г. Томск |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А27-2751/2024 |
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Подцепилова М.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (N 07АП-3528/2024) на решение от 25.04.2024 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2751/2024 (судья Плискина Е.А.) рассмотренному в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Акционерному обществу "СУЭК-Кузбасс", г. Ленинск - Кузнецкий, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1074212001368, ИНН 4212024138) о взыскании 588 340 рублей штрафа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "СУЭК-Кузбасс" (далее - АО "СУЭК-Кузбасс") о взыскании 588 340 рублей штрафа за превышение грузоподъемности вагона N 61827846.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.04.2024 исковые требования удовлетворены частично.
ОАО "РЖД" с решением суда первой инстанции не согласилось, просило решение изменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что арбитражный суд необоснованно применил положения ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ответчиком не представлены доказательства несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств.
Кроме того, по мнению апеллянта, отсутствие у истца убытков, каких-либо иных неблагоприятных последствий вследствие нарушения ответчиком своих обязательств, отсутствие реальных негативных последствий нарушения грузоподъемности вагона, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта не может быть признано безусловным основанием для применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, снижение неустойки приведет к возможности возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность перевозки грузов.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Как следует из материалов дела, согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭР944529 со станции Ерунаково Западно-Сибирской железной дороги был отправлен груз (грузоотправитель АО "СУЭК-Кузбас").
Из оригинала транспортной железнодорожной накладной по отправке N ЭР944529 следует, что ОАО "РЖД" (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему груз (уголь каменный марки Д марка ДГОМСШ (0-50) Уголь битуминизированный прочий), общей массой 432400 кг. от станции Ерунаково ЗСиб ж.д. до станции Мурманск (эксп.) Окт ж.д. Масса груза определена грузоотправителем. Погрузка груза в выгоны осуществлялась грузоотправителем.
Согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной по отправке N ЭР944529, вагон N 61827846 должен был перевозить груз массой 69900 кг, стоимость перевозки груза, размещенного в вагоне составила 111 196 руб.
Грузоподъемность вагона составляет 70 000 кг. 19.11.2023 на ст. Солывычегодск Сев. ж.д. при коммерческом осмотре поезда системой АСКОПВ при прохождении взвешивающего тензометрического рельса (РТВД), заводской N 201124 последняя государственная поверка 22.12.2022, обнаружен перегруз вагона против документа, а именно: вес нетто 78,87 т (по документам значится 69,9 т.), вес брутто 96,67 т (по документам значится 93,7 т), в связи с чем, вагон отцеплен для контрольной перевески, что подтверждается Актами общей формы N 2/1473 от 19.11.2023, N 14/1410 от 19.11.2023, Справкой о результатах работы АСКОПВ и весов в поезде N 2340 от 19.11.2023. 19.11.2023 на станции Солывычегодск Сев ж.д.
ОАО "РЖД" произвело контрольную перевеску вагона в присутствии представителя ответчика.
По результатам перевески вагона был составлен коммерческий акт N СЕВ2302429/64, из которого следует, что по результатам контрольной перевески масса вагона брутто 95950 кг, масса тары 23800 кг, масса нетто 72150 кг. Результаты контрольной перевески так же отражены в Акте общей формы N 4/377 от 19.11.2023.
Перевеска производилась на вагонных весах Веста-СД (заводской номер 311), дата последней поверки 03.11.2023.
Согласно рекомендациям МИ 3115-2008, предельное расхождение в результатах измерения составляет 2,75% (расчет определения массы груза с учетом предельных отклонений в результатах измерений в соответствии с рекомендациями МИ 3115-2008 прилагается).
С учетом предельного расхождения результатов измерения, масса груза в вагоне нетто составила 70228 кг, т.е. излишек массы против документов составил с учетом Рекомендаций МИ 3115-2008: 70228 кг - 69900 кг = 328 кг.
Излишек массы против грузоподъемности Вагона составил: 70228 кг - 70000 кг = 228 кг.
25.11.2023 на основании гарантийного письма от 24.11.2023 из вагона N 61827846 произведена отгрузка излишка груза. После чего было произведено очередное контрольное взвешивание вагона, масса нетто составила 70650 кг, тара вагона 23800 кг, масса брутто 94450 кг, что подтверждается Актом общей формы N 4/381 от 25.11.2023, результатами измерения N 1675 веса состава в статике от 25.12.2023.
Излишки груза были вывезены представителем грузоотправителя АО "СУЭК-Кузбасс", что подтверждается Актом общей формы N 5/2254 от 25.11.2023. Взвешивание вагона после дозировки осуществлялось на вагонных весах ВестаСД (заводской номер 311) в статике (дата последней поверки 03.11.2023).
После устранения перегруза, Вагон был отправлен на станцию назначения по досылочной дорожной ведомости N ЭС636576.
На станции назначения груз передан грузополучателю без претензий по массе груза, что подтверждается приемо-сдаточным актом N 240/0 от 30.11.2023.
Размер неустойки за перегруз вагона сверх грузоподъемности вагона составляет: 111 668 руб. * 5 = 558 340 рублей.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования частично, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (статья 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.
Статьей 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно статье 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест. Ответственность за достоверность сведений, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, несет грузоотправитель.
В силу статьи 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик имеет право проверить достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Согласно статье 102 Федерального закона от 10.01.2003 N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа). Погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам (статья 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, при обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.
Из содержания пункта 28.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" следует, что если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.
Штраф по статье 102 Федерального закона от 10.01.2003 N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" применяется к грузоотправителю (отправителю) за сам факт превышения грузоподъемности, удостоверенный соответствующим актом в силу статьи 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов и т.д.).
В силу пункта 4 данного постановления, содержащиеся в настоящем постановлении разъяснения о снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются и в случаях, когда неустойка определена законом, в частности, положениями УЖТ.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения. Суд должен в каждом отдельном рассматриваемом случае дать оценку основаниям обстоятельств спора, влияющим на оценку соразмерности (несоразмерности) последствий правонарушения размеру установленной неустойки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что именно отправитель обеспечивает правильность и достоверность сведений и заявлений, указанных им в накладной, и несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений.
Кроме того, факт допущенного ответчиком перегруза подтвержден надлежащими доказательствами, требование о взыскании неустойки является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Размер неустойки подтверждается коммерческим актом, актом общей формы, накладной, представленными в материалы дела.
Арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о возможности снижения штрафной неустойки в два раза до 294 170 рублей с учетом компенсационной природой неустойки, сведений, отраженных в коммерческом акте и акте общей формы, принимая во внимание размер перегруза, обстоятельства дела, отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о причинении перевозчику значительных убытков или наступления иных неблагоприятных последствий вследствие допущенных ответчиком нарушений, в том числе для безопасности движения, учитывая, что начисленная сумма неустойки за искажение сведений значительно превышает стоимость перевозки, для необходимости соблюдения баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших (возможных) для кредитора в результате нарушения обязательства, а также исходя из недопущения извлечения какой-либо финансовой выгоды одной из сторон за счет другой в связи с начислением штрафных санкций, принимая во внимание чрезмерно высокий размер неустойки, принцип соразмерности ответственности последствиям нарушения обязательства, исходя из положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает доводы арбитражного суда о снижении неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации убедительными, поскольку это соответствует принципам необходимости соблюдения баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших в результате нарушения обязательств, и недопущения извлечения какой-либо финансовой выгоды одной из сторон за счет другой в связи с начислением штрафных санкций.
Довод апелляционной жалобы о том, что арбитражный суд необоснованно применил положения ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ответчиком не представлены доказательства несоразмерности неустойки, а искажение сведений в накладной в результате нарушения влияет на безопасность перевозки грузов, судом апелляционной инстанции отклоняется, как несостоятельный, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно пункту 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из разъяснений пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О указано, что гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается выводами суда первой инстанции о том, что снижение неустойки произведено правомерно, а также с обоснованием ее снижения.
Суд апелляционной инстанции находит аргументацию арбитражного суда о применение положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации согласующейся как с диспозицией этой нормы, так и с практикой применения норм права о неустойке.
Несогласие апеллянта с уменьшением штрафных санкций не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
К тому же, сам факт начисления неустойки уже свидетельствует о применении к обществу мер ответственности за нарушение действующего законодательства.
Таким образом, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, доводы каждой из сторон, учитывая разъяснения, содержащиеся в Постановлении N 7 Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" от 24.03.2016, суд апелляционной инстанции счел обоснованным применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижение неустойки до 294 170 рублей не противоречит сложившейся судебной практике, соответствует применяемой за нарушение обязательства ставке для расчета неустойки, при отсутствии доказательств обратного, является адекватной мерой ответственности за нарушение договорных обязательств.
Уменьшив размер неустойки до 294 170 рублей, суд первой инстанции учел баланс интересов сторон, таким образом, уменьшением размера неустойки не ущемляются права истца и ответчика.
Применительно к изложенному, суд апелляционной инстанции считает правомерным и обоснованным снижение размера неустойки.
Нарушения норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Мотивированное решение от 25.04.2024 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2751/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Судья |
Подцепилова М. Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2751/2024
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "СУЭК-Кузбасс"