г. Чита |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А19-20449/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Е.А. Венедиктовой, Т.В. Лоншаковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Д. Размахниной, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 января 2024 года по делу N А19-20449/2023 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) к публичному акционерному обществу "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН, 1023802658714, ИНН 3834002314) о взыскании 829 840 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Попова Е.Э.,представитель по доверенности N ВСЖД-205/Д от 20.10.2023;
от ответчика: не было;
УСТАНОВИЛ:
Истец, ОАО "РЖД", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ответчику, ПАО "КОРШУНОВСКИЙ ГОК" с требованием о взыскании суммы штрафа в размере 829 840 руб. по ст. 98 УЖТ РФ.
Решением суда первой инстанции истцу отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из недоказанности обстоятельств позволяющих удовлетворить заявленные требования.
Истец, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Из апелляционной жалобы следует, что суд не принял во внимание, что перевозчику предоставлено право по проверке соответствия погрузке груза техническим условиям.
Суд не дал оценки Акту контрольной перевеске от 10.06.2023, который свидетельствует об указании ответчиком недостоверных сведений о весе в транспортной железнодорожной накладной
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 27.03.2024.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя истца, пришел к следующим выводам.
В соответствии с положением ст. 260 АПК РФ, с учетом позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.04.2024 N 14-П, ч. 5 и 6 ст. 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, а также вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как указал истец при обращении в суд и следует из решения суда первой инстанции, истец заявил требования о взыскании с ответчика штрафа, установленного ст. 98 УЖТ РФ.
Диспозиция ст. 98 УЖТ РФ предусматривает ответственность грузоотправителей за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов.
Как следует из искового заявления, акта общей формы N 1/9260 от 10.06.2023, коммерческого акта N ВСБ2301419/109 от 10.06.2023, апелляционной жалобы, решения суда первой инстанции, не оспаривается сторонами, в ходе проверки веса вагона 5813799320 отправки по транспортной железнодорожной накладной ЭИ876666, установлено, что нагрузка на первую тележку вагона грузом составляет 49 300 кг, на вторую тележку 33 900 кг.
Разница нагрузки на тележки составляет 15 400 кг. (49 300 - 33 900).
Названное обстоятельство не оспаривается сторонами и в силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ считается установленным.
Суд апелляционной инстанции, оценив указанное, исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
На основании пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 25 УЖТ РФ установлено, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Таким образом, сопровождение груза по пути его следования осуществляется путем оформления транспортной накладной, которая включает в себя сведения о грузе и иные его характеристики.
В соответствии со статьей 26 УЖТ при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу. Определение массы грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Согласно статье 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статей 98 и 111 УЖТ РФ.
В соответствии со статьей 119 УЖТ и пункта 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом от 18.06.2003 N 43 Министерства путей сообщения Российской Федерации, при обнаружении обстоятельств, перечисленных в ст. 98 УЖТ, перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе (статья 119 УЖТ РФ).
Представленные истцом акт общей формы N 1/9260 от 10.06.2023, коммерческий акт N ВСБ2301419/109 от 10.06.2023 полностью соответствуют требованиям их содержания и основаниям составления.
В соответствии со статьей 23 Устава (вместе с комментариями) погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры не должна превышать грузоподъемность этих транспортных средств согласно указанным на кузовах вагонов и контейнеров трафаретам. Содержание данной статьи направлено в первую очередь на рациональное использование вагонов, контейнеров.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта определяет технические нормы при погрузке грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры. Это связано с обеспечением безопасности движения и сохранности транспортных средств - вагонов, контейнеров.
Кроме того, рациональное использование грузоподъемности вагонов и контейнеров достигается также за счет надлежащего размещения и крепления грузов в этих транспортных средствах. Надлежащее размещение груза в вагоне, контейнере предусматривает и равномерное распределение нагрузки его массы по площади пола вагона, контейнера. Это связано, прежде всего, с обеспечением безопасности движения и сохранности подвижного состава.
Общие требования, предъявляемые к размещению и креплению грузов, грузобагажа, определены в технических условиях размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Указанный документ является обязательным для исполнения как перевозчиками (когда погрузка и размещение грузов, грузобагажа осуществляются ими), так и грузоотправителями, осуществляющими погрузку и размещение грузов на путях необщего пользования.
Требования, предъявляемые к подготовке груза для перевозки с целью обеспечения безопасности движения и сохранности груза, вагонов и контейнеров установлены Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденными МПС России 27.05.2003 N ЦМ-943 (далее - Технические условия).
Пунктом 5.1 Технических условий предусмотрено, что предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен к перевозке таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов и сохранность перевозимого груза. С этой целью грузоотправителем должны быть обеспечены:
- прочность узлов и деталей груза, предназначенных для установки средств крепления. При необходимости груз должен быть оборудован приспособлениями для его крепления;
- надежное закрепление груза внутри упаковки;
- подготовка автотракторной техники и сельскохозяйственных машин к перевозке в порядке, установленном соответствующими правилами перевозок железнодорожным транспортом;
- перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова вагона; поверхность груза после погрузки на открытый подвижной состав должна быть разровнена, а при необходимости и уплотнена.
В пункте 5.2 Технических условий также предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности вагонного парка грузоотправители и грузополучатели должны соблюдать требования ГОСТ 22235.
В пункте 4.1.8 ГОСТ 22235 "Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ", введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.11.2010 N 420-ст, установлено, что разница в нагрузке тележек не должна превышать 10 т - для четырехосных вагонов, а максимальная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы не должна превышать нагрузки, установленной ГОСТ 4835, а нагрузка, приходящаяся на колесо, не должна превышать половины этого значения.
В нарушение п. 5.1 Технических условий предъявленный к перевозке груз "Лом черных металлов" не был подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов и сохранность груза.
Согласно п. 2.2.4 Таблицы 2 "Классификатора коммерческих неисправностей грузовых вагонов" от 13.03.2020 N 551/р (Далее - "Классификатор"), превышение допустимой разницы нагрузки по тележкам является коммерческой неисправностью.
Как следует из материалов дела, при контрольном взвешивании вагона N 58137993 было установлено: масса нагрузки на первую тележку - 49 300 кг, масса нагрузки на вторую тележку - 33 900 кг.
В нарушение п. 4.1.8 ГОСТ-22235-2010 разность нагрузки по тележкам составила 15 400 кг, что более допустимого на 5 400 кг.
Данные обстоятельства подтверждаются актами общей формы и коммерческими актами.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, коммерческие акты, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчик в нарушение требований статей 25, 26 УЖТ РФ в железнодорожной накладной N ЭЕ876666 отразил недостоверные сведения относительно надлежащего распределения груза в вагонах N 98137993 указав в графе 33 накладной, что груз размещен и закреплен согласно Техническим условиям размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах от 27.05.2003 N ЦМ-943.
В результате взвешивания и последующего устранения коммерческой неисправности перевозчиком была выявлена разница в нагрузке на тележки вагонов, превышающая установленную нормативными актами величину (10 т), по причине неправильного размещения груза в вагонах.
При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, указанное нарушение свидетельствует о том, что по вине грузоотправителя (ответчика) была создана потенциальная угроза безопасности движения.
В силу статьи 18 УЖТ РФ ответчик, как грузоотправитель, несет ответственность за внесенные в транспортную железнодорожную накладную сведения о массе груза, обязан подготавливать груз для перевозки в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями.
При отсутствии факта занижения грузоотправителем провозной платы, перевозчик имеет право на предъявление и взыскание штрафа.
Доводы ответчика о том, что поскольку груз был принят перевозчиком, то ответственность в дальнейшем несет он, суд апелляционной инстанции признает ошибочными.
В соответствии п. 3.4.1 III ступени контроля (соблюдение грузоотправителями Требований Технических условий, Правил перевозок грузов при приме груза к перевозке) "Регламента многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования и при выдаче груза", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 28.11.2017 N 2451р (Далее - Регламент), работник железнодорожной станции погрузки (приемосдатчик груза и багажа, ДС, ДСМ, НГР или другой уполномоченный работник в зависимости от того, кто принимает груз к перевозке) проверяет при отправлении грузов назначением на станции железных дорог Российской Федерации наличие в графе 1 оборотной стороны оригинала транспортной железнодорожной накладной в соответствии с требованиями пунктов 8.1 и 8.2 раздела 8 главы 1 ТУ ЦМ-943 (в том числе по НТУ и МТУ) и Правил перевозок грузов:
- подписи ответственного работника грузоотправителя (с указанием должности и фамилии полностью), удостоверяющей правильность размещения и крепления груза;
- соответствие номера главы, раздела, рисунка ТУ ЦМ-943, либо эскиза погрузки груза, условиям размещения и крепления предъявленного к перевозке груза в вагоне (контейнере) для указанного в накладной наименования;
- указания в накладной перечня примененных средств крепления, их наименования, размеров и количества в соответствии с ТУ ЦМ-943 или эскизом (при наличии растяжек, обвязок и т.п. указывается их количество и через дробь - число нитей в растяжке, обвязке и т.д.).
Обязанность Перевозчика проверять расположения центра тяжести груза Регламентом и другими нормативными документами ОАО "РЖД" при приемке груза не предусмотрено.
В силу положений ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В связи с указанным, поскольку ответчик заявил в транспортной железнодорожной накладной, в графе 33, что груз размещен и закреплен согласно Техническим условиям размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденными МПС России 27.05.2003 N ЦМ-943, то при принятии вагона у перевозчика не было оснований не доверять данным заверениям грузоотправителя.
То обстоятельство, что в последующем перевозчик осуществил свои полномочия, предусмотренные ст. 27 УЖТ РФ, проверив достоверность сведений указанных ответчиком в транспортной железнодорожной накладной, не свидетельствует о неправомерности действий перевозчика.
Ответчик в суде первой инстанции заявил о снижении размера штрафа на основании статьи 333 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 333 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в пунктах 69, 71, 72, 73, 77, 78 Постановления N 7, пришел к выводу о возможности уменьшить неустойку, подлежащую взысканию на основании статьи 98 УЖТ РФ, на 50%, т.е. до 414 920 руб., исходя из того, что размер неустойки снижается в целях стимулирования ответчика к добросовестному исполнению своих обязанностей, как грузоотправителя в будущем, учитывая, что снижение неустойки является правом суда, уменьшенный размер неустойки соответствует принципам необходимости соблюдения баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших в результате нарушения обязательств, и недопущения извлечения какой-либо финансовой выгоды одной из сторон за счет другой, в связи с начислением штрафных санкций. Указанное применение статьи 333 ГК РФ согласуется как с диспозицией этой нормы, так и с практикой применения норм права о неустойке.
Учитывая указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у него оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены решения суда в порядке ст. 270 АПК РФ, как принятого при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применение норм материального права.
Исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
(Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.04.2024 N Ф04-639/2024 по делу N А45-24241/2023, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.11.2023 N Ф09-6811/23 по делу N А07-40727/2022, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.09.2023 N Ф10-4690/2023 по делу N А36-5037/2022, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.08.2023 N Ф03-3135/2023 по делу N А73-20936/2022, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.10.2022 N Ф03-4666/2022 по делу N А51-13629/2021).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "18" января 2024 года по делу N А19-20449/2023 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с публичного акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН, 1023802658714, ИНН 3834002314) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) 414 920 руб. неустойки, 22 597 руб. государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Е.А. Венедиктова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20449/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ПАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат"