город Ростов-на-Дону |
|
08 мая 2024 г. |
дело N А53-35410/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ООО "СВСК" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Симонов В.И. по доверенности от 23.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская строительная компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 06.02.2024 по делу N А53-35410/2023
по заявлению ООО "СВСК" (ОГРН: 1046404006373, ИНН: 6440902064)
к Управлению Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (ИНН: 6163072891, ОГРН: 1056163009957)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская строительная компания" (далее - заявитель, ООО "СВСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, управление) от 30.06.2023 N ВП-0022/08.
Решением суда от 06.02.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СВСК" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что управлением допущено грубое нарушение требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), выразившееся в проведении выездной внеплановой проверки в отношении ООО "СВСК" при отсутствии согласования с органами прокуратуры при обязательности такого согласования. Забор грунта осуществлялся без участия представителей ООО "СВСК", тем самым нарушены права ООО "СВСК". Управлением Россельхознадзора не представлен протокол осмотра участка с поврежденным почвенным покровом. Отбор образцов почвенного слоя произведен произвольно, без учета площади, расположения, особенностей земельного участка с кадастровым номером 34:10:200019:545. Из представленных в материалы дела муниципального контракта и проектной документации не следует, что выполнение работ осуществляется в границах земельного участка 34:10:200019:545.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд удовлетворил ходатайство ООО "СВСК" о проведении веб-конференции.
Судебное заседание назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
В судебном заседании представитель ООО "СВСК" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в соответствии с решением от 22 мая 2023 года N ВП-0022/08 И.о. заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Попова Алексея Петровича проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская строительная компания", в ходе которой установлено нижеследующее, на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: 34:10:200019:545. общей площадью 710094 кв. м, расположенного Местоположение обл. Волгоградская, р-н Камышинский, г. Петров Вал:
- на площади 187 кв.м., выявлено место проведения работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, где не проведены мероприятия по механической рекультивации земельного участка, отсутствует покрытие рекультивируемой площади плодородным слоем почвы; не произведена планировка рекультивируемой площади. Отсняты точки с географическими координатами места нарушения: Т1 N50.12810° Е45.235570. Т2 N50.12792° Е45.23536°. ТЗ N50.12786° Е45.23546°. Т4 N50.12805° Е45.23569°. В местах снятия и перемещения плодородного слоя почвы 02.06.2023 отобраны почвенные образцы в количестве 3 шт. на определение агрохимических показателей.
Пробы переданы для проведения экспертиз и испытаний в ФГБУ "Ростовский референтный центр Россельхознадзора". По результатам испытаний подготовлены протоколы испытания N N 02111-02113 от 20.06.2023, заключения N 56 от 21.06.2023.
В результате лабораторных испытаний 3 почвенных проб, установлено:
- в пробах почвы N N 2-3 выявлено 6 случаев снижения агрохимических показателей, определяющих плодородие почв в сравнении с контрольной пробой N1.
- при этом в почвенных пробах N 2. N 3, установлено 6 случаев снижения показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выражающееся в изменении числовых значений не менее 3 критериев для каждой пробы, что соответствует критериям существенного снижения плодородия, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 г. N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
На основании изложенного использование земельного участка с кадастровым номером: 34:10:200019:545, расположенного Местоположение обл. Волгоградская, р-н Камышинский, г. Петров Вал по целевому назначению в местах отбора проб N 2 и N 3. на площади 187 кв.м. возможно после проведения необходимых рекультивационных работ, установленных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
В ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что документов, указанных п. 13 решения о проведении внеплановой, выездной проверки N ВП-0022/08 от 22 мая 2023 года, письменных объяснений по факту снятия и перемещения плодородного слоя на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:10:200019:545, расположенном Местоположение обл. Волгоградская, р-н Камышинский. г. Петров Вал. представлено, не было.
В границах земельного участка с кадастровым номером 34:10:200019:545 общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская строительная компания" проводит с 2021 года земляные работы, в соответствии с заключенным с администрацией городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области муниципальным контрактом N 0129200005321000080 от 01.03.2021 по выполнению работ на объекте "Система водоснабжения городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области (3 этап)", а также муниципальным контрактом N 1 от 27.01.2023 на выполнение строительных работ по объекту "Напорный коллектор от площадки ВОС до колодца па пересечении ул. Ленина и Безымянная г. Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области".
По выявленным фактам усматриваются признаки нарушения соблюдения обязательных требований:
1) п.2. 4, 5 ст. 13, абз. 2, 4. 7. 8 ст. 42. п.2 ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ:
2) абз. 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения":
3) п. 5. 6. 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель";
В связи с выявленными нарушениями, Государственным инспектором отдела земельного надзора Кувшиновым Владимиром Григорьевичем 30.06.2023 обществу с ограниченной ответственностью "Средневолжская строительная компания" вынесено предписание N ВП-0022/08, которым предписано в срок до "1" октября 2023 года выполнить следующие мероприятия по устранению выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям: привести земельный участок с кадастровым номером 34:10:200019:545. расположенном Местоположение обл. Волгоградская, р-н Камышинский. г. Петров Ват. в состояние пригодное для использования по целевому назначению.
Заявитель, полагая, что предписание Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации N ВП-0022/08 от 30.06.2023 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "СВСК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям, обралось в суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 8 ст. 73 Федерального закона N 248-ФЗ в ходе выездной проверки может совершаться такое контрольное (надзорное) действие как отбор проб (образцов).
Частью 1, 2 ст. 76 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что под осмотром понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
Частью 1, 2 ст. 81 Федерального закона N 248-ФЗ определено, что под отбором проб (образцов) в целях настоящего Федерального закона понимается совершаемое инспектором, экспертом или специалистом контрольное (надзорное) действие по изъятию (выборке) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
В соответствии с ч. 7 ст. 31 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что в случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации контрольному (надзорному) органу о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Согласно ч. 6 ст. 73 Федерального закона N 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее качала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
Согласно материалам дела, уведомление о проведении выездной проверки вместе с решением о проведении выездной проверки N ВП-002/08 от 22.05.2023 направлено по адресу регистрации контролируемого лица: 413124, Саратовская область, г. Энгельс, 1-й Студенческий проезд, д. 2а. Согласно отчету, об отслеживании отправлений, полученного с официального сайта Почта России (почтовый идентификатор 80081984358840), указанное отправление получено ООО "СВСК" 30.05.2023. Период проверки согласно решению N ВП-0022/08 от 22.05.2023 определен с 02.06.2023 по 16.06.2023. Таким образом, общество уведомлено заблаговременно.
На основании вышеизложенного, в соответствии с требованиями ст. 73, 76, 81 Федерального закона N 248-ФЗ обязанность по уведомлению контролируемого лица отнесена только в части уведомления о проведении самого контрольного (надзорного) мероприятия (контролируемое лицо о проверке уведомлено заблаговременно). Требованиями Федерального закона N 248-ФЗ не установлена обязанность контрольного (надзорного) органа об уведомлении контролируемого лица о проведении в отношении него конкретного контрольного (надзорного) действия в рамках контрольного (надзорного) мероприятия. Кроме того, ст. 73, 76, 81 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрена возможность проведения как контрольного (надзорного) мероприятия в целом, так и отдельного контрольного (надзорного) действия в рамках самого контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица при его надлежащем извещении, если проведение указанных мероприятий возможно без присутствия контролируемого лица.
В суде первой и апелляционной инстанциях общество указывало, что несогласно с методом отбора почвенных образцов 02.06.2023 на земельном участке с кадастровым номером 34:10:200019:545.
Согласно протоколу отбора проб от 02.06.2023 почвенные образцы отобраны в соответствии с ГОСТ 17.4.4.02-2017; 17.4.3.01-2017, отбор проб производился государственным инспектором, уполномоченным на совершение данного контрольного (надзорного) действия в соответствии со ст. 81 Федерального закона N 248-ФЗ.
Дополнительно в заключении по результатам оценки соответствия почв показателям качества и безопасности ФГБУ "Ростовский Референтный центр Россельхознадзора" N 56 от 21.06.2023 отсутствуют замечания как к самой процедуре отбора проб, так и к отобранным образцам. Оценка соответствия проведена согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
Судом апелляционной инстанции не принимается довод ООО "СВСК" о не предоставлении обществу протокола осмотра, составленного в рамках внеплановой выездной проверки.
В соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона N 248 информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 21 Федерального закона N 248 контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 настоящей статьи. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 1 ст. 88 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 88 Федерального закона N 248-ФЗ в случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 части 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.
По результатам проверки составлен акт проверки N ВП-0022/08 от 30.06.2023, в котором отражен весь ход проверки, включая проведенные контрольные (надзорные) мероприятия, а также выявленные нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации. Согласно отчету, об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором N 80082486312033, указанный акт проверки направлен и получен контролируемым лицом 14.07.2023.
При этом, судом первой инстанции установлено и не опровергается управлением, что в адрес общества протокол осмотра от 02.06.2023 не направлялся.
Вместе с тем, судом первой инстанции верно отмечено, что не направление протокола осмотра не повлекло существенных нарушений прав общества, поскольку в адрес лица направлен акт проверки, содержащий всю информацию о проведенном контрольном (надзорном) мероприятии.
Кроме того, указанное обстоятельство не является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии со ст. 91 Федерального закона N 248-ФЗ и не влечет признание недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия.
Заявитель в обоснование требования также указывает, что между Администрацией городского поселения Петров Вал, в лице Береговой Елены Николаевны, главы городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Средневолжская строительная компания", в лице Генерального директора Бирюльцова Валерия Владимировича (Подрядчик) заключен Муниципальный контракт N 0129200005321000080 от 01.03.2021 по выполнению работ на объекте "Система водоснабжения городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области (3 этап)" (далее - Муниципальный контракт). Во исполнение условий контракта и на основании заявления ООО "СВСК" Администрацией городского поселения Петров Вал выданы ордеры на производство земельных работ (реконструкция водовода). Заказчиком представлен Договор безвозмездного пользования земельным участком от 29.03.2021, заключенный между Администрацией городского поселения Петров Вал и Власенко Степаном Викторовичем - собственником земельного участка 34:10:200019:545 для обеспечения производства работ на объекте "Система водоснабжения городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области (3 этап)". Земельный участок передан заказчику по акту приема-передачи от 29.03.2021.
В связи с чем, заявитель полагает, что ООО "СВСК" в 2021 году выполняло работы на земельном участке 34:10:200019:545 в полном соответствии с условиями муниципального контракта.
Между тем, судом первой инстанции обоснованно не принят указанный довод, поскольку, подписание акта приема-передачи участка заказчику выполненных работ не означает приведение земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Как верно отметило управление, заказчик, согласно условиям договора, контролирует только срок и качество выполненных работ (реконструкция водопровода).
Из материалов дела следует, что ООО "СВСК" производились работы по разработке грунта и укладки трубопровода на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:10:200019:545. Работы согласованы с собственником земельного участка не были.
В силу п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 800 от 10.07.2018 (далее - Правила N 800), разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п. 5 Правил N 800 Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Таким образом, лицо, которое нарушило плодородный слой почвы (а том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязано привести земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Заявитель указывает, что ранее в адрес ООО "СВСК" направлялись предписание N ВП-00133 от 30.06.2021, предписание N ДП-0295 от 27.12.2021, которыми предписывалось на основании разработанного проекта рекультивации земель, включающего технический и биологический этап, приступить к рекультивации земель на территории проведения земляных работ в границах земельного участка с кадастровым номером 34:10:200019:545, расположенного в Камышинском районе Волгоградской области. Срок исполнения предписания от 27.12.2021 N ДП-0295 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации дополнительно продлен до 01.06.2023. 30.05.2023 ООО "СВСК" направило в адрес Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям сообщение исх. N 69 об исполнении Предписания NДП-0295 от 27.12.2021 и приложило подтверждающие выполнение рекультивации документы. Выполнение работ удостоверено инспектором строительного контроля и принято Заказчиком. В связи с изложенным, заявитель утверждает, что ООО "СВСК" завершило работы в границах земельного участка с кадастровым номером 34:10:200019:545 25.10.2021 проведением работ по рекультивации.
Как следует из материалов дела, 29.11.2021 осуществлен выезд на земельный участок с кадастровым номером 34:10:200019:545 для проверки исполнения предписания N ВП-00133 от 30.06.2021. В местах нарушения отсняты точки с географическими координатами: Т1 N50.13121 Е 45.22783, Т2 N50.13113 Е 45.22823, ТЗ N50.13097 Е 45.22819, Т4 N50.13004 Е 45.23189, Т5 N50.12887 Е 45.23690, Т6 N50.12853 Е 45.23605, Т7 N50.13044 Е 45.22855, Т8 N50.13090 Е 45.22710.
Из материалов дела следует, при проверке установлено, что на указанном участке имеются признаки невыполнения мероприятий по восстановлению плодородного слоя почвы. ООО "СЗСК" предписывалось на основании разработанного проекта рекультивации земель, включающего технический и биологический этап, приступить к рекультивации земель на территории проведения земельных работ в границах земельного участка с кадастровым номером 34:10:200019:545, расположенного в Камышинском районе Волгоградской области.
В связи с истечением срока исполнения указанного предписания управлением проведена внеплановая документарная проверка на основании решения N ДГ -0295 от 08.12.2021. По результатам проверки установлено, что ООО "СВСК" предписание N ВП-00133 от 30.06.2021 не исполнено в установленный срок. В связи с этим, ООО "СВСК" повторно выдано предписание N ДП-0295 от 08.12.2021 сроком исполнения до 28.06.2022. В соответствии с требованиями п. 8 постановления Правительства N ЗЗо срок исполнения предписания продлен до 26.09.2022 (письмо исх. N УФС-СА-8/7511 от 25.05.2022). На основании ходатайства исх. N 143 от 21.09.2022 ООО "СВСК" срок исполнения N ДП-0295 от 08.12.2021 продлен до 01.06.2023 (письмо исх. N УФС-СА-8/14933 от 27.09.2023).
Между тем, в рамках внеплановой выездной проверки на основании решения N ВП-0022/08 от 22.05.2023 повторно установлены факты нарушения ООО "СВСК" требований земельного законодательства Российской Федерации, в связи с чем, вновь выдано предписание N ВП-0022/08 от 30,06.2023 сроком исполнения до 01.10.2023, которым ООО "СВСК" предписано привести земельный участок с кадастровым номером 34:10:200019:545, расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, г. Петров Вал, в состояние пригодное для использования по целевому назначению.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции правомерно установлено, что предписание N ВП-0022/08 от 30.06.2023 выдано обществу по вновь выявленным нарушениям в рамках внеплановой выездной проверки на основании решения N ВП-0022/08 от 22.05.2023.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о том, что управлением допущено грубое нарушение требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), выразившееся в проведении выездной внеплановой проверки в отношении ООО "СВСК" при отсутствии согласования с органами прокуратуры при обязательности такого согласования.
Судом установлено, что в Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия поступили обращение гражданина за вх. N 6117 от 24.03.2023 и материалы Межмуниципального отдела МВД России "Камышинский" КУСП N 6529 за вх. N 9245 от 25.04.2023, по факту снятия и перемещения ООО "СВСК" плодородного слоя почвы на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:10:200019:545, расположенного в границах Камышинского района Волгоградской области.
Из материала проверки КУСП N 6529 от 21.03.2023 установлено, что в рамках проверки сообщения об уничтожении плодородного слоя почвы земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:10:200019:545 по адресу: 1 км по направлению на восток от южной окраины г. Петров Вал Камышинского района Волгоградской области протоколом осмотра места происшествия от 21.03.2023 зафиксировано наличие земляных работ на земельном участке с кадастровым номером 34:10:200019:545 по укладке трубы водоснабжения г. Петров Вал с помощью спецтехники.
В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений в вышеуказанных обращениях о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", 03.04.2023 на основании задания N ВО-08/2-2077/2023 от 28.03.2023 осуществлено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия в форме выездного обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:10:200019:545. В ходе осмотра земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:10:200019:545 факт нарушения целостности земельного покрова подтвердился должностными лицами Управления.
На основании п.1 ч.1 ст.57 Федерального закона от 31.07.20220 N 248- ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", абз. 5 п.п а) п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" с целью удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в обращении гражданина за вх. N 6117 от 24.03.2023 и материалах Межмуниципального отдела МВД России "Камышинский" КУСП N 6529, принято решение о проведения внеплановой выездной проверки N ВП-0022/08 от 22 мая 2023 в отношении деятельности ООО "СВСК", по факту снятия и перемещения плодородного слоя почвы на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:10:200019:545, расположенного в границах Камышинского района Волгоградской области.
Указанная проверка согласована решением первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора Бородиной И.М. от 23.05.2023 N 304 (т. 2 л.д.62). Общество в апелляционной жалобе указало, что в решении указано на отказ в согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, однако, в сведениях Генеральной прокуратуры указано, что согласовано проведение КНМ с органами прокуратуры решением N 304 от 23.05.2023 (л.д.61 т.2).
Судом апелляционной инстанции также отклоняется довод общества о том, что Управлением Россельхознадзора не доказана вина ООО "СВСК" и наличие причинно-следственной связи между выполненными работами и нарушением плодородного слоя, поскольку с момента завершения ООО "СВСК" работ на спорном земельном участке и проведения рекультивации (25.10.2021) до момента выявления нарушений (02.06.2023) прошло более 19 месяцев, и ООО "СВСК" не располагает информацией о том, как и кем в указанный период использовался земельный участок 34:10:200019:545.
Наличие причинно-следственной связи подтверждается совокупностью собранных доказательств, проверкой Межмуниципального отдела МВД России "Камышинский" (КУСП N 6529), в результате которой зафиксировано проведение работ ООО "СВСК", техника общества, опрошен ответственное лицо ООО "СВСК" за выполнение работ, соблюдения техники безопасности, строительных норм и правил на объекте, глава Администрации г. Петров Вал и собственник земельного участка, проверкой, проведенной должностными лицами Управления, которой факт снятия и перемещения плодородного слоя подтвердился.
Заявитель в письменных пояснениях указал, что в материалах проверки не содержится информация о способах проведения обмера земельного участка в целом и нарушенных частей, том числе площади нарушенных земель. В сведениях ЕГРН координаты границ земельного участка 34:10:200019:545 указаны в местной системе координат МСК-34 зона 2, в то время как управление измеряло координаты в системе геодезических координат WGS-84, однако не указано каким образом и с помощью чего произведен перевод координат одной системы в другую для определения фактических (на местности) границ земельного участка 34:10:200019:545, и соотносимости исследованных точек с границами земельного участка. Согласно Техническим характеристикам устройства Garmin Dakota 20, указанных в руководстве пользователя (выкопировка прилагается), точность GPS <10 м (33 фута) в 95% случаев может снижаться до 100 м (среднеквадратичн.). Управлением в протоколах не указана конкретная точность, выдаваемая при производстве зафиксированных измерений координат, в связи с чем невозможно достоверно установить местоположение точек, а также площадь нарушений, подлежащих устранению.
Судом установлено, что при проведении проверки в ходе осуществления контрольного (надзорного) действия - инструментального обследования должностным лицом Управления в целях установления местоположения земельных участков, определения их границ, площади нарушения, использовано техническое средство - GPS навигатор Garmin Dacota-20 (серийный номер 13Д304345).
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы общества о непредставлении документов, подтверждающих отнесение GPS-навигатора Garmin к средствам измерения, прошедшим метрологическую проверку.
Под инструментальным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, совершаемое инспектором или специалистом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также подтверждения соответствия продукции (товаров) обязательным требованиям (ч. 1 ст. 82 Федерального закона N 248-ФЗ).
Под специальным оборудованием и (или) техническими приборами в настоящем Федеральном законе понимаются все измерительные, испытательные приборы и инструменты, мини-лаборатории и переносные аппараты, утвержденные в установленном порядке в качестве применяемого испытательного оборудования, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие в случае необходимости метрологическую поверку, а также государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных положением о виде контроля, для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в ходе инструментального обследования могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации. Под средствами доступа к информации в настоящем Федеральном законе понимаются аппаратно-программные средства, обеспечивающие в установленном законодательством порядке доступ к информации, содержащейся в государственных информационных системах.
В силу части 2 статьи 1, пунктов 6, 8 и 21 статьи 2 Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
GPS-навигатор - устройство, которое получает сигналы глобальной системы позиционирования с целью определения текущего местоположения устройства на Земле. Устройства GPS обеспечивают информацию о широте и долготе.
На основании данных (географических координат), полученных с помощью указанного прибора, установлены границы нарушений на участке и их географические координаты посредством общедоступного источника -Публичной кадастровой карты на сайте Росреестра (согласно приложению).
Навигатор - Garmin Dacota 20 имеет погрешность до 10 м, что следует из руководства пользователя (стр. 31). Вместе с тем, скан-образы из Публичной кадастровой карты доказывают, что отснятые координаты находятся в границах земельного участка с КН 34:10:200019:545.
Как следует из материалов дела, что использованный при осмотре территории земельного участка навигатор GARMIN применялся для определения точек местоположения территории, на которой выявлены нарушения, а не для определения каких-либо количественных показателей.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона N 102-ФЗ Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии.
В Перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 N 250, отсутствуют средства, в том числе GPS-навигатор, определяющий местонахождение и определение площади в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора).
Судом первой инстанции верно установлено, что указанный прибор не использовался как средство измерения, им зафиксировано только фактическое положение заросшего земельного участка.
Материалами дела подтверждено, что уничтожение плодородного слоя почв произошло по причине ведения заявителем хозяйственной деятельности на земельном участке, переданным ему на период производства работ. Таким образом, обоснованно признан лицом, на которое законодательно возложена обязанность по проведению рекультивации земель.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что предписание N ВП-0022/08 от 30.06.2023 является обоснованным, законным, прав заявителя не нарушает, в связи с чем, в удовлетворении требования общества судом обоснованно отказано.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.02.2024 по делу N А53-35410/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35410/2023
Истец: ООО "СРЕДНЕВОЛЖСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", ООО "Средневолжская строительная компания"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО РОСТОВСКОЙ, ВОЛГОГРАДСКОЙ И АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ