г. Москва |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А40-250909/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Роникс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2024 по делу N А40-250909/23,
по заявлению ООО "Роникс"
к Департаменту городского имущества г.Москвы
об оспаривании решения, об обязании
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Горчакова Е.А. по доверенности от 11.12.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Роникс" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества Москвы (ответчик, Департамент, ДГИ г. Москвы) N 33-5-116120/23-(0)-2 от 24.08.2023 и N33-5-116313/23-(0)-2 2 от 24.08.2023 об отказе в предоставлении государственной услуги в виде предоставления земельных участков в аренду правообладателю зданий, строений, сооружений (ООО "Роникс"), расположенных на земельном участке в отношении земельных участков с адресными ориентирами: 105318, г. Москва, ул. Ибрагимова, дом 31 А, строение 3 с кадастровым номером 77:03:0003016:8289) и строение 4 с кадастровым номером 77:03:0003016:8290, об обязании предоставить ООО "Роникс" земельные участки в аренду: с кадастровым номером 77:03:0003016:8289 с адресным ориентиром: 105318, г. Москва, ул. Ибрагимова, дом 31 А, стр. 3, с кадастровым номером 77:03:0003016:8290 с адресным ориентиром: 105318, г. Москва, ул. Ибрагимова, дом 31 А, стр. 4.
Решением от 06.02.2024 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, ООО "Роникс" принадлежат на праве собственности нежилые здания, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Ибрагимова, вл.31А: строение 3 и строение 4.
Здание по адресу г. Москва, ул. Ибрагимова, Д.31А, стр.3 имеет кадастровый номер 77:03:0003016:7862, номер и дата государственной регистрации права N 77-77-03/118/2010-911 от 26.11.2010 г.
Здание по адресу г. Москва, ул. Ибрагимова, Д.31А, стр.4 имеет кадастровый номер 77.03:0003016:7875 номер и дата государственной регистрации права N 77-77-03/118/2010-908 от 26.11.2010 г.
Общество обратилось в ДГИ г. Москвы с заявлением от 17.07.2023 N Б/Н (вх. от 17.07.2023 N 33-5-116120/23-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: 105318, г. Москва, ул. Ибрагимова Дом 31А строение 3 (кадастровый номер 77:03:0003016:8289) и с заявлением от 18.07.2023 N Б/Н (от 18.07.2023 N 33-5-116313/23-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: 105318, г. Москва, ул. Ибрагимова Дом 31 А, стр. 4 (кадастровый номер 77:03:0003016:8290).
24.08.2023, руководствуясь административным регламентом (п.2.10.1.32), уведомлениями от 24.08.2023 г. N 33-5-116120/23-(0)-2 и N 33-5-116313/23-(0)-2, Департамент сообщил обществу об отказе в предоставлении государственной услуги в виде предоставления земельных участков в аренду правообладателю зданий, строений, сооружений (ООО "Роникс"), расположенных на земельном участке, в отношении земельных участков с адресными ориентирами: 105318, г. Москва, ул. Ибрагимова, дом 31 А, стр. 3 (кадастровый номер 77:03:0003016:8289) и стр. 4 (кадастровый номер 77:03:0003016:8290).
Не согласившись с оспариваемым решением Департамента, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Роникс" требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта Департамента.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, предоставление государственных услуг в сфере имущественно-земельных отношений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ). одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
В целях реализации вышеуказанных полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП (далее - Постановление N 199-ПП) утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом.
Постановление N 199-ПП имеет статус нормативного правового акта, следовательно, при предоставлении государственных услуг в сфере земельно-правовых отношений Департамент, а также лица, обращающиеся за получением государственных услуг, обязаны руководствоваться данным документом и не пренебрегать положениями последнего.
17.07.2023 и 18.07.2023 в адрес Департамента от заявителя через раздел "Услуги и сервисы" сайта Мэра Москвы поступил запрос на предоставление государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке".
Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" (далее - Административный регламент) утвержден в Приложении N 13 к Постановлению N 199-ПП.
Таким образом, обращение заявителя рассмотрено Департаментом с учетом положений раздела 2.8 Административного регламента, в рамках отведенных полномочий.
Департамент рассмотрел запросы от 17.07.2023 и 18.07.2023 по вопросу предоставления государственной услуги в отношении земельного участка с адресным ориентиром: 105318, г. Москва, Улица Ибрагимова Дом 31А Строение 4 (кадастровый номер 77:03:0003016:8290) и 105318, г. Москва, Улица Ибрагимова Дом 31А Строение 3 (кадастровый номер 77:03:0003016:8289).
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным п. 1.13 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 2.10.1.32. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является: Наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Порядок выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) размещения объектов недвижимости регламентирован постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
В рамках положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, Департаментом получен Акт Госинспекции по недвижимости от 27.07.2023 N 9036040, в соответствии с которым подтвержден факт наличия незаконного размещенного объекта на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Ибрагимова, вл. 31А/3, а именно: пристройка площадью 18,7 кв.м и пристройка площадью 37,6 кв.м к зданию с кадастровым номером 77:03:0003016:7862 обладают признаками незаконного строительства и Акт Госинспекции по недвижимости от 27.07.2023 N 9036041, в соответствии с которым подтвержден факт наличия незаконного размещенного объекта на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Ибрагимова, вл. 31А/4, а именно: пристройка площадью 50,4 кв.м (площадь застройки 53,9 кв.м) и пристройка площадью 18 кв.м к зданию с кадастровым номером 77:03:0003016:7875 обладают признаками незаконного строительства.
Акты Госинспекции по недвижимости об устранении допущенных нарушений земельного законодательства в Департамент не поступали.
Согласно ст. 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Согласно п.1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
В соответствии с указанным положением Госинспекция обладает полномочиями по выявлению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контролю за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого использования) земельного участка.
В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
В Определении Верховного суда Российской Федерации от 14.08.2014 N 18-КГ14-76 указано, что в случае наличия у объектов недвижимости признаков самовольной постройки, нахождение на спорном земельном участке данных объектов само по себе не может являться основанием для возникновения у истца права на предоставление ему этого земельного участка, поскольку право собственности истца на указанные постройки судом не признавалось, как того требует пункт 3 статьи 222 ГК РФ - право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" до 1 января 2025 года органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на предоставление земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, вправе по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами города Москвы, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, указанной нормой федерального закона субъекту РФ предоставлено право применять законы, устанавливающие дополнительные основания для отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа.
Согласно п. 5 ст. 4.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", основаниями для принятия до 1 января 2025 года решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, является наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Акт Госинспекции о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка в Департамент не поступал.
Таким образом, предоставив запрашиваемую государственную услугу, Департамент нарушил бы как федеральное, так и региональное законодательство.
Кроме того, ввиду наличия признаков самовольного строительства, указанные объекты по адресу: ул. Ибрагимова, д. 31а, стр. 3 и ул. Ибрагимова, д. 31а, стр. 4 в установленном порядке включены в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (под номерами 5391 и 5392).
Пунктом 4 части 5 статьи 4.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" определено, что основанием для принятия до 1 января 2025 года решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" до 1 января 2025 года органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на предоставление земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, вправе по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами города Москвы, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 77:03:0003016:8290 и 77:03:0003016:8289 объекты включены в приложение N 2 Перечня 819-ПП (п.5391 ип.5392).
При указанных обстоятельствах, предоставив запрашиваемую государственную услугу, Департамент нарушил бы как федеральное, так и региональное законодательство.
Означенная правовая позиция сгласуется с позицией изложенной в Определениях ВС РФ от 21.10.2021 N 305-ЭС21-18574, от 21.09.2021 N 305-ЭС21-13272.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Департамента является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.02.2024 по делу N А40-250909/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-250909/2023
Истец: ООО "РОНИКС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ