашением деятельности.
Как правильно указал суд первой инстанции, право на расторжение соглашения по этой причине на основании акта проверки от 21.08.2020 N 7ПП-2020 возникнет у министерства, не ранее чем 22.08.2022 (по истечении 24 месяцев с установления факта).
Из пояснений резидента следует, что в июне 2016 года с управляющей компанией были согласованы границы земельных участков номерами 09:06:0021602:370, 09:06:0021602:371, 09:06:0021602:372, 09:06:0021602:373, 09:06:0021401:1563.
После выполнение кадастровых работ и изготовления межевых планов, управляющей компанией проводились работы по снятию обременений с земельных участков в связи с чем сроки подачи заявлений о предоставлении в аренду земельных участков были сдвинуты на 8 месяцев.
При этом, доказательства опровергающие данные доводы управляющей компанией в материалы дела не представлены.
01.04.2017 резидентом были поданы заявления о предоставлении в аренду вышеупомянутых земельных участков.
27.04.2017 между управляющей компаний (арендодатель) и обществом "ДАУСУЗ-2014" (арендатор) заключен договор аренды N Д-ДЗИО-17-043, по условиям которого обществу были предоставлены в аренду следующие земельные участки: площадью 2000 кв.м., кадастровый номер 09:06:0021401:1563, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Архызское СП, урочище Лунная поляна; площадью 12 696 кв.м., кадастровый номер 09:06:0021602:370, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская; площадью 9 130 кв.м., кадастровый номер 09:06:0021602:371, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, р-н Зеленчукский, РГКУ Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 43, части выделов 2,3,4,5,6,7; площадью 520 кв.м., кадастровый номер 09:06:0021602:372, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, часть квартала 44; площадью 5 652 кв.м., кадастровый номер 09:06:0021602:373, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, р-н Зеленчукский, Архызское СП, в 600 метрах северо-западнее туристической базы Романтик.
В соответствии с пунктом 2.5.4 соглашения резидент обязан направить в министерство заявления о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не позднее 30 рабочих дней с даты заключения договора аренды земельного участка.
Пунктом 2.1.6 соглашения на министерство возложена обязанность получить технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и передать их резиденту, осуществляющему строительство или реконструкцию в границах особой экономической зоны, в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения соответствующих заявлений резидента.
07.07.2017 резидент обратился в управляющую компанию с целью получения градостроительных планов земельных участков и технических условий на подключения к сетям инженерно-технического обеспечения ВТРК "Архыз".
Письмом от 25.07.2017 исх. N 60-17-1643 управляющая компания направила резиденту технические условия для проектирования объектов резидента особой экономической зоны, к сетям электроснабжения, к сетям водоснабжения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства, к сетям водоотведения, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства.
При этом, технические условия подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газоснабжения в адрес резидента не направлялись.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 8 Закона 116-ФЗ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию.
В силу части 2 и части 4 Закона 116-ФЗ реализация полномочий, предусмотренных пунктом 11 части 1 статьи 8 Закона, может быть передана либо управляющей компании, либо исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующего соглашения.
Полномочия по предоставлению технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам осуществлялось Министерством в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством экономического развития Российской Федерации государственной услуги "Получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию", утвержденным приказом Министерства от 07.03.2014 N 114.
В силу пунктов 10 и 11 Административного регламента под услугой понимается получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию, при этом, предоставление государственной услуги осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Административного регламента при предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления городского округа, органами местного самоуправления муниципального района в зависимости от уровня их компетенции по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, с организациями, уполномоченными осуществлять выдачу Технических условий и информации о плате за присоединение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
При этом, при предоставлении государственной услуги Минэкономразвития России не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации (пункт 13 Административного регламента).
С учетом изложенного, доводы истцов о необходимости обращения резидента с целью получения технических условий к сетям газоснабжения непосредственно в адрес АО "Газпром газораспределение Черкесск", противоречат условиям соглашения и положениям статьи 8 Закона 116-ФЗ.
Определением Зеленечукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.06.2017 возбуждено гражданское дело N 2-364/2017 по иску Кипкеева Р.К. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и Администрации Зеленчукского муниципального района об установлении границ земельного участка. При этом, истцом были заявлены требования о признании недействительными и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков, в том числе земельных участков кадастровыми номерами 09:06:0021602:370, 09:06:0021602:371, 09:06:0021602:372, 09:06:0021602:373. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество "ДАУСУЗ-2014", общество "Курорты Северного Кавказа".
Определением Зеленечукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.06.2017 по гражданскому делу N 2-364/2017 приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Карачаево-Черкесской Республике осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0021602:370, 09:06:0021602:371, 09:06:0021602:372, 09:06:0021602:373.
Также было подано исковое заявление Джатдоевой Л.Ш. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике и Администрации Зеленчукского муниципального района об исключении сведений о координатах поворотных точек и мерах длин, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, в том числе земельных участков кадастровыми номерами 09:06:0021602:370, 09:06:0021602:371, 09:06:0021602:372, 09:06:0021602:373. Возбуждено производство по гражданскому делу N -568/2017.
Определением суда от 12.07.2017 общество "Курорты Северного Кавказа" привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением Зеленечукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики суда от 04.09.2017 вышеуказанные гражданские дела были объединены в одно производство.
Таким образом, с 09.06.2017 имелись правопритязания в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0021602:370, 09:06:0021602:371, 09:06:0021602:372, 09:06:0021602:373, предоставленных в аренду обществу "ДАУСУЗ-2014" для использования на основании соглашения N С-901-АЦ/Д14.
Письмом от 13.07.2017 резидент проинформировал управляющую компанию относительного судебного разбирательства и о возможном срыве реализации проекта по независящим от него обстоятельствам. При этом, резидент предложил рассмотреть возможность предоставления альтернативного земельного участка аналогичной площади.
Управляющая компания, письмом от 02.10.2017 исх. N 60-17-2197 направило в адрес резидента схему границ территории для выбора альтернативного варианта размещения Этнографической деревни.
Резидент, письмом от 24.10.2017 сообщил управляющей компании, что на предложенном альтернативном участке обеспечение инженерными сетями не соответствует условиям, которые прописаны в соглашении N С-901-АЦ/Д14. При этом, резидент просил рассмотреть вопрос о предоставлении другого земельного участка с возможностью обеспечения инженерными сетями.
Предложенный земельный участок располагался не в пос. Романтик, а в пос. Лунная Поляна, при этом, сам участок расположен на скалистой местности в достаточно отдаленном районе, где отсутствуют какие-либо коммуникации и инфраструктура, соответственно, создание комплекса предприятий рекреационного, торгово-развлекательного и перерабатывающего назначений в данной местности согласно утвержденного бизнес-плана не представлялось возможным.
Доказательства, опровергающие указанные доводы в материалы дела не представлены.
Управляющая компания, письмом от 31.01.2017 исх.N 60-17-2420 сообщила резиденту об отсутствии возможности предоставить альтернативный земельный участок взамен ранее предоставленных земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0021602:370, 09:06:0021602:371, 09:06:0021602:372, 09:06:0021602:373.
При этом, управляющая компания, ссылаясь на то, что в настоящий момент указанные земельные участки являются спорной территорией, права на которые оспариваются в суде, предложила рассмотреть возможность отложения освоения этих участков до окончания судебного процесса. Также управляющая компания предложила первоначально вложить заявленные бизнес-планом инвестиции в строительство коттеджного комплекса на предоставленном в аренду земельном участке с кадастровым номером 09:06:0021401:1563.
Согласно пункту 2.5.14 соглашения резидент обязан согласовывать с управляющей компанией изменения графика строительства.
Письмом от 14.11.2017 исх. N 34 резидент предложил управляющей компании рассмотреть вопрос о заключении дополнительного соглашения с целью приостановления сроков реализации соглашения до окончания судебного разбирательства в части земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0021602:370, 09:06:0021602:371, 09:06:0021602:372, 09:06:0021602:373.
Несмотря на обращение резидента, дополнительное соглашение не было подписано между сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 116-ФЗ в случае, если резидент особой экономической зоны намерен изменить условия соглашения об осуществлении деятельности, связанные с изменением бизнес-плана, он представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, заявление, а также бизнес-план, форма которого устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом, изменения, вносимые в соглашение об осуществлении деятельности и не связанные с изменением его существенных условий, оформляются дополнительным соглашением с предоставлением резидентом особой экономической зоны документов, подтверждающих обоснованность внесения изменений в соглашение об осуществлении деятельности без рассмотрения экспертным советом по соответствующим особым экономическим зонам (пункт 7 статьи 18 Закона N 116-ФЗ).
Как правильно указал суд первой инстанции, для внесения изменений в бизнес-план резиденту необходимо было располагать информацией относительно результатов рассмотрения гражданского дела Зеленечукским районным судом Карачаево-Черкесской Республики. Гражданское дело находилось в производстве суда с 09.06.2017, и было рассмотрено судом по существу лишь 07.06.2021 и на момент вынесения обжалуемого решения настоящее время находилось на рассмотрении в апелляционной инстанции в Верховном суде Карачаево-Черкесской Республики.
Таким образом, вывод о том, что в указанный период отсутствовала возможность реализовать свое право на внесение изменений в соглашение в порядке статьи 18 Закона N 116-ФЗ, является правомерным.
Статья 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Из условий соглашения следует, что обязанность резидента построить и ввести в эксплуатацию объекты обусловлена наличием земельных участков предоставленных в аренду.
Использование ответчиком арендованных земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0021602:370, 09:06:0021602:371, 09:06:0021602:372, 09:06:0021602:373 в период с 09.06.2017 было невозможно в виду наличия правопритязаний третьих лиц и судебного разбирательства в суде общей юрисдикции. При этом, удовлетворение иска судом общей юрисдикции привело бы к возникновению негативных последствий в виде расторжения договора аренды и изъятия земельных участков у резидента.
Более того, как было указано ранее, управляющая компания сама предложила ответчику отложить освоение этих участков до окончания судебного разбирательства.
Таким образом, туристско-рекреационная деятельность, предусмотренная соглашением, не велась ответчиком на этих участках по объективным причинам, о чем было известно сторонам соглашения. При этом, несмотря на невозможность использования земельных участков, ответчик продолжал исполнять свои обязательства по внесению арендных платежей.
Письмом от 16.08.2018 резидент направил в адрес управляющей компании проект по строительству коттеджного поселка на территории ВТРК "Архыз".
Положительное заключение проектной документации было получено 28.12.2018.
Постановлением администрации от 21.08.2019 N 712 утвержден градостроительный план земельного участка кадастровым номером 09:06:0021401:1563.
Согласно пункту 7 статьи 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство застройщик должен направит заявление о его выдаче в уполномоченный орган с приложением соответствующих документов.
Вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган подается градостроительный план земельного участка, являющийся документом, входящим в состав формируемого в установленном порядке дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке, в котором содержится информация, в том числе, о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения, а также о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа (пункт 2 части 7 статьи 51, часть 1, пункты 13, 15 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ).
С учетом изложенных норм, резиденту для капитального вложения, определенных соглашением необходимо было получить разрешение на строительство при соблюдении условий, установленных ГрК РФ.
Как и было указано ранее, истцами не были соблюдены условия соглашения в части направления в адрес резидента технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газоснабжения.
В результате невыполнения истцами условий соглашения, резидент был вынужден самостоятельно предпринять меры для получения технических условий подключения к сетям газоснабжения, и разрешение на строительство было получено лишь 12.11.2019.
Согласно разделу 1 соглашения, предметом соглашения является создание управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных соглашением, характеристики которых отвечают необходимым потребностям резидента.
Разделом 2.3 соглашения на управляющую компанию возложены следующие обязательства: обеспечить создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны в срок до 01 апреля 2017 года для обеспечения туристско-рекреационной деятельности резидента, в том числе объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, и иных объектов, а именно: сетей электроснабжения в объеме 0,35 МВт; сетей газоснабжения в объеме 141 м3/сутки; сетей водоснабжения в объеме 55,4 м3/сутки; сетей водоотведения канализационных стоков в объеме 50,6 м3/сутки (пункт 2.3.1 соглашения); выполнить строительство сетей газо-, водоснабжения и водоотведения, электрических сетей особой экономической зоны и обеспечить готовность точек подключения к ним объекта капитального строительства резидента в соответствии с выданными техническими условиями на подключение/присоединение к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, на технологические присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям особой экономической зоны строящегося объекта резидента (пункт 2.3.5 соглашения).
Доказательства выполнения управляющей компанией вышеупомянутых обязательств ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции не представлены.
Управляющей компанией в адрес резидента направлялись технические условия подключения к строящимся сетям водоснабжения и водоотведения. При этом, доказательств того, что данные сети в последующем были построены не представлены.
В целях полного и всестороннего рассмотрения дела судом апелляционной инстанции была назначена судебная экспертиза для определения следующих вопросов:
- какой объем работы выполнен по строительству коттеджного комплекса на территории ВГТРК "Архыз" - урочище Лунная поляна" на предоставленном в соответствии с договором аренды земельного участка N Д-ДЗИО-17-043 от 27.04.2017 (кадастровый номер земельного участка 09:06:0021401:1563?;
- какова стоимость проведенных работ по строительству коттеджного комплекса на территории ВГТРК "Архыз" - урочище Лунная поляна" на предоставленном в соответствии с договором аренды земельного участка N Д-ДЗИО-17-043 от 27.04.2017 (кадастровый номер земельного участка 09:06:0021401:1563?
Из полученного заключения эксперта N 81/2023 от 17.01.2024 по первому вопросу следует, что адрес расположения: комплекса на территории ВГТРК "Архыз" -урочище "Лунная поляна", земельный участок с кадастровым номером 09:06:0021401:1563;
объект исследования представляет собой объект незавершенного строительства;
на дату проведения осмотра объект имел два возведенных этажа, осуществлен частичный монтаж каркаса для третьего и четвертого этажей;
имеет сборно-монолитный каркас;
габаритные размеры здания 15-м х 38,5-м;
шаг между осями колон составляет 6.
По результатам произведенного визуально-инструментального осмотра был определен состав работ и материалов по возведению объекта незавершенного строительства:
N |
Обоснование |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Общестроительные работы подземной части (согласно представленной исполнительной документации) | ||||
1 |
ФЕР01-01-036-03 |
Планировка площадей бульдозерами мощностью: 132 кВт (180 л.с.) 1. Предварительная (грубая) планировка площадей со срезкой неровностей грунта и засыпка впадин. |
1000 м2 |
1,15 |
2 |
ФЕР01-01-012-02 |
Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 2,5 (1,5-3) мЗ, группа грунтов 2 1. Разработка грунта экскаваторами с погрузкой на автомобили-самосвалы. 2. Планировка поверхности забоя и земляного полотна забойной дороги бульдозером. 3. Содержание забойной дороги. 4. Вспомогательные работы, выполняемые вручную, связанные с устройством водоотводных канав или ограждающих валиков, с переходом экскаватора с одного места на другое и из забоя в забой и т.д. |
1000 мЗ |
7,478 |
3 |
ФЕР01-01-016-02 |
Работа на отвале, группа грунтов: 2-3 1. Перемещение и разравнивание выгруженного грунта из автомобилей- самосвалов. 2. Содержание проездов на отвале. 3. Очистка кузовов автомобилей- самосвалов при их выгрузке. |
1000 мЗ |
0,517 |
4 |
ФЕР01-02-057-03 |
Разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, группа грунтов: 3 1. Разработка грунта с выбрасыванием на бровку. 2. Зачистка дна и поверхности стенок. 3. Откидка грунта от бровки. |
100 мЗ |
0,4496 |
5 |
ФЕР01-02- |
Уплотнение грунта пневматическими |
100 |
3,375 |
|
005-01 |
трамбовками, группа грунтов: 1-2 1. Уплотнение грунта. |
мЗ |
|
6 |
ФЕР01-02- |
Устройство грунтовых подушек на |
1000 |
0,0686 |
|
010-01 |
просадочных грунтах методом послойной укатки 1. Планировка дна котлована. 2. Доувлажнение поверхностного слоя дна котлована с уплотнением его укаткой. 3. Планировка водозащитного вала. 4. Рыхление грунта в резерве. 5. Подготовка грунта в резерве (доувлажнение грунта). 6. Отсыпка грунта слоями с перемещением его из резерва в котлован. 7. Уплотнение каждого слоя грунта для создания грунтовой подушки. |
мЗ |
|
7 |
ФЕР08-01-002-03 |
Устройство основания под фундаменты: гравийного 1. Разравнивание и трамбование основания. |
мЗ |
126,72 |
8 |
ФССЦ- |
Гравий М 400, фракция 20-40 мм |
мЗ |
145,728 |
|
02.2.01.02- |
|
|
|
|
1098 |
|
|
|
9 |
ФЕР06-01-001-01 |
Устройство бетонной подготовки 1. Устройство бетонной подготовки. |
100 мЗ |
0,58 |
10 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0003 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В7,5 (М100) |
мЗ |
59,16 |
11 |
ФЕР06-01- |
Устройство железобетонных |
100 |
0,64 |
|
001-05 |
фундаментов общего назначения под колонны объемом: до 3 мЗ 1. Раскрой и установка досок. 2. Установка щитов опалубки. 3. Крепление элементов опалубки |
мЗ |
|
|
|
проволокой и гвоздями строительными. 4. Установка арматуры. 5. Укладка бетонной смеси. |
|
|
12 |
ФССЦ- 08.4.03.03- 0005 |
Сталь арматурная рифленая свариваемая, класс А500С, диаметр 14 мм |
т |
1Д |
13 |
ФССЦ- 08.4.03.03- 0007 |
Сталь арматурная рифленая свариваемая, класс А500С, диаметр 18 мм |
т |
1,78 |
14 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0006 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В15 (М200) |
мЗ |
64,96 |
15 |
ФЕР06-01-001-22 |
Устройство ленточных фундаментов: железобетонных при ширине по верху до 1000 мм 1. Раскрой и установка досок. 2. Установка щитов опалубки. 3. Крепление элементов опалубки проволокой и гвоздями строительными. 4. Установка арматуры. 5. Укладка бетонной смеси. |
100 мЗ |
1,52 |
16 |
ФССЦ- 08.4.03.03- 0005 |
Сталь арматурная рифленая свариваемая, класс А500С, диаметр 14 мм |
т |
4,011 |
17 |
ФССЦ- 08.4.03.03- 0007 |
Сталь арматурная рифленая свариваемая, класс А500С, диаметр 18 мм |
т |
6,021 |
18 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0006 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В15 (М200) |
мЗ |
154,28 |
19 |
ФЕР08-01-003-07 |
Гидроизоляция боковая обмазочная битумная в 2 слоя по выровненной поверхности бутовой кладки, кирпичу, бетону 1. Огрунтовка поверхности. 2. Нанесение слоев битумной мастики с разогреванием ее. |
100 м2 |
4,272 |
20 |
ФССЦ- 01.2.03.03- 0011 |
Мастика битумная гидроизоляционная МГ-1 |
т |
1,02528 |
21 |
ФССЦ- 01.2.01.02- 0001 |
Битум горячий |
т |
0,068352 |
22 |
ФЕР01-01-033-02 |
Засыпка траншей и котлованов с перемещением грунта до 5 м бульдозерами мощностью: 59 кВт (80 л.с), группа грунтов 2 1. Перемещение грунта с засыпкой траншей и котлованов. |
1000 мЗ |
0,781 |
23 |
ФЕР01-01-033-08 |
При перемещении грунта на каждые последующие 5 м добавлять: к расценке01-01-033-02 Перемещение грунта с засыпкой траншей и котлованов. |
1000 мЗ |
0,781 |
24 |
ФЕР01-02-061-02 |
Засыпка вручную траншей, пазух котлованов и ям, группа грунтов: 2 1. Засыпка ранее выброшенным грунтом с разбивкой комьев и трамбованием. 2. Поливка водой при необходимости. |
100 мЗ |
0,327 |
25 |
ФЕР01-02-005-01 |
Уплотнение грунта пневматическими трамбовками, группа грунтов: 1-2 1. Уплотнение грунта. |
100 мЗ |
0,0981 |
26 |
ФССЦпг-03-01-02-040 |
Перевозка грузов II класса автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 15 т на расстояние до 40 км |
1 т груза |
14,006 |
Раздел 2 |
Первый этаж |
|||
27 |
ФЕР11-01-001-01 |
Уплотнение грунта:гравием 1. Планировка основания. 2. Поливка грунта водой. 3. Раскидывание, разравнивание и вдавливание гравия или щебня в грунт. |
100 м2 |
5,78 |
28 |
ФССЦ- 02.2.01.02- 0031 |
Гравий несортированный |
мЗ |
29,478 |
29 |
ФЕР11-01-002-03 |
Устройство подстилающих слоев: гравийных 1. Планировка основания. 2. Устройство подстилающего слоя с разравниванием и уплотнением. |
мЗ |
115,6 |
30 |
ФССЦ- 02.2.01.02- 0031 |
Гравий несортированный |
мЗ |
147,968 |
31 |
ФЕР06-13-001-03 |
Устройство стен и плоских днищ при толщине: до 150 мм прямоугольных сооружений 1. Раскрой и установка досок. 2. Установка щитов опалубки. 3. Крепление элементов опалубки проволокой и гвоздями строительными. 4. Установка и сварка арматуры. 5. Укладка бетонной смеси. |
100 мЗ |
0,026 |
32 |
ФССЦ- 08.4.03.03- 0006 |
Сталь арматурная рифленая свариваемая, класс А500С, диаметр 16 мм |
т |
0,2574 |
33 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0008 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В22,5 (М300) |
мЗ |
2,639 |
34 |
ФЕР08-03-002-01 |
Кладка стен из легкобетонных камней без облицовки: при высоте этажа до 4 м 1. Кладка стен из легкобетонных камней. |
мЗ |
17,1 |
|
|
2. Устройство ниш отопления и архитектурных деталей. |
|
|
35 |
ФССЦ- 05.2.03.01- 0001 |
Камни бетонные стеновые из легкого бетона, пустотелые, 50 |
мЗ |
15,732 |
36 |
ФССЦ- 04.3.01.12- 0002 |
Раствор кладочный, цементно-известковый, М25 |
мЗ |
1,881 |
37 |
ФЕР07-05-004-01 |
Установка колонн в стаканы фундаментов массой: до 2 т 1. Закрепление колонн стальными клиньями с последующим их вытаскиванием. 2. Замоноличивание колонн в стаканах фундаментов. |
100 шт |
0,32 |
38 |
ФССЦ- 05.1.03.07- 0745 |
Колонны железобетонные ЗКН 33.47-3-с2, бетон ВЗО, объем 0,76 мЗ, расход арматуры 178,29 кг |
шт |
32 |
39 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0008 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В22,5 (М300) |
мЗ |
2,0544 |
40 |
ФЕР06-07-002-01 |
Устройство поясов: в опалубке 1. Раскрой и установка досок. 2. Установка щитов опалубки. 3. Крепление элементов опалубки гвоздями строительными. 4. Установка и сварка арматуры. 5. Укладка бетонной смеси. |
100 мЗ |
0,4384 |
41 |
ФССЦ- 08.4.03.03- 0007 |
Сталь арматурная рифленая свариваемая, класс А500С, диаметр 18 мм |
т |
5,48 |
42 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0008 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В22,5 (М300) |
мЗ |
44,4976 |
43 |
ФЕР11-01-015-01 |
Устройство покрытий: бетонных толщиной 30 мм 1. Подготовка оснований. 2. Устройство покрытий. 3. Уход за покрытиями. |
100 м2 |
5,401 |
44 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0008 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В22,5 (М300) |
мЗ |
16,52706 |
45 |
ФЕР11-01-015-02 |
Устройство покрытий: на каждые 5 мм изменения толщины покрытия добавлять или исключать к расценке 11-01-015-01 1. Устройство покрытий. |
100 м2 |
5,401 |
46 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0008 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В22,5 (М300) |
мЗ |
2,75451 |
47 |
ФЕР07-05-045-04 |
Установка панелей перекрытий с опиранием: на две стороны площадью до 5 м2 1. Заполнение швов раствором. 2. Бетонирование узлов сопряжений с установкой и разборкой опалубки. |
100 шт |
0,48 |
48 |
ФССЦ- 05.1.06.14- 0022 |
Плиты перекрытия безбалочные с отверстиями и без отверстий, бетон В22,5, размером до 9 м2 |
мЗ |
86,4 |
49 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0008 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В22,5 (М300) |
мЗ |
1,9824 |
Раздел 3. Второй этаж | ||||
50 |
ФЕР07-05-004-04 |
Установка колонн на нижестоящие колонны массой: до 2 т 1. Установка и сварка арматурных полухомутов. 2. Бетонирование стыков с устройством опалубки. 3. Сварка ванным способом межторцевого шва и арматурных выпусков. |
100 шт |
0,32 |
51 |
ФССЦ- 05.1.03.07- 0745 |
Колонны железобетонные ЗКН 33.47-3-с2, бетон ВЗО, объем 0,76 мЗ, расход арматуры 178,29 кг |
шт |
32 |
52 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0008 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В22,5 (М300) |
мЗ |
2,0544 |
53 |
ФЕР07-05-045-04 |
Установка панелей перекрытий с опиранием: на две стороны площадью до 5 м2 1. Заполнение швов раствором. 2. Бетонирование узлов сопряжений с установкой и разборкой опалубки. |
100 шт |
0,45 |
54 |
ФССЦ- 05.1.06.14- 0022 |
Плиты перекрытия безбалочные с отверстиями и без отверстий, бетон В22,5, размером до 9 м2 |
мЗ |
81 |
55 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0008 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В22,5 (М300) |
мЗ |
1,8585 |
Раздел 4. Устройство третьего этажа | ||||
56 |
ФЕР07-05-004-04 |
Установка колонн на нижестоящие колонны массой: до 2 т 1. Установка и сварка арматурных полухомутов. 2. Бетонирование стыков с устройством опалубки. 3. Сварка ванным способом межторцевого шва и арматурных выпусков. |
100 шт |
0,15 |
57 |
ФССЦ- 05.1.03.07- 0745 |
Колонны железобетонные ЗКН 33.47-3-с2, бетон ВЗО, объем 0,76 мЗ, расход арматуры 178,29 кг |
шт |
15 |
58 |
ФССЦ- 04.1.02.05- 0008 |
Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В22,5 (М300) |
мЗ |
0,1215 |
Раздел 5. Устройство четвертого этажа | ||||
59 |
ФЕР07-05-004-04 |
Установка колонн на нижестоящие колонны массой: до 2 т 1. Установка и сварка арматурных полухомутов. 2. Бетонирование стыков с устройством опалубки. 3. Сварка ванным способом межторцевого шва и арматурных выпусков. |
100 шт |
0,15 |
60 |
ФССЦ- 05.1.03.07- 0745 |
Колонны железобетонные ЗКН 33.47-3-с2, бетон ВЗО, объем 0,76 мЗ, расход арматуры 178,29 кг |
шт |
15 |
По второму вопросу экспертом установлено, сделан вывод, что стоимость фактически выполненных работ по строительству коттеджного комплекса на территории ВГТРК "Архыз" - урочище "Лунная поляна" на предоставленном в соответствии с договором аренды земельного участка N Д-ДЗИО-17-043 от 24.07.2017 (кадастровый номер земельного участка 09:06:0021401:1563), составила 12 422 585,05 руб.
Таким образом, доводы истцов относительно неосуществления ответчиком предусмотренной соглашением деятельности, и инвестиций, являются ошибочными.
Данная правовая позиция, согласуется с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.03.2023 по делу N А25-1498/2021.
В силу положения пункта 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Согласно статье 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
В рассматриваемом случае, строительство объекта не было завершено и капитальные вложения внесены не в полном объеме в связи с отсутствием наружных сетей водоснабжения и водоотведения, то есть по вине управляющей компании, не исполнившей встречные обязательства.
Неосуществление инвестиций в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, и, следовательно, неосуществление запланированной деятельности, допущено ответчиком по независящим от резидента обстоятельствам. Кроме того, учитывается и намерение ответчика продолжить осуществление туристско-рекреационной деятельности.
Доводы в части выводов, сделанных экспертом фактически сводятся к несогласию с результатами проведенной экспертизы, тогда как доказательства несоответствия указанного заключения не представлены.
Ходатайства о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы не заявлены.
При этом само по себе несогласие участвующих в деле лиц с результатами экспертизы не свидетельствует о ее недостоверности, неполноте либо неясности.
Одно лишь несогласие лица с выводами экспертизы и наличие у него возражений относительно правильности выводов эксперта не являются безусловным основанием для применения статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой повторная и дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты, возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта. Таких оснований не установлено.
Указание на истечение срока сертификата соответствия эксперта не свидетельствует об отсутствии квалификации эксперта в целом. Кроме того, в подтверждение квалификации эксперта были представлены и иные документы.
Ссылка заявителя на судебную практику признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку заявитель, указывая на аналогичность спора в другом деле требованиям, заявленным по настоящему делу, не учитывает, что по названному делу судами установлены иные конкретные, отличные от настоящего дела, фактические обстоятельства. Судами при рассмотрении дел, на которые ссылается заявитель не принимались обеспечительные меры в виде запрета осуществлять любые регистрационные действия и запрета на осуществление строительных и иных хозяйственных работ.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Стоимость экспертизы согласно выставленному экспертном учреждением счету составляет 75 000 руб. Указанная сумма внесена на депозит апелляционного суда ООО "ДАУСУЗ-2014".
Между тем в судебном заседании представитель ответчика просил отнести расходы на проведение экспертизы на ООО "ДАУСУЗ-2014".
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.02.2022 по делу N А25-1496/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1496/2021
Истец: АО "КУРОРТЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА", Министерство экономического развития Российской Федерации
Ответчик: ООО "Дайсуз-2014"
Третье лицо: Администрацию Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики, АО "КАВКАЗ.РФ"
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3/2022
23.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8202/2022
25.05.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3/2022
17.02.2022 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1496/2021