г. Владимир |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А43-14875/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 27.04.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой Е.С.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - общества с ограниченной ответственностью "Спецтехника СПБ" - представитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом;
от ответчика - Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Нижегородстройзаказчик" - представитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: акционерного общества "Специализированный застройщик Нижегородской области "Дирекция по строительству", Прокуратуры Нижегородской области - представители не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецтехника СПБ" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2023 по делу N А43-14875/2023, по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецтехника СПБ" (ОГРН 1117847138991, ИНН 7816511010) к Государственному казенному учреждению Нижегородской области "Нижегородстройзаказчик" (ОГРН 1085260013431, ИНН 5260235162) о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения государственных контрактов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецтехника СПБ" (далее - ООО "Спецтехника СПБ") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Государственному казенному учреждению Нижегородской области "Нижегородстройзаказчик" (далее - ГКУ НО "Нижегородстройзаказчик") о признании недействительными решений об одностороннем отказе от исполнения государственных контрактов от 29.06.2021 N 1118, от 30.06.2021 N 1119, от 06.07.2021 N 1120 (с учетом объединения требований по делам N А43-14875/2023, N А43-14876/2023, N А43-14877/2023 в одно производство).
Исковые требования основаны на статьях 10, 191, 193, 450.1 (пункт 5) Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2023 по делу N А43-14875/2023 в удовлетворении исковых требований ООО "Спецтехника СПБ" отказано.
ООО "Спецтехника СПБ", не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пунктов 1, 2, 3, 4 части 1, 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование незаконности принятого судебного акта заявитель указал, что повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта также основано на нарушении сроков выполнения работ исполнителем. Однако пункт 5 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не предоставляет такое право исполнителю. Ответчик не вправе расторгать контракты ссылаясь на просрочку исполнения контракта, спустя 9 месяцев после окончания срока исполнения обязательств по контракту, поскольку его действия существенно противоречат предшествующему поведению, в силу которого заказчик подтверждал действие контрактов. А исполнитель выполнял обязательства по контракту, как во время его действия, так и после расторжения. Резюмируя, заявитель считает, что учреждение неправомерно вынесло решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов.
Нарушение норм процессуального права заявитель усматривает в необоснованном отклонении судом ходатайства о приостановлении производства по делу до разрешения споров, предметом которых является установления факта выполнения работ по контрактам.
Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В заявлении от 19.04.2024 ГКУ НО "Нижегородстройзаказчик" ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Установлено, что между учреждением (государственным заказчиком) и ООО "Спецтехника СПб" (исполнителем) были заключены государственные контракты:
-N 1118 от 29.06.2021, по условиям которого государственный заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательство выполнить проектные, изыскательские работы и комплекс работ по строительству объекта: "ФАП в д. Кузнецово г.о.г. Чкаловск (ГБУЗ НО "Чкаловская центральная районная больница")", а именно: инженерные изыскания и разработку проектной и рабочей документации и передать результат государственному заказчику; комплекс строительно-монтажных работ.
В силу пункта 2.1 контракта его цена определена в соответствии со Сметой государственного контракта (Приложения N 2) и составила 9 260 400 руб., в том числе НДС 20%.
В соответствии с пунктами 3.2-3.6 контракта срок выполнения:
-1 этапа "Выполнение изыскательских работ (кроме археологических исследований)" - в течение 30 дней со дня заключения контракта;
-2 этапа "Разработка проектной документации в составе согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; археологические исследования" - в течение 60 дней со дня заключения контракта;
-3 этапа "Сопровождение государственной экспертизы" - в течение 90 дней со дня заключения контракта;
-4 этапа "Разработка рабочей документации" - 100 дней со дня заключения контракта;
-5 этапа "Комплекс работ по строительству объекта" - 180 дней со дня заключения контракта.
16.08.2022 учреждением было принято решение N 328-1-384141/22 об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 11.2 контракта.
В связи с предоставлением уведомления ООО "Спецтехника СПб" от 25.08.2022 N 620 об устранении отставания от графика производства работ указанное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено решением N 328-1- 400745/22 от 25.08.2022.
22.09.2022 заказчиком было принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 11.2 контракта, которое направлено в адрес исполнителя, а также 22.09.2022 опубликовано в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Указанное решение получено исполнителем ООО "Спецтехника СПб" по электронной почте 22.09.2022, сообщением в ЕИС в сфере закупок 22.09.2022.
-N 1120 от 06.07.2021, по условиям которого государственный заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательство выполнить проектные, изыскательские работы и комплекс работ по строительству объектов: "ФАП в с. Бараново Сосновского муниципального района (ГБУЗ НО "Сосновская центральная районная больница")"; "ФАП в с. Беляйково Вачского муниципального района (ГБУЗ НО "Вачская центральная районная больница")"; "ФАП в д. Тулага Уренского муниципального округа (ГБУЗ НО "Уренская центральная районная больница")"; "ФАП в п. Шерстки Тоншаевского муниципального округа (ГБУЗ НО "Тоншаевская центральная районная больница")", а именно: инженерные изыскания и разработку проектной и рабочей документации (далее - Проект) и передать результат Государственному заказчику; комплекс строительно-монтажных работ.
В силу пункта 2.1 контракта цена контракта определена в соответствии со Сметой государственного контракта (Приложения N 2) и составила 37 041 600 руб., в том числе НДС 20%.
В силу пунктов 3.2-3.5 контракта сроки выполнения:
-1 этапа "Выполнение изыскательских работ (кроме археологических исследований)" или "Выполнение изыскательских работ (кроме археологических исследований и карстологических изысканий)" - в течение 30 дней со дня заключения контракта;
-2 этапа "Разработка проектной документации в составе согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; археологические исследования; разработка рабочей документации" или "Разработка проектной документации в составе согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; археологические исследования; карстологические изыскания; разработка рабочей документации" - в течение 60 дней со дня заключения контракта;
-3 этапа "Сопровождение государственной экспертизы" - в течение 90 дней со дня заключения контракта;
-4 этапа "Комплекс работ по строительству объекта" - 180 дней со дня заключения контракта.
Учреждением было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 11.2 контракта.
В связи с предоставлением ООО "Спецтехника СПб" уведомления об устранении отставания от графика производства работ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено.
22.09.2022 на основании статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 11.2 контракта заказчиком было принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое направлено в адрес исполнителя, а 22.09.2022 опубликовано в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Указанное решение получено исполнителем - ООО "Спецтехника СПб" по электронной почте 22.09.2022, сообщением в ЕИС в сфере закупок 22.09.2022.
-N 1119 от 30.06.2021, по условиям которого государственный заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательство выполнить проектные, изыскательские работы и комплекс работ по строительству объектов: "ФАП в д. Горицы г.о. Навашинский (ГБУЗ НО "Навашинская центральная районная больница")"; "ФАП в п. Комсомольский Богородского муниципального округа (ГБУЗ НО "Богородская центральная районная больница")"; "ФАП в д. Шумилово Богородского муниципального округа" (ГБУЗ НО "Богородская центральная районная больница")", а именно: инженерные изыскания и разработку проектной и рабочей документации и передать результат государственному заказчику; комплекс строительно- монтажных работ.
Пунктом 2.1 контракта его цена определена в соответствии со Сметой государственного контракта (Приложения N 2), и составила 27 781 200 руб., в том числе НДС 20% - 4 630 200 руб.
В пунктах 3.2-3.5 контракта согласованы сроки выполнения:
-1 этапа "Выполнение изыскательских работ (кроме археологических исследований)" или "Выполнение изыскательских работ (кроме археологических исследований и карстологических изысканий)" - в течение 30 дней со дня заключения контракта;
-2 этапа "Разработка проектной документации в составе согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; археологические исследования; разработка рабочей документации" или "Разработка проектной документации в составе согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; археологические исследования; карстологические изыскания; разработка рабочей документации" - в течение 60 дней со дня заключения контракта;
-3 этапа "Сопровождение государственной экспертизы" - в течение 90 дней со дня заключения контракта;
-4 этапа "Комплекс работ по строительству объекта" - 180 дней со дня заключения контракта.
16.08.2022 учреждением было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 11.2 контракта. Впоследствии, в связи с предоставлением ООО "Спецтехника СПб" уведомления об устранении отставания от графика производства работ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 25.08.2022 было отменено. Однако 26.09.2022 на основании статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 11.2 контракта заказчиком было принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое направлено в адрес исполнителя. Указанное решение получено исполнителем ООО "Спецтехника СПб" по электронной почте 26.09.2022, сообщением в ЕИС в сфере закупок 26.09.2022.
Полагая, что условия для повторного одностороннего отказа от контрактов от 29.06.2021 N 1118, от 06.07.2021 N 1120, от 30.06.2021 N 1119 отсутствовали, ООО "Спецтехника СПб" обратилось с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 450.1, 715, 750 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что факт нарушения сроков выполнения работ по контракту не связан с неправомерными действиями заказчика, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Частью 8 статьи 95 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (N 44-ФЗ) предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пунктам 11.2 контрактов расторжение контракта допускается по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Таким образом, при заключении контрактов стороны согласовали возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контрактов по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 Гражданского кодекса РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора); договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что между сторонами были заключены контракты на выполнение проектных, изыскательских работ и комплекс работ по строительству объектов (ФАП) от 29.06.2021 N 1118, от 06.07.2021 N 1120, от 30.06.2021 N 1119.
Срок выполнения работ по государственным контрактам определен до декабря 2021 года.
Как следует из материалов дела, истец нарушил принятые на себя обязательства, предусмотренные условиями контрактов, в том числе в части сроков выполнения работ до декабря 2021 года. В связи с этим заказчик воспользовался правом на односторонний отказ от исполнения договоров, предусмотренным статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Впоследствии, после отмены заказчиком своего решение об одностороннем отказе от исполнения контрактов в связи с устранением отставания от графика производства работ, заказчиком на основании статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 11.2 контракта было принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое направлено в адрес исполнителя. Повторное решение заказчика, об одностороннем отказе от исполнения контрактов мотивировано тем, что работы по заключенным контрактам (по состоянию на дату вступления повторных решений государственного заказчика об одностороннем отказе) так и не были выполнены. Просрочка исполнителем выполнения работ составила 9 месяцев, что повлекло неблагоприятные последствия значительного отставания от календарного плана на выполнение проектных и изыскательских работ по объектам - срыв срока строительства объектов и как следствие нарушение интересов не только учреждения, как государственного заказчика, но и интересов государства в целом, поскольку данная закупка проходила для реализации программы развития первичной медико-санитарной помощи в рамках национального проекта "Здравоохранение".
Решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов и информация о расторжении контрактов размещены учреждением на официальном сайте Единой информационной системы.
При этом истец не доказал в установленном статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке тот факт, что нарушение сроков выполнения работ по контрактам связано с неправомерными действиями заказчика.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что ни на дату истечения срока выполнения обязательства ( декабрь 2021 года), ни на дату принятия заказчиком повторного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (26.09.2022) истцом не выполнен и не передан заказчику результат работ. В связи с чем, в соответствии со статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации ГКУ НО "Нижегородстройзаказчик" вправе было отказаться от исполнения контракта. Оснований для признания недействительными односторонних отказов ГКУ НО "Нижегородстройзаказчик" от исполнения контракта не имеется.
Ссылка заявителя на идентичность оснований отказов подлежит отклонению, поскольку нарушение сроков в иной период не ограничивает заказчика на реализацию прав, предусмотренных статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации. Иное позволило бы существовать неисполняющимся обязательствам неопределенное время, что противоречит существу рассматриваемых правоотношений.
Указание заявителя на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в необоснованном отклонении ходатайства о приостановлении производства по делу до разрешения споров, предметом которых является установление факта выполнения работ по контрактам, не влияет на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, так как отклонение данного ходатайства истца не привело к вынесению неправильного решения суда.
Таким образом, проверив доводы апелляционной жалобы, суд второй инстанции признает их необоснованными, подлежащими отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не судом допущено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется; контракты от 29.06.2021 N 1118, от 06.07.2021 N 1120, от 30.06.2021 N 1119 на выполнение проектных, изыскательских работ и комплекс работ по строительству объектов (ФАП) являются прекращенными.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2023 по делу N А43-14875/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецтехника СПБ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14875/2023
Истец: ООО "СПЕЦТЕХНИКА СПБ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "НИЖЕГОРОДСТРОЙЗАКАЗЧИК"
Третье лицо: АО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ", Прокуратура Нижегородской области