город Томск |
|
3 мая 2024 г. |
Дело N А02-1737/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Лопатиной Ю.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфёновой Д.Э., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (N 07АП-2256/2024) на решение от 14.02.2024 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1737/2022 (судья Кириченко Е.Ф.) по исковому заявлению акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (ОГРН 1027739820921, ИНН 7736035485, пр-кт. Академика Сахарова, д. 10, г. Москва) к индивидуальному предпринимателю - Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майманову Виталию Затеевичу (ОГРН 304040410005053, ИНН 040601141516, с. Усть-Кокса, р-н. Усть-Коксинский, Республика Алтай), о взыскании убытков в сумме 2 178 000 рублей.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Салдан Петр Игоревич (г. Барнаул), Салдан Игорь Петрович (с. Солнечное, Алтайский край).
В судебном заседании приняли участие: от истца: Аксенов П.О., паспорт, диплом, доверенность N 1063/23 от 30.06.2023 (посредством веб-конференции);
от ответчика: Майманов А.М., паспорт, диплом, доверенность от 11.04.2024 (посредством веб-конференции),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" (далее - АО "СОГАЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Майманову Виталию Затеевичу (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании убытков в сумме 2178000 рублей.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Салдан Петра Игоревича (г. Барнаул).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 14.02.2024 (резолютивная часть объявлена 07.02.2024) исковые требования оставлены без удовлетворения, с истца в пользу ответчика взысканы судебные расходы по оплате услуг эксперта в сумме 35000 рублей.
Не согласившись с решением суда, АО "СОГАЗ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, взыскать с КФК Майманова Виталия Затеевича в пользу АО "СОГАЗ" убытки в порядке суброгации в размере 2 178 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 33 890 рублей, а также 3 000 рублей за подачу апелляционной жалобы, ссылаясь, в том числе на то, что животные оказались на дороге по вине своего владельца; нарушений Правил Дорожного Движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД РФ), ни у одного из водителей транспортных средств (Дашко Елены Васильевны и Салдан Игоря Петровича) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) не установлено; протокол по делу об административном правонарушении 04АА 544823 вынесен уполномоченным сотрудником - инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД, которым установлено нарушение КоАП РФ со стороны ответчика; заключение эксперта N 74-23-ПЭ от 21.04.2023, выполненное ООО "Профит Эксперт" составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства о проведении судебной экспертизы; заключение судебного эксперта ООО "СУРФ" от 24.08.2023 не может принято во внимание; вина в ДТП Ответчика усматривается исходя из постановления Административной комиссии при администрации МО "Усть-Коксинский район" N 15 от 14.01.2022, протокола по делу об административном правонарушении 04АА 544823 от 07.01.2022, определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16.12.2021, Заключения эксперта N 74-23- ПЭ от 21.04.2023.
От ответчика в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что водитель автомобиля Ленд Крузер 200 г/н A133AP22 до начала торможения двигался со скоростью, превышающей установленное на данном участке автодороги ограничении 90 км/ч, чем нарушил требования п. 10.3 ПДД РФ. Кроме того, выбранная водителем автомобиля Ленд Крузер 200 г/н A133AP22 скорость движения транспортного средства не обеспечила ему возможность постоянного контроля за движением автомобиля, вследствие чего и произошло ДТП. Вина в ДТП водителя автомобиля Ленд Крузер 200 г/н А133АР22 усматривается в заключении эксперта ООО "СУРФ" N А02-1737/2022 от 24.08.2023, заключении специалиста (рецензии) N 8926 от 14.05.2023 г. составленное специалистами НП "Саморегулируемая организация судебных экспертов", показаниями свидетеля Лашко Е.В. На основании вышеизложенного, считает, что законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы Истца отсутствуют. Решение Арбитражного суда Республики Алтай от "14" февраля 2024 г. по делу N А02-1737/2022 считает обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.12.2021 на 78 км а/д "Подъезд Талда-Тюнгур (Природный парк "Белуха") водитель Салдан Игорь Петрович, управляя автомобилем Toyota Land Cruiser 200 г/н А133АР 122, принадлежащим Салдан Петру Игоревичу, двигаясь со стороны с. Усть-Кокса в направлении с. Тюнгур допустил наезд на животных (пять лошадей), стоявших на проезжей части дороги, после чего от удара одну из лошадей отбросило на остановившийся во встречном поправлении автомобиль Nissan Qashqai г/н О193ХЕ 22 под управление собственницы Лашко Е. В.
В результате ДТП причинен материальный ущерб.
В отношении водителей вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В отношении неустановленного собственника лошадей вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 11.21 КоАП РФ (том 1, л.д. 14).
В отношении Майманова В.З. составлен протокол по делу об административном правонарушении 04 АА 544823 от 13.01.2022 (том 1, л.д.23).
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении 04 АА 544823 от 13.01.2022, а также постановлению административной комиссии при администрации МО "Усть-Коксинский район" N 15 от 14.01.2022 Майманов В.З. допустил свободный выпас сельскохозяйственных животных (коней), а именно сельскохозяйственные животные (кони) свободно без наблюдения выпасались на сельскохозяйственных полях около автодороги, вне установленном органами местного самоуправления месте, что повлекло к потраве посевов, тем самым нарушил часть 1 статьи 11.21 КоАП РФ и часть 1 статьи 9 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 N69-РЗ "Об административных правонарушениях в Республике Алтай".
Транспортное средство Toyota Land Cruiser 200 г/н А133АР 122, на момент ДТП было застраховано в АО "СОГАЗ" (полис N SGZA0000076754 от 01.12.2021).
Согласно расчетной части экспертного заключения от 27.12.2021 ООО "Межрегионального экспертно-аналитического цента" от 27.12.2021 предварительная стоимость восстановительных работ Toyota Land Cruiser 200 г/н А133АР 122 составила бы без учета износа 3404813 рублей 45 копеек. Данная сумма составляет более 70% от общей страховой суммы застрахованного автомобиля. Страховая стоимость Toyota Land Cruiser 200 г/н А133АР 122 составляет 3600000 рублей.
Как следует из материалов дела АО "СОГАЗ" признало указанное ДТП страховым случаем, на основании соглашения к договору страхования от 20.01.2022 возместило ущерб, причиненный застрахованному транспортному средству в размере 2178000 рублей, что подтверждено платежным поручением N 57963 от 27.01.2022. При этом расчет выплаты составил 3600000 рублей (страховая стоимость ТС) руб. * 60 % + 18000 рублей (расходы на эвакуацию.)
Страховщик, выплативший страховое возмещение, обратился к ответчику, как ответственному за убытки, с требованием о возмещении ущерба.
В целях досудебного урегулирования спора в порядке статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации 23.08.2022 в адрес ответчика была направлена претензия о возмещении ущерба в сумме 2178000 рублей.
Ссылаясь на то, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, которым является собственник животных, истец обратился в суд с иском о взыскании убытков.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом обоснованно исходил из следующего.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) предусматривает одним из способов защиты гражданских прав право требования возмещения убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включившего в себя: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами; г) вину причинителя вреда.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно статье 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064 ГК РФ).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вышеперечисленного состава правонарушения, а также размер подлежащих возмещению убытков. Отсутствие одного из вышеназванных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении вреда.
Согласно статье 965 ГК РФ суброгация - это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. В соответствии с частью 1 статьи 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Пунктом 2 статьи 965 ГК РФ определено, что перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и лицом, ответственным за убытки.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, транспортное средство Toyota Land Cruiser 200 г/н А133АР 122, на момент ДТП было застраховано в АО "СОГАЗ" (полис N SGZA0000076754 от 01.12.2021).
В подтверждение факта причинения вреда и размера убытков истцом в материалы дела представлены материалы ДТП, материалы выплатного дела по договору страхования с собственником транспортного средства, платежное поручение N 57693 от 27.01.2022 на сумму 2178000 рублей.
Факт причинения убытков также подтвержден истребованными судом материалами ДТП, поступившими из отделения МВД России по Усть-Коксинскому району (том 2, л.д.19-36).
В подтверждение наличия причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями ответчика, а также вины причинителя вреда в произошедшем, истцом в материалы дела представлены:
- постановление Административной комиссии при администрации МО "УстьКоксинский район" N 15 от 14.01.2022 (том 1, л.д. 22), согласно которому ответчик допустил свободный (бесконтрольный) выпас сельскохозяйственных животных (коней), а именно сельскохозяйственные животные (кони) свободно без наблюдения выпасались на сельскохозяйственных полях около автодороги, вне установленном органам местного самоуправлении месте, тем самым нарушил часть 1 статьи 9 Закона Республики Алтай от 10.11.2015 N 69-РЗ "Об административным правонарушениях в Республике Алтай.
- протокол по делу об административном правонарушении 04АА 544823 (том 1, л.д. 23), согласно которому ответчик, имея в собственности лошадей в количестве 5 (пяти) голов осуществил выпас лошадей, которые находились на проезжей части дороги, вне установленных мест, предназначенных для погона скота через автомобильные дороги без согласования с владельцем автомобильных дорог, согласно данному протоколу ответчик был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.21 Кодекса об Административных Правонарушений Российской Федерации от 30.12.2001 N 195- ФЗ (далее - КоАП РФ);
- определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16.12.2021 (том 1, л.д.14), согласно которому водитель Салдан И.П., управляя автомобилем Toyota Land Cruiser 200 государственный номер А133АР 122, двигаясь со стороны с. УстьКокса в направлении с. Тюнгур допустил наезд на животных (пять лошадей), стоявших на проезжей части дороги, после чего от удара одну из лошадей отбросило на остановившийся во встречном направлении автомобиль Nissan Qashqai г/н О193ХЕ 22 под управление собственницы Лашко Е.В.
Судом первой инстанции допрашивался свидетель Лашко Е.В., которая пояснила, что 16.12.2021 года около 18 час. Она двигалась на своем автомобиле Nissan Qashqai по автодороге подъезд Талда-Тюнгур, природный парк "Белуха" 78 км в сторону с. Усть-Кокса примерно со скоростью 40-60 км/ч. На дороге увидела лошадей и сбавила скорость. Поскольку на звуковой сигнал животные не реагировали, свидетель остановилась на проезжей части и вышла из автомобиля с целью отогнать лошадей. Вдалеке был виден свет от приближающегося навстречу транспортного средства. Автомобиль двигался очень быстро, столкновение с лошадьми произошло мгновенно. Животных разбросало по дороге, в том числе пострадал автомобиль свидетеля. Водитель автомобиля Land Cruiser 200 был заблокирован подушкой безопасности. Вскоре приехали сотрудники ДПС.
Кроме того, свидетель указала, что отрезок дороги, на котором произошло столкновение с лошадьми, являлся прямым, подъемов и спусков не было, при этом покрытие дороги было чистым, осадков не было, время суток вечернее (сумерки).
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, свидетель Лашко Е.В., будучи водителем транспортного средства, находящимся в аналогичной дорожной ситуации и иного из материалов дела не следует, заблаговременно смогла определить нахождение на проезжей части лошадей, без применения экстренного торможения остановила автомобиль, соответственно, нахождение лошадей на проезжей части с неизбежностью не привело к столкновению принадлежащего ей автомобиля с животными.
В целях полного и всестороннего рассмотрения дела, судом первой инстанции назначалась судебная автотехническая экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Профит Эксперт" (г. Барнаул, ул. Ползунова, 3, оф. 6) Валейшину Дмитрию Вадимовичу.
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос:
1) Какими пунктами правил дорожного движения должен был руководствоваться в сложившейся дорожной ситуации водитель автомобиля Toyota Land Cruiser 200 г/н А133АР122?
2) Чьи действия привели к неизбежности столкновения автомобиля Toyota Land Cruiser 200 г/н А133АР122 с лошадьми в сложившейся дорожной ситуации?
3) Имелась ли у водителя автомобиля Toyota Land Cruiser 200 г/н А133АР122 возможность избежать столкновения с лошадьми в сложившейся дорожной ситуации?
03.05.2023 в суд поступило заключение эксперта ООО "Профит Эксперт" N 74-23-ПЭ от 21.04.2023 (том 2, л.д. 49-65), согласно которому эксперт пришел к следующим выводам.
По первому вопросу: В данных дорожных обстоятельствах водитель автомобиля "Тойота Ленд Крузер 200" г/н А 133 АР 122" Салдан Н.П., при движении должен был действовать руководствуясь пунктом 10.1 ПДД РФ. Согласно пункту 10.1. водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
По второму вопросу: Ответ на вопрос о действии или бездействии тех или иных лиц прямо или косвенно участвовавших в дорожно-транспортном происшествии требует юридической оценки всех обстоятельств события и результатов экспертизы в совокупности, и выходит за пределы компетенции эксперта автотехника. Но исходя из проведенного исследования всех представленных материалов с технической точки зрения бесконтрольное нахождение коней в свободном выпасе в пределах проезжей части, поведение которых предугадать невозможно могло послужить причиной ДТП.
По третьему вопросу: Водитель автомобиля Toyota Land Cruiser 200" г/н А 133 АР 122" Салдан И.П., при движении со скоростью 51,8 км/ч., и более не располагал технической возможностью остановиться до места наезда на коней, поскольку определенное удаление равно остановочному пути (48,5 м).
С учетом возражений ответчика, представленной рецензии на судебное экспертное заключение, наличия сомнений в обоснованности заключения эксперта, судом первой инстанции в порядке пункта 2 статьи 87 АПК РФ назначалась повторная судебная автотехническая экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "СУРФ" Плаксину Евгению Владимировичу.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1) Какими пунктами правил дорожного движения должен был руководствоваться в сложившейся дорожной ситуации водитель автомобиля Toyota Land Cruiser 200 г/н А133АР122?
2) Чьи действия привели к неизбежности столкновения автомобиля Toyota Land Cruiser 200 г/н А133АР122 с лошадьми в сложившейся дорожной ситуации?
3) Имелась ли у водителя автомобиля Land Cruiser 200 г/н А133АР122 возможность избежать столкновения с лошадьми в сложившейся дорожной ситуации?
Согласно поступившему экспертному заключению (том 3, л.д.30-71), эксперт пришел к следующим выводам.
По первому вопросу: Водитель автомобиля Land Cruiser 200 г/н А133 АР 122 должен был руководствоваться следующими пунктами правил дорожного движения: - 10.1 водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. - 10.3 вне населенных пунктов разрешается движение: мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч. Механизм дорожно-транспортного происшествия, 16.12.2021 г. около 17 часов 40 минут на 78 км а/д "Подъезд Талда Тюнгур (Природный парк "Белуха")" подробно изложен в исследовании по вопросу N 1, 2 и 3.
По второму вопросу: Действия водителя Land Cruiser 200 г/н А133АР122 состоят в причинно-следственной связи и привели к неизбежности столкновения автомобиля Land Cruiser 200 г/н А133АР122 с лошадьми в сложившейся дорожной ситуации. Действия водителя Nissan Qashqai г/н 0193ХЕ22 в причинно-следственной связи со столкновением автомобиля Land Cruiser 200 г/н А133АР 122 лошадьми в сложившейся дорожной ситуации не состоят и к столкновению не привели. Лошади являлись препятствием, находившимся достаточно длительное время на проезжей части, для их заблаговременного обнаружения участниками движения, оценка их действий экспертом не производилась.
По третьему вопросу: В отсутствие в материалах предоставленных эксперту данных:
1) С какого расстояния S м. до препятствия водитель Land Cruiser 200 г/н А133АР122 мог объективно увидеть его? либо опасность для водителя Land Cruiser 200 г/н А133АР122 возникла, когда расстояние от транспортного средства до препятствия было равно S м.
2) Скорость движения в момент возникновения в поле зрения препятствия, решение вопроса о наличии у водителя Land Cruiser 200 г/н А133АР122 технической возможность предотвратить ДТП и имелись ли в его действиях с технической точки зрения несоответствия Правилам дорожного движения РФ, состоящих в причинно-следственной связи с ДТП с технической точки зрения не представляется возможным.
Тем не менее, согласно механизму ДТП 16.12.2021 года около 17 часов 40 минут на 78 км а/д "Подъезд Талда Тюнгур (Природный парк "Белуха")" установленного в исследовании по вопросу N 1, 2 и 3 и проведенным расчетах, при соблюдении водителем Land Cruiser 200 г/н А133АР122 пунктов 10.1 и 10.3 ПДД РФ, то есть при движении с разрешенной скоростью 90 км/ч, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, а также, что скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД РФ, столкновения можно было избежать, так как препятствие в виде стоящих на полосе движения лошадей находилось на проезжей части длительное время, а водитель объективно мог его видеть с достаточно большого расстояния.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что заключение судебного эксперта ООО "СУРФ" от 24.08.2023 не может принято во внимание, апелляционный суд исходит из того, что судом не установлено нарушений порядка проведения экспертизы, предусмотренных ст. ст. 82, 83 АПК РФ, с учетом официальных разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в связи с чем, у суда отсутствуют основания сомневаться в выводах эксперта.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности, о чем имеется соответствующая подписка в заключении.
Указанное заключение соответствует требованиям статей 82, 83, 86 АПК РФ, содержит все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, основано на материалах дела, является ясным, выводы полными, противоречия судом не установлены.
Каких-либо документальных доказательств, опровергающих заключение повторной судебной экспертизы, ответчиком в материалы дела не представлено.
При этом, эксперт на основании поручения арбитражного суда провел экспертное исследование по представленным материалам и ответил на вопросы, которые перед ним были поставлены арбитражным судом. Ответы на данные вопросы не допускают произвольного толкования и основаны на проведенном исследовании по представленным материалам.
В заключении были даны полные конкретные и достаточно ясные ответы на поставленные вопросы, не допускающие противоречивых выводов или неоднозначных толкований предмета (обстоятельств) исследования.
Несогласие истца с заключением экспертизы не является основанием для назначения повторной экспертизы.
Суд, исходя из принципов равноправия сторон и состязательности при судопроизводстве (статьи 8, 9 АПК РФ), оценил относящиеся к существу спора доказательства и доводы, приведенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, признал экспертное заключение судебной экспертизы надлежащим доказательством, оценив его наряду с иными доказательствами по делу (статьи 64, 86, 71 АПК РФ),
При этом, несогласие стороны спора с выводами эксперта само по себе не свидетельствует о необоснованности заключения, поскольку на стороне, оспаривающей результаты экспертизы, лежит обязанность доказать обоснованность своих возражений против выводов эксперта (наличие противоречий в выводах эксперта, недостоверность используемых источников и тому подобное). При этом допущенные экспертом нарушения должны быть существенными, способными повлиять на итоговые выводы по поставленным вопросам. Между тем судом установлено, что доказательств, достаточных для опровержения выводов эксперта, не представлено.
Таким образом, совокупностью материалов дела, в том числе повторным экспертным заключением по делу подтверждается нарушение водителем Land Cruiser 200 скоростного режима движения автомобиля, несоблюдение ПДД, кроме того, суд учитывает, что сам водитель вышеуказанного транспортного средства указал, что сначала он начал притормаживать, а только затем экстренно тормозить. В свою очередь, суд первой инстанции наряду со всеми материалами дела, показания свидетеля, пришел к обоснованному выводу о наличии у водителя Land Cruiser 200 при соблюдении ПДД предотвратить столкновение.
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное.
По смыслу приведенной правовой нормы, обязанность по доказыванию в действиях лица умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению вреда, возлагается на причинителя вреда.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018 (пункт 6).
Однако, по мнению апелляционного суда, таких обстоятельств по делу не установлено.
Протоколы и постановление по административному правонарушению в отношении ответчика, свидетельствуют о том, что ответчик допустил свободный выпас сельскохозяйственных животных (коней), а именно сельскохозяйственные животные (кони) свободно без наблюдения выпасались на сельскохозяйственных полях около автодороги, вне установленном органами местного самоуправления месте, что повлекло к потраве посевов, и не доказывают наличие умысла или грубой неосторожности ответчика в ДТП.
Протокол об административном правонарушении от 17.01.2022 года и Постановление по делу об административном правонарушении от 14.01.2022 года не подтверждают вину в ДТП со стороны ответчика.
Так, постановление по делу об административном правонарушении от 14.01.2022 года вынесенное административной комиссией при администрации МО "Усть-Коксинский район" о привлечении к административной ответственности по ч 1 ст. 9 Закона Республики Алтай N 69-РЗ не является доказательством подтверждающим вину в ДТП как собственника животных, поскольку речь идет о нарушении выпаса сельскохозяйственных животных на сельскохозяйственных полях около автодороги, что повлекло к потраве посевов.
Протокол об административном правонарушении от 17.01.2022 года, также вопреки позиции истца, не является доказательством, подтверждающим вину ответчика в ДТП, так как в протоколе указанные данные отсутствуют, как и сведения о наличии ущерба автомобилю за которое выплачено страховое возмещение. На основании вышеуказанного протокола мировым судьей было вынесено постановление от 07.02.2022 года.
При этом, само по себе привлечение ответчика о привлечении к административной ответственности по ч 1 ст. 9 Закона Республики Алтай N 69-РЗ, не свидетельствует о том, что о наличии вины ответчика в произошедшем ДТП, учитывая выводы повторной судебной экспертизы.
Обстоятельства происшествия свидетельствуют о том, что наезд на животных (пять лошадей), произошел в условиях возможности увидеть их на проезжей части дороги, учитывая, что отрезок дороги, на котором произошло столкновение с лошадьми, являлся прямым, подъемов и спусков не было, и водитель транспортного средства Лашко, находящийся в аналогичной дорожной ситуации (иное из материалов дела не следует), смогла без применения экстренного торможения остановить автомобиль, и указывают на отсутствие оснований для возложения ответственности полностью или в части на ответчика.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, обстоятельства дела, выводы повторной судебной экспертизы, признанной судом надлежащим доказательством по делу, согласно которым действия водителя Land Cruiser 200 г/н А133АР122 состоят в причинно-следственной связи и привели к неизбежности столкновения автомобиля Land Cruiser 200 г/н А133АР122 с лошадьми в сложившейся дорожной ситуации, выбранная водителем скорость транспортного средства не обеспечила ему возможность постоянного контроля за движением автомобиля, столкновения можно было избежать, поскольку водитель объективно мог видеть лошадей стоящих на полосе движения с достаточно большого расстояния, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены/изменения решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены/изменения решения не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2024 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1737/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1737/2022
Истец: АО "Страховое общество газовой промышленности"
Ответчик: Майманов Виталий Затеевич
Третье лицо: Салдан Игорь Петрович, Салдан Петр Игоревич, Лашко Елена Васильевна, ООО "Профит Эксперт", ООО "Сурф", Управление по вопросам миграции МВД по РА, Усть-Коксинский районный суд по Республики Алтай
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2256/2024
08.10.2024 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1737/2022
11.07.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3049/2024
03.05.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2256/2024
14.02.2024 Решение Арбитражного суда Республики Алтай N А02-1737/2022