г. Челябинск |
|
08 мая 2024 г. |
Дело N А47-18954/2023 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Калашника С.Е., рассмотрел без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2024 по делу N А47-18954/2023.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - истец, Фонд, ОСФР по Оренбургской области) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Маркос" (далее - ответчик, общество "Маркос", страхователь) о взыскании суммы финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за март-июнь 2021 года, СЗВ-Стаж (тип формы "исходная") за 2019 год, дополняющая за 2021 год в общем размере 10 500 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 29.01.2024, вынесенным в виде резолютивной части по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований отказано.
По заявлению Фонда Арбитражным судом Оренбургской области 12.02.2024 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно отказал в восстановлении процессуального срока обращения в суд с исковым заявлением.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Маркос" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным номером ОГРН 1195658006840, состоит на учете в органе Пенсионного фонда в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
05.03.2020 страхователем в Фонд представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-Стаж за 2019 год.
03.11.2022 по телекоммуникационным каналам связи страхователем, в дополнении к ранее представленным сведениям за март, апрель, май, июнь 2021 года по форме СЗВ-М, в Фонд представлены сведения по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" в отношении 4 застрахованных лиц, которые отсутствовали в "исходной" форме за март, апрель, май, июнь 2021 года.
14.12.2022 по телекоммуникационным каналам связи страхователем, в дополнение к ранее представленным сведениям за 2021 год по форме СЗВ-Стаж, в Фонд представлены сведения по форме СЗВ-Стаж с типом формы "дополняющая" в отношении 4 застрахованных лиц, которые отсутствовали в "исходной" форме СЗВ-Стаж за 2021 год.
Фондом проведена проверка представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, СЗВ-Стаж, в ходе которой установлен факт нарушения ответчиком срока предоставления сведений.
По итогам проведения проверки Фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.01.2023 N 066S18230000250, от 28.12.2022 N 066S18220013100, от 28.12.2022 N 066S18220013098, от 28.12.2022 N 066S18220013099, от 28.12.2022 N 066S18220013097, от 19.03.2020 N 066S18200002417.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом приняты решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: от 16.06.2020 N 066S19200004381, от 15.02.2023 N 066S1923000000945, от 15.02.2023 N 066S19230000947, от 15.02.2023 N 066S19230000946, от 15.02.2023 N 066S19230000948, от 27.02.2023 N 066S19230001307, страхователь привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Фондом страхователю выставлены требования:
- за 2019 год по форме СЗВ-Стаж от 21.07.2020 N 066S01200005360 (500 рублей);
- за март 2021 года по форме СЗВ-М от 28.03.2023 N 066S01230002146 (2000 рублей);
- за апрель 2021 года по форме СЗВ-М от 28.03.2023 N 066S01230002148 (2000 рублей);
- за май 2021 года по форме СЗВ-М от 28.03.2023 N 066S01230002147 (2000 рублей);
- за июнь 2021 года по форме СЗВ-М от 28.03.2023 N 066S01230002149 (2000 рублей);
- за 2021 года по форме СЗВ-Стаж от 06.04.2023 N 066S01230002561 (2000 рублей).
Поскольку штрафные санкции по выставленным требованиям страхователем не оплачены, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы задолженности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске заявителем срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает позицию суда первой инстанции соответствующей обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абз. 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица)
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, утвержденным Постановлениям Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах" и от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" (СЗВ-Стаж).
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Факт несвоевременного представления страхователем индивидуальных сведений подтверждается материалами дела.
Основания для привлечения общества за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений СЗВ-М с типом формы "дополняющая" в отношении 4 застрахованных лиц, которые отсутствовали в "исходной" форме за март, апрель, май, июнь 2021 года, а также по форме СЗВ-Стаж с типом формы "дополняющая" в отношении 4 застрахованных лиц, которые отсутствовали в "исходной" форме СЗВ-Стаж за 2021 год к ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ у суда первой инстанции отсутствовали.
В соответствии с частью 19 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Размер финансовых санкций превысил 3000 рублей по требованию от 28.03.2023 N 066S01230002147. Срок для добровольной уплаты данного требования - не позднее 01.05.2023. Шестимесячный срок для обращения в суд истек 01.11.2023.
Обращение Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением 21.11.2023 свидетельствует о пропуске срока для взыскания финансовой санкции.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для восстановления срока подачи заявления по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 667-О, заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
В арбитражный суд Фонд обратился за пределами процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков на принятие мер по взысканию санкции. Доказательств уважительности причин пропуска срока Фондом не представлено, судом не установлено, в связи с чем ходатайство Фонда о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит.
Ссылка Фонда на получение определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа после истечения срока для подачи искового заявления судом не принимается, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об уважительности пропуска совокупных сроков на принятие мер по взысканию финансовых санкций и не признается судом уважительной.
Таким образом, заявителем утрачена возможность принудительного взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока на ее взыскание.
С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу решения.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2024 по делу N А47-18954/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-18954/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области
Ответчик: ООО "Маркос"
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апеляционный суд