город Москва |
|
2 мая 2024 г. |
дело N А40-205097/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.05.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Компания "Рифей" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2023
по делу N А40-205097/23
по заявлению ООО "Компания "Рифей"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
третье лицо: Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Щекин С.А. по доверенности от 07.12.2023;
от заинтересованного лица - Рыбаков Р.И. по доверенности от 10.01.2024;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2023 в удовлетворении заявленных ООО "Компания "Рифей" требований о признании недействительным отказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, оформленного письмом от 12.01.2023 N ТК-10-02-34/458, отказано.
ООО "Компания "Рифей" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители общества и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Компания "Рифей" является эксплуатирующей организацией объекта размещения отходов - полигона г. Краснотурьинска, который включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) за номером 66-00141-З-00692-311014 на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 31.10.2014 N 692.
Ранее эксплуатирующей организацией полигона являлось ООО "Экотехсервис", которое в декабре 2019 реорганизовано в форме присоединения к ООО "Компания "Рифей".
Таким образом, права и обязательства, в том числе право владения полигоном перешли к ООО "Компания "Рифей".
С целью актуализации сведений о юридическом лице, эксплуатирующем полигон, ООО "Компания "Рифей" обратилось в Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с заявлением от 07.12.2022 о внесении изменений в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) с представлением характеристики об объекте размещения отходов г. Краснотурьинска, полученной в результате инвентаризации.
По результатам рассмотрения документов, надзорным органом вынесено решение об отказе во внесении изменений по объекту размещения отходов "полигон г. Краснотурьинск" в Государственный реестр объектов размещения отходов (письмо от 12.01.2023 N ТК-10-02-34/458), по мотиву отсутствия в представленной характеристике информации о наличии проектной документации на строительство объекта размещения отходов.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого отказа действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что объект размещения отходов заявителя - полигон г. Краснотурьинска, который включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) под номером 66-00141-3-00692-311014 на основании приказа Росприроднадзора от 31.10.2014 N 692, организован в 1961 году.
Земельный участок площадью 15 га выделен на основании решения Исполкома Краснотурьинского Горсовета депутатов трудящихся от 28.06.1961 N 195.
Согласно заявлению N И-РИФСУ-2022-19942 от 07.12.2022 общество обратилось с заявлением о внесении в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) изменений в сведения о юридическом лице, эксплуатирующем полигон, без внесения изменений в иные сведения ГРОРО о полигоне.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Порядок ведения ГРОРО определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения Государственного кадастра отходов" (раздел III).
В соответствии с п. 19 Порядка N 792 территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО, в том числе сведения о юридическом лице, эксплуатирующем объект размещения отходов (п. 6).
Внесение изменений и дополнений в ГРОРО осуществляется в соответствии с п. п. 19 - 21 Порядка.
Из материалов дела следует, что ООО "Экотехсервис" (правопредшественник ООО "Компания "Рифей") Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 06.11.2012 серии 066 N 00233 на размещение отходов на полигоне заявителя.
Согласно п. 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами сведений о замене юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения).
При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (п. 9 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, объекты размещения отходов подлежат обязательному включению в ГРОРО; в случае замены юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в указанном порядке.
Вместе с тем, наличие проектной документации (технического проекта) предусмотрено законодательством СССР, действовавшим на момент ввода в эксплуатацию полигона.
Инструкция по проектированию и эксплуатации полигонов (свалок, складов) для твердых бытовых отходов утверждена 17.04.1973, то есть после ввода в эксплуатацию полигона.
В соответствии с нормами законодательства СССР, действующими в период ввода в эксплуатацию полигона: п. 38 Санитарных правил очистки городов, утвержденных Минздравом СССР 18.03.1961 N 356-61, устройство свалок промышленных отбросов и отходов, закапывание их в землю, засыпка ими оврагов и низин допускается на участках по согласованию с местными органами государственного санитарного надзора. При этом, разработка проектной документации на указанные объекты не требовалась.
В соответствии с нормами законодательства СССР, действовавшими в период ввода в эксплуатацию полигона, проектная документация на подобные объекты не требовалась.
Рассматриваемый полигон введен в эксплуатацию в 1961 году.
Согласно характеристике объекта размещения отходов (ОРО) полигон г. Краснотурьинск по результатам инвентаризации, проведенной в 2022, предоставленной обществом с заявлением о внесении изменений в ГРОРО, вместимость ОРО составляет 2.200.000 куб.м. (1.100.000 тонн), на момент составления характеристики на ОРО размещено 2.110.702 куб.м. (1.055.350,916 тонн), следовательно, емкость полигона не исчерпана.
Таким образом, выводы об истечении срока эксплуатации полигона и необходимости выполнения проектных работ, обосновывающих возможность увеличения срока эксплуатации полигона, необоснованные и названное нормативное регулирование, предполагает включение в ГРОРО ряда систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, в том числе об организации, эксплуатирующей ОРО.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильного применения судом норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта.
Возложение на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования обязанности является способом устранения нарушенных прав заявителя в порядке, предусмотренном ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2023 по делу N А40-205097/23 отменить.
Признать недействительным отказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, оформленный письмом от 12.01.2023 N ТК-10-02-34/458 во внесении изменений в государственный реестр объектов размещения отходов в сведения о полигоне г. Краснотурьинска под номером 66-00141-З-00692-311014 в связи со сменой эксплуатирующей организации с ООО "Экотехсервис" на ООО "Компания "Рифей".
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере природопользования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Компания "Рифей" в течение 30 дней с даты принятия судом апелляционной инстанции постановления путем внесения изменений в государственный реестр объектов размещения отходов в сведения о полигоне г. Краснотурьинска под номером 66-00141-З-00692-311014 в части смены эксплуатирующей организации с ООО "Экотехсервис" на ООО "Компания "Рифей".
Взыскать с Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу ООО "Компания "Рифей" расходы по оплате государственной пошлины в размере 1.500 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-205097/2023
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ