г. Самара |
|
02 мая 2024 г. |
Дело N А65-23690/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,
при участии:
от заявителя - Бухарин С.А., доверенность от 16.04.2024 г.,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 февраля 2024 года, принятое по делу N А65-23690/2023 (судья Хамидуллина Л.В.),
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Строитель" к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о признании недействительным приказов,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Строитель" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан о признании недействительным приказа от 12.04.2023 N 202-осн "Об отмене заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный ТСН "Строитель" и признании утратившим силу приказа от 28.12.2022 N 673-осн" и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСН "Строитель" в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 февраля 2024 заявление удовлетворено.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан вместе с апелляционной жалобой поступили дополнительные документы: копии решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.02.2024 по делу N А65-23690/2023, договора аренды лесного участка N 104 от 06.08.2008 г., соглашения об изменении и дополнении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 30.01.2010 г., дополнительного соглашения N 2 от 31.03.2015 г., дополнительного соглашения от 04.10.2022 г., приказ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 28.12.2022 N 673-осн, выкопировка из проектов освоения лесов 2015 г. и 2022 г. "Тематическая лесная карта существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на представленном в аренду лесном участке, расположенном в квартале 45, выделах 23,28,30, 41 Матюшинского участкового лесничества Пригородного лесничества", приказ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 12.04.2023 N 202-осн, письмо Министерства от 13.04.2023 N 15-3049, список почтовых отправлений от 14.04.2023, копия возвратного конверта с письмом Министерства от 13.04.2023 N 15-3049, письмо представителя ТСН "Строитель" от 25.07.2023 вх. N 10047, письмо Министерства от 04.08.2023 N 15-6593, Список почтовых отправлений от 08.08.2023, копия Указа Президента Республики Татарстан от 30 сентября 2020 года N УП-623 "О назначении Кузюрова Р.А. министром лесного хозяйства Республики Татарстан".
Суд апелляционной инстанции также не усмотрел оснований для приобщения к материалам дела указанных выше доказательств на стадии апелляционного производства в силу следующего.
Возможность предоставления в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств ограничена нормами статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по тем доказательствам и исходя из тех обстоятельств, которые имели место на момент рассмотрения судом первой инстанции спора по существу (статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам. К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств. Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции. Таким образом, причины несовершения процессуального действия в виде непредставления доказательств в суд первой инстанции должны быть обусловлены обстоятельствами объективного характера.
В связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для приобщения новых доказательств в ходе апелляционного производства, а поступившие от заявителя жалобы документы подлежат возвращению.
Представитель заявителя апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кроме того, Министерством заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом рассмотрено и в порядке статей 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ удовлетворено.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав объяснения представителя товарищества, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.08.2008 между Государственным бюджетным учреждением Республики Татарстан "Пригородное лесничество" и ТСН "Строитель" заключен договор аренды лесного участка N 104 от 06.08.2008 площадью 1,9909 га, по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское участковое лесничество, квартал 45, выдела 23, 28, 30, 41, 45, 46, 48, сроком на 49 лет.
30.01.2010 заключено соглашение об изменении и дополнении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности.
04.10.2022 заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 104 от 06.08.2008.
Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 28.12.2022 N 673-осн утверждено заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный ТСН "Строитель", от 27.12.2023.
На основании обращения гражданина Озгебишвили Л.Г., поступившего в Министерство 16.03.2023 вх.N 3506, ГБУ "Пригородное лесничество" было проведено выездное обследование территории лесного участка с кадастровым номером 16:24:260201:331, предоставленного в аренду ТСН "Строитель".
В ходе осмотра территории по факту обращения и изучения проекта освоения лесов, утвержденного на основании приказа от 28.12.2022 N 673-осн, лесничеством выявлен факт несоответствия проекта освоения лесов, а именно несоответствие объектов, отраженных в проекте, объектам, фактически расположенным на участке.
В связи с нарушением Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908, приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 12.04.2023 N 202-осн заключение государственной экспертизы от 27.12.2022 по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ТСН "Строитель" по договору аренды лесного участка от 06.08.2008 N 104 отменено и признан утратившим силу приказ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 28.12.2022 N 673-осн "Об утверждении заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ТСН "Строитель".
Не согласившись с изданным ответчиком приказом от 12.04.2023 N 202-осн "Об отмене заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный ТСН "Строитель" и признании утратившим силу приказа от 28.12.2022 N 673-осн", считая его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 ЛК РФ).
В силу частей 1 и 2 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (действовал до 01.03.2023, утратил силу в связи с изданием Приказа Минприроды России от 16.11.2021 N 864) утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ N 69).
Пунктом 28 Приказа N 69 предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований (пункт 28 Приказа).
Согласно пункту 30 Приказа N 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
С 01.03.2023 Приказом Минприроды России от 16.11.2021 N 864 утвержден новый состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, пунктами 27 и 29 которого предусмотрены аналогичные основания порядка разработки проекта освоения лесов.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утверждён Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 513 (далее - Порядок N 513).
Пунктом 2 Порядка N 513 определено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 названного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 -84 ЛК РФ.
На основании пункта 3 Порядка N 513 определено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Для проведения экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления образовывают экспертные комиссии (пункт 4 Порядка N 513).
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка N 513 экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; правильность заполнения табличных форм; наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка.
Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка N 513).
В силу пункта 10 Порядка N 513 положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1 Порядка N 513).
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 513 срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.
Таким образом, указанными нормами действующего законодательства предусмотрено, что проект освоения лесов для всех видов использования лесов составляется однократно и действует в течение 10 лет, при этом положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.
В развитие пункта 33 Приказа N 69, Федеральным агентством лесного хозяйства в письме от 16.08.2013 N ИК-03-27/8209 даны разъяснения, в частности перечислены случаи, при которых внесение изменений в проект освоения лесов является обязательным, не является исчерпывающим, в ряде случаев в проект освоения лесов требуется внесение изменений, которые не влекут за собой изменение лесохозяйственного регламента или договора аренды, в таких случаях не требуется переработка всего проекта освоения лесов, а достаточно внесения изменений в отдельные приложения к проекту, не установлен запрет на предоставление только части проекта, которая вносит в него изменения.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 N 57 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда (далее - Административный регламент).
Пунктом 3.1 Административного регламента предусмотрено, что при предоставлении государственной услуги осуществляются следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда; рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда; проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготовка положительного либо отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда; утверждение и выдача заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.
При отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 2.14 Административного регламента, ответственный за предоставление государственной услуги обеспечивает выполнение административных процедур, предусмотренных пунктами 3.18 - 3.25 Административного регламента (пункт 3.14 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 3.20 Административного регламента при выявлении в ходе государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается заявителю для устранения замечаний в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о возврате.
Пунктом 3.23 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, установлено, что при проведении государственной экспертизы экспертная комиссия рассматривает соответствие предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, и порядку его разработки, а также законодательству Российской Федерации.
Результаты государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, оформляются в виде заключения, которое может быть положительным или отрицательным. Критериями принятия решения о подготовке проекта положительного или отрицательного заключения экспертизы являются его оценка экспертами, выводы относительно возможности или невозможности реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их соответствием или несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (пункт 3.24 Административного регламента).
В силу пункта 3.25 Административного регламента утверждение экспертного заключения комиссии проводится в присутствии только экспертов путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих экспертов. Эксперт не может воздержаться при голосовании.
Заключение государственной экспертизы в двух экземплярах подписывают ответственный за предоставление государственной услуги и все участвовавшие в голосовании эксперты.
Пунктом 3.26 Административного регламента предусмотрено, что положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, содержит выводы: о соответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; о соответствии предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки и внесения в него изменений, законодательству Российской Федерации.
Заключение, подписанное квалифицированным большинством экспертов, утверждается правовым актом уполномоченного органа. Руководитель уполномоченного органа (лицо, исполняющее его обязанности) имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случае нарушения процедуры проведения государственной экспертизы. Срок действия положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Таким образом, если Проект освоения лесов соответствует лесохозяйственному регламенту, законодательству Российской Федерации, то экспертной комиссией оформляется положительное заключение экспертизы, которое подписывается членами комиссии и утверждается Министерством. Если Проект освоения лесов не соответствует либо лесохозяйственному регламенту, либо законодательству Российской Федерации, то экспертной комиссией оформляется отрицательное заключение экспертизы, которое подписывается членами комиссии и также утверждается Министерством.
Из указанного следует, что вопрос о выдаче заключения экспертизы выдается экспертной комиссией, в то время как Министерство лишь утверждает его.
Судом первой инстанции установлено, что Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан N 673-осн от 28.12.2022 утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 1,9909 га, переданного в аренду ТСН "Строитель" для осуществления рекреационной деятельности, расположенного в выделах 28, 30, 41, 45, 46, 48 квартала 45 Матюшинского участкового лесничества Пригородного лесничества (далее - Проект освоения лесов).
В рассматриваемом случае специальным разрешением на использование спорного лесного участка является заключенный в установленном порядке договор аренды лесного участка и Проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы.
На дату утверждения положительного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов экспертной комиссией и Министерством было установлено, что цели и виды освоения лесов соответствуют действующему лесохозяйственному регламенту, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Заключение экспертной комиссии подготовлено с соблюдением положений Административного регламента, в отсутствие нарушения процедуры проведения государственной экспертизы. Обратного Министерством не доказано.
Вместе с тем, в связи с нарушением Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908, Министерством путем издания Приказа от 12.04.2023 N 202-осн в порядке самоконтроля отменено заключение государственной экспертизы от 27.12.2022 по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ТСН "Строитель" по договору аренды лесного участка от 06.08.2008 N 104, и признан утратившим силу приказ Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 28.12.2022 N 673-осн "Об утверждении заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ТСН "Строитель".
Арбитражным судом установлено, что фактически основанием для отмены Министерством положительного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов ТСН "Строитель", явилось нарушение Товариществом порядка заполнения приложения N 9 к Составу проекта освоения лесов и порядку его разработки, форма которого утверждена приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 (действовавшего в период утверждения положительного заключения государственной экспертизы от 27.12.2022 и издания соответствующего Приказа N 673 от 28.12.2022); при этом нарушений лесного, земельного законодательства ответчиком не установлено.
Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от 16.08.2013 N ИК03-27/8209 в соответствии с пунктом 33 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Вместе с тем пунктом 33 данного приказа предусмотрен перечень случаев, при которых внесение изменений в проект освоения лесов является обязательным, при этом данный перечень не является исчерпывающим.
В ряде случаев в проект освоения лесов требуется внести изменения, которые не влекут за собой изменения лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или договора аренды.
В таких случаях, по мнению Рослесхоза, не требуется переработка всего проекта освоения лесов, а достаточно внесения изменений в отдельные приложения к проекту. При этом действующим законодательством не установлен запрет на представление только той части проекта освоения лесов, которая вносит в него изменения.
Учитывая изложенные разъяснения, с учетом действующего в настоящее время Приказа Минприроды России от 16.11.2021 N 864, содержащего положения о возможности внесения изменений в проект освоения лесов, в том числе и по инициативе лиц, использующих леса, а также недоказанность несоответствия Проекта освоения лесов, утвержденного 28.12.2022, законодательству, принимая во внимание, что недостатки указанного Проекта освоения лесов установлены Министерством после его утверждения, суд считает, что надлежащим способом устранения таких недостатков может являться внесение изменений в Проект освоения лесов, при котором не требуется переработка всего проекта освоения лесов, а достаточно внесения изменений в отдельное приложение к Проекту.
Кроме того, суд отмечает, что оспариваемый приказ от 12.04.2023 N 202-осн помимо ссылки на нарушение Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908, не содержит мотивировки незаконности ранее изданного приказа от 28.12.2022 N 673-осн "Об утверждении заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ТСН "Строитель", какие-либо иные ссылки на нарушенные нормы действующего лесного законодательства вовсе не содержатся.
Возможности доработать Проект освоения лесов либо внести в него изменения Товариществу предоставлена не была. При этом, как было отмечено ранее, недостатков, влекущих невозможность реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, в проекте освоения лесов Министерством не установлено.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый приказ от 12.04.2023 N 202-осн не содержит мотивированных и законных оснований для отмены ранее изданного приказа об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на спорном лесном участке.
Более того, оспариваемым приказом от 12.04.2023 N 202-осн Министерство отменило в полном объеме и положительное заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов ТСН "Строитель".
Суд согласился с доводами ответчика о том, что Министерство, как уполномоченный государственный орган по утверждению заключений экспертных комиссией в отношении проектов освоения лесов, вправе в качестве самоконтроля отменить ранее принятые решения об утверждении заключений экспертных комиссий, если они приняты с нарушением установленного порядка и не соответствуют нормам действующего законодательства на момент их принятия.
Вместе с тем, как установлено пунктом 2.3 Административного регламента N 57 результатом предоставления государственной услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, является выдача заявителю положительного либо отрицательного заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Иного результата по итогам рассмотрения заявления об оказании такой услуги не предусмотрено.
Следовательно, по результатам рассмотрения заявления о выдаче положительного заключения проекта освоения лесов, Министерство обязано выдать утвержденное им положительное или отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
В рассматриваемом случае, Министерство, воспользовавшись своим правом отмены в порядке так называемого самоконтроля ранее выданного им Приказа об утверждении заключения государственной экспертизы, какого-либо законного решения по представленному проекту освоения лесов не приняло, отрицательного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы не получено и не утверждено, чем нарушены права Товарищества.
Министерство обязано принять одно из установленных законом решений, основанных на экспертном заключении (отрицательном или положительном), в противном случае, следует признать недоказанным факт несоответствия рассматриваемого проекта освоения лесов действующему законодательству. Аналогичная правовая позиция отражена в судебных актах по делу N А10-4026/2020, определением судьи Верховного Суда РФ от 18.11.2021 N 302-ЭС21-21266 отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
С учетом изложенного, суд посчитал, что признание уполномоченным государственным органом ранее утвержденного им положительного заключения проекта освоения лесов недействительным в рамках самоконтроля, в отсутствие одновременного принятия решения об утверждении отрицательного заключения экспертизы проекта освоения лесов, и в отсутствие самого отрицательного заключения экспертной комиссии не соответствует нормам действующего Лесного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы о несоответствии проекта освоения лесов целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, устанавливаются заключением экспертной комиссии, утвержденным Министерством, а не просто приказом Министерства об отмене ранее принятого приказа об утверждении положительного экспертного заключения. Минуя законодательно установленную процедуру получения отрицательного экспертного заключения, и оставляя разрешение рассматриваемого вопроса исключительно на субъективное мнение одного должностного лица Министерства лесного хозяйства, ответчик нарушает требования действующего законодательства.
Более того, как было указано ранее, основания отмены решения об утверждении положительного заключения экспертизы проектной документации, вовсе не содержатся в оспариваемом приказе. При этом суд отмечает, что такие основания должны быть отражены в отрицательном экспертном заключении, принятым уполномоченной экспертной комиссией в установленном порядке и в определенной процедуре, а не в приказе Министерства, которое только утверждает положительное либо отрицательное экспертное заключение.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемого Приказа Министерства от 12.04.2023 N 202-осн "Об отмене заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесной участок, предоставленный ТСН "Строитель" и признании утратившим силу приказа от 28.12.2022 N 673-осн" требованиям действующего законодательства, и обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ признал оспариваемый приказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Приведенная заявителем ссылка на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные иными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, а также доводов и доказательств, представленных сторонами.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 февраля 2024 года, принятое по делу N А65-23690/2023, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 февраля 2024 года, принятое по делу N А65-23690/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23690/2023
Истец: Товарищество собственников недвижимости "Строитель", г.Казань, Товарищество собственников недвижимости "Строитель", Лаишевский район, г.Лаишево
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань